Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер
Бесплатная доска объявлений по всему миру
Русский сайт

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

3246 просмотров


    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

     Русский драматический театр в Якутске носит имя А.С. Пушкина со времен празднования 200-летия поэта. Но этот провинциальный театр имеет своего предшественника, ставившего спектакли в Якутске… еще при жизни Александра Сергеевича!

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    Артисты первого любительского театра в Якутске. 1890-е гг.

    Правда, молодой Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, не был знаком со своим современником Н.С. Щукиным, который трижды побывал в Якутске в 1820 — 1840-е годы и видел там любительские спектакли. Он и оставил свидетельство: «В городе есть клуб, а в нем театр, на коем служащая и торгующая молодежь ломает комедии». В одном предложении современник Пушкина определил и место проведения спектаклей (клуб), и сословную принадлежность исполнителей (купеческая и чиновничья молодежь), и то, что свое предпочтение она отдавала комедии...

     Кружок любителей музыки и литературы действовал в Якутске и в середине XIX века. В 1889 году он был преобразован в Общество любителей драматического искусства. Выработанный им устав был утвержден самим министром внутренних дел в 1891 году. В «Уставе Общества любителей музыки и литературы» говорилось, что оно создано для устройства в городе «приятных и полезных развлечений», а также «отвлечения населения от азартных игр, трактиров и кабаков». «Главная цель Общества, — гласил устав, — знакомство зрителей с лучшими произведениями музыки, литературы и драматургии, а также оказание материальной помощи нуждающимся путем организации благотворительных спектаклей и концертов». Возникший в Якутске в 1891 году Русский драматический театр стал первым театром не только на северо-востоке России.

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    Члены кружка любителей музыки, театра и литературы г. Якутска после спектакля "Василиса Мелентьевна". Фото 1913г.

    Основой репертуара первого драматического коллектива были пьесы А.Н. Островского «Гроза», «Лес», «Доходное место», «Василиса Мелентьева» (соавтор — С.А. Гедеонов), «Без вины виноватые», «Не в свои сани не садись», «Грех да беда на кого не живет», «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Также ставили пьесы Гоголя, Чехова, Потехина, Щеглова, Немировича-Данченко и других русских авторов.

    В канун первой русской революции на сцену в Якутске пришла драматургия М. Горького. В 1902 году была поставлена пьеса «Мещане», а в 1909 году — «На дне».

    Особый интерес у режиссеров театра вызывали образы Василисы Мелентьевой из одноименной пьесы, Марьицы из драмы Аверкиева «Каширская старина», Катерины из «Грозы». Такие яркие роли раскрывали талант актеров и привлекали в театр зрителя. Поэтому театр нередко возвращался к этим спектаклям. Так, в 1921 году вновь была повторена «Каширская старина», премьера которой состоялась в 1903 году. В этом же сезоне вновь показали драму в стихах «Василиса Мелентьева», поставленную амбициозным режиссером В.И. Гладышевским. Газета «Якутская окраина» отмечала «эффектную игру актрисы Е.В. Фёдоровой», которая исполняла главную роль.

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    Сцена из спектакля «Женитьба» Н.В. Гоголя

    Дореволюционный театр знакомил жителей Якутска с английской драматургией. На его сцене шли комедии Шекспира «Укрощение строптивой», Уайльда «Как важно быть серьезным» и даже авантюрная пьеса Стивенсона «Клуб самоубийц». В годы революционных потрясений и Гражданской войны культурная жизнь Якутии на продолжительное время замерла. Концерты и спектакли давали от случая к случаю. Зато массовая самодеятельность, агиттеатр и «красная» эстрада со спектаклями-митингами, литературными и политическими «судами», «живыми газетами» значительно потеснили подлинное искусство.

    В 1920 году Якутский ревком национализировал театральное имущество вместе с Клубом приказчиков, в котором размещался Русский театр, и передал его в распоряжение Отдела народного образования. Учреждение культуры получило название Наргортеатр, позже Нацгортеатр, а затем Государственный Русский драматический театр. Из-за отсутствия современных пьес в афишу были включены ранее исполняемые «На дне» М. Горького, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (к 10-летию со дня смерти), «Фимка» В.О. Трахтенберга и четыре пьесы А.Н. Островского — «Доходное место», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые» (постановщики С.Б. Рахманов и А.Н. Столарев).

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    «Кабинет Забелина». Макет и рисунок декорации художника А. Душкина к спектаклю "Кремлевские куранты». Режиссер В. Иванов. 1941 г.

    В течение трех сезонов (1922 — 1925) из зарубежной классики были поставлены «Разбойники» Шиллера, «Тартюф» и «Жорж Данден, или Одураченный муж» Мольера. К уже идущим добавились пьесы Островского «Не все коту масленица», «Свои люди — сочтемся». Опять появилась на сцене «Василиса Мелентьева», которая шла при царе-батюшке, вновь был поставлен «Ревизор» Гоголя. Не сходила со сцены пьеса «На дне» как самая идеологически злободневная. Был поставлен требующий декораций и костюмов спектакль «Царь Федор» А. Толстого. Повторили и дореволюционную «Каширскую старину». Ставили спектакли режиссеры С. Мельдер, прибывший по договору из Москвы, С. Рахманов и Н. Мерцальский.

