Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Улитка-путешественница. Якутия-5

2202 просмотра


    Улитка-путешественница. Якутия-5

     В общем, мы подошли к кульминации — к рассказу о том, что на меня в славной Якутии произвело наибольшее впечатление.

    Это, разумеется, праздник — т.н. якутский Новый Год, он же Праздник лета, он же день летнего солнцестояния (хотя в настоящее время праздник с летним солнцестоянием совпадает только приблизительно, его проводят где-то во второй половине июня). Он же Ысыах.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

     Да, вам не привиделось, именно это слово, пишется именно так. Ударение на второй слог. Повторяю, на второй. Немного практики — и у вас все получится. На самом деле, это все фигня по сравнению с тем, как это произносится по-якутски. Там вместо "с" какой-то удивительный звук, больше всего напоминающий русское "х" (Википедия говорит, что это не русское "х", а скорее английское "h"). Мне сказали: "Мы, якуты, говорим ...(невоспроизводимый набор звуков, приблизительно звучащий как "ыхЫах"), а вы — русская, вы произносите по-русски — "ысЫах". "Ага", — сказала я с благодарностью и так и делала в дальнейшем.

    В каждом улусе Ысыах свой — нас вот очень в Чурапчу зазывали, но было нереально добраться, — но главный, республиканский, разумеется, в Якутске.

    Т.е. не в самом Якутске. Для проведения Ысыаха имеется специальное место — огромное, реально огромное поле в местности, называемой Ус Хатын (кстати, по неясным причинам все всегда так и говорят — "местность Ус Хатын"; я не знаю, почему не просто "Ус Хатын", честно). Добираться туда от Якутска… если не ошибаюсь, то в нормальных условиях меньше часа. Но на Ысыах едут ВСЕ. У меня создалось такое впечатление, что совершенно буквально весь город подрывается и перемещается на (или "в"?) Ус Хатын на два дня. Было бы очень забавно оказаться в это время в Якутске — ощущение, что картинка будет совершенно пост-апокалиптической, с пустыми улицами и повсеместно закрытыми магазинами. Во всяком случае, когда мы уже на следующий день ехали обратно, круглосуточный магазинчик, где японцы по ночам покупали пиво, был по случаю Ысыаха закрыт.

    

    Видео Ысыах

    1.000 мужчин | Осуохай 2017 г. | Якутский хоровод | Якутск
    1.000 мужчин | Осуохай 2017 г. | Якутский хоровод | Якутск
    ЯКУТИЯ - САХА - ОЧИЩЕНИЕ СОЛНЦЕМ
    ЯКУТИЯ - САХА - ОЧИЩЕНИЕ СОЛНЦЕМ
    Национальный праздник Ысыах
    Национальный праздник Ысыах
    Ысыах встречает друзей. Часть I, фильм 1
    Ысыах встречает друзей. Часть I, фильм 1
    Ысыах встречает друзей. Часть I, фильм 2
    Ысыах встречает друзей. Часть I, фильм 2
    Якутский праздник Ысыах в Москве, 15 июня 2013 года
    Якутский праздник Ысыах в Москве, 15 июня 2013 года
    Ысыах встречает друзей. Часть 2, фильм 1
    Ысыах встречает друзей. Часть 2, фильм 1
    Так вот, поскольку едет весь город, пробки, конечно, образуются нехилые. Для тех, у кого нет машин, пускают огромное количество автобусов. Вокруг собственно праздничной территории опять-таки огромная зона превращается в парковку. Причем есть, так сказать, ближняя зона парковки — для очень сильно приглашенных лиц. Как туда попадают, я не знаю, потому что мы, например, хоть и были очень радушно встречены мэрией вообще и мэром лично, для ближней парковки все-таки рылом не вышли. Ну да и Бог с ним. Неближняя парковка, как уже было сказано, образуется стихийно и простирается, сколько глаз хватает. Мне вечером понадобилось сходить в машину, я пошла — и реально заблудилась. Бродила среди рядов машин, совершенно не представляя, что делать, пока случайно не вышла-таки на нашу. В машине в это время был водитель, а у меня был телефон, но это было бесполезно: нас сразу предупредили, что на Ысыахе из-за большого скопления людей телефоны брать не будут. И не обманули — таки не брали. В общем, сколько уж я там блуждала, я не знаю, время как-то не отследила, но потом, когда я вернулась, японцы обрадовались мне очень бурно: оказывается, они беспокоились — и не в последнюю очередь потому, что как раз перед этим мы имели некоторые разногласия с водителем, и они боялись, что мы там с ним друг друга поубивали. :) Спешу заметить, что никто на самом деле не пострадал.

