Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Супер скидки

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

164 просмотра


    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

     Никаких гостиниц, придешь ко мне домой», — решительный голос Миши Черемкина в телефонной трубке, моего давнего знакомого, с которым несколько лет назад я бродила в Гималаях, не оставил мне выбора. Я отменила на букинге свое бронирование гостиницы в Якутске и подчинилась Мишиному решению. Оно было также невероятно важным с учетом того, что Миша жил недалеко от места, где будет проходить национальный якутский праздник Ысыах. И, воспользовавшись гостеприимством Мишиной семьи, я экономила драгоценное время на то, чтобы добраться до праздника в условиях немыслимых «пробок».

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

     …Мой измученный бессонным ночным перелетом организм встретил в аэропорту и доставил к Мише в дом его зять Егор. После завтрака я немного взбодрилась и почувствовала, что снова почти готова к подвигам! Ну так что же мы медлим? Скорее поехали на праздник!

    Итак, сегодня 23 июня 2018 года. Я нахожусь в местечке Ус Хатын, расположенном в 22 км от Якутска, где на огромном лугу возведен целый городок. С минуты на минуту начнется торжество — праздник обновления природы Ысыах.

    Когда-то в такой же, возможно, яркий солнечный день легендарный Эллей, прародитель якутов, первым перебравшийся жить на реку Лену, радуясь солнцу и лету, решил созвать в берестяную юрту гостей на Ысыах. Сколько лет с тех пор прошло, трудно сказать: сотни, а может, тысячи, но не умирают древние традиции, потому что живет якутский народ…

    Ысыах величают теперь праздником изобилия, обновления природы, праздником мира и дружбы. Но в прошлом якуты называли его конским праздником, праздником кумыса. В давние времена Ысыах посвящался светлому духу Юрюнгу Айыы Тойону, в его честь огонь окропляли кумысом и, заклиная плодородие, разбрызгивали эту животворную влагу на поля и урасы (урасы — покрытые берестой якутские юрты). А задобривши всех богов, начинали пир и веселье. Кропление кумысом божествам и духам — центральный момент праздника, и потому Ысыах получил свое название от слова «ыс» — кропить, обрызгивать.

    Фольклорная традиция сохранила якутский миф о лошади — прародительнице народа Саха: по якутским легендам бог первоначально сотворил коня. От него произошел полуконь-получеловек, а уж потом появился сам человек. Кочуя, люди из Прибайкалья перебрались на Север, но и здесь сохранили давнюю любовь к коню. Тем более что был он не только помощником в походах и странствиях, но и главным кормильцем. Конское мясо, жир — всегда были лакомством, а кумыс из кобыльего молока подобен меду у древних славян. Его пили для бодрости, восстановления сил, без него не обходился ни один праздник. Подвешенный за уши семир (кожаный мешок для изготовления кумыса) и резной деревянный чорон (кубок, из которого пьют кумыс) стали с тех пор символами этого праздника.

    …Эти ворота являются входом на территорию празднования:

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Я вижу лежащие на углях небольшого почти символического костерка у ворот многочисленные оладушки. Молодая женщина, идущая на праздник с дочкой, одетой в платье одного цвета с материнским, достает из пакетика несколько оладушек и кладет на угольки. Егор мне поясняет: «Оладушки — любимое лакомство богов!».

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Мы проходим мимо ряда сэргэ, которые сейчас выполняют функцию коновязи — к ним привязаны лошади (про якутских лошадей я расскажу отдельно!), многие кобылы с очаровательными жеребятами — они прячутся за спинами матерей от глаз многочисленных посетителей праздника.

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Сэргэ — ритуальный столб, коновязь. Изначально сэргэ ставились у жилья якутов и использовались по их прямому назначению — для привязывания коня. Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. Сэргэ для якутов — символ счастья и благополучия. По традиционным представлениям Саха сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. В наше время символика сэргэ расширилась — сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих Республику Саха.

    …Миша уже давно бродит на огромной территории празднования, а мы с Егором никак не можем его найти — то одно, то другое действие останавливает меня, тормозит продвижение к месту встречи.

    Тут я даю коротенькое интервью местной радиовещательной компании НВК САХА:

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Фотографирую пожилых и юных красавиц:

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Я смотрю по сторонам во все глаза — вокруг пОля, на котором проходит открытие праздника, расположены трибуны, переполненные нарядными людьми.

