Меню пользователя Написать статью Добавить видео Регистрация Войти

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

ВОЗРАСТ НАРОДА САХА

11 марта 2015
4241 просмотр

    ВОЗРАСТ НАРОДА САХА

    Хотя потрачены многие столетия, поиски происхождений народов не приобрели подлинно научную точность и конкретность. Практически они всё ещё не избавились от бабкиных представлений будто целый народ мог иметь своих Адама и Еву, от потомства которых мог вырасти целый народ. И тех Адама и Еву каждого народа сегодня с серьёзным видом и не в шутку ищут не древние бабки, а дипломированные учёные.

    Как уже отмечено выше, датой рождения народа хакас фигурируют 30-е годы XX в., т.е. дата вынесения административного распоряжения о создании данного народа. А вот кем рожден этот народ, выйдет довольно смехотворно. Там придётся записать: «Хакасский народ рождён этносом по имени СССР». Так будет справедливо, ибо СССР — название империи, приказным путём породившей хакасов. Именно так выглядит «научное» определение «якуты родились от тюрков, монголов, хуннов», так как тюрки, монголы и хунны были лишь титульными именами империй, как СССР, составленных из конгломерата многих и многих разноязычных и разнокровных племён и родов.

    Фотографии архив

    ЯКУТКИ, ОДЕТЫЕ В ШУБУ С БУЕРАМИ ЯКУТКИ, ОДЕТЫЕ В ШУБУ С БУЕРАМИ Переселенцы в Якутске. Начало прошлого века Переселенцы в Якутске. Начало прошлого века Юноша-якут. Конец 19-го века Юноша-якут. Конец 19-го века Пассажиры на палубе. Река Лена. Начало прошлого века Пассажиры на палубе. Река Лена. Начало прошлого века Пассажиры на палубе. Река Лена. Начало прошлого века Пассажиры на палубе. Река Лена. Начало прошлого века Олёкминск. Часовня Александра Невского. Начало 20-го века Олёкминск. Часовня Александра Невского. Начало 20-го века Якут-торговец. Конец 19-го века Якут-торговец. Конец 19-го века Олёкминск. Спасская церковь с колокольней Олёкминск. Спасская церковь с колокольней Чины полиейского управления. Олёкминск. Начало 20-го века Чины полиейского управления. Олёкминск. Начало 20-го века Военные чины (офицеры и вольноопределяющиеся), проходившие на рубеже ХIХ-ХХ веков службы в Якутии Военные чины (офицеры и вольноопределяющиеся), проходившие на рубеже ХIХ-ХХ веков службы в Якутии Офицеры казачьих войск, нёсшие в Якутии полицейскую службу. Конец ХIХ-начало ХХ веков Офицеры казачьих войск, нёсшие в Якутии полицейскую службу. Конец ХIХ-начало ХХ веков Олёкминск. Конец 19-го века Олёкминск. Конец 19-го века Торговый партнёр Свенсона. Кушнарёв П.А. Торговый партнёр Свенсона. Кушнарёв П.А. Вилюйск. Дом Чернышевского Вилюйск. Дом Чернышевского Якутский хотон. Конец 19-го века Якутский хотон. Конец 19-го века У якутского костра. Конец 19-го века У якутского костра. Конец 19-го века У якутского костра. Конец 19-го века У якутского костра. Конец 19-го века
    Все фотографии
    Благодаря наличию конкретного свидетельства о рождении, заявление «хакасы родились от СССР» выглядит куда научнее, чем огульное «якуты родились от тюрков». Ведь, «тюрки» — такое же общее название империи, как СССР. В составеёвходили такие племена и роды, как Он Ох, Татабы, Отузтатар, Укуз и т. п. Из них «татап» или «татаб» составлены из типичной формы угро — самодийских языков «куп», «вепс», «кацап». «Укуз» или «Огуз» — не название племён, а простое слово «уус» или «жуус» — «род», где посреди долгой гласной «уу» вставлен «-г» по образцу «баатар — багатар — богатырь».