    Чтобы сохранить коллектив в период нэпа, актерам театра приходилось устраивать вечера танцев, проводить политмаскарады, лотереи-аллегри, заниматься торговлей.

    В это время по разнарядке Рабиса, Политпросвета, а затем Росискусства на сцене театра работали различные творческие коллективы. Заметный след оставила труппа под руководством Д.А. Хадкова, который с перерывами возглавлял театр до 1939 года. Режиссером был А.М. Долин, художником и актером Ф.Е. Шавровский. «Первые» женские роли принадлежали Е.И. Шуман, мужские — А.К. Грозину, А.В. Мальцеву. Актрисе Т.И. Ломоносовой не было равной в бытовых ролях.

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    Деревянное здание Русского драматического театра в Якутске. 1941 г.

    Сезон открыли исторической драмой «Генрих Наваррский» по роману А. Дюма. Под руководством Хадкова до конца сезона были поставлены оперетта Кальмана «Сильва», комедия Сарду и Моро «Мадам Сан-Жен», «Без вины виноватые» Островского и «Ревизор» Гоголя. Опять несколько раз повторялись спектакль «Василиса Мелентьева» и драма Урванцева «Вера Мирцева».

    Якутский зритель имел возможность убедиться в способностях постановщика Л.Л. Гая, предложившего на его суд драматургические произведения, воспевавшие большевистскую революцию: «Луна слева», «Шторм» и «Штиль» Билль-Белоцерковского, «Разлом» Лавренева, «Мятеж» Фурманова и Поливанова.

    Осенью 1928 года опытный режиссер И.Г. Сапрыгин, приехавший в Русский драмтеатр, открыл студию, или рабочую театральную мастерскую, — «Рабтемас». По вечерам студийцам преподавали историю театра, обучали гримерному искусству, пению, знакомили с постановочной частью — все, что необходимо для подготовки профессиональных актеров.

    В 1932 — 1935 годах в театре работали режиссер Сагайдаров и художник А.В. Душкин. В этот период особенно возросло число спектаклей по русской классике, включалась и зарубежная. Сагайдаров поставил «Грозу», «Без вины виноватых», «Доходное место», «Бесприданницу» Островского, «Ревизора» Гоголя, а также пьесы Шиллера и Бальзака.

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    Русский драматический театр. Постройка 1954 — 1957 гг.

    В 1937 году в Якутск вновь вернулся Д.А. Хадков с большой группой артистов.

    Коллектив опять обратился к драматургии Горького, поставив второй вариант «Вассы Железновой». Зрителями были хорошо приняты спектакли «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера, «Парижский тряпичник» Пиа, «Плутни Скапена» Мольера, шли в те годы и «Анна Каренина» Л. Толстого, «Бесприданница» А. Островского, революционные спектакли А. Крона и «Рожденные бурей» Н. Островского.

    Предвоенный сезон театр вновь встретил с обновленной труппой. Возглавлял коллектив художественный руководитель В.П. Иванов, прибывший из Махачкалы.

    Художниками театра были М.С. Улановский и А.В. Душкин. На сцене появились новые советские пьесы «Таня» Арбузова, «Сады цветут» Масса и Куличенко, «В степях Украины» Корнейчука, поставленные Остером; «Кремлевские куранты» Погодина в постановке Иванова.

    К октябрю 1941 года было построено новое здание Русского театра. Зрительный зал состоял из партера на 330 мест и верхнего бельэтажа на 120 мест. Размеры сценической площадки позволяли ставить практически любые драматические произведения. Рядом располагались артистические уборные. 6 ноября 1941 года новое здание театра распахнуло двери.

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    Участники спектакля во время встречи с американскими летчиками, участниками военных операций по ленд-лизу

    В первые месяцы войны для обслуживания военно-учебных пунктов театр организовал небольшие мобильные бригады, выступавшие с концертными программами, — «Боевые теасборники». Агитбригады действовали до конца войны, руководили ими артисты М.А. Зинин и Б.В. Лохин.

    13 апреля 1942 года Русский драмтеатр показал одну из первых пьес о Великой Отечественной войне — «Накануне» А. Афиногенова. Но еще больший успех имел спектакль «Русские люди» К. Симонова (режиссер В.П. Иванов).

    Приезд в Якутск мастеров сцены, режиссеров В.Д. Бутурлина и П.В. Урбановича, ранее работавших на столичных сценических площадках, обогатил творческий потенциал театра. Успех пьес «Жди меня» К. Симонова и «Давным-давно» А. Гладкова был предопределен талантом главного режиссера В.Д. Бутурлина и художника Н.Г. Никольского.

