Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Саха академический театр им. П.А. Ойунского

7643 просмотра

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    В начале 1920-х годов постановлением Якутского революционного комитета были национализированы Клуб общества приказчиков, а также имущество всех филиалов культурно-просветительного общества «Саха Аймах» и его театральных секций, где в дореволюционные годы выступал любительский национальный театр. Советская власть реорганизовала Клуб общества приказчиков в Народный дом, где и разместился Народный театр с русской и якутской труппами.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Клуб общества приказчиков в Якутске

    17 октября 1925 года якутская труппа Народного театра, состоявшая из активистов культурно-просветительного общества «Саха омук», открыла театральный сезон постановкой комедии «Злой дух» одного из основоположников якутской литературы Н.Д. Неустроева.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Анемподист Иванович Софронов

    В 1926 году Совнарком Якутской АССР принял решение о ликвидации Народного театра и создании на его основе Государственного национального театра. Заведующим был назначен первый якутский драматург Анемподист Софронов. В качестве режиссера был приглашен Дмитрий Большев из Вилюйска, в 1919 — 1920 годах работавший в театральной секции культурно-просветительного общества «Саха Аймах».

    Репертуар театра тех лет отражал искания молодой труппы, определявшей основные пути дальнейшего развития национального театрального искусства.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Артисты национальной труппы. 1925 г.

    В него входили сценическая версия олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского, спектакль «Эллэй и Омогой» П.Н. Тимофеева, имевшие фольклорные истоки; произведения первых якутских драматургов — драма «Красный шаман» П.А. Ойунекого, комедия «Простокваша» Н.Д. Неустроева, «Бедный Яков», «Тина жизни», «Любовь», «Девушка, выходящая замуж», «Скупой без завещания», «Споткнувшийся», «Игра жизни» и «Поспешивший» А.И. Софронова, «Лодырь» Суоруна Омоллоона; русские классические пьесы — «Женитьба» Н.В. Гоголя, «На дне» М. Горького на якутском языке; пьесы «Большевик Василий» П.А. Ойунского на революционную тематику и «Сасыл Сысыы» В.Г. Чиряева на тему Гражданской войны, пьесы агитационного характера.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Режиссер В.В. Местников с учащимися театральной студии. 1925 г.

    С 1930-х годов большое внимание в театре стали уделять повышению профессионального мастерства актерского, творческого и руководящего состава. Директором Т.П. Местниковым и режиссером А.А. Глебовым, работавшим в Московском театре рабочей молодежи, была организована двухгодичная театральная студия, где молодые артисты обучались сценическому мастерству под руководством опытных педагогов. Были подготовлены несколько выпусков, слушатели которых отчасти разрешили проблему пополнения творческого состава якутского театра. Наряду с учебной работой в театре было принято решение о направлении якутских студентов в ведущие театральные вузы страны. В 1932 году был осуществлен первый набор в якутскую мастерскую актерского факультета ГИТИСа, двадцать два выпускника которой вернулись в театр прекрасно обученными молодыми специалистами, многие из которых впоследствии стали заслуженными артистами родной республики и Российской Федерации. Трагическим оказался второй набор якутской студии — в Ленинградский театральный институт в 1940 году, учащиеся которой со студенческой скамьи ушли на фронт и практически все погибли на полях сражений, во время блокады и обороны Ленинграда.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Григорьев Спиридон Алексеевич

    В 1930-х годах начали работать первые профессиональные якутские режиссеры — народный артист РСФСР и ЯАССР Спиридон Григорьев, народный артист СССР Василий Местников, Кирилл Гоголев, Николай Слепцов, а также заслуженный деятель искусств РСФСР и ЯАССР, народный художник Георгий Туралысов.

    Выпускник Московского театрального комбината С.А. Григорьев с 1933 по 1961 год работал художественным руководителем и главным режиссером якутского театра. С его приходом на сцене национального театра прочно утвердилась классическая драматургия — «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Юбилей», «Предложение», «Медведь» А.П. Чехова, «Нахлебник» И.С. Тургенева. Поставленные им шедевры мировой классики «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Отелло» В. Шекспира не имели себе равных среди постановок тех лет по силе воплощения человеческих страстей и душевных переживаний.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Группа работников ЦДСПИ (позже — Якутский музыкально-драматический театр). 1931-1932 гг.

    В числе пьес советской драматургии С.А. Григорьев особое внимание уделял постановкам по произведениям национальных авторов: «Захотевший ребенка», «Указ царя» П.А. Ойунского, «Кузнец Кюкюр», «Айаал», «Сайсаары» Суоруна Омоллоона, «Разрыв паутины» Амма Аччыгыйа, «Молодежь Марыкчаана» Эрилик Эристина, «Золотой ручей» Николая Якутского. Его творческий стиль основывался на позициях реалистического направления советской театральной школы.

