Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер
Бесплатная доска объявлений по всему миру
Русский сайт

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

2072 просмотра


    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

     Штиль. Вода гладкая. Особенно там, где течения. Каждый не по разу вспоминает название океана – Тихий. Каждый молчит и боится сглазить. Весьма скоро, через 4 часа, в 9.30 мы достигаем памятника Семену Ивановичу Дежневу – выдающемуся путешественнику-первопроходцу.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

     Встаем на якорь борт в борт в 10 метрах от берега и на берег сходим при помощи Туза.

    Здесь стоят лодки морских охотников из Уэлена – они взяли моржей и скоро выходят в обратный путь. Мы остаемся одни.

    Поднимаемся по крутой осыпи в ложбинку, по ней на сопку к памятнику. Вот все мы здесь. На мысе Дежнева. У памятника-маяка великому первопроходцу.

    

    Видео Ленская экспедиция

    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Писаницы.
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Писаницы.
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Первые результаты
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Первые результаты
    О проекте
    О проекте
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Находки
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Находки
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Витим. Установка креста первопроходцам.
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Витим. Установка креста первопроходцам.
    Арктика - территория открытий
    Арктика - территория открытий
    Ленская экспедиция. Приехали!
    Ленская экспедиция. Приехали!
    кочи Дежнева в Якутске 2012 5тв
    кочи Дежнева в Якутске 2012 5тв
    Семен Дежнев (1983) фильм
    Семен Дежнев (1983) фильм
    Странно. Нет какой-то общей дикой радости, ликования, криков «ура».

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

    Есть тишина. Обрывки фраз. По лицам видно, что каждый, здесь и сейчас сам по себе и думает о своем. Видимость – миллион на миллион. Видны оба острова Диамиды и Большой и Малый – наш и американский. Виден берег Аляски. Не китов, ни моржей. Только разные птицы своим гомоном нарушают тишину. Делаем серию фото, поочередно залезаем на верхушку «маяка».

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

    Выпиваем. Два тоста. Первый – за Дежнева и сотоварищей. Второй – за тех, кто в море.

    Дальше разбредаемся. Ученые наши идут обследовать и сфотографировать древнее поселение Наукан, Дима – купаться. Остальные – кто-куда.

    Два часа в тишине, на солнышке, в полудреме и мыслях. Сложно сказать, кто и что из нас чувствовал и о чем думал. Но, наверное, каждый думал о пройденном пути, достигнутой цели и дальнейшем путешествии. Наверное, о Чукотке, о стране, о близких, о жизни. В общем, благодаря куче соратников, друзей, коллег, партнеров – благодаря очень большому количеству единомышленников мы смогли сюда придти.

    Дальше впереди – путь до Анадыря. Ох, какой еще не близкий и не простой.

    Но, пока берем курс на Нунямо – к нашим добрых хорошим знакомым морским охотникам в бригаду «Дауркин». Через час штиль сменяет встречный ветер 5 метров в секунду, прогноз обещанный летит в мусорное ведро, а мы снова опускаем мачту – чтобы хоть как-то удерживать скорость в 2,5 узла.

    К полуночи приходим в Нунямо, где нас ждут. Уверен, что этот день в нашей памяти останется на всю жизнь!

     

    Встреча с чукчами-морзверобоями

    В полночь 12 сентября под свет фонарей и сигнальных ракет бригады морских охотников «Дауркин» мы встаем у мыса Нунямо и старинного поселения чукчей-морзверобоев. Когда- то это село было очень известным, но в период укрупнения поселений и под влиянием «холодной войны», село было упразднено и жители вывезены в относительно новое село Лаврентия. Тем не менее, часть жителей Нунямо и их потомков продолжают проводить достаточно много времени в своем родовом селе.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!Здесь же, на месте старого поселения находится база морзверобоев. Нам интересно и село Нунямо, и морские охотники, часть из которых являются нашими хорошими знакомыми. Фарватер подхода очень сложный, поэтому руководитель охотников Владимир Эйнеучейвун сам лично по радиостанции заводит нас.

    От ночного чая отказываемся, так как не хотим напрягать хозяев – им с утра ни заря на охоту. Да и сами, после сегодняшнего дня вымотались. Договариваемся на чай утренний – в семь утра. В оговоренное время выходим в радиоэфир и Володя с сыном Дмитрием забирают нас с кочей на своем катере.

    Дальше традиционно – много чая, жареная кожа и мясо кита и очень много общения. Наука закидывает вопросами. Волобой и Рогожин в Нунямо уже не первый раз, поэтому, сразу осваиваются и пробуют помогать по быту. Время летит быстротечно. Дальше нас очень ждут в Лаврентия. Поэтому, наступаем на горло своей песне (эх, пару бы дней на Нунямо) и в 11 утра выходим дальше, вдоль залива Лаврентия в одноименное село.

    В 14 часов мы в Лаврентия. Встречают. Ансамбль с песнями и танцами, администрация района с чаепитием и лично глава Чукотского района Михаил Антонович Зеленский. Извиняемся, что не остаемся до завтра. Программа короткая, но насыщенная: музей, библиотека (и показ очень хорошего фильма местного жителя-краеведа Виктора Недефова), встреча и небольшой концерт в Доме культуры.

