Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Прощай, "Сто сорок третья"!

7 апреля 2016
2223 просмотра
     

    Прощай, "Сто сорок третья"!

     Брошенные древние корабли на дне высохшего моря, забытые памятники бурного прошлого – торчат в долине золотоносной реки ржавые, ободранные, разорённые остовы драг, уже наполовину скрытые обступающими их молодыми деревцами, успевшими за четверть века подрасти на галечных отвалах.

    Прощай, "Сто сорок третья"!

     

    Драга – это плавучий горно-обогатительный комбинат, смонтированный на понтоне. Рама с движущимися ковшами опускается под воду и черпает со дна породу, поднимая её наверх, внутрь драги, где работает обогатительное оборудование. Самая крупная советская драга – уникальная 600Д (драга № 601 объединения "Лензолото"), выпущенная на Иркутском заводе тяжёлого машиностроения (ИЗТМ). Больше двадцати лет (с 1969 по 1992 год) она отрабатывала глубокую золотую россыпь реки Маракан в Иркутской области. Этот мастодонт, по сей день остающийся в мировой золотодобыче самой большой речной черпаковой драгой, имел длину 236 метров, 169 ковшей ёмкостью 600 литров каждый и мог поднимать около полутора тысяч тонн породы в час с глубины до 50 метров. Участь "Шестьсот первой" незавидна: в смутные девяностые, именно тогда, когда стремительно рушилась вся система государственной золотой промышленности, она затонула, будто не выдержав такого позора – очень символично.

    На приисках долины реки Большой Тарын, в системе комбината "Индигирзолото", в восьмидесятые годы работали три драги. Размерами, конечно, поменьше, чем "Шестьсот первая". Судя по внешнему виду, это изделия того же ИЗТМ с ёмкостью ковшей 250 литров. Нет, они не утонули, а просто опустились на дно своих котлованов и остались там навсегда. От полного разграбления их спасла труднодоступность района, но многие детали и оборудование всё же сняли и куда-то вывезли – хоть что-то пригодилось.

    Тарынские драги называли по заводским номерам – имён не было. Взглянем на то, что осталось от красавицы "Сто сорок третьей".

    Мощная передняя мачта удерживала ковшовую раму с ковшовой цепью и самими ковшами на ней. Мачта и рама остались, а цепи и ковшей нет.

    Наверху – драгерское помещение, в просторечии драгерка. Оттуда велось управление всей работой драги.

    "Здесь работает комсомольско-молодёжный коллектив".

    Разор и запустение внутри.

    Давно уже нет ни Магаданского совнархоза, ни могущественного Госкомтруда с его круглой печатью.

    Питание – без отрыва от производства, прямо на драге. Время – золото!

    "Родопи". Очень популярные были сигареты, болгарские – почти что настоящие иностранные, с фильтром! Кажется, такие продают и сейчас.

    Перекрещивающиеся металлические балки – это основная несущая конструкция драги, которая называется суперструктурой.

    Шлюзы. Именно в них золотые чешуйки отделялись от гальки. Именно здесь золото из абстрактного "содержания в породе", выраженного в граммах на кубометр, превращалось в видимый и осязаемый драгметалл. Неудивительно, что вокруг устроено ограждение из частой сетки.

    Особо неустойчивых предупреждают: "Драгоценный металл – собственность государства". Но хищения были. Всегда. Даже в суровое "сталинское" время.

    Вот на этих невзрачных резиновых ковриках оседало золото. Отсюда валютный металл начинал свою долгую дорогу, чтобы в конце концов осесть в подвалах Госбанка СССР или уйти на Запад, перевоплотившись в импортные станки и удобрения, а также финскую салями, французские духи и пресловутые джинсы "Монтана".

    Видна оконцовка промывочной бочки. В ней мелкая фракция породы (эфель) отделяется от крупной (галечной). Первая идёт дальше на шлюзы, вторая – в отвал.

    Внутри вдоль всей бочки тянется оросительная труба: обогащение – дело мокрое!

    Стакер. По нему галька уходит в отвал позади драги.

    Кажется, что люди ушли совсем недавно...

    "Дражники! Не допускайте непланового простоя драг!"

    Чтобы попасть выше, приходится выйти наружу и забраться по ковшовой раме.

    Здесь механизмы, приводящие в движение ковшовую цепь, и прочие устройства.

    На самый верх, в драгерку.

    Капитанский мостик забытого корабля.

    "Слава труду! Слава КПСС!" – да, куда ж без этого...

    Прощай, "Сто сорок третья"! Ты хорошо послужила стране.

    А вот – типичный пейзаж речной долины после отработки россыпи дражным способом.

    Ландшафт меняется до неузнаваемости и навсегда.

    Зато ручьи-притоки, которым "посчастливилось" оказаться пустыми – не золотоносными – сохраняют нетронутость и дивную красоту, по-северному скромную, застенчивую, и этим особенно трогательную.

    Жизнь продолжается!

    Автор: yesaul

    Источник

    Похожие статьи:
    Теги: золото
    Партнеры

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2020