Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Немного о народных календарях

3 октября 2013
9550 просмотров
     

    Немного о народных календарях

     В фондах Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера хранятся старинные якутские и эвенкийские календари XIX—XX вв.

    Типологически они близки к русским деревянным календарям-святцам. Якутские календари изготовлялись тоже из дерева. В основном, это были обычные дощечки, на которые заносились с помощью зарубок и особых знаков важная для жизнедеятельности информация: о начале и ходе сельскохозяйственных работ, о сроках охотничьего сезона и рыбной ловли, о днях семейных праздников. Органичное соединение русского и якутского календаря превратилось в удобную систему узнавания времени. В отдельных случаях якутские календари допускали значительные отступления: иногда год начинался с 1 сентября, не обозначались и некоторые церковные праздники, так как они не были связаны напрямую с ведением хозяйства. Одинаковых, совпадающих во всех обозначениях, календарей у якутов не было: в разных местах, исходя из характера природы и хозяйства, вносились в календари свои дополнительные знаки, причем отбрасывались не нужные для данных мест символы.  Даже в календарях одного и того же улуса бывают расхождения в знаках. Эти календари — сугубо индивидуальные, многое зависело от уровня развития, интересов, от желания заказчика. Еще одна особенность: календари эти не составлялись специально для одного определенного года, они использовались в любом последующем году, месяце. Поэтому их называли «вечными календарями» (ўйэттэн ўйэіэ диэри барар халандаардар). Среди этих деревянных календарей есть экземпляры самой разнообразной формы и качества работы: от простых гладких досок до имеющих вычурную форму и украшенных тонкой резьбой. Календари делятся на годовые, месячные и недельные. Принцип устройства у всех одинаков. В годовых писали названия месяцев и количество дней. В месячных и недельных календарях делались отверстия соответственно количеству дней месяца, недели. В эти отверстия вставляли палочки для обозначения дня. Иногда эти палочки имели форму птиц. 

    Немного о народных календарях

     Немного о народных календарях

    Из коллекции календарей нашего музея выделяется годовой календарь, принадлежавший голове Борогонского улуса Охлопкову Николаю Ефимовичу. Рамка календаря украшена растительным орнаментом. В верхней части, выкрашенной в синий цвет, записаны названия месяцев, количество дней в месяце и начертаны слова «Вечный календарь». В центре имеются две самодельные железные стрелки, вращающиеся вокруг разноцветных концентрических кругов, на которых отмечены даты и дни недели. В левом и правом нижних углах указаны названия месяцев и количество дней. Еще один интересный экспонат приобретен музеем в 1911 году у Петра Герасимова из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Этот вечный календарь представляет собой четырехугольную деревянную доску. Имеет 12 горизонтальных полос с отверстиями, каждое из которых соответствует определенному месяцу и графическим обозначениям праздников. Год начинается с сентября (это перенято от русского народного календаря, так как у якутов открывает год май месяц). 

     

    Календарь составлен по старому стилю

     

    1 сентября — Конец летних полевых работ и начало потребления заготовленного запаса пищи. Постепенный переход с летников на зимники.

     

    14 сентября — Завершается переезд в зимники.

     

    1 октября — Начало настоящего зимнего сезона, с этого дня скот держат в хотоне, кормят сеном. Начинается рыбная ловля на мелких озерах.

     

    26 октября — Забой скота (идэhэ). Возвращение охотников из тайги. Начало сезона «городчиков», везущих на продажу в город мясо, масло, дичь и т.д.

     

    1 января — Новый год (перенят от русских).

     

    18 января — Середина зимы.

     

    25 марта — Благовещение (чыычаах уйа туттубат кўнэ).

     

    23 апреля — Дьєгўєрэйэп (Егорьев день),  — покровителя скота.

     

    9 мая — Ньукуолун (Николин день). Переход на лето. Начало весенних полевых работ. Начало найма батраков на летние полевые работы. Начало ледохода и летнего плавания.

     

    29 июня — Бєтўрўєп (день Петра и Павла). Начало сенокоса и сезона летних работ. Этот праздник всегда проходил многолюдно с национальными танцами и играми.

     

    8 июля — Боропуокайап (Прокопьев день). Начало массового сенокоса.

     

    20 июля — Ылдьыын (Ильин день).

     

    1 августа — Бастакы Ыспааhап (1-й Спасов). Полное вызревание хлебов и массовой его уборки. Появляется мучная пища нового урожая. Сбор голубики и черной смородины.

     

    6 августа — Ортоку Ыспааhап. Время метания стогов и скирдования хлеба... 

     

    Немного о народных календаряхНемного о народных календаряхСуществует еще одна разновидность годового календаря — Пасхалиц («сибээскэ»). Обычно они изготавливались из кости или дерева. Рассматриваемый эвенкийский календарь поступил из Булунского улуса в 1913 году, вырезан из моржовой кости. Имеет форму 6-гранной палочки с утолщением посередине. Оба конца заострены. Каждая грань показывает 2 месяца. Дни отмечены рубцами на гранях, а праздники — значками на полях между гранями. Одна грань на данном календаре читается справа налево, следующая — слева направо и т.д. Графический знак на 18 января означает Солнце («Кўн тахсар ыйа»). После 3 месяцев полярной ночи солнце снова начинает выходить. 23 апреля фигура животного означает день Георгия — покровителя скота. В апреле начинается отел оленей («Тугут тєрўўр ыйа»). 29 июня  отмечен рисунком в виде растения, травы. Этот знак обозначает начало сенокоса. Такие календари встречаются не только на Севере, но и в южных районах Якутии.

     

    Практически все месячные и недельные календари имели круглую форму. В некоторые, как украшение, вставлялись кусочки слюды. Эти календари имелись почти в каждой якутской семье. Наряду с отдельными были и совмещенные недельно-месячные календари. По внешнему кругу были расположены отверстия, обозначающие дни, месяцы, а по внутреннему кругу — количество дней недели. Таким образом, с принятием христианства изменилось летоисчисление якутского народного календаря. Были внесены церковные праздники, но не все, а лишь те, которые были связаны с хозяйственной деятельностью якутов. Коллекция якутских и эвенкийских календарей, хранящаяся в нашем музее, помогает исследователям в изучении не только старинных календарей, но и традиционной культуры народов Севера в целом.

    Партнеры
    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019