Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Тикси, Арктика

10 ноября 2014
5961 просмотр



    Тикси, Арктика

    Что я знал о Тикси до приезда сюда? — Практически ничего. Кроме общих географических понятий. Ну поселок городского типа, где-то в устье Лены, на берегу моря Лаптевых. Ну холодно там почти всегда, ну лед, ну снег, — ну так Арктика ж вроде!? И еще много всяких предположительных "ну"...


    Поехал я сюда в составе энтузиасткой дружеской компании летом 2008 года. У нас было очень интересное путешествие из Якутска в Тикси на круизном теплоходе Михаил Светлов (о чем когда-нибудь поподробней расскажу). Центральной точкой нашего путешествия и был — Тикси.


     

    Тикси, Арктика

     

    Тикси начался в Заливе Неелова, где нас очень приветливо встречал некий Кузмич

    Побережье моря Лаптевых в Заливе Неелова

    Кругом погранзаставы, погранцы, чего-то от кого-то стерегут. Не то враги вокруг,

    А местность вокруг — весьма интересна. Арктическая тундра, голые сопки, технические коммуникации, остатки военных, и еще чего-то...

    ПГТ Тикси возник в 1933 году, как один из пунктов Северного Морского пути. СЛАВА ОКТЯБРЮ

    Как пишут историки, пароход "Лена" в 1932 году доставляет в бухту Тикси первых зимовщиков. которые основали первую метеорологическую станцию. А уже в 1933 году на пароходе "Товарищ Сталин" был доставлен отряд Лено-Хатангской экспедиции, которые и заложили порт и поселок Тикси.

    В городе проживает около 6 000 человек, и конечно сегодня он переживает не самые лучшие свои времена.

    Тикси сегодня — это центр Булунского района Республики Саха (Якутия). Сюда можно добраться самолетом, в городе крупный (для Арктики) аэропорт. Регулярно летают рейсы из Якутска (примерно 1270 км по воздуху)

    Кроме того летом, а оно здесь очень короткое, открыта навигация по реке Лена. Ходит 2-3 раза в году рейсовый теплоход, и 1-2 раза круизный. Предполагаю что зимой по Лене действует зимник, но практическое использование его как способ доехать до Тикси скажем из ближайшего Якутска — кажется мне весьма сомнительным

    Собственно — это центр города, его центральная улица.

    Помимо жилых домов, здесь располагается гостиница Моряк. На мой взгляд, интересна она следующим фактом: 4 этажа, 1-й магазин, 2-й собственно гостиница, 3-й музей, 4-й еще как-то общественное заведение. Могу конечно ошибаться в порядке этаже, вопрос не в этом...

    Здесь превалируют российские (советские) авто, несмотря на близость географическую к Японии

    Контейнеры — это кладовая, хранилище, погреб — как угодно, — жильцов
    Будим помнить что — вокруг — вечная мерзлота.

    Климат здесь суровый. В год бывает до 120 дней с метелями. Средняя температура января -35 С, июня — +11 С. Зима длится 8 месяцев, лето — максимум 2.

    С 10-го мая по 2-е августа — полярный день. Соответственно с 17 января по 25 января — полярная ночь. Я был как раз 5 или 6 августа.

    В 1959 году в Тикси была основана авиационная база (отсюда крупный аэропорт), которая сегодня после фактического банкротства арктического пароходства и морского порта, может считаться единственным предприятием, способным хоть как-то влиять на жизнь поселка.

    +

    Многие местные жители считают что если закроют военную часть, то им останется только куда-то уехать. Впрочем похоже многие так уже и сделали...

    Когда -то здесь было довольно активное движение и дорожные знаки служили по своему назначению. А сегодня скопление ненужных знаков у покинутого дома вызывает любопытные ассоциации, — ожидание, надежду когда-то кому-то пригодится

    В городе -все что необходимо сегодня для жизни человека привыкшего к благам цивилизации. В магазине с зеленой крышей я купил себе тел карту Мегафон ДВ, и спокойно прогуливаясь по городу общался с Москвой. Есть телевидение, интернет и т.д.

    В магазинах конечно ассортимент не широкой, но практически все есть.

    Продукты питания и все необходимые товары завозят сюда раз в году в северный завоз. Конечно наличие аэропорта позволяет доставлять самое необходимое круглогодично. Приятно было видеть на полке товар который я продаю — рыбные консервы Аквамарин, правда позиции, которыми торговал как минимум год назад, и которые по определенным причинам, были исключены из ассортимента. Здесь — пожалуйста.

    Очень приветливы жители, открыты и искренны в своей радости. Полагаю гости здесь — редки. В составе нашей экспедиции бло много иностранцев — немцы, швейцарцы… Всем было интересно: Тиксинцам наблюдать за напуганными иностранцами; Иностранцам — за тиксинцами живущими в довольно суровых условиях, и счастливыми при этом; И мне самому за теми и другими одновременно.

    Эта часть города, в которой мы находимся, удалена от моря, и является своего рода центром, сосредоточием жизни горожан.

    Пришло время отправится в сторону порта. Там другая жизнь.

