Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

2653 просмотра


    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

     Джордж Вашингтон Де Лонг — полярный путешественник

    Наша экспедиция достигла некоего нового рубежа, мы прошли Лену и теперь стоим на пороге Арктики. На пороге Земли, многократно становившейся вызовом человеческому духу. История хранит несчётное количество трагических и славных страниц освоения Арктики. А многие страницы этой истории безвозвратно утеряны.

     

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

     Возможно какие-то ещё откроются исследователям, но многое уже никогда. Невозможно объяснить этот феномен, но действительно эта суровая и совершенно неприемлемая для человеческого бытия земля, обладает таким мощным притяжением, которое всегда будет звать к себе людей. Нет, конечно, это не для всех, но люди такие всегда были и, надеюсь, будут. Ведь именно там, за гранью, человек обретает нечто, что движет его вперёд. И даже если это была трагическая история, эта история послужит каким-то импульсом для всего человечества, который кому-то ещё не даст погрузиться в пучину обыденности и заставит оторваться от горизонтали и что-то ещё совершить.

    Наш дальнейший путь будет проходить по очень длинной Оленёкской протоке, самой западной в дельте Лены, к морю Лаптевых. Но сегодня мы хотим немного отклониться от маршрута и отдать дань памяти американскому полярному путешественнику Де Лонгу, а также части его команды, нашедших последнее пристанище в своём жизненном пути здесь, в дельте Лены. Его могила находится на возвышенном островке, который теперь называют Америка-Хая, на берегу протоки Большая Туматская. Это всего в 15-20 километрах от острова Столб.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Отставной лейтенант флота Соединенных Штатов Джордж Вашингтон Де-Лонг родился в Нью-Йорке 22 августа 1844 года, принимал участие в Гражданской войне Северных и Южных штатов, зарекомендовал себя как прекрасный морской офицер.

    Вот ведь, удивительные всё же были времена, тогда медийные магнаты вполне могли и хотели финансировать целые полярные экспедиции. Сейчас бы такие возможности, но теперь, к сожалению, тренд на дешёвые скандальные истории. Однако в те времена считалось разумным для привлечения внимания к изданию финансировать подобные проекты. Ведь именно Джеймс Гордон Беннет, издатель американской газеты "Нью-Йорк геральд" организовал и снарядил полярную экспедицию на яхте "Жаннетта", капитаном которой и был назначен Де Лонг. Целью экспедиции было достижение Северного полюса, а также отыскание экспедиции Норденшельда, вышедшего летом 1878 на «Веге» в плавание северо-восточным проходом.

    Экспедиция на судне "Жаннетта" началась в 1879-м году. От Сан-Франциско команда Де-Лонга перешла через Берингов пролив в Чукотское море, к Колючинской губе, где узнали о благополучном выходе «Веги» в Берингово море. Тогда взяли курс на север, намереваясь достичь полюса. При выходе в Ледовитый океан на «Жаннетте» было 33 человека экипажа. Уже через два месяца после отплытия, 6 сентября 1879 года, «Жаннетга» вмерзла во льды близ острова Геральд и дрейфовала во льдах двадцать один месяц! Большую часть времени судно оставалось на боку, тем не менее ежедневно производились всевозможные научные наблюдения. 17 мая 1881 года экипаж увидел землю. То был небольшой островок, названный островом Жаннетты. 24 мая экипаж увидел другой остров, куда отряд из 5 человек высадился 3 июня, после многодневного перехода по сплошному льду. Остров назвали Генриэтта. Эти острова северо-восточной части Новосибирского архипелага позднее названы островами Де-Лонга.

    После того, как не приспособленная для плавания во льдах «Жаннетта» в течение почти двух лет носилась по океану, затертая льдами, 12 июня 1881 года вследствие сильного напора сплошного льда она пошла ко дну и скрылась под водой утром 13 июня на 77° северной широты и 155° восточной долготы. Экипаж, спасшийся на льду с лодками, санями и припасами, двинулся по льду на юг и до 12 сентября не разделялся на группы. В этот день после долгих блужданий они достигли Семеновского острова, а затем снова двинулись в путь по направлению к устью Лены.

    Для переезда через эту часть моря, совершенно свободную ото льда, капитан Де-Лонг разместил своих людей в три лодки, из которых в первой, кроме него, находилось еще 11 матросов. Второй лодкой с лоцманом Денбаром и 6 матросами командовал лейтенант Чипп, третья лодка с 11 матросами находилась под командованием инженера Мелвилла.

    Сначала все шло благополучно, но уже вечером 12 сентября поднялась страшная буря с севера и разогнала лодки в разные стороны. Мелвиллу повезло больше других. 14 сентября он достиг восточной части дельты Лены, а спустя два дня попал в один из рукавов этой реки и остановился со своими людьми в покинутой хижине. Через несколько дней эвенки обнаружили моряков и пришли им на помощь.

