Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер
Бесплатная доска объявлений по всему миру
Русский сайт

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

2308 просмотров


    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

     Жиганск

    Очередной выход в цивилизацию у нас состоялся в Жиганске, довольно крупном посёлке, районном центре Жиганского улуса. Посёлок стоит на левом, высоком берегу Лены чуть ниже полярного круга. Так что это первый заполярный населённый пункт на реке. Но это не основная его достопримечательность. Жиганск, прежде всего, известен своей историей, овеянной славой русских землепроходцев.

     

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

     В том же году, а именно в 1632-м, когда енисейские казаки под руководством сотника Петра Бекетова основали Якутский(Ленский) острог, тогда же ниже по Лене спустилась и группа казаков под руководством Алексея Архипова и Луки Яковлева и построили Жиганское зимовьё. То есть Жиганск ровесник Якутска. С тех пор это был один из форпостов Российского государства в продвижении на восток и освоении новых земель. Одно время Жиганск даже имел статус города и входил в Якутскую область Иркутской губернии. Этот статус он потерял в 1805 году, после разграбления беглыми каторжниками, бежавшими с охотских солеварен, спустившихся по Алдану и Лене в Жиганск. Сейчас в посёлке проживает около трёх с половиной тысяч человек и это относительно благополучный населённый пункт. По крайней мере, мне так показалось. Есть мобильная связь, регулярное авиасообщение с Якутском, летом речное.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Мы подошли к Жиганску чуть выше, у окраины. Здесь выход в посёлок вот по такой простенькой лесенке. Нам требовалось заполнить опустевшие канистры бензином. пока цены ещё приемлемые. чем дальше, тем будет дороже и купить немного продуктов.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

     

    Шаровидные фантазии Лены

    Написал заголовок и сам посмеялся. Наверное, это название привлечёт внимание. Что это за Лена такая, да ещё с такими странными фантазиями? Но мои постоянные читатели знают, что это опять не о девушках, а о реке. А река Лена сразу после Жиганска, который мы уже прошли, очень поменяла свой облик. Теперь её берега уже не такие однообразные и низменные, теперь часто глаз радуют обрывистые берега. Сразу стало веселее. Новая морфология ландшафта существенно обогащает пейзаж. Кроме того, по берегам здесь часто можно увидеть и удивительные формы меньшего масштаба. Говорю о многочисленных конкрециях в местных песчаниках, которыми здесь и сложены берега. Конкреции эти имеют шаровидную форму и достигают иногда значительных размеров. Могут быть как в виде одиночных шаров, так и в виде их сростков, что встречается гораздо чаще. Конкреции — это такие стяжения или уплотнения в осадочных породах. Как образуются конкреции вы можете прочитать здесь. Ну что, посмотрим на что способна Природа в своём творчестве.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

     

    Натара

    Чем севернее мы уходили, тем менее обжитой становилась Лена. Безусловно, нижняя часть реки гораздо менее освоена, чем верхняя и средняя. В один из дней, а именно седьмого июля, на обед пристали к берегу в устье реки Натара. Здесь же на карте обозначен нежилой уже населённый пункт с тем же названием. По описаниям Натара основана в 1920-м году как небольшой посёлок тунгусских рыбаков. На данный момент здесь проживает только одна семья. Натара обычно упоминается как пункт остановки круизного теплохода. Да, пару раз за сезон, а может быть немного чаще, проходит здесь теплоход от Якутска в Тикси и обратно, везёт на себе любителей экзотики, но не любителей отсутствия комфорта. Вот и показывают им Натару как одно из экзотических мест. К сожалению, когда мы здесь оказались, на месте не оказалось хозяев. Пришлось с небольшим хозяйством этого уникально малого населённого пункта знакомиться самостоятельно.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Основной жилой дом.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    В этой хибарке тоже кто-то живёт, есть печка, кровать и стол.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Чум, конечно, импровизированный. На заднем плане хозяйственная постройка.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Как обычно водится в таких местах, всё было открыто и я не постеснялся войти внутрь. Надо же посмотреть как тут люди живут.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    На задней внешней стене дома сушилась медвежья шкура. Мишка явно маленький.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Наш катамаран в устье Натары.

