Так уж сложилось, что экспедиций у меня немного, обычно всего лишь одна в год. Но обычно также, что экспедициии эти довольно продолжительные. А поэтому и рассказывать о них приходится целыми сериалами. Это ведь не просто какой-то эпизод из жизни, а целая отдельно взятая жизнь, можно сказать параллельная жизнь. Вот и недавно завершённое путешествие, а именно экспедиция Лена-Таймыр 2014, требует долгого рассказа.
Итак, о чём же речь. Летом 2014-го года наша небольшая команда из шести человек совершила большое путешествие на парусно-моторном тримаране по реке Лена и морю Лаптевых. В задачи экспедиции входило не только прохождение довольно протяжённого маршрута, но и мониторинг биологической среды. Организаторы этой экспедиции являются профессиональными биологами, соответственно и задачи ставились близкие к этой области естествознания. Работа велась при поддержке Таймырского заповедника.
Длительность экспедиции чуть более двух месяцев. Стартовали 26 июня, финишировали 31 августа. Это день в день соответсвует заявленному графику. Протяжённость маршрута около 3500 километров. Маршрут был пройден также почти без отклонений от заявленного. Незначительные отклонения были в сторону усложнения маршрута. Основные пункты маршрута: Якутск — река Лена до дельты — Оленёкская протока — далее море Лаптевых — посёлок Усть-Оленёк — Оленёкский залив — Анабарский залив — река Анабар, посёлок Юрюнг-Хая(дозаправка) — полуостров Нордвик — остров Большой Бегичев — остров Малый Бегичев — остров Преображения — далее восточный берег Таймыра от косы Цветкова до бухты Марии Прончищевой на север — далее обратный ход к Хатангскому заливу — река Хатанга — посёлок Хатанга. Самая северная точка маршрута 75грд., 30мин. с.ш. Маршрут экспедиции я уже приводил на обзорной карте, ещё когда объявлял о начале новой экспедиции. Эту же карту смотрите под катом, пройденный маршрут соответствует заявленному. Ниже также участники экспедиции.
Наш тримаран "Финвал" — надёжное судно, преодолевшее долгий, трудный, а временами и опасный путь.
А также наш дом, служивший кровом всё это время. Детище нашего капитана.
Участники Экспедиции:
Андрей Семёнов — отважный и опытный капитан, инициатор и автор экспедиции, а также создатель тримарана, профессиональный биолог.
Светлана — супруга капитана, его надёжная спутница и заботливая хозяйка нашего плавучего дома, профессиональный ботаник.
Александр — самый взрослый участник экспедиции, военный инженер на пенсии. Всегда и независимо от условий безупречно выбрит и абсолютно точен. Техническая поддержка экспедиции.
Володя — самый молодой участник. Можно сказать, сын полка. Выглядит как обычный студент, но на самом деле преподаёт математику в МГУ. Всё всегда пытался посчитать и повергнуть математическому анализу. Единственное, что никак не мог объяснить, как сюда попал. Воспитанный и вежливый молодой человек, готовый всегда отклинуться на просьбу и придти на помощь.
Сергей — предприниматель из Чебоксар. Опытный турист-водник, а также заядлый рыбак, готовый в любых условиях заниматься своим любимым делом. А также просто очень хороший и надёжный товарищ.
Ну и ваш покорный слуга, автор всего журнал и всех предыдущих и последующих повествований. Более подробно представлять себя здесь не вижу смысла.
Хочу выразить благодарность каждому из вышеупомянутых товарищей по этой экспедиции, за то что разделили со мной этот непростой путь. Общение с вами обогатило меня и оставило в памяти многие незабываемые моменты. Вы все замечательные люди, удачи вам.