    Перевозка льда на оленях

    По фрагментам памятников орхонской письменности, у племён каганатов тюрков, не было единого тюркского языка: каждое племя и род имели свои языки. И якутоведение, никогда не любившее точность, не сообщало от какого конкретного рода той пестрой империи «родились» якуты и от языка какого конкретного племени берет своё начало якутский язык. И всё шло по принципу «пальцем в небо». Таков был уровень науки и времени.

    Административно-приказной случай «рождения» хакасов в XX в. яснее ясного демонстрирует то, что с подобными сегодняшними представлениями нельзя искать «рождения» в древности этносов и народов. Ведь, хакасы и до своего юридического «рождения» приказным путём практически существовали, но не под названием «хакас», а в виде самостоятельных племён бельтир, койбал, сага и пр. Только тогда нельзя было их назвать составными ещё не родившегося названия «хакас». Короче, каждые племя и род на каждом отрезке времени прошлого имели свой собственный язык и этническое название. И те названия и языки никогда не застревали на одном месте и периодически менялись. И не имея и представления о череде тех изменений, абсолютно бессмысленно было искать, какой род вошёл в чей состав и какой язык в комбинации с какими образовывал те или иные языки, жаргоны. Так, например, сегодня остаются верными сагаязычию и этносу саха почти одни окраинные, в то время большинство городских, райцентровских и промпоселковских перешли на русскоязычие и ждут появления нового самоназвания, чтобы не числиться как саха. В последующем иностранноязычные якуты поступят таким же образом. Неизвестно, кого они назовут своим прапредком. Русскоязычные якуты, скорее всего, назовут себя родившимися не от якутов и русских, а от славян, а иностранноязычные — от французов, англичан, американцев. Если позаимствуют наш сегодняшний опыт, как своё прошлое они выставят прошлое славян, французов, англичан и американцев. Вот каков будет наш сегодняшний пример выдачи историй тюрков, гуннов и других как прошлое якутов. Как это ни стеснительно, но факт: многие сегодня гордятся чужой степной историей, выдавая её как свою. Перестанут они гордиться этим и начнут стесняться только тогда, когда и их собственные обрусевшие иностранноязычные дети пойдут выдавать за своё прошлое историю Британской, Французской империй за свою и стыдиться за принадлежность к саха. До прецедента с хакасами в XX в., не имело места «рождение» какого-нибудь народа путём лаконичного приказа «Образовать такой-то народ». Поскольку не было подобного (в лобовую) приказа «Образовать народ под названием якуты», якутоведение и не заметило, что и данный народ был создан таким же административно-приказным способом из конгломерата разноязычных и разнокровных неорганизованных масс. Не заметило по той причине, что административно-приказное сколачивание якутского народа продолжалось больше столетия до тех пор, пока не был пойман и приведён «под государеву высокую руку» последний «неясачный», зачисленный под рубрику «якол» (якут). Говоря иначе, в отличие от хакасов XX в. каждого заносимого в списки якутов приходилось ловить, охотясь за ним персонально, ибо в крае не оказалось никаких органов самоуправления. Точнее, в Якутии того времени была идеальная демократия, где суверенна была каждая отдельно взятая семья. Она никому не подчинялась и ни над кем не командовала. Та социальная организация картинно обрисована в каждом олонхо. В ней не было ни суда, пи наказания, ни тюрем, ни карательных органов, ни органов правопорядка. С нарушителями правопорядка пытались бороться при помощи добровольцев, именуемых «боотурами».

    Река Сытыкан. Якутия. Фото Виктора Солодухина

    Те выполняли функции милиционера бесплатно ради лишь славы «богатыря» — «героического человека». Отсутствовало даже родовое управление. Было бы подобное, оно держало бы платных боотуров в виде опоры власти родовой администрации. А без силовых структур о наличии власти и речи быть не может. Имевшие место роды представляли собой не социальную организацию. Их миссия не выходила за пределы борьбы с кровосмесительством, т.е. через них вёлся учёт родства одновременно по отцовской и материнской линиям. Отсюда, одно и то же лицо входило в состав и материнского, и отцовского родов.