    Увы, но «галопом по европам» — мы несколько обеспокоены прогнозом – он слишком резко стал меняться и противоречить сам себе. Поэтому ускоряемся и уменьшаем свое время на посещение сел. Музей простенький, но интересный. Библиотека поразила. Поразила объемом и качеством книг, подборки периодики. Поразили сотрудники – по-хорошему одержимые люди! Увлеченные! В отдельном кабинете с краеведческой литературой понимаем, что можем здесь остаться навсегда. Но, еще раз делаем над собой усилие, чтобы уйти.

    В начале десятого отходим от Лаврентия. На этом наше путешествие по Чукотскому району заканчивается. Не получается у нас посетить еще одно национальное село Лорино. Но, не укладывается посещение его в график движения. Впереди Сенявинский пролив, остров Ытыгран и Провиденский район. Между тем очень переживаем за дальнейшую погоду, поэтому пока погода дает возможность – идем.

     

    Словили "бацилу", лечимся что есть мочи

    Из Лаврентия уходим под проливной дождь. Сыро. Сыро везде и насквозь. Дождь был почти горизонтальный, лил со стороны кормы, поэтому даже внутри нашего кубрика местами не только сыро, но и мокро. Половина команды в Уэлене умудрились поймать «бациллу» простуды. На «Николае» слег Кирилл, с насморком и больным горлом Волобой и Рогожин. На «Андрее» с простудой Василий. Лечимся что есть мочи и ожесточенно. Афендиков и Волобой играют в жёстких докторов «Айболитов».

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!Как только вышли из залива Лаврентия, пришло усиление ветра с волной. Около полутора часов была опять болтанка, которую постепенно стали забывать, но быстро вспомнили. От идеи срезать и идти напрямую на Ыттыгран отказались, и поплелись под бережком в сторону Лорина. Крюк не особый, но идти стало комфортно. Часа через три-четыре ветер улегся, и снова изменили курс на Ыттыгран. Дважды за день брали уточняющий прогноз. Четыре раза за три дня он кардинально менялся. Что делать – не понятно. Особенно дальше, после Провидения, где укрытий практически нет. Пока не особо переживаем, так как от любого ветра можем спрятаться в Сенявинском проливе.

    Последний прогноз дал на завтрашний день усиление ветра до 8 север-северо-восток. Учитывая, что в планах на 14 сентября стоит прохождение косы Чаплино, склоняемся к остановке на сутки в Сенявинском проливе до стихания, так как знаем насколько бывает и волна и ветер коварны на траверзе мыс Чаплино – бухта Провидения. Пока же идем с небольшим опережением своего построенного накануне графика.

    Часам к восьми-девяти вечера уже достигаем остова Аракамчечен в Сенявинском проливе. Ветер пока умеренный, поэтому с мористой стороны проходим его и идем к Китовой аллее на острове Ыттыгран. К двум часам ночи встаем на якорь прямо у Ыттыграна двумя судами борт в борт. Ветер сменился с юго-западного на северный и усиливается на глазах (хотя, усиление обещали к 6 утра). Стоянка некомфортная, кочи начинают биться друг о друга. Разъединяемся и быстро принимаем решение уходить на противоположенный берег острова, так как все равно завтра весь день стоять, на Китовую аллею сходим пешком.

    Через два часа, к четырем утра паркуемся с южной стороны острова. Переход был непростой, волну быстро раскачало, между островами она оказалсь короткая, острая и быстрая. При том, что усиление ветра было всего до 6 м/сек. в секунду, качка была, как при доброй «восьмерке». Но, спрятались под берег хорошо, а к 5-6 утра ветер стал стихать.

     

    Китовая аллея

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!14 сентября проснулись в 9 утра. Обещанного прогнозом северного ветра в 8 метров в секунду нет. Легкий бриз… Решаем идти пока до Китовой аллеи пешком, заодно ориентироваться, что с ветром, брать уточняющий прогноз и принимать дальнейшее решение – оставаться до завтрашнего утра, или после обеда продолжать путь на Провидения.

    На кочах остаются капитаны (плановая замена масла и фильтров) и Гена (отдохнуть). Остальные уходят на противоположенный берег к Китовой аллеи, которая примерно в 5 километрах от места якорной стоянки. Солнышко, вокруг красота неописуемая – остроконечные сопки, бирюзовое небо и тундра ярких осенних тонов.

    Впереди сайгачат в спортивном режиме Волобой с Афендиковым, с отставанием за философской беседой за ними бредут Вадим с Тимофеем, Василий замыкает нестройную колонну пеших туристов. Не спеша достигаем противоположенного берега. Волобой с Афендиковым залезают на высокую сопку фотографировать Сенявинский пролив, оттуда же связываются с кочами по рации и сообщают им о том, что погода отличная, ветра нет, и пусть они забирают пешую группу с Китовой аллеи, чтобы не терять дальше времени и взять курс прямо на мыс Чаплино.

