Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Развитие авиации в Якутии

3228 просмотров

    Развитие авиации в Якутии

    Одним из первых наиболее крупным предприятием гражданской авиации стало основанное в марте 1923 г. акционерное общество «Добролёт».

    Развитие авиации в Якутии

     Развитие авиации в Якутии

    Гидроплан от АО Добролет

    В уставе общества указывалось, что оно учреждается «для развития Гражданского воздушного флота в пределах СССР путём органзации воздушных линий и перевозки пассажиров, почты и грузов, производства аэрофотосъёмок и иных отраслей применения на основе отечественной авиапромышленности». и Большую роль в становлении отечественной авиации сыграло «Российское общество друзей воздушного флота» (ОДВФ), учрежденное 8 марта 1923 г. и преследовавшее цель содействовать созданию в СССР могущественной авиации. Вскоре его отделения стали создаваться по регионам страны. В ОДВФ Дальнего Востока входило 7 губернских обществ, в том числе Якутское. В 1925 г. ОДВФ объединилось с Доброхимом, а в 1927 г.  — с Обществом содействия обороне и стало называться Осоавиахимом. В Якутии ОДВФ организационно оформилось 9 августа 1924 г., когда в столице республики на общем собрании членов ОДВФ избрали временное бюро, в которое вошли Леонтьев (председатель), Тверской и Сухушин. Уже до конца месяца Якутская городская организация ОДВФ насчитывала 118 членов. Первый самолет поднялся в небо над Якутском 8 октября 1925 года.

    Развитие авиации в Якутии

    Прилет самолета Совпич 1925 г

    Тогда же развернулась кампания по сбору средств на строительство Красного Воздушного флота, а коллектив Наркомфина ЯАССР выступил с инициативой сбора средств на строительство самолёта «Красная Якутия». На лето 1925 г. Иркутское губернское ОДВФ запланировало проведение агитационных полётов в районе Ленских золотых приисков, чтобы не только впервые показать жителям тех мест самолёт, но и привлечь новых членов в общество, организовать сбор средств на строительство Красного Воздушного флота. Полёты биплана «Сопвич» над Бодайбинскими приисками начались 19 августа и проходили при большом стечении рабочих приисков и жителей окрестных деревень. Об огромном впечатлении от катания на самолёте старейших и лучших работников приисков и говорить нечего. Да и деньги в фонд оборонного общества были собраны немалые — 20 тыс. рублей. В октябре демонстрационные полёты «Сопвича» прошли над Якутском и его окрестностями. Но потребовалось ещё три года напряжённой изыскательской и организационной работы, прежде чем в 1928 г. была открыта первая в республике регулярная авиалиния, связавшая Якутск с Иркутском.

    Развитие авиации в Якутии

    1930 г. Юнкерс W33c в Якутске

    Развитие авиации в Якутии

    Г.Табунанов

    С начала 1930 х гг. увлечение авиацией в молодёжной среде Советского Союза стало повальным. Государство призывало молодёжь: «Дадим стране 150 тысяч лётчиков!» Настойчиво осваивалось воздушное пространство Якутии. Самолёты стали всё более частыми гостями в столице республики, всё чаще выдвигалось предложение о необходимости подготовки национальных кадров авиаторов. С этой целью в сентябре 1935 г. в Якутске открылась лётно-планерная школа по подготовке инструкторов планеристов.

     

    Развитие авиации в Якутии

    На занятиях клуба планеристов в гор. Якутске. Второй справа Шафер Ю.Г.

    Много сил и энергии для её организации вложил председатель Центрального совета Осоавиахима ЯАССР Г. Табунанов. В первой группе учлётов лётно-планерной школы занимались И. Бельчук, Е. Быковский, Д. Деев, И. Захаров, В. Кузьмин, А. Ланцов, И. Простаков, А. Ременникова, И. Севастьянов, В. Скрыбыкин и Г. Табунанов. Нелегко было им с семилетним образованием осваивать премудрости аэродинамики и конструкции летательных аппаратов. За теоретические занятия с учлётами взялся молодой преподаватель кафедры физических наук Якутского пединститута Ю. Г. Шафер, помогал ему обучать планеристов азам теоретических наук Т. Д. Рыбкин, тоже преподаватель пединститута. Занимались где придётся, почти ежедневно. В летнее время чаще всего во дворе, в поле. Учебников не было. Ребята старательно записывали в тетради сложные формулы и выкладки.