     

    Джарджан

    Последнее место на Лене, где мы могли рассчитывать пополнить запасы бензина был Джарджан. Населённым пунктом это местечко на устье одноимённого правого притока Лены назвать, наверное, нельзя, постоянных жителей тут вроде не зарегестрировано. На карте Джарджан или Дярдян обозначен как метеостанция. И метеостанция там действительно есть, причём действующая, что в наше время уже неплохо. Однако кроме того, там есть большая нефтебаза. То есть сюда завозят на хранение топливо, которое затем используют для дозаправки проходящие мимо суда. Да и не только суда, отсюда идёт снабжение и других потребителей. Мы пришли в Джарджан тёплым и солнечным днём восьмого июля. И к нашему удивлению застали здесь массу разношёрстного народа и такую активную деятельность, что даже слегка шокировало, мы ведь уже начали привыкать к неспешной и размеренной жизни местного населения, которую изредка наблюдали по ходу путешествия. Нас угораздило придти сюда как раз в момент, когда у берега швартовался танкер, с которого шла перегрузка топлива в наземные хранилища. Это могло усложнить нашу задачу. Здесь ведь нет бензоколонки для обслуживания любого мимо проходящего и решить вопрос с бензином можно было только непосредственно с директором нефтебазы.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Техники здесь полно. Кстати, в этот же день пришла баржа сверху с грузом для Джарджана, в том числе и новенький легковой автомобиль. Ну да, дорога тут летом может быть только пара километров. Но. тем не менее.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    И вот такое непонятное создание там есть.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Народ тут живёт вот в таких балках.

    А ещё мы застали знаменательное событие в Джарджане и даже приняли в нём посильное участие. В этот день здесь устанавливали православный крест, который будет видно издалека ещё на подходах к посёлку.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Фото на память после благого дела. В центре коренастый, черноволосый парень и есть директор нефтебазы, который не отказался нам помочь.

    Но это ещё не всё. В Джарджане на тот момент сконцентрировалось несколько партий геологов из конторы "Алмазы Анабара". Они как раз ждали ту самую баржу с грузом, которая сегодня пришла и сегодня же уже началась переброска вертолётом этих самых геологов на участки.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Вот так вот. Пробыли в посёлке всего часа три-четыре, а увидели и застали массу всякого интересного. Ушли мы оттуда залитые бензином под завязку. Дальше где сможем пополнить запасы, пока непонятно, до моря осталось не так уж далеко, а там с этим совсем плохо.

     

    Небесно-песчаные фантазии

    Сегодня без лишних слов просто некоторые пейзажи, снятые на Лене несколько ниже Джарджана. Ландшафты здесь сами по себе не особо интересные, но как всегда спасают обширные песчаные косы, которые позволяют пофантазировать и построить вполне привлекательные композиции. Это, конечно. всё работает только в связке с небом и правильным светом.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

     

    Река Лена. Точка 70грд. 24мин. с.ш. — 124грд. 45мин. в.д.

    Немного не доходя посёлка Кюсюр по левому берегу Лены есть одно местечко, которое трудно не заметить. Здесь река прижимается к высокому обрывистому берегу. И вдоль всего это обрыва стоят причудливые останцы, будто отдельными рёбрами отстоящими от основной стены. Повсеместно здесь заметны те самые шаровидные конкреции о которых уже рассказывал. Часто эти конкреции выступают в роли бронирующего горизонта, то есть в силу большей твёрдости относительно вмещающих пород, разрушаются гораздо медленнее. В результате получаем ландшафтные формы с круглыми или овальными головами наверху останцов, иногда это даже напоминает грибы. Здесь команда, понимая мои задачи, согласилась даже сделать полуднёвку с ночёвкой, чтобы я имел время для работы с этим объектом. Время это я потратил, конечно, но не могу похвалиться результатом. Были и объективные причины, как дымка и не очень удачный свет, а также не хватило времени, чтобы всего этого дождаться, но где-то и я видимо не нашёл правильный подход к объекту. Тем не менее, местечко это показать надо. Координаты указаны в заголовке и место показано на карте в конце поста.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Этот кадр снят ещё с катамарана, когда проходили мимо.