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Пожилые женщины и молодые, девочки, мужчины в кафтанах, в шляпах из конского волоса — все в красивых национальных одеждах с множеством серебряных украшений, которые служат также и оберегом. Я обратила внимание, что даже на крошечных девочках с сосками-пустышками во рту тоже надеты серебряные украшения. Надо сразу же отметить, что одним из важных элементов праздника является одежда — все участники торжества должны быть в традиционных нарядных костюмах. Кстати сказать, шляпа из конского волоса очень удобна и практична — в летнюю жару она защищает от жары и солнечного света, а зимой сохраняет тепло и не пропускает холод.

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    В руках почти всех гостей праздника — дэйбиир — метелка из конского волоса. Она предназначена для отмахивания от комаров.

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Мы с Егором приехали почти вовремя — праздник начался совсем недавно.

    В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых березок). В центре праздничного круга устанавливается сэргэ с арочными украшениями из берез. Рядом с сэргэ обычно устраивают сакральный круг тюсюлгэ (тюсюлгэ переводится как «место, куда спускаются Боги», тюсюлгэ — это своеобразный алтарь под открытым небом). На березках развешивается священная салама — ритуальная веревка, сплетенная из конских волос, украшенная разноцветными лоскутками и берестяными символами изобилия и благополучия. Посередине тюсюлгэ ставятся три или четыре коновязи, соединенные между собой перекладинами, на которых подвязывают большие кожаные сосуды с кумысом. Вокруг расставляется ритуальная деревянная посуда для кумысопития — во время Ысыаха запрещается кушать из медной, железной или серебряной утвари. По древним верованиям Боги на пиршествах ели только из деревянных сосудов.

    Слова всеобщей радости и любви к теплу и Солнцу, благословение произнес Алгысчыт. В проведении обряда ему помогают девушки в белых платьях с березовыми ветками в руках и парни с чоронами:

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Чорон — кубок на одной или трех ножках для хранения и пития кумыса. Изготавливается, как правило, из дерева, украшается резьбой и инкрустацией.

    Не всякому человеку разрешается произносить алгыс (благословение), к богам могут обращаться лишь избранные и безгрешные. В алгысах запечатлена модель человеческого счастья и прослеживается настрой на добрые дела — человек видит смысл жизни в творении добра, в каждодневном труде, приносящем благополучие и достаток, прослеживается уважение и почтение к окружающему миру, воспринимаемому как нечто божественное и одухотворенное.

    После завершения торжественной части наступает время главного события Ысыаха — гигантского танца-хоровода осуохая вокруг центрального столба — коновязи с чороном наверху. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве. Шаг, другой — все движения синхронны и выверены. Все движется вслед за Солнцем, повторяя его орбиту.

    Запевала поет:

    Увлажняя горло терпким кумысом,

    С праздничными словами веселиться будем,

    Радуя друг друга, будем говорить драгоценные слова.

    О девяти выемках кубки уставив,

    Важным гостям своим подносить их будем!

    Каждый день таких драгоценных дней не увидеть,

    Не каждое утро принесет такие дни,

    Непрерывные игры устроим-ка, пока живы!

    Один голос исполнителя сменяется другим, но мне кажется, что мелодия, слова и интонации не меняются. Я недоумеваю — как не надоест одно и то же петь часами? Но Егор меня поправляет — исполняют эпос Олонхо, а он почти бесконечен, его будут петь два дня, и запевалы будут сменять друг друга.

    Цепь водящих хоровод настолько плотная, что несколько только что подошедших женщин не могут в нее втиснуться. Но они не растерялись, а тут же образовали новую цепочку, и я вижу, как быстро она разрастается. Буквально несколько минут — и круг замкнулся! Я понимаю, что не могу остаться в стороне от круговорота этого праздника — и вскоре уже держусь за теплые руки соседей и повторяю незамысловатые движения ногами, двигаясь вместе со всеми по кругу. Я не пою — не знаю слов, но не трудно понять, о чем все поют, повторяя слова запевалы — о добре, о достатке, о здоровье и благополучии родителей и детей…

    Кругов становится все больше, и с высоты девятого неба, на которой восседает седовласый старец Юрюнг Айыы Тойон, должно быть, осуохай напоминает круговое устройство Вселенной. Ведь в танце участвует столько людей, сколько звезд зажигается на ночном якутском небе.

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Фото из Интернета

    Грандиозна программа Ысыхая: конкурс сказителей осуохай, фестиваль национальных игр народов Севера «Игры предков», концерты творческих и детских студий, выставка мастериц народного творчества, конкурс якутской национальной одежды, конные скачки… Я держу в руках программу празднования, и у меня от напряжения кружится голова — понимаю, что не в состоянии выбрать что-то одно из десяти одновременно происходящих мероприятий, каждое из которых достойно отдельного внимания!