     

    Развитие авиации в Якутии

    Захарова Вера Кирилловна

    Развитие авиации в Якутии

    В.К. Захарова и В.И. Кузмин. Якутск, конец 70-х

    Авиационные термины на первых порах, казалось, и не выговоришь, но со временем они стали звучать красиво, как музыка: фюзеляж, лонжерон, стабилизатор, киль, стрингер… Наглядным пособием служил списанный «Сопвич» — самолёт, поднявшийся впервые с Зелёного луга в небо над Якутском. И вот наступил день, когда здесь же, на Зелёном лугу, курсанты под руководством инструктора Л. Е. Шевченко сделали первые робкие шаги в небо.

    Захарова Вера Кирилловна. Единственная якутская девушка, севшая за штурвал самолета. В 30-е годы пришла в ОСОАВИАХИМ, с октября 1937 г. занималась в аэроклубе, а через год начала осваивать самолет У-2. Научилась пилотированию самолета ПО-2. Была учлетом, инструктором.

    Развитие авиации в Якутии

    Якутские курсанты летчики 1937 г. В вернем ряду Кузмин В.И.

    Добровольцем попала в 141-й отдельный санитарный авиаполк, действовавший в полосе наступления 1-го Белорусского фронта. До августа 1944-го Вера Захарова совершила более 180 вылетов, ее «крылатый санитар» спас жизнь около двухсот раненых. Прошла почти всю Польшу и Восточную Германию.

    1 мая 1941 года в составе Восточно-Сибирского управления ГВФ была сформирована Якутская авиагруппа. В годы войны гражданская авиация была в подчинении военной авиации.

    Программа перегона самолетов по ленд-лизу

    Развитие авиации в Якутии

    Президент США Ф.Д. Рузвельт

    9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки самолётов из США в СССР по воздуху. Создание трассы было поручено Главному управлениы Гражданского воздушного флота под началом генерал-майора Молокова В. В… Было изучено несколько маршрутов, и выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Начальником строительства авиалинии был назначен Д.Е. Чусов. 13 октября была сформирована, а 16-го вылетела в Иркутск первая группа специалистов В тяжелых условия Севера со стороны обеих государств (СССР и США) авиатрасса к осени 1942 года была построена.

    Развитие авиации в Якутии

    Союзники

    При обсуждении маршрута первоначально американская сторона предусматривала перегон самолетов до Красноярска, но по настоянию Сталина окончательно был утвержден конечный пункт американского маршрута — аэродром близ г.Фербенкса на Аляске. Начала действовать, авиационная трасса Фэрбенкс (Аляска, США) – Уэлькаль – Сеймчан – Якутск – Киренск – Красноярск (СССР). Общая протяженность трассы по территории СССР – 4, 8 тыс. км. Была открыта 7 окт. 1942. Для доставки самолетов была сформирована Первая перегоночная авиадивизия под командованием Героя Сов. Союза И. П. Мазурука, базировавшаяся в Якутске.

    Развитие авиации в Якутии

    Летчики ВВС США в Якутске

    В рамках Ленд лиза осуществлялся перегон военных самолетов из США в Советский Союз через Якутск по трассе Аляска — Сибирь.

    Развитие авиации в Якутии

    Экипировка летчика самолетов ленд-лиза

    Ленд–лиз (кредит–аренда, ангп.) — Закон США, принятый в 1941 году, дающий возможность производить и поставлять в страны антигитлеровской коалиции материально–технические ресурсы.

    Общее руководство и техническое обеспечение трассы осуществляло ее Управление, находившееся в Красноярске (начальник – генерал-майор И. С. Семенов, с 1944 – Герой Сов. Союза М. И. Шевелев). Доставка грузов по программе ленд-лиза в Советский Союз была сопряжена с серьезными трудностями, учитывая сложности климатических и природных особенностей Якутии. Не обходилось без потерь летчиков и самолетов.

    Развитие авиации в Якутии

    Американские летчики в театре г.Якутска

    В СССР из США поставлялись бомбардировщики А-20 «Бостон» и В-25 «Митчел», военно-транспортные самолеты С-46 и С-47, истребители Р-40 «Томагаук» и «Китихаун», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Р-47 «Тандерболт», «Харикейн» и «Спитфайер», летающие лодки «Каталина». Самолеты, перегоняемые по тассе сдавались в Красноярске 45-му запасному полку, который формировал авиационные части и отправлял их на фронт.

    Для обслуживания воздушной трассы за годы войны было реконструировано и построено 16 аэродромов, 274 здания и сооружения. Капитальные вложения составили около 80 млн руб. В 1942–1945 по. трассе перегнали 7928 самолетов (более 56% общего авиац. ленд-лиза). По фронтовым бомбардировщикам поставки составили 20%, по истребителям – 16–26% отечественной. авиационной промышленности.