    Ысыах проходит в течение двух дней. Люди начинают съезжаться часов с 9 утра в субботу, в полдень начинается церемония открытия, потом народные гуляния продолжаются весь день и всю ночь, на рассвете происходит главное событие — встреча солнца, а затем все снова гуляют до вечера воскресенья. Не знаю, многие ли остаются с самого начала до самого конца, — не все, уж точно. Мы приехали с утра первого дня и оставались до церемонии встречи солнца. Отсняли ее и поехали в город. Таким образом, работали около 20 часов без перерыва — ну, не то чтобы все время прямо работали, конечно, но не спали уж точно. Кстати, вот это самый первый день Ысыаха как раз выпал на мой день рождения, и это был мой самый необычный день рождения за всю жизнь.

    Дальше — буду рассказывать и показывать.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Это — вход, и это еще довольно рано. Мы приехали как раз к тому моменту, когда народ начинали запускать, часам к девяти. Позже народ пойдет сплошным потоком. Опять же, в этот момент, по-моему, народ еще заходил хаотично, а потом все стало гораздо интереснее. Поскольку территория Ысыаха — место священное, заходить туда надо, должным образом очистившись. Для начала — мужчины и женщины должны заходить через разные входы. Ну, т.е. вход один, но женщины входят через одну половину изображенных на фото ворот, а мужчины — через другую (если не ошибаюсь, тетеньки налево, а дяденьки — направо, но память может и подвести). Каждый поток проходит мимо ритуального костра, в который что-то кидают — "кормят" его (вот, правда, совсем не помню, что кидали); а специальные девушки обмахивают входящих дэйбиирами — это такие метелки из конского волоса (про них есть здесь) .

    Территория (точнее, часть территории) — до того, как основное действо началось:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    К 12 часам все — ну, т.е. не все, конечно, и близко не все — собираются на главной площадке, где будет проходить церемония открытия. Я, честно говоря, боялась, что там будет в десять раз больше народа, чем мест, и невозможно сесть, но все пришедшие как-то чинненько так разместились — видимо, не без усилий присутствовавшей милиции. Впрочем, мы-то наши места повыше и с обзором получше уж точно заняли заранее.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Ну, и… все начинается. :)

    Церемония открытия продолжается часа два и состоит из нескольких частей: разнообразные выступления — танцы, шоу, игра на хомусе, собственно обряд благословения, открывающий Ысыах — ну, и, конечно, торжественные обращения, куда ж без них. Впрочем, речи были кратки и по делу. На Ысыах, кстати, собирается буквально вся правящая верхушка Якутии — начиная с президента.

    Всякие моменты церемонии открытия:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Кстати говоря, задействовано в этом деле огромное количество народу.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Танец, стилизованный под танец стерхов. Стерхи в Якутии — священные птицы, приносящие удачу. Мне говорили, что вот этот конкретно танец — не старинный, современный (ну, я надеюсь, что это все уже по костюмам увидели), но танцуют его на Ысыахе каждый раз, хотя сценарий церемонии открытия каждый раз разный.

    Танцуют под очень своеобразную музыку. Я ее искала на ютубе, хотела вставить сюда, но так и не нашла — теперь ругаю себя за то, что сама не сняла видео. Музыка буквально западает в память навечно — даже я, с моим полным отсутствием слуха, до сих пор с легкостью могу ее услышать в своей голове.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Стерхи-красавицы:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Как можно понять из количества фотографий, танец стерхов поразил меня в самое сердце. :)

    А это — одновременное выступление четырехсот хомусистов (!). Разумеется, мелодия была простая, но сам масштаб — ого-го!

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Хомусу все возрасты покорны — от юных до пожилых:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Самые маститые — на сцене, разумеется.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    … А самые юные — под сценой. :))

    Кульминация церемонии открытия — это алгыс, обряд благословения.
    Собственно, алгыс — это общее название для обряда, а проводиться он может отнюдь не только во время праздника. Насколько я понимаю, алгыс проводят, начиная какое-нибудь важное дело, — будь то строительство дома или, скажем, вступление в брак. Когда я в первый раз приехала в Якутск, мне сказали, что его обязательно надо провести перед началом съемок. Потом, правда, мнения разделились: более молодые представители местного населения утверждали, что в наше время алгыс разве что на свадьбу да на Ысыах только и проводят. Как бы то ни было, мы его провели и даже сняли, он вошел в передачу.