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Ситуацию спас Миша — он просто взял меня за руку и повел за собой. В итоге я увидела выступления самодеятельных театральных коллективов, этнографических ансамблей, которые в национальных костюмах разыгрывали сцены из якутского эпоса Олонхо. Кстати сказать, в 2005 году ЮНЕСКО признало эпос Олонхо шедевром устного нематериального наследия человечества.

    Вот так выглядит реконструкция праздника силами танцевального коллектива.

    На священное место выходит старец в белой одежде и высоком колпаке — это шаман, который готовится обратиться к высшему божеству Юрюнг Айыы Тойону. Шаман разводит костер и запевает песню на древнем, как само небо, языке. Дым от костра дойдет до девятого неба. Юрюнг Айыы Тойон услышит шамана и, если обряд не будет нарушен, даст народу Саха то, о чем тот просит:

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    После кропления кусысом огня, что означает поклонение божествам и духам, и зрители, и участники танцевального коллектива начинают водить хоровод-осуохай.

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    А я тем временем брожу по другим площадкам праздника. С удовольствием развалившись на мягкой траве, наблюдаю за играми Дыгына.

    Народ Саха помнит исторические времена, когда их предводитель Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой народ. Он проводил Ысыах, на который созывал из улусов сильных, ловких, сметливых мужчин, и устраивал для них состязания. Победители удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась у якутского народа и по сей день.

    В современной программе Ысыаха эти состязания называются «Игры предков» — различные соревнования по якутским национальным видам спорта:

    в прыжках на одной ноге (кылыы) и двух ногах (куоба):

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    вырывании у противника палки — мосла:

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Хапсагай (якут. Хапсаҕай — проворный, ловкий, хваткий)-якутское национальное единоборство, борьба. Правила борьбы: борцы обнажены до пояса, ниже пояса одеты в трусы или трико, как правило, обуты в борцовки. Ранее, независимо от времени года, борцы боролись разутыми и одетыми только в шорты из ровдуги (мягкой кожи лося без шерсти). Любое касание борцом земли какой-либо частью тела (хоть пальцем!), кроме ступней, влечёт поражение.

    Есть и другие состязания — метание аркана, таскание тяжелых камней, бег, прыжки в длину, стрельба из лука. Да разве можно везде поспеть, чтобы хотя бы взглянуть на всю эту красоту?

    Бродя по территории празднования, я задержалась на лужайке, где демонстрировали свои изделия мастерицы по изготовлению изделий из лоскутов ткани, кожи, меха оленей. Мне приглянулось панно «Времена года», выполненное лоскутной техникой. Но мастерица сетовала, что у нее на эту тему готов комплект, из которого она захватила с собой лишь то, что я сейчас держу в руках, и приглашала подойти к ней завтра, чтобы купить набор полностью. К сожалению, назавтра я никак не попадала на праздник — начинался следующий этап моего якутского путешествия. Поэтому сейчас просто полюбовалась на творения рукодельниц:

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    У якутов сильны национальные традиции и, наверное, главный показатель популярности праздника Ысыах в том, что на нем очень много молодежи. Сюда приезжают семьями, большими компаниями, живут в палатках, которых я вижу так много, что из них образовался настоящий палаточный городок:

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Хоть Егор и скинул мне на телефон план расположения строений праздника, но это не сильно помогло — расставшись с ним и Мишей, я отправилась самостоятельно бродяжничать среди палаток, павильонов, концертов, выступлений, но закружилась-запуталась, где именно я нахожусь. Поэтому в итоге просто села где-то на траву и стала звонить своим друзьям, чтобы они меня нашли и спасли, а на вопрос, где именно я нахожусь, отвечала: «Я здесь» !)) Мы нашлись, конечно!

    Карта территории празднования:

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    «На сладкое» в конце дня были скачки. На большом экране ипподрома проецировалось происходящее, а мы с Мишей бегали по полю, вокруг которого носились лошади с наездниками, и пытались поймать их в объектив камеры. Я погналась было за туманом на дальнем конце поля, по мере того, как я к нему приближалась, туман рассеивался. В кадр «попались» только лошадки:

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Чтобы зрителям, сидящим на трибунах, не было скучно издалека наблюдать за происходящим, на небольшой сцене детский коллектив звуком оформлял скачку — из различных музыкальных инструментов они извлекали звуки, похожие на топот копыт, ржанье лошадей, звуки хлыста наездника:

