Меню пользователя Написать статью Добавить видео Регистрация Войти

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Три путешествия на плато Анабар

1 февраля 2016
2972 просмотра


    Три путешествия на плато Анабар

    С чего всё началось? Наверное, со съёмок фильма «Каменные стражи Котуйкана» (автор Василий Сарана) в 2001 г., в котором приняли участие четверо моих друзей. Фотографии, которые они привезли, и сам фильм произвели на меня огромное впечатление.

    Между точками А и В — маршрут сплава по рекам Котуйкан — Котуй.

    На Земле осталось не так много мест, совершенно нетронутых деятельностью человека, где на сотни километров нет ни дорог, ни людей, ни населённых пунктов… Оказавшись в таком месте, человек запросто может решить, что попал на другую планету — настолько нереальными кажутся здешние фантастические ландшафты и кристально чистые воды, настолько невероятна тишина, нарушаемая лишь криками хищных птиц или плеском тайменя в реке.

    Плато Анабар – одно из древнейших на Земле горных плато. Оно находится на Северо-Востоке Среднесибирского плоскогорья на территории, ограниченной с востока — нижнем течением Лены, с запада – горным массивом плато Путорана. Это куполообразный выступ древнего фундамента Сибирской платформы, сложенный гнейсами, кристаллическими сланцами архея. Его возраст — более 3 млрд. лет, то есть близкий к возрасту древнейших пород Земли.

    Район сплава по связке рек Котуйкан — Котуй.

    Плато расчленено широкими и глубокими речными долинами, покрытыми редкой лиственничной тайгой. На его вершинах – горная тундра и каменные развалы. Зимы здесь крайне суровые и продолжительные, а лето — короткое и прохладное.

    Анабар является одним из наиболее удалённых и труднодоступных районов Земли. Наверное, единственно возможным вариантом посещения этой замечательной горной страны – это специальный рейс вертолёта из села Хатанги, которое расположено ближе всего к плато. Хотя, удалённость и труднодоступность самой Хатанги, имеющей только авиасообщение и Северный морской путь, по которому иногда заходят в порт суда, тоже представляет собой немалую проблему. Река Котуйкан, на которой снимался упомянутый фильм, одна из основных водных артерий Анабара, наиболее интересный и сравнительно доступный маршрут для посещения этого удивительного края.

    По прошествии десятилетия мечта попасть на Анабар не пропала. И когда мой друг Миша Сазонов пришёл с идеей создания туристической фирмы и заниматься организацией эксклюзивных приключенческих туров-путешествий по труднодоступным районам нашей страны, я тут же предложил этот маршрут, надеясь тем самым и самим побывать, и другим показать. Так появилась ООО «Магия тайги». Конечно – это было довольно авантюрное предприятие, но всё получилось. Вот уже третий год мы организуем и проводим сплав туристических групп по Котуйкану и Котую, всякий раз открывая и для себя новые грани этой страны. Конечно, за успешное проведение туров на Анабар особую благодарность нужно выразить тем людям, которые оказали неоценимую помощь в организации путешествий – жителям Хатанги, это и коллектив Хатангского авиаотряда, высокий полярный профессионализм и оперативность работы которого позволили осуществлять доставку туристов на плато и обратно в самых разных погодных условиях, а так же сотрудники Хатангского морского порта, которые так же оказали содействие в аренде судов для того, чтобы вернуть наши группы с маршрута в Хатангу. И не смотря на то, что моя мечта осуществилась, всякий раз покидая Анабар, остаётся жгучее желание возвращаться сюда снова и снова.

    Итак, ЧАСТЬ 1. ХАТАНГА

    Село Хатанга основано в 1626 г. – это одно из самых старинных сёл Таймыра. Название происходит от эвенкийского «большая вода». После Дудинки и Диксона – третий по значению морской и речной порт на Таймыре. Численность населения в настоящее время около 3500 человек.

    Пролетая на самолёте над бескрайними безлюдными пространствами севера Сибири удивительно обнаружить этот небольшой посёлок среди заболоченной равнинной лесотундры на берегу одноимённой широкой реки.

    Село ограничено с одной стороны рекой, с другой – взлётно-посадочной полосой.

    Здание аэропорта.

    Перед зданием гостиницы "Заполярье" — вертолёт МИ-8 как символ освоения края. Без него здесь — никуда. Гостиница не отличается шикарностью интерьеров. Всё по спартански просто. Есть горячая вода. Но кто в ней только не останавливался — экспедиции National Geographiс и WWF, различные туристические компании и научные организации. Её посояльцами были практически все участники высокоширотных и полюсных экспедиций.

    ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ. Находится на краю посёлка на высоком берегу реки Хатанги. Построена из бруса в 2001 году. Это самая северная православная церковь в мире. До неё церковь строилась дважды. Первая была построена ещё в конце XVII века. Просуществовала, по всей видимости, до конца XIX века. Сейчас на её месте — телевышка. С начала XX века по 1976 год церковь была в виде жилого дома, причём на втором этаже располагалось фотоателье. Потом этот дом был разобран, и приход долгое время находился в музыкальной школе.