    Но понятно было, что работать с объектом нужно с верхних ракурсов.

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 3 часть

    Автор: СЕРГЕЙ КАРПУХИН

     

    Похожие статьи:

    Якутия–Таймыр, часть вторая или знакомство с поселениями эвенков.

    Якутия–Таймыр, часть вторая или знакомство с поселениями эвенков.
     Саскылах – это центр одного из самых северных административных образований мира. Итак, почти 72º северной широты, река Анабар, республика Саха (Якутия). ...

    Якутия–Таймыр, часть шестая или такие трудные 9 дней пути на Норильск.

    Якутия–Таймыр, часть шестая или такие трудные 9 дней пути на Норильск.
     Итак, часть шестая, заключительная. Хатанга–Норильск, финальный этап. Этап может и финальный, но эти 800 км мы ехали 9 суток. Чего только не было тогда там, на Таймыре. Но обо всем не расскажешь, покажу что смогу. ...

    Якутия–Таймыр, часть третья или идем на Таймыр! Начало жести

    Якутия–Таймыр, часть третья или идем на Таймыр! Начало жести
     мы бодро проехали более 3 000 километров по Якутии по общегражданским дорогам и зимникам. Прибыли в Юрюнг-хая и отсюда начали движение на Таймыр, к Хатанге. Погода благоприятствовала, –30 и постоянные гало. 72º северной широты, граница Якутии и Таймыра, тундра, гало и безлюдные снежные просторы. Юрюнг-хая – конечная точка обслуживаемых зимников. Сюда дорогу чистят, накатывают, есть довольно интенсивное движение. А дальше всё, только целина – девственные русла рек и тундра. Необходимости в траспортном...

    Якутия–Таймыр, часть пятая или Хатанга – город на краю света

    Якутия–Таймыр, часть пятая или Хатанга – город на краю света
    Март 2011 года, полуостров Таймыр, поселок Хатанга. 72º северной широты, один из самых северных населенных пунктов России, ворота полярных экспедиций и центр освоения сырьевых ресурсов.Хатанга – место довольно большое и основательное. В отличии от северных поселков Якутии. Население, около 6 тысяч человек, больше половины русские. Многоэтажные кирпичные здания, асфальт, фонарные столбы, дорожные знаки. ...

    Якутия–Таймыр, часть четвертая или такая недостижимая Хатанга

    Якутия–Таймыр, часть четвертая или такая недостижимая Хатанга
     На улице вовсю лето, ну а я всё о своем, о зимнем :) В прошлых сериях мы проехали всю Якутию до самого севера и повернули на запад, на Таймыр. Итак, почти 73º северной широты, граница Таймыра и Якутии, полное бездорожье, на сотни километров никого и ничего вокруг, да еще и потеряли Камаз сопровождения.  ...

    Якутия–Таймыр, часть первая или как мы пролетели по Якутии

    Якутия–Таймыр, часть первая или как мы пролетели по Якутии
    Экспедиция стартовала из Нерюнгри, куда как известно, автомобили прибыли поездом, а экипажи самолетом.Хочу сразу обозначить пару важных моментов. Изначально было анонсировано, что основная цель – это Юрюнг-хая, море Лаптевых и 73-й градус северной широты. И хотя 73-го градуса мы всё-таки достигли, вся многомесячная подготовка, все планы, все мысли и вся идея была в другом – пройти из Якутии на Таймыр, в Хатангу, пересечь Таймыр насквозь и выйти с востока к Норильску....
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019