    Развитие авиации в Якутии

    Ветераны

    Ветераны Якутского авиаотряда принимали активное участие в выполнении программы ленд-лиза.

    Развитие авиации в Якутии

    Ветеран Ю.П Яковлев с внучкой

    Ветераны авиации Якутии и перегоночной трассы Аляска — Сибирь с бывшим послом США в СССР, а в годы войны участником перегонки Т. Уотсоном. Слева направо: Ю.П. Яковлев, Ю.И. Спиридонов, Т. Уотсон, Н.М. Сладкое, В.В. Протодьяконов и И.З. Воробьёв. Якутск, июнь 1987 г.

     

    Развитие авиации в Якутии

    Памятник военным летчикам в Якутске

    Заслуженный пилот СССР Юрий Петрович Яковлев. Участник программы перегона самолетов по ленд-лизу. Офицер 234 отряда спецприменения 8-го транспортного полка 1-й перегоночной авиадивизии с внучкой на празднике в Якутске.

    27 августа 2006 г. в Фербенксе, штат Аляска, состоялось торжественное открытие памятника авиаторам Ленд-Лиза. С 1942 по 1945 годы Фербенкс являлся местом передачи 7926 самолетов, изготовленных на заводах США, Советскому Союзу.

    Развитие авиации в Якутии

    Памятник в Фэрбенкс

    Американские летчики перегоняли самолеты с заводов на базу в Грейт Фолс, штат Монтана, и далее до Фернбенкса, штат Аляска. В Фербенксе советские представители принимали доставленные самолеты и перегоняли их по советской части маршрута до Красноярска.

    Развитие авиации в Якутии

    Памятная доска на мемориале

    В 2001 году было принято решение возвести монумент в Фербенксе в знак памяти духа дружбы и сотрудничества союзников. Исследовательский центр Аляска-Сибирь, расположенный в Джуно, штат Аляска (председатель Александр Долицкий, директор Бил Радди) координировали проект. Известный скульптор Ричард Уоллен разработал и создал этот великолепный памятник. Проект финансировался Законодательным Собранием штата Аляска и Конгрессом США.

     

    Развитие авиации в Якутии

    На открытии памятника

    На открытии мемориала: Лорен Леман, сенатор США Тед Стивенс, министр обороны США Дональд Рамсфельд, представитель России Сергей Иванов, посол России Юрий Ушаков, канадский генерал-лейтенант Эрик Финдли, и губернатор Аляски Фрэнк Murkovski

    Развитие авиации в Якутии

    Памятная доска

    Развитие авиации в Якутии

    Выступление представителя России Сергея Иванова на открытии мемориала.

    Развитие авиации в Якутии

    Документ, официально подтверждающий решение губернатора штата Аляска Тони Ноулза о провозглашении 9 мая днем Ленд-лиза Аляска – Сибирь.

    Развитие авиации в Якутии

    Эта награда была учреждена как признание заслуг людей и организаций, внесших значительный вклад в улучшение российско-североамериканских отношений

    Развитие авиации в Якутии

    Лесная авиация с.Амга 1953 г.

    В послевоенное время авиация Якутии успешно развивалась и осваивала новые типы самолетов — Ан-2, Ил-12.

    Развитие авиации в Якутии

    Санитарная авиация 1953 г. Якутск

    В Республике была создана Лесная авиация, крайне необходимая для ведения лесного хозяйства.

    В 1938 году в соответствии с решением Якутского обкома ВКП (б) от 25 февраля и СНК от 27 февраля командование Аэрофлота приняло решение «Об организации В Якутской АССР авиационного отряда для обслуживания авиационными средствами внутриреспубликанских почтовых, пассажирских и грузовых перевозок, а так же для обслуживания других отраслей народного хозяйства (лесопатруль, аэрофотосьемка и т.д.) на базе Исполкомовской авиации. Дополнительно отгружены из Ленинграда СП – 5 шт., ПС-4 – 2 шт., ПР-5 – 2 шт. 30 ноября 1940 года пилот санитарной авиации А. Королев и бортмеханик В. Кульчинский перегнали в Якутск санитарный самолет НСССР «Л-2560», выделенный по настоянию СНК ЯАССР для санитарной авиации Наркомздрава ЯАССР. Самолет доставил в Якутск противоэпидемические сыворотки (данные государственного архива РС(Я) 1985 г.).