    Надо отдать должное строителям, новая церковь вполне гармонично сочетается с окрестным пейзажем.

    В архитектуре прослеживаются характерные северные мотивы.

    От церкви Богоявления открывается замечательный вид на долину реки Хатанги.

    Нельзя не отметить — в посёлке много детей.

    А таким количеством детских площадок вряд ли сможет похвастаться аналогичный по числу жителей подмосковный городок.

    Яркие краски и стилизованные формы площадок заметно оживляют общий колорит посёлка.

    Многих приезжих изумляет угольно-чёрные "проспекты" посёлка — дороги отсыпаны не углём, как многие думают, а сопутствующей углю второстепенной породой, которую здесь, да и во многих других северных поселениях, таким образом используют. И это можно считать своего рода "ноу хау", поскольку посёлок построен в зоне вечной мерзлоты и общей заболоченности почв, характерной для зоны лесотундры. Завоз гравия сюда будет неоправданно дорог, так как посёлок имеет связь с внешним миром только посредством авиасообщения и Северным морским путём. А ближайшая угольная шахта — всего в 100 км.

    В сухую погоду по улицам курсирует машина, поливающая дороги, предотвращая образование пыли. На снимке улица Советская — главная улица посёлка. В дали — здание местного ДК.

    Несмотря изолированность и небольшую площадь, транспорта в посёлке вполне достаточно. Есть даже своя служба такси. Среди "Нив", УАЗиков и "Крузаков" курсирующих по посёлку, встречаются и вот такие самоделки.

    Такая машина не только совершенно безопасна для ранимой поверхности тундры, но ещё и неплохо плавает.

    Здание администрации Государственного заповедника "Таймырский". На первом этаже — музей природы и этнографии, созданный в 1993 г. по инициативе Евдокии Афанасьевны Аксёновой, которая по сей день его бессменный директор. Здесь же в одной из комнат располагается музей Огдо Аксёновой — долганской поэтессы, автора долганского букваря.

    Экспозиция музея рассказывает о природе Хатангского края и традиционном быте народов Севера.

    Отдельный стенд посвящен мамонтовой фауне края. Многочисленные Таймырские находки мамонтов и шерститых носорогов известны всему миру. На стенде — череп, бивни, зубы и кости мамонта.

    На этом памятнике хочу остановиться отдельно. Это памятник бурным событиям, развернувшимся на юге Таймыра весной 1932 года. Насаждавшееся властью искусственное социальное расслоение патриархального устройства ненцев, нганасан, долган и эвенков на «кулаков» и «бедняков» привело к восстанию. В начале весны власти провели безвозмездное и произвольное изъятие оленей, сделали попытки коллективизировать племенные хозяйства. В апреле в станке Мироновское восставшими под руководством шамана Р. Бархатова были арестованы прибывшие туда особоуполномоченные, во все концы округа направлены гонцы с распоряжением «хватать всех русских, вершить суд совести». В ответ на выступление из Дудинки отряда войск ОГПУ восставшие расстреляли двух особоуполномоченных, арестовали парламентёров и напали на чекистов. Разгромив его, но и понеся значительные потери, повстанцы расстреляли нескольких заложников. 21 апреля повстанческий отряд (в документах фигурирует как «Хатангская орда») захватили районный центр – посёлок Хатангу, убив его руководителей (они то и перечислены на памятнике) и взяв в заложники около ста русских жителей.

    После этого руководители восстания направили письмо правительству СССР в котором просили срочно остановить произвол местных властей и урегулировать вопросы путём переговоров «… так как мы от справедливых повинностей перед государством не отказываемся». Была ещё телеграмма «К народам мира» аналогичного содержания, составленная Р. Бархатовым.

    Через неделю Бархатов объявил о полной амнистии всем задержанным русским, однако на подавление восстания уже был брошен отряд войск ОГПУ. К концу мая 1932 года повстанцы прекратили сопротивление, руководители восстания были арестованы или убиты в боях. Озабоченное восстаниями своих туземных подданных, руководство страны всё же отреагировало: 1 сентября Политбюро ЦК ВКП(б) приняло секретное постановление и письмо обкомам и крайкомам сибирских и северных территорий «Об извращениях политики партии на Крайнем Севере», в которых действия местных властей характеризовались как «преступные перегибы в практике мест в области коллективизации», а руководителям Оленеводтреста и Союзохотцентра объявлялись строгие выговоры «за недопустимые директивы». Что стало с арестованными повстанцами Таймыра – неизвестно.
    (По материалам книги «Враги народа» за Полярным кругом» С. Ларьков, Ф. Романенко, 2010).

    Памятная стелла первым русским землепроходцам. На этом месте в XVII веке было построено первое ясячное зимовье Хатанга.

    Административный центр Хатанги. Дом с "тарелкой" — узел связи. Слева от него — здание администрации. Справа — отдел образования и телевышка. Именно на этом месте русскими поселенцами, казаками в конце XVII века к востоку от домов бывшего ясачного зимовья была построена первая православная церковь Богоявления — внешне неказистая, но отличалась богатым внутренним убранством.