    Режиссер В.В. Местников, работавший в один период с С.А. Григорьевым, в своих лучших спектаклях «Туйаарыма Куо» П.А. Ойунского, «Айаал» Суоруна Омоллоона, олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», опере-олонхо «Нюргун Боотур» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского воплощал идеи, заложенные в народном творчестве и фольклорных истоках. Хотя им был поставлен также ряд спектаклей по произведениям русских классиков, советских и якутских драматургов, в историю якутского театрального искусства он вошел прежде всего как основоположник эстетических принципов эпической драмы на профессиональной сцене.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Актерская студия. 1935 г.

    В 1934 году театру было присвоено имя основоположника якутской советской литературы, общественного деятеля П.А. Ойунского. С 1942 года театр стал работать как музыкально-драматический.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Здание театра в конце 50-х 20 в.

    С 1961 по 1983 год главным режиссером и художественным руководителем Якутского драматического театра работал выпускник театрального училища им. М.С. Щепкина при Малом театре СССР, высших режиссерских курсов при ГИТИСе, заслуженный артист РСФСР и ЯАССР Ф.Ф. Потапов, который стал продолжателем традиций, заложенных его предшественниками. В своем творчестве он сумел объединить интерес к эпическому наследию родного народа, самобытное претворение классики и умение найти среди современных пьес драматические произведения, отвечающие духовным запросам национального театрального коллектива и его зрителей.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Репетиция театра перед отъездом в Башкирию

    Потапов осуществил большое число постановок, вошедших в основной репертуар тех лет: спектакли «Макбет», «Гамлет» В. Шекспира, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Овод» Э. Войнич, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Манчаары» А.И. Софронова, «Кузнец Кюкюр» Суоруна Омоллоона, «Братья» СП. Ефремова. Почти четверть века его связывало творческое содружество с народным поэтом Якутии И.М. Гоголевым. Итогом их совместного труда стали спектакли «Наара Суох», «Утро Лены», «Северная легенда», «Таас таба», «Каменный олень», оперетта «Цветок Севера» на музыку Г.А. Григоряна и другие, вошедшие в золотой фонд якутской культуры.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Режиссер Андрей Борисов. 1986 г.

    В 1971 году произошло разделение музыкальной и драматической трупп театра на два самостоятельных коллектива — Якутский музыкальный театр и Якутский государственный драматический театр им. П.А. Ойунского. Две ранее слитых воедино, подобно сиамским близнецам, театральных труппы созрели для самостоятельного развития и решения новых творческих задач. В 1972 году успешно прошли первые гастроли Якутского драматического театра им. П.А. Ойунского за пределами республики в рамках Дней культуры и искусства Якутской АССР в Башкирии.

    С приходом в 1983 году главным режиссером, а с 1990 года художественным руководителем театра ученика выдающегося российского режиссера А.А. Гончарова, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), лауреата государственных премий Республики Саха (Якутия) им. П.А. Ойунского и А.Е. Кулаковского Андрея Борисова начался новый этап в истории развития якутского драматического театра.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Спектакль «Желанный голубой берег мой...». Кириск — Е. Степанов, Мылгун — Г. Васильев, Эмрайин — X. Сметанин, Орган — М. Апросимов.

    Дипломный спектакль молодого режиссера «Желанный голубой берег мой...» по повести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» стал крупным художественным открытием якутского, российского театрального искусства.

    Главная идея постановки — величие человеческого духа, осознанное самопожертвование во имя будущих поколений. В 1986 году А.С. Борисов, художник-постановщик Г.С. Сотников, исполнители главных ролей Е.Н. Степанов, СП. Федотов и Г.С. Васильев были удостоены Государственной премии СССР.

    После феноменального старта начался период освоения нового театрального пространства. Репертуар театра обогатился неординарными постановками: «Мной оставленные песни», «Кудангса великий», «Николай Дорогунов, дитя человеческое» по произведениям П.А. Ойунского, «Споткнувшийся» А.И. Софронова, «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «Ханидуо и Халерха» С.Н. Курилова. Театр неоднократно выступал за рубежом — в Финляндии, Германии, Норвегии, Польше, Мексике, Америке, Швейцарии, Турции, Франции, Японии. В 1995 году за большие творческие достижения Якутский драматический театр получил статус академического и стал именоваться Саха академическим театром им. П.А. Ойунского.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    В. Шекспир. «Король Лир». Король Лир — Е. Степанов, Корделия — И. Никифорова

    В 1999 году спектакль «Король Лир» по В. Шекспиру был удостоен Государственной премии Российской Федерации. В 2000 году театр впервые за свою 75-летнюю историю обрел собственное здание, первой постановкой в котором стал спектакль «Кыыс Дэбилийэ», развивающий самобытную эстетику Театра олонхо. В 2002 году он получил широкое признание российской общественности и был награжден Национальной премией «Золотая маска» в номинации «Приз театральных критиков».