    Указанные особенности якутов того времени не поняли по сей день из-за того, что олонхо изучали эпосисты, предания — фольклористы, хозяйство — экономисты, социальный строй — подгонщики к трафаретам «классических» социальных строев других стран. В итоге, общую картину жизни не получал никто. При этом фольклорист не прибегал к услугам архива, археолог избегал этнографии, историк не признавал ничего, кроме окучивания в цитаты архивов. И архивному они молились как к богу, ни практического анализа, ни сопоставления с реальной жизнью. Главное: никто из архивистов и не желал знать о том, что архивы XVII в. были взглядом чужих, не всегда понимавших жизнь якута.

    Учли бы, кто авторы тех документов, многих оплошек в понимании жизни якутов времён прихода русских не было бы. Например, в архивах на редкость хорошо видно замешательство воевод с организацией самоуправления якутов. Искомой ими общеякутской и породовой власти самоуправления у якутов не оказалось ни капельки. Отсюда, вытекал кричащий вывод о том, что, организованных как народ и этнос, якутов не существовало. Роды и те оказались фиктивными, не административно-социальными, а только учитывающими лишь родство для браков. Вместо этноса и народа, имели место лишь зачатки деления по языковым группам. Однако и та робкая попытка сгруппироваться по языкам смазывалась массовостью двуязычия и многоязычия. Особенно невозможно оказалось отличить друг от друга сагаязычных «якол», тунгусоязычных «тонгус» и ламутоязычных «лабынха». Зафиксировала это отчётливее всего легенда о родословной Тыгына или Дыгына.
    Воеводам, поспешившим ещё с дороги сообщить в Москву о проживании в Якутии тунгусов, ламутов, якутов, оказалось нелегко находить на месте таковых. Языки оказались недостаточно отчётливым признаком для деления якутян на только что создаваемые административно этносы. Пришлось предпочесть золотоордынский метод деления подданных на «конных» и «пеших». Так, казахи внутри себя делились на «пешую голь» и на «конных» зажиточных «атка минер». Последних именовали «хзх» или «казах». Тот же термин был заимствован казачеством как «казак» и при волжском окании «козак». Заодно с тем термином они позаимствовали ордынские: «атаман», «есаул», «хорунжий», «джигитовка» и т. п.

    Однако то ордынское деление на «конных» и «пеших» в Якутии натолкнулось на опять неотчетливость из-за оленескотоводства. Им, оказалось, были заняты понемногу почти всюду в Якутии, где позволяла природа. Такого оленескотовода нельзя было с определенностью назвать ни «конным», ни «оленным». Их «пешие», не имевшие коня или оленя, крутились между рыбными озерами с волом и парой коров.

    Якуты. Начало ХХ века.

    Поскольку иных принципов создания новых этносов не было, и воеводы не могли придумать сами другой принцип, пришлось использовать тот ордынский комбинированно с языковым. Тундровых «пеших», невзирая на разноязычие, оптом отнесли к юкагирам. «Оленных» высоких северных гор назвали ламутами. «Оленные» тайги с частью оленескотоводов были записаны как тунгусы. В списки якутов попали те, кто занимались рыболовством на озёрах без оленей и лошадей и оленескотоводы с преобладанием в своём хозяйстве луговых животных. Первых назвали или «худым якольцем балыкса» или «пешим якутом». У попавших в списки «конных» якутов, количество поголовья луговых животных должно было намного преобладать над числом транспортных оленей. Им между тем не запрещали вести и прежнее оленескотоводческое хозяйство. В числе представленных к награде в середине XIX в. богач якут Кокорин имел в своём хозяйстве до полуторы тысяч оленей, несколько сот луговых животных, в том числе и пару десятков привозных овец. В том регионе легенды удивляют сегодняшних фольклористов упоминаниями о каких-то рогатых лошадях.
    Явно они так именовали оленей из такого комбинированного оленескотоводческого хозяйства, типа вышеупомянутого кокоринского. Та «рогатая лошадь» одновременно напоминает череп лошади с оленьей золотой маской из скифского кургана.