    Через две недели Мелвилл прибыл в населенный пункт. Здесь он нашел двух посланных на разведку матросов с лодки Де-Лонга. Люди были в состоянии полного истощения. Мелвилл решил отправиться на поиски Де-Лонга. Он собрал местных жителей с санями и собаками и направился на север, вниз по Лене. После долгих и тщательных поисков он нашел многочисленные следы стоянок, ничего не узнал о самих людях, а наступление зимних метелей помешало дальнейшим поискам.

    Некоторое время ничего не было известно о судьбе «Жаннетты». Два года спустя один датский профессор сообщил, что видел у берегов Гренландии обломки разбитого судна. Среди них нашли матросскую шапку, бумагу с подписью Де-Лонга и еще некоторые предметы, свидетельствовавшие о том, что обломки принадлежали погибшей "Жаннетте".

    Тела погибших были найдены в марте 1882 года на одном из островов в дельте Лены, который теперь называется Америка-Хая. Рядом с телом Де-Лонга лежал дневник:

    "Суббота. 1 октября 1881 г. 11 человек офицеров и экипажа с полярного судна США «Жаннетта» высадились на лед. Мы пойдем к западному берегу Лены. Провианта у нас на 2 дня, а так как до сих пор мы были достаточно счастливы, то и не заботимся о будущем.

    Воскресенье. 2 октября. Карта моя решительно никуда не годится. Я должен на авось продолжать путь на юг, и предоставил Богу довести нас до какого-нибудь поселения человеческого, так как сами себе помочь мы не в состоянии… пищи хватит на 1 день.

    Понедельник. 3 октября. У нас осталось лишь полуголодная собака. Да поможет нам Бог. При переправе лед подо мной треснул, и я окунулся в ледяную воду по самые плечи. На ужин ничего другого не оставалось, кроме собаки. Ели все, кроме меня и доктора. Дров мало, ночуем под открытым небом. Мы не согрелись, и высушиться нам не представляется возможным.

    Среда. 5 октября. Повар готовит на завтрак чай из спитых чайных листьев… этим мы должны довольствоваться до вечера. Мы можем ждать спасения лишь от чуда — более никакого исхода я не вижу.

    Четверг. Все очень слабы…

    Пятница. Последняя горсточка чая опущена сегодня в котел, и теперь нам предстоит переход в 35 верст, на которые мы имеем немного спитого чая и 2 полштофа спирта.

    Суббота. Завтра: 20 грамм спирта в полупинте горячей воды. Холодно. Мало дров. На ужин — 10 грамм спирта.

    Воскресенье. Отслужили церковную службу, и я отсылаю двух матросов за помощью. Перешли через реку. Снова провалились под лед.

    Понедельник. Последние 10 грамм спирта. Съедаем куски оленьей кожи. Истощены окончательно. На ужин лишь по ложечке глицерина.

    Вторник. Буря со снегом. К дальнейшему продвижению не способны. Дичи нет. Больше нет дров.

    Среда. На обед сварили две пригоршни полярной ивы в горшке воды. Навар выпили. Мы делаемся слабее и слабее.

    Четверг. Чай из травы. От посланных матросов нет вестей. Нет обуви.

    Воскресенье. 30 октября. 140 день экспедиции. Дальше идти нет сил".

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    В ящичке лежит специальная тетрадка, где все проходящие оставляют записи. Вот и наш капитан отметился.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

     

    Арктическая станция на острове Самойловский

    Существуют некоторые факты деятельности третьего рейха в советской Арктике в годы войны. Но ещё больше вокруг этих фактов накручено выдумок. И даже будто бы в дельте Лены существовала база нацистов, чуть ли не на острове Столб, о котором рассказывал. Нет там ничего, могу заверить. Но самое смешное, что база всё таки действительно существует и довольно недалеко от острова Столб. А ещё смешнее то, что и немцы на этой базе есть. Вот только к нацистам и к войне эта база не имеет никакого отношения, а имеет отношение к научным исследованиям, которые проводят совместно российские и немецкие учёные. Впервые базу мы увидели как раз с вершины острова Столб и даже сразу не могли предположить, что это может быть климатологическая станция, о существовании которой в принципе знали, но с острова станция смотрелась настолько капитальной и современной, что совершенно нехарактерно для нашей науки, вот разве что нефтяники могли такую построить или военные. Однако это оказалась именно научная станция.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    На остров Самойловский в дельте Лены мы зашли после посещения могилы Де Лонга. Мы даже решили заночевать на острове, однако остановились довольно далеко от самой станции, с намерением посетить её только лишь на следующий день. Ещё на подходах к острову увидели пару бредущих по берегу человечков в длинных оранжевых балахонах. На фоне потрясающей, будто инопланетной станции, эти люди так и воспринимались как инопланетяне. Но оранжевые человечки оказались всё таки землянами, с которыми познакомились, когда высадились на берег. Это были наши русские сотрудники станции, которые любезно пригласили посетить их место обитания на следующий день и даже предложили провести экскурсию. Само собой, предложением на следующий день воспользовались.