    Ресторан "Север" с веселенькой крышей. Будим помнить что 8 месяцев — здесь все белое от снега, метелей и т.д. Веселенькие яркие цвета — это суровая необходимость.

    Наверное — это старый город. Тот самый, с которого Тикси начинался.

    Здесь ближе море. Но это Вам не Сочи, ветра, пурга с моря, с Арктики… И вот чем ближе к морю, — тем меньше здесь жителей.

    Тем больше разруха! Когда то в этих окнах кипела жизнь, которая никогда уже сюда не вернется!

    Температура воздуха в этот день била все рекорды! Около +20-23 С. Солнце не только ярко светило — но и приятно согревало!.
    И город в лучах солнца — выглядел очень привлекательно, даже ярко. Несмотря на всю свою действительность.

    Чем мы гордимся?
    1910-1915 гг -Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач".
    1932 г. — Первый сквозной рейс по северному морскому пути О.Ю. Шмидта на пароходе "Сибиряков"
    1977 г. — 17.08 в 04 часа атомный ледокол Арктика впервые в мире достиг Северного Полюса

    Когда то здесь собирались на митинги и праздники жители

    НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

    В 1938 году был образован Тиксинский арктический морской порт.

    В 1952-1955 Тиксинскому морскому порту передаются буксирно-лихтерные суда из Мурманска, Архангельска, Владивостока, часть флота Колымского Пароходства треста "Дальстрой", того самого который использовался для доставки в том числе и заключенных в структуры ГУЛАГа. Сегодня останки этих судов разбросаны, затоплены по всей акватории порта, а также нашли свое последнее пристанище у острова Брусилова, расположенного в центре Тиксинской бухты.

    На безе флота Тиксинского морского порта в 1967 году создается Северо-Восточное управление флота, и уже с начала 70-х, суда не консервируются на зимний отстой, а уходят в работу в Дальневосточный бассейн. Фактически суда обслуживают уже не только северный завоз для собственных нужд, но и работают в аренде других компаний предприятий, в том числе зарабатывая валюту для государства на международных перевозках.

    Сегодня здесь пусто, и очень грустно, в том числе и по этой причине. 16 судов — флот Арктического Морского Пароходства, созданного на базе Северо-Восточного управления, — если и работает то по всему земному шарику. Мне довелось видеть одно из судов пароходства — сухогруз "Садриддин Айни" во Владивостокском порту в 2010 году.

    Со слов провожатого, 2008 году было три судозахода в Тиксинский Морской Порт. к сожалению назначение всех трех — вывоз метало лома из акватории порта, города на экспорт.

    В таком же печальном состоянии находятся и портовые сооружения.

    А это по всей видимости база по подготовке лома к вывозу.

    В нижней части города, расположенной между морем, портом и городом в котором еще сохраняется жизнь — расположены абсолютно распушенные кварталы.

    Я был во многих заброшенных городах бывшего СССР, и в старом Норильске, и в Припяти, и старых кварталах Владивостока на мысе Чуркин. Мне кажется что с такой тотальной разрухой — здесь я встретился впервые.

    Сложно комментировать подобные фотографии. Да когда здесь была жизнь, вершились судьбы сотен людей. Здесь влюблялись, женились, воспитывали детей, в потом уехали. Что вынудило? Это уже история. И все что здесь было до, осталось лишь в воспоминаниях очевидцев.

    Черноморское побережье. Чем не похоже?
    Однако — это побережье моря Лаптевых.

    Бухта Тикси. Впервые ее описал в 1739 году русский полярный исследователь Дмитрий Лаптев. Тогда ее дали название "Губа Горелая". В 1878 году пустынные берега бухты "Горелая" посетили знаменитые пароходы "Вега" и "Лена". И именно тогда один из участников экспедиции А.Э. Норденшельда и А.Сибирякова, действующий член Российского Географического общества, гвардии лейтенант Оскар Нордквист, очарованный красотою бухты, выразил свое мнение о неуместном названии ее "Горелой". Он считал что сама бухта как бы говорит о новой встрече с ней. Тогда узнали у переводчика как звучит на местном наречии слово "встреча" — "Тикси". Членам экспедиции и Норденшельду понравилось это приятное на слух название, но с особым значением, — и бухта получила свое нынешнее название.

    Пароход Тунгуска на вечном приколе в Тиксинском порту

    Видимо снегоотсекатель? Видел такие же в Дудинке, Норильске

    АЗС по тиксински: Приезжаешь, вставляешь пистолет в бак, нажимаешь включатель — и льется бензин.

    Время поджимало, надо было возвращаться к месту встречи в центре города, для отправки на теплоход.

    Слава Труду

    МЧС

    Тикси — районный центр Булунского Улуса Республики Саха

    350 лет дружбы Якутии с Россией

    Остров Бруснева в акватории Бухты Тикси, и те самые останки пароходов о которых я упоминал ранее.

    Мне очень — понравилось в Тикси, может быть я когда-нибудь вернусь сюда

    Источник

    Похожие статьи:
    Партнеры

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2020