    Дальше в течение пары часов Вадим и Василий делают описание древнего памятника культуры, которое и называется «Китовая аллея». Когда то давно, здесь было большое эскимосское поселение. Повсюду остатки жилищ из черепов и ребер гренландских китов.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

    Отдельно воткнутые гигантские ребра, возможно, были какими-то ритуальными объектами. 

    Место достаточно плотно исследовано учеными – археологами, описано, задокументировано и является зарегистрированным памятником культуры. Очень часто оно описывается и в туристических путеводителях, как один из самых ярких объектов показа туристам… С последним все хором не соглашаемся. Место однозначно интересно с точки зрения культурного объекта и научного исследования, но с точки зрения объекта туристического не сильно впечатлило на фоне старинного поселения Наукан на мысе Дежнева, или того же Нунямо или Масика… Но, тем не менее, место интересное.

    А, главное – вокруг ни с чем не сравнимые панорамы и виды Сенявинского пролива! Вот, что действительно впечатляет! Вокруг разнообразные остроконечные т сглаженные сопки, за ними, вдалеке – горы. Острова. Скальные стенки. И все это в обрамлении проливов. Очень красиво!

    Из воды регулярно высовываются головы нерп и лахтаков (морских зайцев). Мористее видна касатка, заходящая в пролив. Шелест гальки в небольшой прибойной волне, и больше ни каких звуков. Правда, изредка нарушает тишину истошный крик чаек. ВЕЧНОСТЬ….

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!Около трех часов дня в берег носом тыкаются кочи и экипажи, воссоединившись, берут курс на мыс Чаплино. Прогноз, уточненный по телефону, развеивает остававшиеся сомнения – на два дня вперед легкий ветер.

    Уже в густых сумерках проходим мыс Чаплино и погранзаставу на нем, приветствуя друг друга короткими радиопереговорами. Пограничники переживают за нас, и уже со вчерашнего вечера интересовались у проходящих судов, не видели ли те нас. Услышав это в переговорах, мы вчера откликнулись и дальше периодически выходили на связь. Чаплинская застава и в прошлом году помогала обменом информацией, когда здесь был маршрут перехода на гидроциклах Чукотка – Аляска, который осуществлял клуб сургутских путешественников «Андреевский». Тогда очень здорово помогала и администрация Чукотского автономного округа, и Управление ФСБ по Чукотскому автономному округу и лично губернатор Чукотки, Роман Валентинович Копин. Гидропереход осуществлялся также в рамках Проекта «Чукотка – территория открытий». В общем, Волобой и Рогожин, участовавшие в прошлом году в соорганизации по-доброму вспомнили чаплинскую заставу!

    Дальше, уже в ночи, после мыса Чаплино держим курс на бухту Провидения, в которой планируем оказаться завтра, 15 сентября, в первой половине дня.

    Оттуда же, пользуясь возможностями интернета, постараемся отправить следующую порцию фотографий и очерков.

     

    Бухта Провидения

    Ночь была достаточно тёплой, дул несильный ветер. От мыса Чаплино шли по маячным огням, которых здесь много – навигация отменная!

    Рано утро миновали косу Пловэр, перегораживающую чуть ли не на половину вход в бухту Провидения, вышли на связь по рации с пограничниками и портом. В порту нас ждали и очень по-доброму и участливо подробно нам подсказали заход и место стоянки.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!В семь утра мы пришвартовались к СПА, экипаж которого был тоже очень приятен и приветлив. Здесь же уже были молодые офицеры-пограничники. После пограничных формальностей рассказывали о нашем путешествии. Время еще было раннее, да и воскресенье. О своем заходе мы сообщили накануне, но время прибытие плановое указали 12-14 часов. Чтобы никого не будить и не ставить на уши, решили дождаться хотя бы девяти – начала десятого.

    Кто-то дремал, кто-то общался, кто-то занимался мелкими бытовыми вопросами. Погода с утра пасмурная, поэтому и едва ли не самая красивая бухта на Чукотке тоже выглядит хмуро.

    Сам поселок Провидения вросший фундаментами домов в сопку с достаточно крутыми склонами вызывает неоднозначные впечатления. Этакая смесь бодрого и жизнерадостного Певека замешанного с унылым Тикси. Часть домов яркие и разноцветные (оказалось потом, что даже не покрашены, а облицованы разноцветным полимерным материалом, который значительно долговечнее краски). Часть серые, заколоченные наглухо. То там, то сям виднеются серые пятна полуразрушенных старых зданий промышленного назначения. И в тоже время, на высоком отроге на краю поселка удивительно красивое двухжтажное здание в стиле северной Скандинавии (оказалось – декорация к фильму «Территория», который не так давно здесь снимался).