Маршрут экспедиции:
25 июня 2014-го года я вылетел в почти уже родной Якутск. Это был обычный летний вечер в Москве. Лететь здесь шесть часов, да плюс к тому ещё шесть часов разницы во времени, день ведь в Якутии раньше наступает. Так что прибыл я уже якутским утром 26-го июня. К тому моменту вся команда была уже в сборе и даже ночевала на судне, ждали лишь меня. Мне оставалось только созвониться, выяснить куда ехать, загрузить в такси свои мешки и отправиться к месту. Люди, с которыми мне предстояло совершить непростое и долгое путешествие и которых до сего времени ещё никогда не видел, а также судно на котором предстояло пройти этот путь и которое представлял себе лишь теоретически, находились на тот момент где-то в черте города, но на другом берегу одной из ленских проток. Наступило то самое время, когда ты смутно предчувствуешь что-то, что ещё будет, но совершенно не представляешь как оно будет на самом деле. Это особое чувство превого шага в долгой дороге, которое передать невозможно, его можно только познать самому. И пусть не будут в тягость нам наши пути, пусть будут в радость, и пусть не отнимут, а лишь наполнят.
Место встречи на песчаном ленском берегу. За спиной городские многоэтажки, а здесь настоящий речной берег. Груза в этот раз у меня не так много, вот он весь кучкой лежит. Прибыл я слишком рано, поэтому какое-то время пришлось ждать. Но вот уже с другого берега идёт катамаран.
На самом деле история этой экспедиции начинается не отсюда. Вернее она ничинается здесь только для меня и для остальных трёх приглашённых участников. А вот для Андрея и Светланы, которые организовали это путешествие, а также являются владельцами тримарана, это путешествие уже давно началось. Ещё в мае они выехали из Нижнего Новгорода на Уазике-буханке, в который умудрились запихнуть весь тримаран в разобранном виде, а также остальное снаряжение. В таком виде проделали довольно значительный путь до города Усть-Кут, что находится уже в верхнем течении Лены. Там собрали и подготовили тримаран, а в начале июня отправились вниз по реке. И были с ними ещё четыре приглашённых человека. Но эти люди ехали только до Якутска. Двое из них на момент моего прибытия ещё оставались на судне, но сегодня же должны были его покинуть. То есть, кроме Андрея и Светланы, состав здесь полностью обновлялся.
Само собой фото на память перед стартом. Честно сказать, вот такие команды, собранные случайно, где до сего времени никто друг друга не знает и при этом отправляются в серьёзное путешествие, а главное очень продолжительное, является по сути настоящим экспериментом с высокой долей риска. Я осознавал это, но почему-то был спокоен на эту тему. А прибыв на место и увидев моих новых спутников, успокоился ещё больше, стало понятно, что по крайней мере, никто в дальнейшем не вызовет крайней степени неприятия. И забегая вперёд, могу сказать, учитывая серьёзную длительность и автономность, а также трудности этой экспедиции, некоторые издержки просто неизбежны. И они были, но они были в очень мягкой форме, стали проявляться значительно позднее, чем могли бы, а также почти не повлияли на ход экспедиции. Команда удалсь, это факт.
В первый день вышли только во второй половине дня. У каждого нашлись какие-то предстартовые дела в городе. У меня почему-то их не было, поэтому оставался на месте. И вот они первые метры, а потом и километры долгого пути. Город, а потом и его окраины остались позади, началась большая река, где ещё довольно часто всречаются люди. Но это уже река сама по себе, это уже не только вода и берега, это великая, сильная и могучая Сущность, с которой нам придётся сосуществовать какое-то время, жить её законами, делить с ней энергию, пространство, время и расстояние.
В первый, ознакомительный день прошли около шестидесяти километров и остановились на одном из ленских островов чуть ниже посёлка Кангаласы. Начинаем понемногу привыкать к другой жизни, к нашему судну и друг к другу.
Первый наш костёр на берегу. Пока мы ещё в относительно южных широтах, пока ещё совсем лето и берега здесь даже как-то напоминают среднюю полосу. Но мы идём на север и скоро всё будет по-другому.