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Невозможно рассказать обо всем увиденном на празднике Ысыах — надо не только видеть, но и понимать происходящее. Егор и Миша сопровождали меня, знакомили с людьми, обращали внимание на мелочи и детали, без которых я наверняка не смогла бы заметить и понять много интересного. Благодаря разъяснениям друзей мне стало легче ориентироваться в том, что я видела. К сожалению, я пропустила очень важный элемент праздника Ысыах — церемонию встречи Солнца, которая была запланирована на 2.15 ночи. А ведь момент восхода Солнца в первый день солнцестояния народ Саха считает великим чудом, радуется лету, наступающему после долгой зимы, отмечает пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди напитываются энергией и силой, а лучами восходящего Солнца очищаются от болезней и всего греховного, что накопилось за год…

    Помню, как мы с Мишей устали к концу дня, искали и нашли-таки причину, чтобы не пойти на встречу Солнца — все небо затянуло облаками, и мы решили, что восхода не будет видно. Не знаю, как оказалось на самом деле. Но что сделано — то сделано. Конечно, по возвращении домой я пожалела, что тогда пожалела себя. Но после скачек, которые проводились около 10 часов вечера, силы окончательно меня покинули, я сдулась как воздушный шарик, и единственным желанием осталось принять горизонтальное положение.

    Про то, что началось завтра, будут отдельные рассказы…

    Справочно:

    С 1992 года Ысыах стал государственным праздником Республика Саха.

    Во время проведения Ысыаха были установлены следующие рекорды Гиннеса:

    2011 — самое массовое синхронное исполнение хомусной варганной музыки с участием 1344 человек
    2012 — самый массовый хоровод осуохай с участием 15293 человек
    2014 — самый массовый ритуал кумысопития — одновременное исполнение обряда возлияния кумыса с участием 11 136 человек
    2017 — самое большое количество людей в национальных костюмах — 16 620 человек.
    Источники информации:

    Фотоальбом «Якутия». Якутск, Изд. Бичик, 2017
    Алас — колыбель народа Саха. Дьокуускай, Изд. Бичик, 2015
    Современный путеводитель «Якутия». Изд. Пресс код, 2014
    Интернет ресурсы: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4839/, http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3731/, https://myrussianland.ru/dostoprimechatelnosti-rossii/ysyax-samyj-glavnyj-prazdnik-v-yakutii.html, http://aldanonline.ru/obysyakh.html.

    Автор: Галина Горшенина

    Источник: tourister.ru

    Похожие статьи:

    101 день в Якутии. Ысыах

    101 день в Якутии. Ысыах
     Удалось таки мне побывать на Ысыахе. Обосновавшись на берегу Индигирки, чуть ниже посёлка Оймякон, оставил Валеру со всем хозяйством, а сам утром 23-го июня отправился в посёлок с надеждой найти какую-то возможность уехать в Томтор. Оказалось, что чуть ли не половина Оймякона также намерена побывать на празднике....

    Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры

    Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры
    Теоретические исследования по праздничной культуре у разных народов мира показывают, что живым механизмом передачи культурной традиции из поколения в поколение являются именно праздники. Национальный праздник Ысыах – это уникальное духовное богатство якутского народа. Он был и пока остается главенствующим фактором сплочения якутского этноса, самовыражения его как нации. Ысыах – это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха. Культурная традиция народа саха никогда не теряла...

    Вслед за солнцем и луной. Главные шаманские праздники

    Вслед за солнцем и луной. Главные шаманские праздники
     По данным последней переписи, около 2% населения России исповедуют шаманизм. Официальных последователей шаманских культов у нас больше, чем католиков, буддистов и протестантов, вместе взятых. Народы, верящие в то, что судьбу человека определяют добрые и злые духи, в основном живут в азиатской части страны: от Алтая и Сибири до Дальнего Востока. И, если судить по разнообразию и количеству праздников, в чем-то они счастливее, чем остальные россияне....

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5
     В общем, мы подошли к кульминации — к рассказу о том, что на меня в славной Якутии произвело наибольшее впечатление.Это, разумеется, праздник — т.н. якутский Новый Год, он же Праздник лета, он же день летнего солнцестояния (хотя в настоящее время праздник с летним солнцестоянием совпадает только приблизительно, его проводят где-то во второй половине июня). Он же Ысыах....

    Якутский праздник Ысыах

    Якутский праздник Ысыах
     В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ...

    Якутия отмечает Ысыах олонхо

    Якутия отмечает Ысыах олонхо
    В эти дни жители Якутии празднуют восьмой Ысыах олонхо. Праздник открылся 20 июня церемонией в священной для якутского народа долине Эркээни. Гости съехались из 30 улусов, а непосредственно в церемонии было задействовано более тысячи человек и ста всадников....
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2018