Меню пользователя Написать статью Добавить видео Регистрация Войти

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

БАМ, история строительства

31 января 2016
5314 просмотров

    БАМ, история строительства

     История БАМа начинается с 30-х годов XX-века, именно тогда правительство СССР впервые всерьез заинтересовалось строительством железной дороги, которая свяжет Транссиб с Якутском, районом сказочно богатым углем, рудой и золотом.

     Из блога:

    "Во-первых, хочу сказать, что подвигло меня на создание этой темы.
    Месяца 3 назад увидел по телеканалу Россия документальный фильм «Легенды БАМа» фильм понравился, поэтому решил скачать в тырнете и пересмотреть и вот тут то и произошел интересный диалог между мной и двоюродной сестрой моей девушки (деваха 23 трех лет отроду с незаконченным высшим образованием)

    — что ты качаешь?
    — документальный фильм о БАМе
    — о каком БАМе?
    — ты не знаешь что такое БАМ?
    — нет
    — а Байкало-Амурская магистраль тебе о чем нить говорит?
    — нет

    Собственно, после этого разговора поспрашивал еще несколько молодых людей, большинство из них не могли сказать ничего конкретного, поэтому я и решил нести знание в массы."

    История БАМа начинается с 30-х годов XX-века именно тогда правительство СССР впервые всерьез заинтересовалось строительством железной дороги которая свяжет Транссиб с Якутском, районом сказочно богатым углем, рудой и золотом.

    В начале 1932 года правительство приняло решение о строительстве железной дороги, которая в этом же году получила название Байкало-Амурская железная дорога. Она была объявлена всесоюзной стройкой, по все стране разъехались агитаторы, чтобы вербовать людей. Особенно активно вербовка проводилась в Амурской области. Однако никаких условий для первых строителей БАМа организованно не было, не было жилья, не было столовых, сильные морозы, стройка финансировалась плохо и поэтому люди просто разбежались.

    Выход из создавшегося положения находит заключенный Соловецкого лагеря, бывший миллионер, Нафтали Френкель (на фото). 5 октября 1932 года строительство магистрали берет в свои руки ОГПУ. Френкель написал письмо Сталину, в котором обосновал полезность труда заключенных, на соловках он проявил себя как талантливый организатор и руководитель, поэтому после того как письмо нашло отклик, он был освобожден и был назначен руководителем БАМлага.

    Заключенные начали строить, летом с 8 утра до 12 часов ночи, зимой с 9 утра до 9 вечера. Бежать из сети лагерей было практически невозможно, поскольку единственной дорогой, по которой можно было бежать, был АЯМ, но его тут же перекрывали, а уйти болотами и марями было очень сложно. Тем не менее побеги случались, пойманных заключенных имели право расстреливать на месте, существуют легенды о том что в качестве доказательства поимки беглеца поймавшие должны были принести его уши

    В 1937 году было открыто движение поездов на участке БАМ – Тындинская, в 1938 сдана в эксплуатацию вторая соединительная ветка Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре, в 1940 открыто рабочее движение поездов на участке Известковая – Ургал.

    схема лагерей БАМлага

    обед заключенных

    В1942 году все работы на БАМе были остановлены, а уже построенные ветки пришлось срочно разбирать, рельсы понадобились для строительства рокадной дороги к Сталинграду. Тем не менее, еще в период войны, в 1943 году было принято решение о необходимости строительства от ст. Тайшет на Транссибирской магистрали до Братска и от Комсомольска-на-Амуре до Советской гавани, эти ветки были сданы в эксплуатацию в 1947 году. На этом история БАМлага закончилась.

    Вспомнили о БАМе в 1960 году, специалисты Мосгипротранса подготовили о создании железнодорожных выходов на северо-восток страны, в том числе о сооружении средне-сибирской ветки, на участке Лена – Тында. В 1967 к активному проектированию БАМа приступили ведущие институты министерства транспортного строительства СССР.

    Сама стройка началась осенью 1972 года когда 14 сентября было уложено первое звено от нулевого километра на линии Бамовская – Тында – Беркокит.

    Однако по настоящему стройка БАМа развернулась в 1974 году когда на 17 съезде комсомола БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а на западный участок будущей магистрали направили первый комсомольский десант добровольцев количеством 600 человек. Комсомольцы были разделены на 2 группы, первые 300 человек прибыли на западный участок БАМа в районе Лены, вторые на центральный в Тынду.

    Очень скоро к комсомольцам пошла новейшая импортная техника. Особо хотелось бы оговорится о самом, пожалуй известном образце той самой техники грузовиках Magirus-Deutz.

    Для строительства БАМа было закуплено почти 10 тысяч единиц такой техники Всего на 1,04 млрд (!) дойчмарок, а затем, в 1981—1982 годах, советская сторона заказала запчасти на не менее впечатляющую сумму — около 200 млн марок.

    В феврале 1975 года строительство БАМа началось сразу по 3 направлениям, центральному от станции Бамовская до Тынды, западному от станции Лена до Тынды, и восточному от станции Дипкун до Комсомольска-на-Амуре.

    Западный и центральный участки были отданы комсомольцам. А восточное направление досталось военным железнодорожникам.