А вот второй день у нас что-то не склеился. Вернее как раз клеиться пришлось. Андрей решил перевесить мотор несколько выше, это заняло какое-то время. Потом оказалось, что такой вариант неудачен, далеко не ушли и мотор перевешивать пришлось ещё раз. В ходе этой операции никто не заметил как привязанная за тримараном лодка влезла под металлический каркас судна и пробилась торчащим из него болтом. Пришлось лечиться. Когда всё исправили, начался сильный встречный ветер, который не давал нормально идти. Пришлось отстаиваться где-то в небольшой протоке. Лишь только ближе к вечеру удалось пройти некоторое количество километров.
Для некоторого погружения в нашу реальность несколько сцен из этого дня.
Ушли недалеко сегодня.
Пока торопиться некуда, километров впереди ужас как много.
Ну ещё раз навесим мотор
С самогот начала стало понятно, что тунеядцев здесь нет, каждый старался как-то принять участие во всех делах.
Что склеить, собрать и так далее, в этом деле Александр Чалдык самый грамотный и дотошный.
Замотаем этот злополучный болт, чтобы снова не пробил лодку
На борту.
Ну вроде всё готово.
Александр Чалдык также и лучший конструктор костров. Это уже в той самой протоке, где ветер пережидали.
Ну и небольшой сюрприз этой экспедиции. Кроме серьёзной камеры и всего арсенала к ней, я ещё взял компактную беззеркалку. Думал ей снимать фото в условиях, когда нельзя будет достать большую камеру. Но в результате понял, что ей лучше снимать видео. Жалею, что видео снимал мало, но всё же кое-что есть. Это просто очень короткие и никак не смонтированные живые эпизоды, буквально на несколько секунд, для лучшего погружения в среду. Сегодня два из них.
На первом момент посадки на тримаран, после которого и начнётся наше продвижение на север.
Мы все привыкли, что такой земной ландшафт как пустыня, это где-то далеко в южных широтах и для нашей северной страны мало характерен. Ну разве что где-то у самых южных границ. Однако это не совсем так. Локальные ландшафты со всеми признакими характерными для южных пустынь, встречаются и довольно далеко на севере. Ярким примером тому служат так называемые Чарские пески в Забайкалье. Это действительно потрясающее место, кусочек настоящей пустыни на фоне Кодарского хребта. Этому месту иногда присваиваюит название — самая северная пустыня мира. Однако, пожалуй, это незаслуженно. Есть неправильные пустыни и гораздо севернее, например Якутские тукуланы. Как видите, у этого явления есть даже якутское имя. Наиболее известен участок тукуланов на реке Лене несколько ниже Ленских столбов, соответственно несколько выше Якутска. Есть подобные и на Вилюе и в некоторых других местах. Самому мне в этих местах ещё не довелось побывать, но фотографий оттуда видел много. А в ходе экспедиции этого года мы обнаружили совсем небольшой кусочек тукуланов ниже Якутска примерно 80-90 км. на правом берегу. Здесь мы сделали остановку на ночлег после второго дня пути. Несмотря на небольшое количество фотографий, решил сделать отдельный пост на эту тему.
Здесь совсем небольшой распадок, в устье которого и встали.
Снимал при свете очень низкого солнца.
Первую сотню километров из более чем трёх тысяч нашего маршрута проскочили третьим днём. В этот же день прошли слияние с Алданом, могучим правым притоком Лены. Настолько большим, что визуально воспринимается никак не меньше самой Лены. Вода в Алдане заметно более чистая. Символически сделали по глотку, а также и пописали для установления лучшей связи с рекой. На востоке у далёкого горизонта замаячили горушки Верхоянского хребта. Погода в этот день стояла замечательная, вполне себе летняя. О том, что лето это будет для нас коротким, думать не хотелось. Для ночёвки присмотрели себе по карте местечко на устье речки Белянки, небольшого правого притока Лены. Вошли прямо в реку, пришлось, правда, обходить мель на устье, которую для начала зацепили винтом. Здесь было тихо и довольно уютно, но местное комарьё, похоже, сильно изголодалось. Незнакомый с этим явлением Володя смотрел на более опытных товарищей удивлёнными глазами и с надеждой вопрошал — а что, так теперь всегда будет? Мы посмеиваясь, говорили, что это ещё мелочи, но всё же поспешили успокоить и пообещали более лёгкую жизнь на море.