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ»

    В 2005 году спектакль молодого режиссера Сергея Потапова «Макбет» по Э. Ионеско также вошел в число лучших российских спектаклей и получил специальный приз жюри Национальной премии «Золотая маска» «За яркий артистизм, сочетание фольклорных традиций с поэтикой европейского авангарда».

    Ставший традиционным республиканский театральный фестиваль «Желанный берег», проводившийся Союзом театральных деятелей республики на базе Саха академического театра им. П.А. Ойунского, приобрел статус международного. В 2005 году в Улан-Удэ состоялся тематический I Кочевой международный театральный фестиваль «Желанный берег» — «Лики Чингисхана», объединивший в своей программе евразийские театры Сибири и Дальнего Востока.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Олонхо «Туйаарыма Куо». Нюргун Боотур — В. Борисов, Туйаарыма Куо — Н. Шадрина, Уруц Уолан — А. Егоров

    Спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ» в 2005 году был показан в японских городах Токио и Осаке, вызвал большой интерес у взыскательных зрителей и знаменовал собой рождение классического национального театра народа саха. Не случайно, что это произошло в Японии, в стране, имеющей глубокие театральные традиции. Успех был закреплен на выставке ЭКСПО-2010 в Китае. В 2005 году в Саха-театре состоялась презентация Театра Олонхо, к которому все эти годы Андрей Борисов целенаправленно вел труппу.

    Сегодня на сцене Саха-театра выступают артисты пяти поколений — пяти выпусков Московского театрального училища им. Щепкина при Малом театре России. Среди них заслуженные артисты Якутии П.Н. Баснаев, М.И. Варламова, Е.Д. Румянцева, М.В. Корнилова, М.М. Борисова, И.В. Николаева, М.Е. Николаева, П.П. Адамова, М.С. Канаева, Т.И. Мыреева, А.К. Адамова, А.А. Аммосов, И.Е. Луковцев; заслуженные артисты России и Якутии М.Н. Гоголев, А.П. Николаев; народные артистки Якутии А.И. Кузьмина, З.П. Багынанова; заслуженный артист Якутии Н.П. Попов, лауреат Государственной премии России, заслуженный артист России, народный артист Якутии Е.Н. Степанов, лауреат Государственной премии СССР Г. Васильев, народная артистка Якутии, народная артистка России, лауреат премии им. П.А. Ойунского С.И. Борисова.

    Обратившись к своим корням и обогащаясь современным европейским искусством, Саха академический театр им. П.А. Ойунского выбрал свой путь, заняв позицию в мировой художественной культуре как евразийский классический театр.

    Татьяна Павлова-Борисова, кандидат искусствоведения

    По материалам журнала Open (открытый университет)

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Фойе театра

    В Саха академическом театре имени Платона Ойунского около 200 работников, из них 55 — артисты. Все работники, независимо от должности, живут театром, дышат его творческой атмосферой, вместе создают действо, ради которого люди приходят в этот храм искусства.

    В холле театра непривычно тихо и спокойно. Лишь солнечные зайчики, отражающиеся от множества зеркал, оживляют камерную атмосферу. Показавшаяся с виду мраморная пустота театра оказалась обманчивой. Внутри него кипела жизнь.

    Сегодня — генеральная репетиция очередного спектакля. Творческая группа: костюмеры, парикмахеры, гримеры, бутафоры, художники-оформители, звукорежиссеры, художники по свету и многие другие — находятся в полной боевой готовности. Не говоря уже об артистах. Они перевоплотились в своих героев. Перед нами уже не Роман Дорофеев, а легендарный Манчаары, не Дмитрий Михайлов, а богач Чоочо...

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Зинаида Тарасова

    Зинаида Тарасова — мастер по пошиву театральных костюмов. Она выбрала бы совершенно другую профессию, если бы не увидела объявление о наборе в училище, где обучали будущих мастериц. Уже тридцатый год ее руками шьются все театральные одеяния. Каждый костюм заслуживает отдельного внимания. Вот например, жилет с якутскими орнаментами, который должна надеть Татьяна Легантьева. Здесь продумана каждая деталь, цвет должен идеально сочетаться с платьем, все узоры вышиты вручную. Мастер говорит, что национальные костюмы требуют особо кропотливой работы, но зато результат — одно загляденье.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Алена Саввинова