    В декабре 1975 года прошел первый поезд от станции Усть кут до станции Звездная, в ноябре 1976 от станции БАМ до Тынды, в октябре 1977 от Тынды до Беркокита, строительство шло ударным темпами и вместе с магистралью появлялись новые здания, школы, больницы, дома культуры и вокзалы.

    БАМ невероятно сложная по своей географии дорога, по мимо самой магистрали строители возводили мосты и пробивали тоннели. Всего длина пути составляет — 4 324 км, трасса дороги пересекает 11 крупных рек, было возведено 140 мостов, пробито 8 тоннелей.

    на строительстве тоннеля

    строительство моста

    Станции постороенные строителями БАМа

    В строительстве широко использовалась авиация

    коллектив «Бамтоннельстрой» (слева видна тонелепроходческая машина)

    Осенью 1984 года строительство подошло к своему завершению, теперь все внимание сконцентрировалось на двух бригадах и двух знаменитых бригадирах, Иване Варшавском и Александре Бондаре. 29 сентября на разъезде Балбухта была произведена золотая стыковка.

    еще одно фото этого знаменательного для все страны события

    Люди верили что на завтра они проснутся в новой стране

    Позже, с началом перестройки БАМ был назван дорогой в никуда.

    Газеты писали о напрасно потраченных деньгах и нерентабельности магистрали.

    Сейчас мнение о дороге меняется, вот цитата высказывания первого вице-президента ОАО «РЖД» Морозова В.Н.

    «БАМ это железная дорога, без которой современную Россию представить невозможно. Я думаю, что надо давно уже забыть о тех людях которые позволили себе что-то высказываться, да и кто их сейчас помнит. В 2013 году мы придем на один берег в Якутске а в 2015-16, с завершением строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста, уже придем и на правый берег. После Якутска, безусловно, направление на Магадан и оно не просто прорисовано, оно уверенно проложено в стратегии до 2030»

    вокзал в Тынде 2010 год

    Памятник — 25-тонный подземный автопоезд, работавший с 1975 по 1982гг на строительстве Нагорного, Байкальского, Мысовых тоннелей БАМа

    Памятный знак в честь возведения комплекса "Мысовые тоннели"

    С таких локомотивов начиналось движение на БАМе еще до войны

    монумент в честь золотой стыковки на станции Куанда

    Источник: vasi.net

    Лучший поселок на БАМе - Беркакит

    Лучший поселок на БАМе - Беркакит

    18 декабря 1975 года первый строительный десант пробился в глубь тайги, расчистил снег, установил электростанцию и привезенный вагончик с надписью “Даешь Беркакит!” Так был заложен красивейший на БАМе поселок железнодорожников и положено начало строительства железнодорожной линии Тында – Беркакит – Угольная. 22 февраля 2012 года Беркакит, официально основанный в феврале 1977 года, отмечает свое 35-летие. Возраст юношеский, поэтому в поселке уверены, что все самое лучшее и главное в его истории – еще впереди....

    К 40-летию строительства БАМа выпустят юбилейные монеты

    К 40-летию строительства БАМа выпустят юбилейные монеты

     ЦБ РФ 23 июня выпускает в обращение памятные серебряную 25-рублевую и золотую номиналом 50 рублей монеты к 40-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), сообщается в пресс-релизе ЦБ РФ.  ...

    БАМ: 40 лет главной магистрали Восточной Сибири и Дальнего Востока

    БАМ: 40 лет главной магистрали Восточной Сибири и Дальнего Востока

    Начало БАМа было положено в небольшом восточносибирском городе Тайшет. В 1970-1980-е годы, когда сооружалась основная часть БАМа, Тайшет стал главной строительной базой всесоюзной стройки. Сейчас Тайшет — крупный город и железнодорожный узел, стальные магистрали из него разбегаются в четырех направлениях: на запад и восток — Транссиб, на юг — Абакан, на север — БАМ ...

    БАМ: новая надежда

    БАМ: новая надежда

    Железнодорожная магистраль – это не только рельсы, поезда, мосты, тоннели и вокзалы. Как и любая дорога, она не жива без людей, которые ее строили, которые живут рядом с нею и ездят по ней. Этот репортаж – итог встреч с десятками людей БАМа....

    ОАО «Бамтоннельстрой»

    ОАО «Бамтоннельстрой»

     История ОАО «Бамтоннельстрой» неразрывно связана со строительством Байкало-Амурской магистрали. Впервые о необходимости строительства железной дороги, параллельной Транссибирской магистрали, заговорили в 1924 году. Необходимо было построить путь, удаленный от китайской границы, обеспечив связь с Дальним Востоком на случай военных действий. Кроме того, как считали инициаторы проекта, только железная дорога могла помочь освоению отдаленных сибирских районов, в которых сосредоточена треть природных богатств России. ...

    Время снова гудит: «БАМ!»

    Время снова гудит: «БАМ!»

     29 сентября 1984 года 16 часов 05 минут, разъезд Балбухта Каларского района. Навстречу друг другу с востока и запада двигаются два путеукладчика и две легендарные бамовские бригады — Александра Бондаря и Ивана Варшавского. Легкий морозец и припорошенные первым снежком рельсы, тысячи собравшихся, вспышки сотен камер. Слезы, которые вытирали украдкой суровые бородатые мужчины. Так завершилась самая большая отечественная стройка двадцатого века — БАМ.  ...

    Теги: бам
    Комментарии (1)
    Партнеры

     

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2024