    Фотографий "нашего" алгыса у меня нет — не до того было. Но, в общем, мы приехали в место, называемое "этнографическим комплексом" — с сэргэ и традиционными якутскими постройками, а там нас встретила… я уверена, что подавляющее большинство из читателей назвало бы эту женщину "шаманкой". Но мне строго-настрого объяснили, что шаман — это шаман, он лечит людей и путешествует по мирам, а алгыс проводит "алгысчыт". Насколько я понимаю, в "профессии" алгысчыта, в отличие от шамана, ничего особенно мистического нет, это просто уважаемый человек, который хорошо знает обряды и обычаи. В принципе, обряд может выполнять и старейшина рода, но есть и профессиональные алгысчыты.
    Тетенька была очень колоритная, в национальной одежде и все такое.

    Во время обряда алгысчыт обращается к богам и духам, разбрызгивает жертвенный кумыс, "угощает" огонь маслом, конским волосом, лепешкой. Насколько я понимаю, принципы общие, но у проводящего обряд остается довольно много простора для импровизации. Под конец наш ведущий прислонялся к сэргэ, как бы получая от него силу.

    Да, и это все лирическое отступление, а я вам хотела показать алгыс во время Ысыаха.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Честно скажу, я вам про все тонкости рассказать не смогу. Знаю только, что в обряде участвует священный белый конь — собственно, вот он на фото. И еще, вроде бы, у алгысчыта должно быть 17 помощников — девять юношей и восемь девушек. Если не ошибаюсь, вот они стоят кругом, одетые в белое.

    Ну, и главное — алгысчыт призывает благословение Солнца — верховного божества.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Девушки разносили гостям кумыс и мясо, это тоже часть обряда:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Потом начался традиционный танец с чоронами — насколько я поняла, его всегда танцуют во время Ысыаха:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    А эти всадники — представители разных улусов. С флагами, как я понимаю, улусов же:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Дальше — опять, насколько я понимаю, шоу, вариации на национальные темы:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Под конец церемонии открытия все несколько раз закричали: "Уруй айхал!" Этот возглас — что-то вроде "Слава солнцу!" или даже просто "Слава!" Я заранее робко выражаю надежду на то, что не задену ничьи национальные чувства, но вот конкретно этот возглас у меня сильнейшим образом ассоциируется с языком орков. Особенно если кричать его всеми трибунами.

    А потом… а потом все высыпали на поле и, образовав огромный хоровод, начали танцевать традиционный танец — осуохай (ударение на второе "о"):

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Танцуют под размеренную небыструю песню, танец фактически заключается в мерном хождении по кругу, взявшись за руки. Впечатление — сильнейшее. Насколько я понимаю, никто этого не режиссирует (как?!), и вот именно поэтому ощущение единого порыва совершенно потрясающее. Забегая вперед, скажу, что осуохай танцуется также после обряда встречи солнца на рассвете, да и вообще в разное время в разных местах на территории празднования.

    На этом церемония открытия кончилась, и мы пошли… к сожалению, не гулять, а снимать. К сожалению — потому что на самом деле, конечно, хотелось ко всему вдумчиво присмотреться, не для работы, а для себя.
    Происходило же вокруг много всего. Как уже было сказано, территория была огромной, поэтому площадок тоже было много — не меньше 15. И каких только мероприятий там не было… И конкурс хомусисток, и национальные игры, и конкурс запевал осуохая, и конкурс сказителей-олонхосутов, и концерты, и показы мод, и бог знает что еще. Разумеется, не обошлось без соревнований по национальной борьбе (я тут сразу вспоминаю наш местный татарский Сабантуй — масштаб, разумеется. не тот совсем, но там тоже татарская борьба — это гвоздь программы). Наш ведущий — молодой местный мальчик — сразу сказал нам, что, мол, "там участвуют Рэмбо". Там мне тоже было совершенно не до фотографирования, да и народу было слишком много, мне едва-едва удалось из-за спин увидеть, что там происходит. Но энтузиазм у зрителей происходящее вызывало немалый.

    Ну, и, разумеется, были всякие торговые ряды, палатки от различных заведений общепита и всевозможные мелкие развлекаловки.