    Связь мобильная была, а вот интернет не хотел работать ни в какую. К слову, мегафон-интернет так и не заработал в этот день, и поэтому плакали наши планы по отправке материалов – везем дальше, теперь уже, наверное, до Эгвекинота.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

    В начале десятого звоним главе Провиденского района Сергею Шестопалову. Он уже на ногах, в курсе, что мы пришли и обещает быть совсем скоро. Буквально минут через десять на палубе СПА знакомимся с главой – добродушным, приятным и веселым мужчиной. Быстро обговариваем наши планы, и чтобы не стоять на ветру, нам предлагают продолжить общение в каюте гостеприимного экипажа СПА. Оттуда Сергей делает ряд коротких звонков, в это же время Волобой общается с капитаном СПА по метеопрогнозам. У капитана оказывается очень хорошая и детальная карта прогноза по ветру, которая для нас весьма важна.

    Минут через десять-пятнадцать подъезжает «буханка» и экипаж «Андрея» первый рейсом увозят в гостиницу. Еще через десять минут и мы уже в машине едем туда же. Очень уютная гостиница с достаточно свежим ремонтом и всеми благами цивилизации – такой хостел европейского уровня. Здесь нас уже встречает и суетится хозяйка. Все расселены, и уже по минутам расписана наша программа на сегодня:
    11.30 – Баня
    14.00 – Музей
    15.30 – Выезд в национальное эскимосское село Новое Чаплино, встреча в школе, концерт, общение.

    Если мы все это успеваем и остаемся живыми – встреча в клубе Провидения с местными жителями. Если завтра не уходим утром дальше, то в 10 утра встреча в Администрации, а дальше – посмотрим.

    План нас абсолютно устраивает, но сразу честно говорим, что утром уходим безоговорочно, так как прогноз пока хороший, но дальше ко второй половине недели ухудшается. Дальше действуем по плану. Понимаем, что со временем напряжёнка – перед баней бежим в магазин, чтобы купить что-нибудь на обед и немного дозакупить свежих продуктов на кочи.

    В 11.30 мы уже в бане. Баня общественная. Но, какая! Чисто, уютно, просторно, отличная парная, комната отдыха со столами – в общем, казалось бы, ну баня и баня…. Нет, ничего подобного! БАНЯ!!! Наверное, на материке не понять этого. Так как в баню ходит не так много народа и не так часто. Те, кто ходят в Москве и ценит по-настоящему баню – ходят в Сандуны. Ну, так или иначе, есть разные бани и сауны, которых великое множество с непонятным форматом (то ли баня, то ли «заодно и помыться»). Но, вот общественную баню в таком отличном состоянии и замечательной банной культурой (завсегдатаи, общение, традиции), которая все больше утрачивается, встретишь не часто! А, уж, что такое баня для нас, путешествующих вот уже пятьдесят дней по воде, и вообще говорить не приходится! Была очень хорошая баня в Певеке. Но, она была не формата «общественной бани».

    В общем, восхищении нашим не было предела и все два часа мы были безмерно и беспредельно счастливы! Попутно рассказали местным парильщикам о нашей экспедиции – чего время то зря терять – вот они отличные неформальные встречи!
    Отвесив миллион поклонов хозяйке, торопимся быстро перекусить и в музей.

    МУЗЕЙ! И снова шок! Мы в нокауте! Два этажа настоящего краеведения! Отлично построенная экспозиция по залам, очень богатая коллекция экспонатов – во всем видно мастерство и профессионализм помноженные на вложенную душу коллектива музея! Наш экскурсовод и старший научный сотрудник Игорь Александрович, которого мы просто заваливаем вопросами, отвечает на все, успевая между ними еще очень много обо всем рассказать.
    Особенно впечатляет археологическая коллекция музея!

    Из графика выбиваемся напрочь, так как не можем остановиться в расспросах. Беседа продолжается здесь же, но уже в административном кабинете за чаепитием с множеством всяких вкусностей! Но, понимаем, что дальше школа в Новом Чаплино и нас там ждут! Игорь Александрович охотно вызывается поехать с нами и продолжить общение в дороге!

     

    Пока погода позволяет – надо идти!

    16-17.09.2013 День особо без новостей. По сути, монотонная работа – большой суточный перегон хмурым пасмурным днём. Различались только условия по ветру – сила и направление. Пока шли по бухте Провидения, ветер был попутный, и можно было смело ставить парус, часа на 2-3. Но, не было смысла на 2 часа ставить, да и кроме вахтенных на обоих кочах народ досыпал очередной ранний подъем.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

    Настроение не ахти и усталость экипажей ощущается физически. Не то, чтобы атмосфера наэлектризована или какие-либо признаки агрессии. Нет, просто некоторая апатия и унылость. Особенно это ощущается после каждого ночного схода на берег. Вдобавок всех держит в напряжении прогноз по ветру, так как он регулярно стал меняться кардинальным образом раз в сутки. При том, что понедельник-вторник ничего слишком плохого не сулит, но ожидается усиление до 10-11 к концу недели.

    Волобой с Рогожиным каждые сутки корпят над составлением и выверкой маршрута движения и постоянно вносят поправки по скорости и пунктам. В расчет ставится средняя скорость при той или иной силе и направлении ветра. Но, регулярно расчёты даже на сутки вперёд можно выкидывать в помойку. То провал по ветру приходит, то направление изменяется, то неожиданные усиления на час-два, от которых непонятно чего ждать.