    Совместная деятельность российских и немецких учёных ведётся в дельте Лены ещё с 1998-го года в рамках межправительственного Российско-Германского проекта «Система моря Лаптевых». Но до недавнего времени учёные жили здесь в палатках, да ещё вроде изба была какая-то, которая стояла на самом берегу, а берег тот начал обваливаться. И так бы всё продолжалось и дальше, если бы не приехал в 2010-м году сюда человек, который в нашей стране решает абсолютно все вопросы, на любом, даже самом низком уровне. Все остальные ведь ничего не решают в этом детском саду. Да, да, именно он самый, Владимир Владимирович. И сказал он – быть по сему, строить! И вот оно чудо, можем ведь когда захотим. Построили очень быстро и на таком уровне, что даже немцы признают, у них такого нет. С весны 2013-го года станция «Остров Самойловский» уже начала свою работу в полноценном режиме. Честно сказать, ничего подобного увидеть здесь, посреди голой и необжитой тундры не ожидал. Это просто какая-то космическая станция, вот именно на таких ощущениях я и ловил себя во время нашей экскурсии.

    Изначально основные организаторы работ — с немецкой стороны Институт полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера, с российской Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета на федеральном уровне и Институт мерзлотоведения имени Мельникова СО РАН на региональном уровне.

    В настоящее время станция находится на балансе Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН (Новосибирск) и структурно входит в Арктический центр, специально созданный при этом институте. Всё это построено именно на российские деньги, немецкая сторона лишь финансирует работу своих представителей.

    Станция оснащена современными научными приборами, специальной техникой, включая наземный и водный транспорт, буровое и вспомогательное оборудование. Состоит из комплекса зданий и других инженерных сооружений, главным из которых является лабораторно-жилой комплекс. Он состоит из трех блоков лабораторный, жилой и складской. В последнем имеется некоторый резерв помещений, которые, при необходимости, можно перевести в разряд жилых или лабораторных. На втором этаже комплекса расположены помещения для отдыха, узел связи, конференц-зал и другие. Запас горючего (арктическое дизельное топливо) на станции составляет около 800 кубометров в год, запас очищаемой воды, которая берется из близлежащего проточного
    озера, 400 кубометров. На станции имеются очистные сооружения, объекты водоподготовки, система вентиляции, междугородние и спутниковые телефоны, Интернет, телевидение. Оборудование всех систем жизнеобеспечения в значительной степени автоматизировано.

    Здесь имеются удобства и все условия для исследований, принятые на ведущих полевых научных станциях мира. Помимо работы научных сотрудников, станцию также обслуживает технический персонал, задача которого поддержание её жизнедеятельности, а также обслуживающий персонал, который создаёт здесь очень даже комфортные условия для жителей. Все работают вахтовым методом.

    Научная работа здесь ведётся по многим направлениям, тут и гидрологи и гидробиологи, геоморфологи, почвоведы и мерзлотоведы и прочее, прочее. Короче говоря, комплексное исследование этой арктической зоны, отслеживание изменений в климате и экологии, и самом собой, построение прогнозов в этих направлениях.

    В тот день мы покинули остров Самойловский действительно потрясённые. После того комфорта, в который окунулись на станции, даже как-то не хотелось вновь возвращаться в суровую действительность нашего простого бытия на небольшом судне, а в голове так и свербили мысли – «да чтобы мне так жить». Однако и мы прониклись высокой задачей научных исследований и получили на дальнейший путь кое-какое задание, будем делать отбор проб воды в приустьевых частях рек, впадающих в море Лаптевых. У каждого своя дорога.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Это всё лабораторные помещения.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    За стол нас естественно тоже усадили после экскурсии. Тут все наши, а на заднем плане Екатерина, она как раз и взяла над нами шефство.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Который слева это немец, а который справа это Вальдемар, выходец из России, но сейчас живёт в Потсдаме. Он также взял над нами шефство.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Очень весёлый немец и по русски неплохо говорит.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Это кухня.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    За этими дверьми можно найти и жилые помещения и сауну и санузлы.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Тут же поблизости ещё есть кордон Усть-Ленского заповедника, но здесь всё как обычно.

     

    Оленёкская протока

    Дельта Лены вторая в мире по площади после дельты Меконга. Она занимает огромную территорию и состоит из несчётного количества островов и проток. Но основные три из них, они непрерывны и доходят до самого моря Лаптевых. Это Трофимовская, Быковская и Оленёкская. А среди этих трёх самая протяжённая Оленёкская, она растягивается на две сотни километров. Оленёкская протока самая западная в дельте и служит её западной границей. Длинным каналом протягивается она вдоль узкого и невысокого горного кряжа Чекановкого, по другую сторону которого несёт свои воды река Оленёк.