    Кстати, интересно то, что практически все объявления, делавшиеся на празднике, делались на якутском.

    Кусочек территории:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Кроме площадок и торговых рядов, по территории были разбросаны различного размера… эээ… постройки, принадлежавшие различным организациям. Насколько я поняла из объяснений аборигенов, право организации выставить свое "представительство" на Ысыахе — это большая честь. Такие "представительства" называются "тюсулгэ", и там организация себя так или иначе презентует. Постройки эти возводятся в виде якутских традиционных жилищ — "ураса". Ну, таких… конической формы, деревянных.

    Плюс довольно большой кусок территории был отведен (ну, или отвелся стихийно) под палаточный лагерь — многие приезжали с ночевкой. Причем среди этих многих была как молодежь, так и семьи с детьми, бабушками и т.п.

    Погода была хорошей — небо хотя и затягивалось облаками, но дождь так и не пошел.
    А над толпой все время парили воздушные змеи:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Мы снимали до самого вечера, а потом наступила… Нет, конец праздника не наступил. Праздник, который начинается в субботу в полдень, заканчивается, напоминаю, в воскресенье вечером. И ночь тоже не наступила. Потому что в это время года в Якутии — белые ночи.

    Я их, кстати, видела впервые в жизни.

    Условный конец нашего рабочего дня, правда, наступил. Мы обосновались в ураса дружественной нам организации, где и без нас все время тусовался народ. Спать не ложились, ждали церемонии встречи солнца. А пока ждали — было время погулять и посмотреть на ту самую белую ночь.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Как видите, наступление условно темного времени суток никому гулять и веселиться не помешало. Всю ночь что-то происходило, на каких-то площадках шли дискотеки, и народ бродил туда-сюда. Должна сказать, что, пока я гуляла в одиночестве, у меня создалось ощущение полной безопасности. Кстати, на территории Ысыаха нигде не продавался алкоголь (если не считать таковым кумыс). Разумеется, народ все равно что-то привозил с собой и пил — под утро с нами активно пытались познакомиться явно подвыпившие молодые люди, но, кстати, с полным дружелюбием — желали пообщаться с живыми японцами и просили меня передать им восхищение японскими машинами. :) Но это было уже под утро. Ни днем, ни ночью я не заметила ни особо бросающегося в глаза количества пьяных, ни каких-либо эксцессов в виде выяснения отношений и тому подобного. Все — по крайней мере, насколько я могла наблюдать, — было очень чинно и дружелюбно.
    Еще очень понравилось, что по территории все время ходили бригады молодежи, оперативно убиравшие мусор. И действительно, было весьма чисто — во всяком случае, такого срача, как можно было бы ожидать, не было и близко.

    Солнце зашло за горизонт уже где-то после 12, но темнота так и не наступила.

    Очень поздний закат:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Территория Ысыаха ночью — с ураса вдали и палатками на переднем плане:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Не успело солнце "зайти", как уже забрезжило снова.

    На фоне то ли еще заката, то ли уже восхода, можно увидеть ожидающих встречи солнца белых коней:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    И все это время на холме, у главного сэргэ происходил ритуал, о смысле которого я могу догадаться лишь в общих чертах.

    Люди терпеливо ждали своей очереди, чтобы подойти к сэргэ, а затем медленно обходили его по кругу, прислоняясь к каждой стороне — по очереди то спиной, то животом.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    В общем, конечно, понятно, что таким образом они просили у богов всякого доброго и хорошего, но нюансов я не знаю. Я хотела было присоединиться — ибо обычно стараюсь почтить местных божеств каким-нибудь местным же способом, — но в конце концов не захотела ждать в очереди.

    Еще закатовосход:

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Церемония встречи солнца была назначена на три часа утра. Мы заняли свою позицию заранее. Надо сказать, что, хотя днем было не только тепло, но даже и жарко, ночью как-то вспоминалось, что лето все-таки якутское. Теплолюбивые японцы прямо-таки стали подмерзать. Но, по крайней мере, долго скучать нам не пришлось.
    Народ собрался вокруг площадки, и действо началось.