    К концу войны звания «Заслуженный артист ЯАССР» были удостоены В.Д. Бутурлин, Г.М. Белевцев, М.Н. Зиновьев, Н.С. Иванова, А.Н. Крупнова, И.М. Лавров, Е.П. Столыпина, П.В. Урбанович.

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    Художественный руководитель театра В.Д. Бутурлин

    Сразу после войны театр почувствовал достаточно сил, чтобы приступить к осуществлению одной из приоритетных задач русского сценического коллектива, работающего в национальной республике, — ознакомлению русских зрителей с культурой якутского народа.

    Пьеса Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллоона «Айал» заинтересовала коллектив отражением в ней мотивов национального эпоса, жизни и быта аборигенов.

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    И. Кулаковская

    Охотно ставились произведения русской классики. Только из драматургии А.Н. Островского с осени 1945 до весны 1956 года было показано 11 драм и комедий. Шла на сцене и зарубежная классика.

    В середине 1950-х годов сближение театра с жизнью началось с обновления драматургии, создания произведений на темы, прежде запретные, как, например, «Персональное дело» А.П. Штейна.

    В августе 1954 года главным режиссером Русского драматического театра ЯАССР стал М.И. Догмаров (Халиппа).

    В годы войны, обращаясь к героическому прошлому нашей Родины, театр много раз повторял спектакль «Давным-давно» по пьесе А. Гладкова. Режиссер В. Бутурлин, художник Н. Никольский Затем сменились еще несколько режиссеров, не оставивших о себе долгой памяти.

    И. Кулаковская стала одной из лучших исполнительниц роли Шуры в спектакле «Егор Булычов и другие» по пьесе А.М. Горького. Режиссер Н. Ульянов. 1953 — 1954 гг. Режиссер Н. Ульянов часто выходил на сцену в качестве исполнителя.

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    Н. Ульянов в роли министра внутренних дел Макарова в спектакле «Канун грозы» по пьесе П. Маляревского

    В 1980-е годы ряд блестящих спектаклей на сцене русского театра поставил режиссер В.Я. Келле-Пелле.

    В 1976 году на юге республики закладывались первые звенья БАМа — малая железнодорожная ветка, связавшая вскоре магистраль с центром Южно-Якутского промышленного комплекса, городом Нерюнгри. Театр посвятил строителям БАМа спектакль по пьесе Казенина «Под личную ответственность» и пригласил на премьеру гостей из Нерюнгри.

    В 1980 году Президиум Верховного Совета СССР наградил коллектив Русского драматического театра орденом «Знак Почета». В 1998 году ему было присвоено наименование «академический», а в 2000 году — имя А.С. Пушкина.

    Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина

    Режиссер В. Келле-Пелле

    В 1990 году при Русском театре был открыт филиал Школы-студии МХАТ. Два его выпуска пополнили и омолодили труппу.

    Режиссер В. Келле-Пелле. На сцене Русского театра в Якутии он поставил более двадцати спектаклей. Перестроечные 1980-е годы прошли под знаком его творчества

    Спектакль «Иван и Мадонна» по пьесе А. Дударева стал одним из лучших спектаклей режиссера В. Келле-Пелле. За исполнение роли Ивана Климова народный артист России В. Антонов был удостоен звания лауреата Государственной премии им. П. Ойунского.
     

    В 1990-е годы на афише театра значились имена многих российских и зарубежных постановщиков. Московские режиссеры В. Комратов и Е. Радомысленский осуществили постановки произведений М. Булгакова «Зойкина квартира» и «Блаженство», петербуржец В. Голуб — «Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты».

    Дальневосточный режиссер А. Шутов поставил две комедии — «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова и «Кадриль» В. Гуркина.
    Русский театр вновь вернулся к А.Н. Островскому. Его позабытая было драматургия с доходными местами, бешеными деньгами, купцами, бедными и богатыми невестами, банкротами стала злободневной.

    200-летний юбилей А.С. Пушкина театр отметил спектаклями «Сказка о царе Салтане» (1998) и «Маленькие трагедии» (1999) в постановке С. Емельянова, уроженца Якутска.
    Кольцо истории замкнулось, но остался открытым путь к творческим вершинам.

    Вера Крылова, кандидат искусствоведения

    Источник: yakutskhistory.net

     

    Похожие статьи:

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского

    Саха академический театр им. П.А. Ойунского
    В начале 1920-х годов постановлением Якутского революционного комитета были национализированы Клуб общества приказчиков, а также имущество всех филиалов культурно-просветительного общества «Саха Аймах» и его театральных секций, где в дореволюционные годы выступал любительский национальный театр. Советская власть реорганизовала Клуб общества приказчиков в Народный дом, где и разместился Народный театр с русской и якутской труппами....

    Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона

    Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона
     Созданный в Якутске в 1925 году Драматический театр, в недрах которого зарождался якутский балет, остро нуждался в квалифицированных руководящих кадрах. Из Москвы был приглашен профессиональный режиссер А.А. Глебов. Он, понимая необходимость создания при драматическом театре танцевальной группы, в 1931 году пригласил балерину Н.Ф. Ягор....
    Теги: театр
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019