    Для нас путь к морю Лаптевых лежал как раз по Оленёкской протоке, нам ведь дальше идти на запад. В протоку вошли 16-го июля после посещения станции на острове Самойловский, а в море вышли 19-го. Три дня пути в этом каналообразном русле с торфяными берегами и линзами льда в нём, прошли в обычном рабочем режиме и ничем особенным не отличились. Однако чувствовалось, что это какой-то переходный период между рекой и морем. Всё вокруг говорило о том, что мы зашли очень далеко на север, глубоко в семидесятые широты. Лес остался далеко позади, вокруг голая тундра, а в нижней части протоки уже начали ощущаться приливные явления. Нас ждёт море.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Вот она новая реальность. Теперь такие берега будут встречаться постоянно. Вечная или вернее многолетняя мерзлота, можно сказать, с открытым лицом.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    А берега здесь вот такие. С каждым годом река и летние положительные температуры съедают часть берга, обнажая новые отложения, которым десятки тысяч лет отроду.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    На дневном перекусе.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    По другому берегу протягивается горная цепь кряжа Чекановского.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Здесь нет населённых пунктов, но местные жители сюда приходят, чтобы вести традиционные промыслы, рыбачат и охотятся. Так было и в давние времена, здесь иногда можно встретить вот такой типичный якутский балаган, уже пришедший в негодность.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Есть строения и посвежее, в этом я даже заночевал как-то. Хозяев в это время на месте не оказалось.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    А это строение неплохо вписалось в пейзаж.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    В нижней части протока идёт вплотную к кряжа Чекановского.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Лебединая семейка на фоне кряжа Чекановского.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Чайки очень скандальные птицы, а ещё они любят устраивать гнёзда на крышах заброшенных избушек..

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Взрослый птенец канюка-зимняка. (Если это не так поправьте меня, товарищи орнитологи.)

     

    Хлебнём немного моря

    В море из Оленёкской протоки мы вышли девятнадцатого июля. Это был вначале туманный, а потом ветреный день. Вначале, это как раз тогда, когда мы проходили среди многочисленных песчаных островов и отмелей ещё в протоке, но уже близко к выходу в море. И туман тут очень даже мешал, не всегда понятно было куда же идти в этом лабиринте. Но у нас был навигатор и это облегчало задачу. Однако река будто не хотела с нами расставаться, хотя это уже и не совсем река или наоборот море не спешило нас впускать, хотя тут ещё и не совсем море. Короче говоря, здесь сплошные мели на которые мы постоянно натыкались. Так что местами даже приходилось слезать с катамарана и идти к морскому порогу пешком. И вот вроде бы уже расстались окончательно с рекой и можно вроде бы идти на запад вдоль уже морского берега, и виден уже этот берег скалистый, а на мысу угадывается небольшой и даже вроде жилой посёлочек Ыстыннах-Хочо на высоком мысу. Но не тут-то было, отмели здесь так далеко уходят в море, что напрямую не пройти. Вот и нам пришлось идти сначала не на запад, а на север, глубоко в море. А там к тому времени уже и ветерок поднялся и волнишка пошла. Но всё таки обошли мы эти мели и в конце концов взяли курс на запад и даже близко к берегу подошли, но уже за Ыстыннах-Хочо. Так что зайти туда было не суждено. Тут море и вообще заволновалось, прямо таки для начала уж слишком, можно было бы для разминки и не так колбаситься. Мы же тут все, кроме капитана и его супруги совсем неопытные мореплаватели. А при такой волне и к открытому берегу не пристать, а в животе давно урчит, время обеда давно наступило. Но нашли таки местечко, нырнули в узкую щель на устье небольшой речушки, полностью забитую плавником. Правда, на входе чуть лодку не потеряли, петля оборвалась. Заметили поздно, хорошо ещё ветер был к берегу и лодку тоже внесло в устье речушки. Тут и отобедали и немного в себя пришли. Ну что же, здравствуй море Лаптевых, теперь мы будем жить у тебя.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Ну что же, вот она новая суровая действительность. Необычно, непривычно, но интересно.

    Отобедав и немного придя в себя покинули это странное на первый взгляд местечко, аналогичные которому, оказывается теперь будут часто встречаться. Покинули и пошли дальше на запад. Шли сегодня примерно так как на видео. Хотя не передают эти видео реальной картины. Вроде и ничего особенного, когда это на мониторе, так слегка покачивает. Тогда почему же у меня даже первые признаки морской болезни стали там проявляться. На самом деле, волна боковая была вполне приличная, хорошо качало.

    Однако день заканчивался и надо было где-то пристанище найти на берегу. А это ведь теперь не река и там-то не везде можно встать, а тут тем более на голом берегу не встанешь, да ещё если ветер. Прибой ведь не даст спокойно нашему судну стоять, будет его о песок шоркать, а это нам крайне не надо. Но карты говорили, что в этот первый день на море не найдём мы больше укромной щели, хотя бы даже такой как сегодня на обеде. Стало быть надо как-то вставать прямо на ровном берегу. И пришлось нам тогда для уменьшения веса судна снимать с него канистры с бензином и вытаскивать тримаран на сушу настолько, насколько возможно. Тут и заночевали.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Теперь такие вот костры у нас будут, не очень уютные, всё больше на ветру, но ничего, привыкнем.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Здесь тоже весь берег усеян плавником. Зато дров завались. Вот ведь, леса нет, а дрова есть, хоть избу строй.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Тут ещё вот такая коробчонка стояла. Я лично в ней и заночевал, да ещё Вова компанию составил. Ну а чего добру пропадать, печка работает, в тепле оно как-то понятнее.