    Сначала снова было нечто вроде шоу с танцами и шествиями.
    Затем вышел алгысчыт и стал читать молитвы.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Зрители терпеливо ждали за оцеплением, в нужные моменты (нужные моменты, чтобы их никто не пропустил, объявлялись) присоединяясь к молитвам.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Здесь почти не видно, но площадка между оцеплением и зрителями протянута веревка. Насколько я понимаю, тоже не просто веревка, а ритуальная. Вот, кстати, об алтайских народах. Что-то мне все это напоминает — белые священные кони, ритуальные веревки. А, японисты?

    В общем, церемония тянулась довольно долго (в смысле, не десять минут и даже не полчаса), молитвы читались, возгласы возглашались, и вот наконец над горизонтом — там, куда были обращены все лица, — показался край солнца. И в этот момент — я не знаю, как это произошло, но, будто по волшебству, веревка лопнула, оцепление расступилось, и все бросились к вершине холма, протягивая руки к солнцу.

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    А потом — так же, будто по волшебству, — зазвучала песня, и все стали браться за руки, танцуя осуохай все больше и больше расширяющимся кругом. Я просто не знаю, как передать вам эту атмосферу единого порыва. Я ничего подобного в жизни не видела.
    Если это было срежиссировано — я понимаю, что до какой-то степени это должно было быть срежиссировано, хотя бы в части лопнувшей (разрезанной?) веревки и расступившегося оцепления — это было абсолютно гениально. Если нет — то тогда у меня просто нет слов вообще.

    Режиссер с оператором нырнули в водоворот осуохая, мы со звукооператором остались на берегу.
    Потом, наконец, народ стал расходиться, мы доковыляли до машины и уехали обратно в Якутск, где упали спать без задних ног.

    А на следующий день пришла пора прощаться с Якутском — да и друг с другом тоже, потому что съемки, продолжавшиеся больше месяца, закончились.

    Ну, и моя якутская сага тоже закончилась. Теперь надо собраться с силами и написать об остальных путешествиях тоже.
    А в Якутии я надеюсь еще побывать.

     

    В начало

    источник

    Похожие статьи:

    Вслед за солнцем и луной. Главные шаманские праздники

    Вслед за солнцем и луной. Главные шаманские праздники
     По данным последней переписи, около 2% населения России исповедуют шаманизм. Официальных последователей шаманских культов у нас больше, чем католиков, буддистов и протестантов, вместе взятых. Народы, верящие в то, что судьбу человека определяют добрые и злые духи, в основном живут в азиатской части страны: от Алтая и Сибири до Дальнего Востока. И, если судить по разнообразию и количеству праздников, в чем-то они счастливее, чем остальные россияне....

    Якутия отмечает Ысыах олонхо

    Якутия отмечает Ысыах олонхо
    В эти дни жители Якутии празднуют восьмой Ысыах олонхо. Праздник открылся 20 июня церемонией в священной для якутского народа долине Эркээни. Гости съехались из 30 улусов, а непосредственно в церемонии было задействовано более тысячи человек и ста всадников....

    Якутский праздник Ысыах

    Якутский праздник Ысыах
     В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ...

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета

    Встречь солнцу Часть 2. И солнце услышит нас… или Новый год в разгар лета
     Никаких гостиниц, придешь ко мне домой», — решительный голос Миши Черемкина в телефонной трубке, моего давнего знакомого, с которым несколько лет назад я бродила в Гималаях, не оставил мне выбора. Я отменила на букинге свое бронирование гостиницы в Якутске и подчинилась Мишиному решению. Оно было также невероятно важным с учетом того, что Миша жил недалеко от места, где будет проходить национальный якутский праздник Ысыах. И, воспользовавшись гостеприимством Мишиной семьи, я экономила драгоценное время на то, чтобы добраться до...

    101 день в Якутии. Ысыах

    101 день в Якутии. Ысыах
     Удалось таки мне побывать на Ысыахе. Обосновавшись на берегу Индигирки, чуть ниже посёлка Оймякон, оставил Валеру со всем хозяйством, а сам утром 23-го июня отправился в посёлок с надеждой найти какую-то возможность уехать в Томтор. Оказалось, что чуть ли не половина Оймякона также намерена побывать на празднике....

    Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры

    Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры
    Теоретические исследования по праздничной культуре у разных народов мира показывают, что живым механизмом передачи культурной традиции из поколения в поколение являются именно праздники. Национальный праздник Ысыах – это уникальное духовное богатство якутского народа. Он был и пока остается главенствующим фактором сплочения якутского этноса, самовыражения его как нации. Ысыах – это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха. Культурная традиция народа саха никогда не теряла...
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019