    Скорость в течение суток прыгает от 5 узлов до 1,5. Где-то неожиданно начинают помогать течения вдоль берега и GPS показывает 9-10 км/час, где-то ветер начинает дуть в морду и мы практически на порывах останавливаемся. Пока радует то, что в основном ветер с «береговых» румбов, поэтому нет сильной волны, а накат хоть и присутствует, но пологий. Тем не менее, два-три раза за сутки, по полтора-два часа приходили периоды, когда болтанка была весьма неприятной, но не более того. Увы, но погода и график движения не позволили нам посетить ни одно из трех сел этого побережья.

    В Сиреники не смогли встать и сойти из-за сильного наката, о котором нас заранее проинформировала местная застава пограничников. Нунлигран прошли в ночи – огоньки уличных фонарей этого посёлка, уютно расположившегося на побережье, звали нас, но не было смысла вставать в якоря на всю ночь, помня о не благоприятности прогноза на конец недели.

    В планах мы должны были пройти его следующим утром и остановиться на пару-тройку часов, но вынуждены проповедовать в таких случаях принцип морских путешествий: «пока погода позволяет – надо идти». Тем более, что в сентябрь мы входим всё глубже.

    Энмилен прошли рано утром следующего дня – и снова, посовещавшись обоими экипажами приняли решение идти дальше… Увы. Хотя, понимаем, что к объективным факторам добавляются и субъективные – усталость, боязнь «отсидок» по непогоде, опасение штормов, и конечно, уже дикое желание дойти до Анадыря и затем оказаться дома… Гена с Сашей и Алексеем в экспедиции, по сути с 1 июля, остальные – с 16-го… Для подавляющего большинства участников это первый опыт таких «дальнобоев».

    В целом же, весь день шли достаточно близко от берега, который продолжает оставаться очень живописным – всё те же сопки, скалы – возможно, немного сурово и однообразно, учитывая всю береговую линию Чукотского полуострова, и тем не менее, глаз радуется и руки периодически тянутся к фотоаппарату.

    Вот, собственно и вся история этого дня, 16 сентября 2013 года.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

    За сутки мы стали ближе к дому на 160 километров. С учётом ветра, это очень хороший результат. На вечер 17 числа запланирована очень непростая задача – свести все данные по прогнозам в кучу, сопоставить с нашим дальнейшим маршрутом и укрытиями, которых дальше будет весьма немного, и принять очень взвешенное решение о последующем графике маршрута. Так как именно вечером 17-го мы окажемся в одном из самых безопасных укрытий этого побережья – бухте Руддера.

    Также, исходя из приговора прогноза, станет ясно, насколько вероятен заход экспедиции в поселок Эгвекинот, расположенный в Заливе Креста. Его пропускать не хочется категорически, но находится он сильно в стороне от нашего маршрута, и основополагающую роль здесь сыграет прогноз по направлению и силе ветра.

    Так как фотографии отсылать не можем в связи с очень слабым каналом спутникового сигнала, будем отправлять для публикации накопившиеся за предыдущий период материалы участников. И, пока Вадим Рябиков и Василий Матонин набивают научные очерки и зарисовки, развлечем немного читателей отвлеченными дневниковыми записями начальника экспедиции – Рыжего романтика, Рогожина Тимофея.

     

    КАК ЖИВУТ ЭКИПАЖИ

    Возможно, кому-то интересно получить ответы на вопросы, как вообще живут экипажи в этой экспедиции. Поэтому мы решили дать возможность подсмотреть в замочную скважину за командой коча «Святитель Николай».

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!Нас на коче четверо. Капитан коча – Савчук Кирилл (Капитан Сава), фотограф экспедиции Дмитрий Афендиков (Афеня), зам.начальника и штурман экспедиции – Волобой Алексей (Волобой, Боцман) и начальник экспедиции – Рогожин Тимофей (Рыжий, Рогожин, Парамоша).

    У всех у нас есть обязанности экспедиционные и есть «кочевые», то есть морские или обязанности в экипаже. Независимо от статуса, положения и экспедиционных дел, на коче мы все «капитановы». То есть главный и старший у нас Сава, хотя он периодически или делает вид, или действительно не понимает этого по своему добродушию.
    Сон писаря. А вдруг что присниться, а я не готов буду записать?

    Работаем мы (поверьте, это именно работа, причем весьма утомительная и непростая) в две вахты (или смены) по 7-7,5 часов. Соответственно, в каждой вахте – два человека. В первой вахте (Савчук, Афендиков), старший – Савчук, во второй (Волобой, Рогожин), старший – Волобой.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

    Основная обязанность вахты – безопасное управление кочем. Коч управляется с помощью руля-румпеля (длинной деревянной весьма увесистой палки, приделанной к перу руля) на задней открытой палубе. То есть независимо от погоды, рулевой на вахте – на открытом воздухе. Несложным арифметическим путем можем высчитать, что на долю каждого члена экипажа приходится в сутки примерно 2 вахты или 14-15 часов этой самой работы.