    Интересные находки почти всегда обнаруживаются попутно при поисках другого или вовсе посторонними. Беда якутоведения состояла в том, что при поисках заданного, хоть самородок валяйся под ногами, не обращало внимания на попутные сведения. Так, и при поисках документов о добровольном вхождении Якутии в состав России никого не насторожило полное отсутствие родовых и этнических глав, с которыми следовало подписывать дипломатический документ о добровольном вхождении. Бозеко, Треки, Бойдоны, Легои, Бурухи, Киринеи оказались невластными главами родов и этносов, а лишь рядовыми «лутчими людьми», т.е. чуть богаче других. Договор с ними был бы пустой бумагой. Более того, не у кого оказалось взять и списки будущих ясачных. Отсюда, почти сам по себе вытекал кричащий факт о присутствии одних язычий и полном отсутствии этносов. И воеводам пришлось самим охотиться за каждым якутянином, чтобы из них сколачивать административно этносы. А те списки должны были стать официальными юридическими свидетельствами о «рождении» всех местных этносов. Если этот кричащий факт проворонили учёные-якутоведы, то абсолютно неграмотные якуты XVII в. поняли моментально и именно поэтому дату «рождения» якутов, как народ, они пошли считать единогласно и безоговорочно со времени прихода русских, т.е. с Тыгына. Именно из-за этого понимания никто в преданиях о Тыгыне не вставил и словечка о дате «рождения» якутов. Против таких упрямых фактов вряд ли кто отыщет резоны.
    В тех же материалах якутоведение и не попыталось выяснить, почему в одной лишь Якутии составление ясачных списков вызвало столь массовое и продолжительное бегство. Ведь, не бежали от ясака даже «двоеданники», платившие одновременно ясак и Алтын-Хану, и царю.

    Не поняли причины бегства из-за того, что не нашли нужным посчитаться с отличительными особенностями жизни якутов. Сама массовость бегства в единственном числе по всей Сибири показывала, что якуты и их жизнь не имели себе подобных в регионе, потому и бурнее среагировали на крутой поворот в устоях своей жизни при ясачном режиме. Последний ломал их устоявшиеся устои жизни во всех направлениях.

    Во-первых, их силком делили из аморфного монолита на какие-то непривычные группы, именуемые этносами. Отныне им предстояло отмежевываться друг от друга по этническим квартирам. При этом льготными оказались одни попавшие в списки якутов.

    Старый якут бедняк. Начало ХХ века

    

    Видео Страницы истории

    Хранитель истории спорта. Музей физической культуры и спорта Якутии Хранитель истории спорта. Музей физической культуры и спорта Якутии Тайна горы Кигилях. Загадка северной Шамбалы. Тайна горы Кигилях. Загадка северной Шамбалы. Озеро Большое Токо.rm Озеро Большое Токо.rm Сунтаар ысыах 1989 Сунтаар ысыах 1989 Ысыах в честь Победы, 1945 год Ысыах в честь Победы, 1945 год Витим 1998 год. Вторая часть..mpg Витим 1998 год. Вторая часть..mpg Витим 1998год Часть первая Витим 1998год Часть первая Легенды Борьбы★Роман Дмитриев Саха (Якутия) Легенды Борьбы★Роман Дмитриев Саха (Якутия) Летопись 14 Советская Якутия 1948 Летопись 14 Советская Якутия 1948 ТУНДРА - МОЙ ДОМ (1996) ТУНДРА - МОЙ ДОМ (1996)
    С другой стороны, выпячивание «конности» от живого тела главного кормильца — оленескотоводства отделяло его составные в виде самостоятельных отраслей, неспособных прокормить своих приверженцев без чужой помощи.

    В-третьих, выведение лугового животноводства вынуждало сжечь и рубить тайгу и выпускать водоёмы для создания лугов для всё увеличивающегося поголовья лошадей и коров. Подобное кощунство над природным равновесием не сулило ничего утешительного.
    Паника от слома привычного привела к всеобщему бунту, имевшему вид массовых бегств, чтобы на новом месте попытаться попасть в списки льготного этноса «якут». Некоторым это удавалось, т.к. до поимки и объясачивания они успевали обзавестись главным признаком создаваемого этноса «якут» — лошадьми, крупным рогатым скотом. Иным, по легендам, это удавалось при помощи взяток составителям ясачных списков.