     

    Усть-Оленёк

    Двадцатого июля, пройдя через крайнюю от гористого берега протоку в Оленёкской дельте, мы вошли в реку. По реке пришлось подняться лишь чуть, чтобы дойти до посёлка Усть-Оленёк, который здесь стоит на правом берегу, на склоне небольшой возвышенности. Для меня это было знаменательное событие. Четырнадцать лет назад в Усть-Оленёк я пришёл сверху по реке. И тогда это была заключительная точка, завершающая моё большое путешествие — 5000 километров в одиночку. Теперь же я пришёл с обратной стороны, со стороны моря и уже не один, а в составе нашей небольшой экспедиции. Не скажу, что накатили какие-то сильные чувства, но некоторые ностальгические ощущения действительно были. Оленёк родная мне река, с ним многое связано, ведь я прошёл его когда-то от самого истока до самого устья, да ещё в одиночку. Хотелось бы мне подняться теперь вверх по нему, но наш маршрут в другую сторону, туда, где я ещё не был, а это гораздо интереснее.

    Усть-Оленёк когда-то был гораздо живее, чем теперь. Когда-то здесь было пусть небольшое, но всё же постоянное население, которое занималось рыбалкой и охотой. А в сороковые-пятидесятые даже существовал рыбзавод на котором работали в том числе переселённые из ленинградской области финны. И теперь некоторое количество людей тут живёт, но всё больше летом, а зимой переселяются куда-нибудь в более крупные и живые посёлки, например, в Таймылыр, который находится почти в сотне километров выше по реке или даже в Тикси, с которым нет никакого сообщения, кроме как доехать на моторной лодке. Но здесь до сих пор существует действующая метеостанция, на которой люди всегда есть. Усть-Оленёк известен в первую очередь историей, связанной со многими путешественниками, серьёзными экспедициями прошлых веков, когда совершались ещё значительные географические открытия. Известен он в среде полярных путешественников и в наше время. Например, здесь какое-то время провёл и оставил о себе воспоминания известный современный французский путешественник Жиль Элькем, совершивший своё большое путешествие по нашему заполярью и арктическому побережью, растянувшемуся на несколько лет. Но, пожалуй, это место наиболее известно в связи с историей экспедиции Прончищева. Но об этом в следующий раз, не хочу мешать всё в одну кучу. Сегодня только Усть-Оленёк.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Особо важных дел у нас в посёлке не было, да и взять тут нечего, ни магазинов, ни мобильной связи, ни бензина. Впрочем, позвонить отсюда можно, есть какая-то хитрая связь через рацию, чем и воспользовались некоторые из нас. Были мысли разжиться хлебом, но и этого продукта здесь нет в наличии. Местные жители пекут его только для собственных нужд, каждый сам для себя. Правда, на метеостанции угостили чаем с печеньем собственного изготовления.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Ребятишки тут только летом, зимуют они в Таймылыре.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Это и есть метеостанция.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Усть-Оленёк известен ещё вот этим раритетом. Помнится в 2000-м году здесь было два трактора. Говорят второй, который был лучшей сохранности вывезли в Тикси. Как попали сюда эти Фордзоны и что тут делали толком уже никто не помнит.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Это поселковый ледник, то есть общественный природный холодильник.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

     

    Василий и Татьяна Прончищевы. Имена далёких берегов

    Мы пришли в Усть-Оленёк и, рассказывая об этом посёлке, невозможно оставить без внимания одну из многочисленных страниц в его истории. Здесь навеки упокоились Василий и Татьяна Прончищевы, имена которых можно найти на географической карте несколько восточнее. Собственно весь восточный берег Таймыра так и называется — Берег Прончищева. Есть там также и река Прончищева и озеро с тем же названием и, в конце концов, бухта Марии Прончищевой. А в междуречье Оленька и Анабара можно найти кряж Прончищева. Нам ещё предстоит побывать там, именно туда и лежит наш дальнейший путь. Кто же эти люди, оставившие свой след в истории географических открытий.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Могила Прончищевых в посёлке Усть-Оленёк.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Памятник находится несколько в стороне от могилы, на склоне. Поставлен уже в наше время.


    Василий Васильевич Прончищев руководил одним из отрядов Великой Северной экспедиции. Великая Северная экспедиция (1733-1743г.г.), официальное название – Вторая Камчатская, по сути, являлась глобальным проектом Российской империи не знавшим себе равных. В рамках этого проекта, которым руководил Витус Беринг, было несколько самостоятельных экспедиций, цель которых заключалась в описании и составлении карт российских территорий. Великая Северная экспедиция потребовала привлечения огромных материальных и людских ресурсов. Тринадцать кораблей, которые были построены в Архангельске, Тобольске, Якутске и Охотске обслуживали семь исследовательских отрядов. Последние были в достаточной степени обеспечены оборудованием и провиантом, экипажи кораблей полностью укомплектованы. Число участников основных и вспомогательных отрядов составило около 5000 человек.