    Кроме непосредственно управления кочем во время вахты рулевой следит за:
    — эхолотом (в зависимости от глубин или постоянно, то есть ежеминутно, или иногда в
    полглаза);
    — экраном ноутбука, на котором программа MaxSea показывает карту и курс движения,
    а также коридор курса, отклонение от него и еще кучу позиций: координаты
    местоположения, скорость, время до следующей точки и т.д.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

    Следим в основном постоянно за «курсовым коридором», остальные данные смотрятся по мере необходимости:
    — морским магнитным компасом – для удобства выдерживания курса и тогда, когда погодные
    условия настолько плохи, что представляют опасность для ноутбука даже в
    полиэтиленовом чехле;
    — также, периодически, поглядываем на GPS, когда хотим иметь представление о скорости
    (упала или увеличилась при изменении курса или усилении ветра и т.п.).

    Ну, и, естественно, также смотрим за обстановкой вокруг — удаление от берега, льды, волна, ветер — и поглядываем за ведомым судном «апостолом Андреем» за кормой на удалении от 50-70 до 200 метров, в зависимости от видимости.

    Кроме этого, находясь на вахте, ты должен следить за наполняемостью судна водой. Корпус деревянный и, так или иначе, воду принимает. Иногда сильно, иногда – нет, иногда очень сильно – в зависимости от кучи факторов. Главное – не пропустить момент откачки электрической помпой и при откачке вовремя её выключить (иначе сгорит). Откачка производится от 1 раза в час до 1 раза в 2-3 часа. Это не означает, что коч хапает так много воды, это означает, что за её уровнем и объемом надо следить. Тем более, что лишние 100-200 литров воды на борту уменьшают скорость на четверть узла.

    Если твоя вахта пришлась на вечер или на туман, ты должен не забыть своевременно включить ходовые огни.

    В случаях, когда вахта заканчивается остановкой (вставанием в берег или на якорь) или отходом (снятие с якоря или со швартовых), то к задачам вахты добавляются еще постановка и снятия с якоря.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!В общем и целом мы обрисовали основные ходовые задачи вахты. Как видите, их не так уж и мало, но и не так уж и много при наличии определенных навыков.

    Каждая вахта сама определяет ритм своих внутренних смен и дел. Например, в нашей вахте (Волобой – Рогожин) мы стоим поочередно:
    — по 30 минут, если очень холодно и промозгло,
    — по 40 минут, если холодно и промозгло,
    — по 60 минут, если относительно тепло и комфортно.

    В зависимости от всяких мелких факторов, конечно, все немного сдвигается. Иногда, под настроение, и 2 часа можно на вахте отстоять, и даже 3. Иногда высчитываешь секунды до окончания 30-минутной смены. Но это только часть задач вахты – назовем их ходовые задачи. Есть вторая часть – задачи экспедиционные и бытовые.
    И тут я выхожу весь в белом...


    Каждая вахта готовит еду к передаче вахты. Завтраки-обеды-ужины – все весьма условно, особенно, пока был полярный день или когда идешь без остановок. Но, тем не менее, все-таки в приготовлении последующего приема пищи мы посматриваем на фактическое время. Если, например, пересменка попадает в промежуток с 3 часов ночи до 11 утра – это все-таки завтрак. Если с 11 до 20 – то чаще обед. И с 20 часов до 3 ночи – ужин. Хотя бывало по-всякому. Готовка зависит от ряда факторов – если сильная качка, то еда готовится максимально быстрая и простая. Если штиль или бриз – наоборот, можно выдумать что-нибудь изысканное. Следующий фактор – настроение и наличие свободного времени от остальных дел. Следующий – наличие свободного газа. Чем ближе поход к завершению, тем меньше остается газа в баллонах, а заправить их на Чукотке негде. А, посему, упражнения с блинчиками, например, Диме Афендикову мы запрещаем.

    Когда болтались практически без пресной воды в районе устья Индигирки – меню тоже корректировалось (из рациона ушел заварной кофе, пришли бобы в собственном соусе).

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!Увы, но рыбу свежую ели всего несколько раз. Так как на ходу ни сеть не поставишь, ни на спиннинг не половишь. А в берег встаем редко и ненадолго. Но как только объявляется длинная остановка, Геннадий сразу же ставит небольшую сеточку. Дальше воля случая – когда как.

    В рационе преобладают различные консервы и крупы. Свежие овощи по минимуму – только картофель, лук, морковь, свекла, капуста.

    В походном меню присутствуют:
    — салаты – самые разные и подчас весьма смелые овощные (из выше обозначенных
    овощей) и из рыбных консервов. Наиболее других в салатах изобретательны Дима
    Афендиков (Афеня) и Гена Храпов (Дед).
    — первые блюда: щи, борщ, уха (когда есть свежая рыба) или рыбный суп из консервов.
    Суп не каждый день, но стараемся по мере возможностей. Как правило, суп варится
    объемом на 2 дня.
    — вторые блюда: каша гречневая с тушенкой, каша гречневая «По-храповски» (рецепт
    непростой и держится в тайне), рис с тушенкой или с гавайской смесью, картофельная
    похлебка, макароны (в вариациях – с сыром, с тушенкой). Практически всегда все блюда
    снабжаются поджаркой (лук, морковь).