    Таким образом, и взяточный метод имел, по-видимому, немалый удельный вес в процессе «родовых мук» «рождения» якутов. Поэтому те бегства нельзя было назвать «массовыми переселениями якутов» на окраины в XVII-XVIII вв., ибо до бегства у тех беженцев вовсе не было никакой этнической принадлежности. А бежали на окраины не чистые скотоводы, а оленескотоводы, привыкшие штурмовать необжитые дикие места, опираясь на охотничье-рыбный промысел на оленях. А считанные коровы и лошади им служили сберкнижкой на случай удачливого создания обильных рукотворных лугов на диких местах. Беженцы уходили не куда попало, а к «родникам». Иначе они рисковали быть отогнанными обратно как чужаки.
    О подобных случаях отгона чужаков со своей территории много говорят хосунская эпопея и, так называемая, «маугирская война» (по-якутски «майаат сэриитэ»). Случилось это в самый разгар «массовых переселений». В XVII в. майааты озера Есей пошли вооруженным путём отгонять наплыв беженцев из долины Вилюя. События развернулись так, что воеводы якутского острога и западные воеводства вынуждены были выступить в роли миротворческих военных сил. Собственно, воеводы чуть не довели тот майаатский конфликт до натуральной войны. На деле же вооруженные отряды майаатов, без стычек, лишь курсировали по долине Вилюя потрясением оружия и бранью, отпугивая наплыв переселенцев. Непривыкшие к войнам якутяне это потрясание оружием и брань назвали «войной».

    Та «майаатская война» создала огромную серию легенд и преданий. Там выяснилось, что якутяне, ставшие «на тропу войны» («кыргыс ыллыга»), окрашивали свою одежду в цвет крови: «кыhыл бутук». Люди в красных бутуках цветом одежды предупреждали мирян, что они — люди «с тропы войны». Это опять навязчивое упоминание о единстве культур якутских и индейских Майя. Индейские Майя становление «на тропу войны» также выделяли покрытием кожи красной охрой и татуировкой с исполнением военного танца. Якутские Майя-Майааты той же охрой покрывали одежду, «кыhыл бутук», татуировали лицо вшиванием окрашенных шейных волос оленя в кожу и исполняли военный танец «Илбис». Этот танец «Сэттээх», обязательства которого не были снимаемы ни магом, ни шаманом. Короче, у ставшего на «тропу войны» и исполнившего страшный танец «Илбис» были только два пути: или гибель в бою, или избавление через победу над врагом.
    Знаменитая легенда о Нюрбакане как раз относится к той «маугирской», «майаатской войне» с применением «красных бутуков», «шитья лица» (хоро сочема) и танца «Илбис». Это лишнее указание того, что «кыргысовым веком» называли время бегств от ясака и охоты на «неясачных».

    Олекминск. Начало ХХ века.

    Оформление этносов и народов Якутии не закончилось и сегодня. Начальная льготность этноса «якут» позволила сагаязычию разлиться от Таймыра до Чукотки и от Ледовитого океана до Северного Китая за Амуром. Остальные малоязычия. пошли на свертывание. Только после суверенитета их стараются возрождать не очень успешно. Их возрождение пошло бы ходчее, если бы за те языки были бы установлены ощутимые и устойчивые льготы морального и материального порядка, как это было сделано в своё время с сагаязычием.
    Отнесение себя к тем или иным этносам и раньше, и сегодня зависело от материальной и моральной выгодности. Так, в 50-х гг. XX века из-за льгот детям в обучении и интернатском содержании довольно заметно увеличилось количество малочисленных. Зато увеличилась у якутян численность обрусевших с полной утратой родных языков. Те ещё не заменили этническую принадлежность и не придумали себе новое самоназвание.

    Самоназвания в послерусское время также менялись довольно часто. Чаучи — чукчи в своё время переходили на «луораветлан», нымыланы стали называться коряками, ламуты — эвенами, тунгусы — эвенками, якуты-саха, асе-ася-эдьээн-эдьиганы переходили на «не-якут-саха» и сегодня записаны как долганы, одулы полностью перешли на «юкагир», чуванцы, юсалы, чавчувены, пашенные-бааhынай исчезли.