    Василий Васильевич Прончищев (1702 — 1736) родился в мелкопоместной дворянской семье в селе Богимово Калужской губернии. Тринадцатилетним подростком он был определен на учебу в Московскую навигацкую школу. По окончании ее учился в Морской академии в Петербурге, затем служил на Балтике. К 1732 г. штурман Прончищев заслужил репутацию опытного судоводителя. Видимо, в том же году он познакомился в Кронштадте с Татьяной Кондыревой. 20 мая 1733 г. в одной из тульских деревень состоялась их свадьба. Василий Прончищев получил отпуск и медовый месяц провел вместе с женой на родине и в Москве. Этот месяц, однако, не был беззаботным — молодой чете предстояло вскоре отправиться в далекую экспедицию. Будущая полярная путешественница родилась в 1713 г. в селе Березово Алексинского уезда в семье стряпчего Федора Степановича Кондырева.

    Еще в январе 1733 г. Василия Прончищева, "лучшего штурмана Кронштадта" (как его аттестовало начальство), включили в список участников Второй Камчатской экспедиции Беринга. Адмиралтейств — коллегия разрешила офицерам взять с собой жен и детей. В дальний путь с Прончищевым отправилась его молодая жена.

    Долог оказался путь огромного обоза с людьми, провиантом и снаряжением для будущих кораблей. Лишь в октябре 1734 г., после зимовки в Тобольске, участники экспедиции прибыли в Якутск. Здесь заложили два первых судна — дубель — шлюп и бот. Лейтенант Василий Прончищев был назначен командиром дубель — шлюпа "Якутск". Всю зиму команда работала на строительстве судна. В мае 1735 г. корабль спустили на воду. Инструкция, врученная Прончищеву, предписывала дубель — шлюпу идти "из Якуцка — Леною — рекою до устья, а от устья к западу подле берега морем до Енисейского устья", то есть впервые обогнуть и нанести на карту неведомый тогда Таймыр.

    Среди 50 человек, которые 29 июня 1735 г. вышли в опасное плавание на дубель — шлюпе "Якутск", находилась молодая жена капитана. Женщина оказалась на судне "незаконно", вопреки известной морской традиции. Взял ли ее муж с собою самовольно или с разрешения Беринга, остается загадкой. Во всяком случае, жена капитана стала участницей экспедиции неофициально и в документах не числилась — именно поэтому историкам длительное время не удавалось выяснить сведения о ней.

    До конца лета 1735 г. «Якутск» прошел с инструментальной съемкой 1800 километров вниз по Лене и вышел в Ледовитый океан. Здесь простились со вторым кораблем экспедиции — ботом "Иркутск", получившим задание пройти Беринговым проливом в Тихий океан. На зимовку встали в устье реки Оленек. Команда благополучно перенесла зимовку, но к весне 1736 г. у некоторых членов экипажа, в том числе у капитана и его жены, обнаружились признаки цинги. Однако Прончищев не придал значения болезни и решил продолжать путь вперед.

    Плавание 1736 г. оказалось трудным. Корабль лавировал среди льдов и не раз оказывался под угрозой сжатия. Встречные ветры часто не позволяли идти под парусами, и дубель — шлюп медленно продвигался вперед на веслах. Отсутствие карт, многочисленные мели, встречные течения еще более осложняли плавание. 13 августа сделали первое открытие — остров Преображения (там нам ещё предстоит побывать). Далее повернули на север, и пошли вдоль берегов таинственного Таймыра. Открытия следовали одно за другим: архипелаг Петра, острова Андрея, Павла, Фаддея, залив Фаддея, архипелаг Комсомольской Правды.

    Утром 19 августа, когда "Якутск" находился у входа в пролив Вилькицкого, путь преградили сплоченные льды. Ветер стих, и полное безветрие создало угрожающее положение: ударил мороз, разводья стали покрываться молодым льдом. Нависла опасность ледового плена (получается, что действительно тогда климат был более суровым, мы в эти числа также будем на восточном берегу Таймыра, но всё будет не так жёстко). На корабельном совете было решено возвращаться назад.

    Разбивая молодой лед баграми и веслами, работая круглые сутки, команда делала отчаянные усилия вырваться из западни. К счастью, на третий день поднялся ветер, он разогнал волну, и "Якутск" под парусами пробился на чистую воду. Попытка встать на зимовку в Хатангском заливе оказалась неудачной: посланные на берег люди принесли неутешительную весть о том, что плавника нет нигде, строить и отапливать жилье нечем. Прончищев решил идти к Оленекскому зимовью (на самом деле в Хатангском заливе и в устье Хатанги мало плавника).

    Состояние командира корабля со дня на день ухудшалось, нервное напряжение и цинга делали свое дело. Иногда он не мог подняться с постели и поручал заботы о судне штурману Семену Челюскину. Жена не отходила от него, но помочь ничем не могла. Цинга подтачивала и ее силы. 28 августа «Якутск» вошел в Оленекский залив, но пройти к зимовью не смог, так как дул сильный южный ветер и от сгона воды обмелел фарватер. Превозмогая слабость, Прончищев спустился на ялбот и отправился к берегу искать проход для корабля. Переночевав в зимовье, он утром вернулся на судно, с трудом взобрался на борт и потерял сознание. В восемь часов вечера 29 августа 1736 г. Василий Прончищев, не приходя в сознание, скончался.