    Дима на «Николае» балует регулярно экипаж гренками, Василий на «Андрее» — блинами. Для чая (и чтобы всегда можно было быстро согреться и для экономии газа) используется два полуторалитровых термоса – один с чаем или заваркой, второй – с кипятком под кофе. Чай мы любим хороший и разный, поэтому, кроме черного купили в Якутске еще по пакету каркаде и шиповника.

    Еду готовим на газовой двухкомфорочной плите. Понимая, что газа в больших баллонах не хватит, в Певеке докупили маленькую плитку с 220-граммовыми газовыми баллонами.

    В остальном на камбузе ничего необычного, все весьма по-домашнему. Ножи, доски, терка, миски для салатов (пластиковые, правда). Для блинов есть даже венчик.

    В 2011 году, в самом начале похода в почтовом ларьке на острове Кижи купили электро-кофемолку (Афендиков тогда кофе в зернах вез). В итоге, все равно перешли на молотый, а кофемолка уже третий поход с нами путешествует! Кофемолка – арктическая путешественница намотала уже девять с лишним тысяч километров, а к концу похода будет почти одиннадцать! Выкинуть – рука не поднимается. Решили, что Дима её с собой как сувенир домой отвезет.

    Отдельное мытарство – мытье посуды. Вода за бортом холоднющая. Но когда не совсем холодно – так и моем в холодной. Когда совсем холодно – разогреваем немного воды на плитке. Посуду, как правило, моет следующая смена за предыдущей.

    За общим порядком и чистотой на кочах следим сообща и по мере возможности: в волну или в дождь особо не поубираешься. Но когда погода дает такую возможность, то выметаем мусор и скопившуюся пыль, моем полы в кубрике и палубы, убираем полки с барахлом, отмываем, каждый раз весьма замызганный во время приготовление еды на волне камбуз.

    Еще одна весьма важная бытовая мелочь – опустошение биотуалета в гальюне. На «Николае» эту почетную обязанность чаще всего выполняет начальник экспедиции, по совместительству единственный в мире помор-золотарь. Периодически его обязанность разделяет его же заместитель – Волобой. Это уже за три года сложившаяся традиция.

    На капитана также возложены обязанности плотника, электрика, жестянщика и дизелиста-моториста. Кроме этого на нем все, что касается порядка в такелаже.

    Вот, вкратце, все, что касается бытовых и судовых обязанностей и дел экипажей. Дальше к этому еще прибавляются дела и обязанности экспедиционные.

     

    Пиршество для души

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!Наблюдаем сочный северный закат, затем большую ярко желтую луну, ярко мерцают звезды, пара из которых падает, под конец ночи радует северное сияние. Просто какое-то пиршество для души!

    Ещё один чисто ходовой день. Но насыщенный разнообразными погодными условиями и природными явлениями, а так же переживаниями, которые пока не оправдываются. Весь день дул ветер, но порывами и в основном попутный – или в заднюю четверть, или в корму. Поэтому практически весь день удавалось держать хорошую среднюю скорость. Только с утра и в ночи по часу боролись с волной на значимых поворотах. В итоге: средняя скорость 3,5 узла и 170 километров или около 88 миль за сутки – результат выдающийся!

    Боялись сильного ветра с востока, который теоретически мог и должен был поднять волну. Пока он дует с берега и немного в корму – он нам не опасен. Пару раз было усиление севера-северо-востока до 7-8 метров в секунду и на порыве до 9-10, но так как мы шли под берегом, этот ветер нас не волновал, только качало сильнее. Восток же дул в корму максимум метров 6, тем самым лишь ускоряя наше движение.

    Около 4 часов дня Волобой собрал в кучу все прогнозы, сделал уточняющие звонки и на основании полученной информации, было принято решение идти в Эгвекинот. Если бы прогноз был совсем неблагоприятный и опасный, мы были готовы оставаться в единственном на этой части побережья надёжном укрытие – бухта Руддера. При всех его плюсах (укрыться можно от ветров любой силы и любых направлений), был и существенный минус – вероятность «куковать» в чистом поле от 2-3 дней до недели. А прогноз намекал на такую вероятность.
    Был и призрачный вариант — убегать сразу в Анадырь, но был отвергнут – на ближайшие дни циклон показывает свой норов в Анадырском заливе, преимущественно в его западной части, и ветер там обещается от 10-11 до 16-20 метров в секунду севера-северо-востока. Для нас ломиться в такую погоду домой равносильно самоубийству.

    И вариант, который выбрали мы – пробовать успеть до усиления ветра заскочить в залив Креста и побывать в одном из самых замечательных мест Чукотки – посёлке Эгвекинот. Тем более, что в планах на заход он стоял изначально. В этом варианте многое зависит от точности прогноза. До поворота на север, т.е. до захода в сам залив Креста, мы идём вроде с запасом и по скорости, и по времени. А там всё будет зависеть от того, откуда будет дуть и сколько. Прогноз обещал проблемы, но не очень серьёзные и преодолимые. Поэтому весь день идём.