    Алена Саввинова всегда мечтала о творческой профессии. Чтобы быть в гуще театральной жизни, она получила специальность художника-гримера театра в филиале Московской Дамской академии при ВГИК. Там она научилась не только правильно накладывать грим, но и делать парики, усы, бороды. Изготовление одного парика в зависимости от сложности работы и длины волос занимает в среднем от двух недель и больше. Дело того стоит, потому что получаются эксклюзивные изделия, которые идеально подойдут персонажу.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Михаил Туманов

    Художник-бутафор Михаил Туманов создает из металла, стекла и других привычных, на первый взгляд, материалов рыцарские доспехи, королевское обмундирование и даже уникальные шедевры искусства времен Шекспира. За десять дней до спектакля ему дается примерный эскиз, по которому бутафор начинает воплощать идеи в жизнь.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Сардаана Саввинова

    «Каждый костюм имеет свою историю. Это платье надевала Степанида Борисова в спектакле «Кыыс Дэбилийэ», а этот камзол — Иннокентий Лукавцев, это висит военная форма Айаала Аммосова, — рассказывает заведующая костюмерным цехом Сардаана Саввинова, бережно перебирая театральную одежду. — Мы тщательно следим, чтобы театральный гардероб был чистым, аккуратно выглаженным и каждая деталь костюма находилась на своем месте. Мне самой очень нравятся якутские национальные костюмы, радующие глаз своей добротностью и уникальностью».

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Леонтий Мотхонов

    Леонтий Мотхонов виртуозно управляет световым пультом Саха театра. В его силах организовать на сцене игру теней, целую палитру разнообразных оттенков и оригинально передать общее настроение спектакля. Работа светооператора напрямую зависит от задумки режиссера-постановщика, поэтому является одной из самых сложных и кропотливых. Вот почему Леонтий Мотхонов без труда определяет все оттенки радости, грусти, торжества или негодования.

     

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Михаил Романов и Мария Кривогорницына

    Михаил Романов и Мария Кривогорницына — художники-декораторы. Они, как волшебники, играют с пространством: за мгновение могут превратить зиму в лето. Как и все творческие люди, они обожают свою работу, постоянно совершенствуя свое мастерство.

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Галина Петрова

    Галина Петрова — заведующая реквизитным цехом. Она работает в театре с 1991 года. Ветеран труда, отличник культуры РС (Я) и, по мнению большинства, душа коллектива. «Работа для меня — все. Очень много добрых, светлых воспоминаний связывают меня с родным театром. Всегда с замиранием сердца вспоминаю игру таких мэтров сцены, как Мария Канаева, Анна Кузьмина. Василий Фомин, Михаил Гоголев», — делится Галина Петровна. Среди разных реквизитов ей особенно дороги старинные чорооны, которые хранят частичку вселенной под названием «Театр».

    Источник: yakutskhistory.net

    Похожие статьи:

    Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона

    Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона
     Созданный в Якутске в 1925 году Драматический театр, в недрах которого зарождался якутский балет, остро нуждался в квалифицированных руководящих кадрах. Из Москвы был приглашен профессиональный режиссер А.А. Глебов. Он, понимая необходимость создания при драматическом театре танцевальной группы, в 1931 году пригласил балерину Н.Ф. Ягор....

    Основные вехи развития высшего образования в Якутии

    Основные вехи развития высшего образования в Якутии
    В 1907 году в «Якутской газете» писали, что только один якут имеет высшее образование. Этот факт красноречивее и убедительнее многих других интерпретирует прошлое Аlma mater....

    Владимир Иохельсон и его книга “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы”

    Владимир Иохельсон и его книга “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы”
    Книга В.Иохельсона “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы” вышла в свет в 1926 г. в серии “Труды Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции” на английском языке и была отпечатана в Лейпцигской типографии. Это единственный капитальный труд, в котором рассматриваются различные аспекты этнографии, социальной жизни, семейного быта, духовной и материальной культуры юкагиров....

    Особо ценная коллекция

    Особо ценная коллекция
     В фондах Национальной библиотеки хранятся книги, возраст которых исчисляется сотнями лет....

    Айсен Дойду: новый взгляд на древнюю историю народа Саха

    Айсен Дойду: новый взгляд на древнюю историю народа Саха
     Вопрос: кто такие якуты-саха, и с каких времен они живут на территории современной Якутии? Книги и учебники по истории Якутии, утверждают, что “якуты прибыли сюда не раньше XIII-VIV века, и это народ явно южного происхождения”....

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина
     Русский драматический театр в Якутске носит имя А.С. Пушкина со времен празднования 200-летия поэта. Но этот провинциальный театр имеет своего предшественника, ставившего спектакли в Якутске… еще при жизни Александра Сергеевича!...
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019