    Из-за сильного ветра "Якутск" еще несколько дней не мог войти в устье реки Оленек. Лишь 4 сентября штурман Челюскин записал в вахтенном журнале: "Свезли на берег бывшаго лейтенанта Прончищева жену. В исходе 2 часа пополуночи лейтенанта Прончищева положили во гроб и свезли на берег". 6 сентября В. В. Прончищева похоронили на высоком берегу мыса Тумуль. А через шесть дней, 12 сентября 1736 г., Челюскин записал в журнале: "В начале сего 4 часа пополуночи бывшаго командира дубель — шлюпки Якуцка Прончищева волею божею жена его умре".
    Ее похоронили рядом с мужем. Могила Прончищевых сохранилась до наших дней. В 1875 г. ее нашел геолог А. Л. Чекановский.

    Имя первой полярной путешественницы увековечено на карте, в память о ней названа большая бухта на Таймыре. Имя жены Прончищева долгое время оставалось неизвестным. Факт ее участия и смерти в полярной экспедиции был зафиксирован документально лишь записями штурмана С. И. Челюскина в вахтенном журнале "Якутска". Однако в этих записях жена Прончищева не названа по имени. В других документах экспедиции, даже в рапорте Беринга в Петербург о смерти В. Прончищева, она не упоминается совсем. Не сохранилось имя первой полярной путешественницы и на могильном кресте. Имя "Мария" появилось на картах и в литературе в первые годы Советской власти по случайной ошибке картографов. В 1913 г. экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в неизвестную бухту. Надпись "М. Прончищевой" (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как "бухта М. Прончищевой". Так это название закрепилось на картах. Лишь только в 1983-м году исследователи выяснили подлинное имя Прончищевой – Татьяна.

    Как я уже рассказывал, впервые в Усть-Оленьке и на могиле Прончищевых мне довелось побывать в 2000-м году. Это был завершающий этап в моей серии «5000 километров в одиночку». И в процессе подготовки, пути в поисках информации привели меня в клуб «Приключение» Шпаро. В 1999-м году ребята из клуба провели в Усть-Оленьке уникальную экспедицию. Дело в том, что в истории сохранился облик всего лишь трёх из нескольких тысяч участников Великой Северной экспедиции. В том числе неизвестно было, как выглядела и чета Прончищевых. Воссоздание их облика как раз и ставилось в задачи экспедиции клуба «Приключение». Для этого, конечно, необходимо было провести эксгумацию, а специалисты провели реконструкцию облика Прончищевых.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Скульптурная реконструкция С.А. Никитина

     

    Терпяй-Тумус

    Двадцатое июля, день, когда мы зашли в Усть-Оленёк, выдался действительно замечательным на погоду. Таких дней и за всю экспедицию было немного, не говорю уже о периоде связанным с морем Лаптевых. Наш визит в посёлок ограничился первой половиной дня, а дальше нам нужно было двигаться по Оленёкскому заливу на северо-запад. Глядя на карту, нетрудно было предположить, что залив этот может оказаться проблемным, явно вдоль берегов тянутся мели. Но погода была хороша, тепло и практически штиль. Вот этим и решили воспользоваться, махнули напрямик через море в удалении от берегов. Забили в навигатор крайнюю точку почти на выходном из залива мысе Терпяй-Тумус. Присмотрели вроде перспективную протоку между берегом и островом, где можно будет спрятаться. Оставалось только надеяться, что погода не испортится, а главное ветер не поднимется. От Усть-Оленька до мыса Терпяй-Тумус около шестидесяти километров, это при нормальном раскладе часов пять-шесть хода.

    И погода позволила, море не взбунтовалось. Но очень удивили комары, вроде всех кого прихватили с берега перебили, но прямо посреди залива прибывали какие-то новые и это в десятках километров от берега, непонятный какой-то феномен. А залив таки оказался не прост. Когда уже подошли к цепочке островов, которые протягиваются от мыса Терпяй-Тумус в глубину залива, винт начал цеплять песчаное дно, хотя вроде шли довольно далеко от самих островов. Где-то даже приходилось слезать с тримарана и протаскивать его какое-то расстояние. Вот уж действительно море по колено. Смотрелось это просто даже смешно, вокруг море, берега где-то очень далеко, а мы ходим пешком. Пришлось уходить мористее. Но самое забавное, хотя тогда это воспринималось как очень раздражающий фактор, случилось тогда, когда до мыса, к которому стремились, осталось всего пара километров. Мели пошли одна за другой и стало очевидно, что к берегу нам никак не подойти. Вот ведь незадача, время-то уже к ночи подошло. Ночи, конечно, как таковой в это время года не существует, но ведь уже давно ужинать пора, да и спать тоже. Но с этим пришлось обождать. Ушли глубже в море и обошли полностью мыс, но и там сразу было невозможно подойти к берегу. Пристанище нашли только там, где берег начал немного повышаться. Тут как раз стоит недействующая теперь метеостанция Терпяй-Тумус. Вот у этого берега, переполненного брошенным железом и остановились лишь в четыре утра, так что ужин получился уже совсем утренним.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    График у нас сбился, поэтому подъём перенесли на более позднее время. Однако подняться пришлось всё же раньше, чем хотелось, и в авральном режиме. Хотя отливы в этой части моря Лаптевых не такие уж значительные, но всё же мы обсохли, то есть судно оказалось на суше, вернее если бы мы не выскочили вовремя, то уж точно пришлось бы ждать прилива, чтобы отсюда сдёрнуться. Но всё равно надо было срочно снимать канистры с бензином, чтобы облегчить судно и стаскивать его на глубину. Вот только потом смогли себе позволить и позавтракать и пойти на осмотр метеостанции и окружающей территории, где было несметное количество железных бочек и прочего отжившего век металла, а также кое-какие строения явно не имеющие отношения к метеостанции, хотя ничего не говорило о том, что здесь кто-то обитает. По крайней мере, в данное время.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Вдалеке домик метеостанции.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Всё это уже нерабочее.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Не знаю сколько, но если тут окажется гораздо больше одной тысячи бочек, не удивлюсь.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Это сам домик метеостанции. Стены бетонные, какой-то он неуютный изнутри, думаю, неуютным он был и в жилом виде.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Метеоплощадка.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Вероятно, это была баня метостанции.