    Эвены и эвенки по сей день не только не уточнили свои этнические рубежи, но даже путают кто эвен, кто эвенки и кто долган. Жителей Оленекского, Жиганского, Анабарского и Булунского улусов И.С.Гурвич отнёс к якутам-оленеводам. На деле же они — оякученные майааты и долганы-эдьээн-эдьигааны. Среди оймяконцев в прошлом преобладали ламуты, долганы и майааты-майагатта. Все они сегодня записаны якутами. Колымские хангаайы — бывшие майааты из реки «Коо Вээма» («коо» по угро-самоди «река», «вээма» по — чукотски «река») то фигурировали как ламуты, эвены, чуванцы, чавчувены, нымыланы, то выдавали себя как якуты. Усть-майских селькупов — куп и долган-эдьээнов якуты называют «майскими тунгусами», а эвенки — «алданскими якутами». А они сегодня в паспортах записаны как эвенки.

    До 40-х годов XX века были неустойчивы сами понятия «якут» и «тунгус». «Когда был оленеводом — был тунгусом; сегодня я — скотовод, т.е. стал якутом», — говорили многие. «Какие они тунгусы, когда и поругаешь их по-тунгусски ничего не понимают?» — встречались и такие высказывания. «Соседи их так называют», — говорили третьи.
    Вилюйчан и людей из Горного улуса до недавнего времени соседи называли «вилюйскими и горными тунгусами» или «лесными тунгусами» — «масто-нгуhа». Это выражение, явно, означало «таёжные тунгусы». Однако удивляет, почему не «ойуур тонгуhа».

    Вся эта этническая недооформленность очень отчётливо выделялась в том, что каждый участочек имел свой говор, диалект — остатки былых языков. Всё это так свежо, что по сей день не выветрились ещё акценты. А акценты — не долгожители.

    Невзирая на наличие официальных «свидетельств о рождении» в виде ясачных списков, сведения о древних предках якутов становятся ещё загадочнее. Загадочнее и запутаннее потому, что глубинные корни каждого рода и этнонима уходят в дебри угро-самодийских и майаато-индейских общностей.

    Источник

    Об условиях труда и найма у якутов

    Об условиях труда и найма у якутов

     За самую распространенную у якутов хозяйственную единицу нужно принять группу, состоящую из четырех лиц: двух взрослых рабочих, одного подростка и одного способного к труду потребителя-ребенка или дряхлого старика. Эта группа, совместно с прилежащими ей трех- и пятидушевыми группами, составляет всюду значительное большинство якутских хозяйств....

    27 апреля - особая дата в истории Якутии

    27 апреля - особая дата в истории Якутии

    27 апреля является особой датой в истории Якутии. В этот день в республике отмечают сразу два знаковых события, день образования Якутской Автономной Советской Социалистической республики и день принятия Конституции Республики Саха (Якутия). О том, что послужило созданию Автономной республики и кто стоял у истоков образования самого крупного на сегодня региона Российской Федерации ...

    Основные вехи развития высшего образования в Якутии

    Основные вехи развития высшего образования в Якутии

    В 1907 году в «Якутской газете» писали, что только один якут имеет высшее образование. Этот факт красноречивее и убедительнее многих других интерпретирует прошлое Аlma mater....

    Владимир Иохельсон и его книга “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы”

    Владимир Иохельсон и его книга “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы”

    Книга В.Иохельсона “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы” вышла в свет в 1926 г. в серии “Труды Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции” на английском языке и была отпечатана в Лейпцигской типографии. Это единственный капитальный труд, в котором рассматриваются различные аспекты этнографии, социальной жизни, семейного быта, духовной и материальной культуры юкагиров....

    Айсен Дойду: новый взгляд на древнюю историю народа Саха

    Айсен Дойду: новый взгляд на древнюю историю народа Саха

    Вопрос: кто такие якуты-саха, и с каких времен они живут на территории современной Якутии? Книги и учебники по истории Якутии, утверждают, что “якуты прибыли сюда не раньше XIII-VIV века, и это народ явно южного происхождения”....

    Особо ценная коллекция

    Особо ценная коллекция

    В фондах Национальной библиотеки хранятся книги, возраст которых исчисляется сотнями лет....

    Теги: история
    Комментарии (0)
    Партнеры

     

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2024