    Развитие авиации в Якутии

    Полярная авиация

    Санитарный самолет С-2, который был усовершенствованной моделью широко известного У-2, с крейсерской скоростью 115 км/час, дальностью полета 450 км, якутские авиаторы получили в конце 1940 года. Начались полеты для выполнения санитарный заданий. Увеличивалась грузоподъёмность самолётов, при этом салоны получили герметичность, что позволило брать больше больных на борт и перевозить их с меньшими неудобствами.

    Развитие авиации в Якутии

    Ли-2 в 50-е годы

    Самолеты и экипажи Якутского авиаотряда начали выполнять рейсы за пределы республики

    В 1960-е годы началось интенсивное развитие горнодобывающей промышленности. Это требовало развития воздушного вида транспорта.

    Развитие авиации в Якутии

    ПДС Якутского авиаотряда. Фото из архива Мишутушкиной Л.

    Якутские авиаторы начали осваивать газотурбинные самолеты и вертолеты, позволяющие удовлетворять потребность в воздушном транспорте, как промышленности, так и населения республики.

    Авиация в условиях Якутии была незаменима для народного хозяйства.

    Большую работу по обслуживанию метеорологов, геологов и геодезистов, по выполнению санитарных заданий в эти годы делали вертолеты Ми-1 и Ми-4.

    Авиация снабжала всем необходимым полярные станции

    Развитие авиации в Якутии

    Авиация на р.Вилюй

    Развитие авиации в Якутии

    Якутские авиаторы в Алданском районе

    Развитие авиации в Якутии

    Развитие авиации в Якутии

    Группа парашютистов Якутского ДОСААФ перед прыжками

    Развитие авиации в Якутии

    Пилоты Алданского авиаотряда

    С конца 60-х – начала 70-х лет в республике начал активно развиваться парашютный спорт

    Активно шло развитие внутренних авиалиний и малой авиации. Период расцвета авиации в республике приходится на период с 1966 по 1985 год. Объем пассажирских перевозок достиг 2,5 млн. человек.

    В 60-е годы методом народной стройки в Якуте построен Новопортовской поселок. К 1985 году на предприятиях Якутского управления гражданской авиации имелось 18 клубов, восемь спортзалов, 16 библиотек, санаторий-профилакторий «Чкалов» и пионерлагерь «Сокол».


    Источник: yakutskhistory.net

    Похожие статьи:

    ВОЗРАСТ НАРОДА САХА

    ВОЗРАСТ НАРОДА САХА
     Хотя потрачены многие столетия, поиски происхождений народов не приобрели подлинно научную точность и конкретность. Практически они всё ещё не избавились от бабкиных представлений будто целый народ мог иметь своих Адама и Еву, от потомства которых мог вырасти целый народ. И тех Адама и Еву каждого народа сегодня с серьёзным видом и не в шутку ищут не древние бабки, а дипломированные учёные....

    Владимир Иохельсон и его книга “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы”

    Владимир Иохельсон и его книга “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы”
    Книга В.Иохельсона “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы” вышла в свет в 1926 г. в серии “Труды Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции” на английском языке и была отпечатана в Лейпцигской типографии. Это единственный капитальный труд, в котором рассматриваются различные аспекты этнографии, социальной жизни, семейного быта, духовной и материальной культуры юкагиров....

    Основные вехи развития высшего образования в Якутии

    Основные вехи развития высшего образования в Якутии
    В 1907 году в «Якутской газете» писали, что только один якут имеет высшее образование. Этот факт красноречивее и убедительнее многих других интерпретирует прошлое Аlma mater....

    Об условиях труда и найма у якутов

    Об условиях труда и найма у якутов
     За самую распространенную у якутов хозяйственную единицу нужно принять группу, состоящую из четырех лиц: двух взрослых рабочих, одного подростка и одного способного к труду потребителя-ребенка или дряхлого старика. Эта группа, совместно с прилежащими ей трех- и пятидушевыми группами, составляет всюду значительное большинство якутских хозяйств....

    Айсен Дойду: новый взгляд на древнюю историю народа Саха

    Айсен Дойду: новый взгляд на древнюю историю народа Саха
     Вопрос: кто такие якуты-саха, и с каких времен они живут на территории современной Якутии? Книги и учебники по истории Якутии, утверждают, что “якуты прибыли сюда не раньше XIII-VIV века, и это народ явно южного происхождения”....

    Особо ценная коллекция

    Особо ценная коллекция
     В фондах Национальной библиотеки хранятся книги, возраст которых исчисляется сотнями лет....
    Теги: история
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019