    Но чуть в стороне от метостанции и дальше от берега есть довольно свежая база. Судя по всему здесь ведут промысел рыбаки-охотники. На данный момент здесь никого не оказалось.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Передвижной балок, такой тип жилища в этих краях встречается нередко.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Здесь несколько небольших жилых домиков.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    Есть и кое-какая техника.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 5 часть

    И даже лодочные моторы стоят беспризорные, видимо чужие здесь не ходят.

    Автор: СЕРГЕЙ КАРПУХИН

     

    Похожие статьи:

    Туристический маршрут "Скалы реки Синяя"

    Туристический маршрут "Скалы реки Синяя"
     Уникальный туристический маршрут, включающий сплавы по рекам Матта, Синяя, Лена с посещением природных памятников Синские Столбы, Ленские Столбы, Тукулан «Кысыл Элэсин», археологические раскопки на Диринг Юряхе, сокровищницу природы Якутии- устье реки Буотама.  ...

    Дневники со сплава по рекам Синяя и Лена. Часть 2

    Дневники со сплава по рекам Синяя и Лена. Часть 2
     Вот прямо сейчас стучу по клавиатуре, а на лице улыбка не сходит. Воспоминания накрывают с головой. Я любила наблюдать за моими друзьями. Медвежонок Паша по утрам так аккуратно расчесывал свои волосы, поднимая вверх свой подбородок, что напоминал Леонардо ди Каприо в Титанике. А Сайол никогда в жизни не евшая рыбу, впервые попробовала ее на Синей и была в восторге. Ее плескания в воде и радостные "Я бабочка, нет, я лягушка" никогда не забудутся....

    Как выглядит полярный круг?

    Как выглядит полярный круг?
     В представлении многих людей полярный круг — это какая-то далекая-далекая граница, за которой лежит суровый край, где почти всегда лежит снег, дуют ветра, и происходят прочие неприветливые события стихии. Как же выглядит на самом деле полярный круг, и что он из себя представляет? Мне довелось неоднократно пересекать эту неведомую черту и в России (в Республике Коми, в Красноярском крае на Енисее и в Якутии на Лене) и в Норвегии. ...

    Дневники со сплава по рекам Синяя и Лена. Часть 1

    Дневники со сплава по рекам Синяя и Лена. Часть 1
     Это путешествие, длившееся 14 дней изменило мой внутренний мир на 180 градусов. Перед поездкой я честно боялась, даже думала, что нужно отказаться. Мои страхи заключались в таких факторах, как комары, клещи, непогода, усталость, незнакомая компания и полмесяца неизвестности. Сейчас думаю, что все эти предрассудки были ничтожны. Меня переполняют эмоции от воспоминаний, от личностей, с которыми я все эти дни шла рука об руку. Хочу выразить огромную благодарность организатору этого путешествия Михаилу Местникову, который известен в Дневниках...

    ЛЕНСКАЯ ТРУБА. КРАЙ ЗЕМЛИ

    ЛЕНСКАЯ ТРУБА. КРАЙ ЗЕМЛИ
     Есть места, которые у человека путешествующего, вызывают особые впечатления, остающиеся в памяти на всю жизнь. Для кого-то таким местом является "берег Турецкий" в прямом и переносном смысле, а для кого места отдаленные, дикие, редко посещаемые, что называется край земли. Продолжая описание путешествия по реке Лена, хочу рассказать сегодня о Ленском устье.  ...

    Чара - Лена - 2014

    Чара - Лена - 2014
     4 июляПроснулись в поезде, в предвкушении начала путешествия, наш поезд неумолимо приближался к станции Новая Чара – начальной точке маршрута. В поезде познакомились с жителями Новой Чары и сразу договорились, что бы нас свозили на машине в магазин, а затем увезли на берег Чары. В поселке выяснили, что из телефонных операторов работает только Мегафон и МТС пришлось купить симку – чтобы сообщить детям о выходе на маршрут. ...
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019