Наш главный рыбак Сергей тестирует устье Белянки. Пока только окунь.
Команда по ночам спит себе, ну а мне приходится дежурить, ждать режимное время. Иногда это приносило результаты.
Спят себе и не догадываются, что находятся внутри элемента пейзажа.
А голодные комарики далеко не улетают, сели на парус и ждут утреннего пробуждения потенциальной жертвы.
Окуня удобнее всего готовить на вертеле, да и в таком виде он наиболее вкусен. К тому же можно готовить прямо в чешуе.
Здесь один из якутских ресурсных резерватов. Как обчно бывает в таких местах, главное повесить запретительные аншлаги, ну и вроде как работа делается.
Место стоянки на карте.
Взаправдашняя пустыня неожиданно нашла себе место посреди сибирской тайги на берегу северной реки Лена.Температура воздуха на них летом достигает до 40С. Территория распространения тукуланов относится к самым засушливым районам Якутии с незначительной суммой годовых осадков (180-250мм) и с большим испарением. Развеваемые песчаные массивы – тукуланы (эвенкийское слово тукала означает пески, тукаланы – массивы песчаных дюн), широко распространенные в бассейнах Вилюя и Лены, и были описаны исследователями еще в XIX в. ...
Есть в России одна река с красивым и звучным женским именем — Лена. Я уверен, про Лену слышали все, и все знают, что она находится в Якутии. Но немногие, пока немногие, могут сказать что побывали там. Моя мечта, которую я откладывал много лет, наконец то исполнилась. Сперва, в компании Вовы Трофимова и зам главы муниципального образования "Хангаланский улус" Василия Афанасьева мы прошли по Лене до Ленских Столбов и встретили там закат. А второй раз, уже в компании журналистов, фотографов и блогеров на теплоходе Михаил Светлов, три дня шли...
Из школьных учебников все знают про вечную мерзлоту, которая доставляет разные неудобства — ломает дороги и заставляет строить дома на сваях. Не знаю как в других северных краях, а в Якутии есть место, где вечная мерзлота лежит на поверхности и приносит не вред, а пользу — доставляет удовольствие измученным летней жарой местным жителям и привлекает туристов. Место называется Булуус, здесь мы можем совершить путешествие во времени и вернуться в ледниковый период. Большая наледь, примерно 500х100 метров, просто лежит на поверхности земли и не...
Чекуровские щекиНа территории Якутии в низовьях реки Лены существуют три интереснейших природных объекта, которые заслуженно считаются уникальными. Это знаменитые Чекуровские щеки, где Лена рассекает скалистые отроги Верхоянского хребта. Они простираются вдоль реки на 3 километра. Здесь река Лена преодолевает последнюю горную преграду и течет в узком ущелье с высокими отвесными берегами (до 400 м). Речной поток стиснут до ширины в 2 км, а над водой нависают вертикальные скальные стенки, течение становится бурлящим потоком. Зрелище...
Вот прямо сейчас стучу по клавиатуре, а на лице улыбка не сходит. Воспоминания накрывают с головой. Я любила наблюдать за моими друзьями. Медвежонок Паша по утрам так аккуратно расчесывал свои волосы, поднимая вверх свой подбородок, что напоминал Леонардо ди Каприо в Титанике. А Сайол никогда в жизни не евшая рыбу, впервые попробовала ее на Синей и была в восторге. Ее плескания в воде и радостные "Я бабочка, нет, я лягушка" никогда не забудутся....
Март 2011 года, полуостров Таймыр, поселок Хатанга. 72º северной широты, один из самых северных населенных пунктов России, ворота полярных экспедиций и центр освоения сырьевых ресурсов.Хатанга – место довольно большое и основательное. В отличии от северных поселков Якутии. Население, около 6 тысяч человек, больше половины русские. Многоэтажные кирпичные здания, асфальт, фонарные столбы, дорожные знаки. ...
Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.