    Здание районного отдела образовательных учреждений.

    Хотя местные торговцы с неодобрением и некоторой обидой относятся к просьбам туристов о фотосъёмке прилавков, я тоже не смог удержаться. Уж очень необычно выглядят здешние цены на продукты. Но что поделать, все продукты доставляются сюда самолётом. Они в принципе не могут здесь быть дешёвыми.

    Больший интерес вызывает тот факт, что даже по таким ценам товары имеют спрос.

    На берегу реки Хатанги — морской порт.

    Летом река мелеет и некоторые суда садятся на грунт. "Наталья Зенько" — названа, судя по всему, в честь одной из жертв авиакатастрофы рейса Хатанга — Москва в 2001 г. Ил-18, совершавший перелёт в Домодедово, рухнул тогда на границе Ярославской и Тверской области.

    Большая часть строений в посёлке — деревянные.

    Все теплосети в посёлке прокладываются на поверхности. Для удобства перехода через них везде построены мостики.

    Один из магазинчиков посёлка.

    ЧАСТЬ — 2. АНАБАР С ВОЗДУХА

    Автор: Виталий Горшков

    Источник

    ТРИ ПУТЕШЕСТВИЯ НА ПЛАТО АНАБАР. Часть - 3. Анабар - музей геологической истории Земли, или строматолиты и не только...

    ТРИ ПУТЕШЕСТВИЯ НА ПЛАТО АНАБАР. Часть - 3. Анабар - музей геологической истории Земли, или строматолиты и не только...

    Уникальный рельеф Анабара образовался в результате длительных геологических процессов, связанных и с разрушением горных пород, и с одновременным их формированием. В центральной части плато на дневную поверхность выступают древнейшие кристаллические горные породы, образовавшиеся в архее около 3,5 млрд. лет назад (вдумайтесь в эту цифру), когда на месте этих гор господствовал океан....

    Таинственная страна Анабар

    Таинственная страна Анабар

    Далеко на севере, за полярным кругом, близ полуострова Таймыр лежит таинственная страна Анабар. Люди забыли об этой стране, хотя есть некоторые основания полагать, что во всем современном человечестве есть хотя бы толика анабарской крови. Мало того, ведь все направления мировой архитектуры имеют корни в Анабаре!...

    Якутия–Таймыр, часть пятая или Хатанга – город на краю света

    Якутия–Таймыр, часть пятая или Хатанга – город на краю света

    Март 2011 года, полуостров Таймыр, поселок Хатанга. 72º северной широты, один из самых северных населенных пунктов России, ворота полярных экспедиций и центр освоения сырьевых ресурсов.Хатанга – место довольно большое и основательное. В отличии от северных поселков Якутии. Население, около 6 тысяч человек, больше половины русские. Многоэтажные кирпичные здания, асфальт, фонарные столбы, дорожные знаки. ...

    Якутия–Таймыр, часть четвертая или такая недостижимая Хатанга

    Якутия–Таймыр, часть четвертая или такая недостижимая Хатанга

     На улице вовсю лето, ну а я всё о своем, о зимнем :) В прошлых сериях мы проехали всю Якутию до самого севера и повернули на запад, на Таймыр. Итак, почти 73º северной широты, граница Таймыра и Якутии, полное бездорожье, на сотни километров никого и ничего вокруг, да еще и потеряли Камаз сопровождения.  ...

    ТРИ ПУТЕШЕСТВИЯ НА ПЛАТО АНАБАР. Часть - 4. Анабар - еще немного геологии...

    ТРИ ПУТЕШЕСТВИЯ НА ПЛАТО АНАБАР. Часть - 4. Анабар - еще немного геологии...

    По связке рек Котуйкан — Котй встречается несколько заброшенных геологических баз, надолго ставших своеобразными памятниками истории освоения Анабара. Давно покинутые людьми, они как бы остановили течение времени, сохранив в себе помимо характерной для деятельности наших геологов свалки металлолома, тот момент нашей истории, когда здесь кипела жизнь, проводились геологические изыскания, бурились скважины, курсировали вездеходы, следы от которых на долгие десятилетия останутся грубыми рубцами на ранимой поверхности тундры,...

    ТРИ ПУТЕШЕСТВИЯ НА ПЛАТО АНАБАР. Часть - 2. Анабар с воздуха.

    ТРИ ПУТЕШЕСТВИЯ НА ПЛАТО АНАБАР. Часть - 2. Анабар с воздуха.

    Продолжаю тему путешествия на плато Анабар. Основное средство для заброски на плато — это конечно вертолёт. Каждый полёт над тундрами и каменистыми горными равнинами Анабара — это целое событие, особенно если погода сопутствует. Удовольствие конечно не дешевое. Один вертолётный час в этом году стоил 126 000 рублей. Заброска группы до 12 человек и груза на р. Котуйкан обходится более 300 000 руб. Надо отдать должное пилотам — летают они практически в любую погоду, за исключением густого тумана и совсем низкой облачности на плато....

    Комментарии (1)
    Партнеры

     

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2024