    Облачность переменная, периодически ветер раздувает облака и тучи и появляются куски чистого неба и светит солнце. Справа от нас, по-прежнему, разнообразные сопки и горушки.
    Вечером наблюдаем сочный северный закат, на фоне которого успеваем заснять «Апостола Андрея». Затем поочередно лицезреем: большую ярко желтую луну, золотистую лунную дорожку в нашем западном направлении, по которой коч часа три к ряду очень красиво и романтично бежит. После на чистом небе ярко мерцают звезды, пара из которых падает. Под конец ночи сначала радует на полчаса-час северное сияние на севере, затем на западе, уходящая красно-желая луна в предрассветных лучах солнца. Дальше с востока солнце освещает пастельно розовыми красками все небо и горы вдали. Просто какое-то пиршество для души!

    Утром, при передаче вахты, подсчитываем, что к полудню войдем в залив Креста, и если волна и ветер в заливе будут умеренными, то рано утром 19 сентября мы имеем все шансы пришвартоваться в Эгвекиноте. Так что впереди у нас ещё один день надежды на то, что сможем проскочить без излишних, никому не нужных волнений и приключений.

     

    180-й меридиан

    Настоящий путешественник должен не просто открыть новую для себя территорию, но и побывать в самом важном, особом, знаковом месте – точке пересечения Северного Полярного круга и 180 меридиана.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Мыс Дежнева взят!

     

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя. Куда и зачем мы идем

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… Ноутбук с навигацией умер. Идем по бумажным картам.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… "Апостол Андрей" и "Святитель Николай" пошли по воде!

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… Здравствуй, Чукотка!

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… Люди-грибы

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя. SOS! Пропал коч "Св.Николай"

    Источник

     

    Похожие статьи:

    Якутэтноэксп. Часть II

    Якутэтноэксп. Часть II
     Экспедиция не случайно была назначена на зиму. Дело в том, что зимой в Якутии все замерзает, включая реки. А реки являются единственным способом проехать между основными пунктами назначения. Реки зимой превращаются в дороги. Их чистят, на них ставят дорожные знаки. Зимой происходит «северный завоз» — доставка всех необходимых товаров, топлива, материалов на целый год.Весной дороги тают, а летом их просто нет. В некоторых местах летом работают понтонные переправы. Но наш маршрут летом был бы неосуществим. ...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая
     А вот от места ночёвки в кустах дальше совершенно открытое пространство. И погода, кажется, испортилась навсегда. Идём сквозь дождь со снегом. К середине дня дошли до поворота реки, напротив перевала на Тыры. Следы двух поляков постоянно встречались до этого места. Здесь ещё удалось нащипать веточек с кустов полярной берёзки и карликовой ивы. Благодаря заготовленным заранее сухим щепкам, получилось сотворить костёр. Дальше придётся обходиться без живого огня. Впереди кажущееся безжизненным пространство в каменном коридоре неглубокого...

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.
     Рассоха. В окрестностях нашего первого лагеря оказалось несколько озер, которые мы решили осмотреть на наличие гольца. В частности озеро Угун-Кюель, имеющее сток в Рассоху, давало все шансы стать гольцовым. На следующий день после нашего прибытия первым делом собрали лодки и опробовали моторы. Японская техника не подвела. В середине дня отправились на ближайшее озеро в 3,5 км от лагеря. На севере Анабарского плато древесной растительности значительно меньше чем южнее — в бассейне Котуйкана. Лиственничники в основном тянутся вдоль русла...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.
     Следующим днём первичные эмоции улеглись. Окружающий мир теперь воспринимался более взвешенно. Каждый из нас занимался своим делом. Виктор устраивал хозяйственные дела, а также изучал близлежащее пространство на предмет флоры и фауны. С фауной здесь оказалось не так богато. Всего одна утка на небольшом озерке, да и та близко не подпустила. Свежих следов крупного зверя не видно, наверное, все ушли ниже. Неподалёку в лесу есть следы стоянки оленеводов....

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.
     Кратер Попигай — метеоритный кратер в Сибири, в бассейне реки Попигай, делит четвёртое место в мире по размеру с кратером Маникуаган в Канаде.Диаметр кратера — около 100 км, расположен он на севере Сибири, частично в Красноярском крае, частично — в Якутии. Территория кратера практически не заселена, единственный населённый пункт — посёлок Попигай — находится в северо-западной части кратера на расстоянии около 30 км от его центра....

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.
     После Угамыта следующим значимым, и очень ожидаемым пунктом на пути, были указанные на карте избы. На карте их местоположение обозначено на нашем, левом берегу Сунтара, в двух километрах ниже устья левого его притока – Колтоко. Мы с вожделением шли к этим избам. Не делали днёвок, в надежде, что там есть баня и там можно полноценно отдохнуть. Похоже на ожидание большого праздника....
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019