Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

3066 просмотров


    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

     Следуя по казённой надобности, оказался я в якутской Усть-Нере, о чём был помещён отдельный репортаж. Верховья Индигирки вместе с половиной Якутии из-за лесных пожаров плотно и надолго затянуло дымом, и самолёт из Якутска за нами не прилетел. Было ясно, что не прилетит он и на следующий день, а то и, запросто, целую неделю. Пришлось отправиться в Якутск на автомобиле. Для справки: микроавтобус из Усть-Неры до Якутска (около 1000 км) обходится в этом сезоне в сумму от 40 до 50 тысяч рублей. Одно посадочное место в нём – около 7 тысяч. Сравнительно с ценой билета на самолёт (15 тысяч в один конец) весьма экономично.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

     Первая часть пути проходила по участку Усть-Нера – Кюбюме федеральной дороги «Колыма». В этой местности она частично совпадает со старым ответвлением от Колымской трассы на Усть-Неру, которое когда-то давно проложили в тяжелейших горных условиях заключённые Дальстроя. Его и дорогой-то назвать можно было с трудом: зимой – зимник, а летом – узкая «козья тропа» по смертельно опасным горным прижимам с бродами через реки вместо нормальных мостов. К последней четверти ХХ века этот путь стал практически непроходим.

    Вторая часть маршрута, дальше на запад, от Кюбюме до Якутска, шла уже по собственно Колымской трассе: Кюбюме – Прижим – Тёплый ключ – Хандыга – паромная переправа через Алдан – Ытык-Кюёль – Нижний Бестях с переправой на пароме через Лену – Якутск. На всю дорогу потрачено около 23 часов чистого времени, за вычетом простоев в ожидании окончания ремонтных работ на участке между Кюбюме и Хандыгой.

    Сразу оговорюсь: ехал по делу, останавливаться и выискивать красивые виды времени не было. Снимал, в основном, из окна автомобиля, через стекло, к тому же на мыльницу. Фотокарточки увеличиваются до размеров 1200×900, панорамы – до ещё шире×900. Пересказывать драматическую историю Колымской трассы не буду: слишком много об этом написано. Здесь только мои впечатления и необходимые комментарии.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Выезд из Усть-Неры. Из Хандыги нам навстречу везут грузы: завозить речным путём по Лене в Алдан, в Хандыгу, а оттуда автомобилем в Усть-Неру много ближе, чем через Владивосток в Магадан и дальше в Якутию по «Колыме». Особенно много бензовозов.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    До свидания, печальный посёлок.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Справа остаются склоны горы Эбир-Хая (2023 метра).

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Вдоль дороги тут и там – отвалы породы старых золотых выработок.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Это не приют золотоискателей и не сказочный придорожный трактир, а простейшая насыпная эстакада. В карьере выше по склону добывают песок или гравий и сгребают бульдозером сюда, в бункер, откуда «самосыпом» подают уже в грузовики.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Дорога взбирается на Ольчанский перевал.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Тяжёлые грузовики идут по внешней стороне так близко к обрыву, что кажется: одно неверное движение – и сорвутся вниз. Впрочем, иногда так и бывает. Особенно раньше, когда дорога была у́же, а машины менее управляемы. Колымская трасса усеяна костями не только заключённых, но и десятков водителей.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Перевал.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Кедровый стланик – в народе, пардон, «мудодёр».

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Прокладка нового участка «Колымы» стала настоящим подарком для владельцев золото-сурьмяного месторождения Сентачан: другим-то приходится самим пробивать к своим рудникам дороги, иногда в десятки километров, а тут на́ тебе: прямо к воротам рудника, можно сказать.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Направо – золотой прииск Эльгинский.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Примерно в этих местах старая дорога в тёплое время года фактически прерывалась: две крупных реки бассейна Индигирки – Эльги и Большой Селерикан – можно было пересечь только зимой по льду или в низкую воду. Сейчас на обеих построены новые капитальные мосты.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Леса горят и здесь.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Этот мост через реку Брюнгадэ тоже новый.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    «Опорный пункт» при дороге у посёлка Кюбюме. Хотя говорят, что и посёлка-то самого уже не осталось. На местном сленге это место зовётся «Куба». «Буду тебя ждать на Кубе», «Серёгу пару дней назад на Кубе видели». За 230 километров, пройденные от Усть-Неры, это первое обитаемое место на дороге. Здесь ночуют дальнобойщики и останавливаются проезжие по разным надобностям – подлатать машину, передохнуть, закусить, набрать питьевой воды, оставить о себе весточку, зимой – обогреться.

    В этом месте новая дорога из Усть-Неры, по которой приехали мы («северная»), соединяется со старой Колымской трассой, идущей из Якутска. Раньше Колымская трасса уходила южнее, на Агаякан и дальше («южная дорога»), где сливалась с дорогой Усть-Нера – Магадан в Кадыкчане. Сейчас участок старой южной дороги между Кубой и Кадыкчаном, как говорят местные, мёртв. Мосты смыло паводками, дорожное полотно местами не существует. Ездят там только «экстремалы». Но – сам я не видел, не до того было.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Дорога приходит и уходит, а Куба стоит на месте.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Кафе тоже называется «Куба».

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Можно и не заходить, а просто напиться чистой воды.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Кормят в «Кубе» просто, без затей.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Фрикасе и консоме в меню отсутствуют, не завезли. Но пирожки вполне съедобные.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Можно позвонить. Есть ли интернет, не знаю.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Движемся дальше. Вот он, поворот на старую южную дорогу, на Томтор.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    До Хандыги путь неблизкий.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Вечереет. Хотя ночь в это время года наступает долго и как бы не полностью: здесь свои «белые ночи».

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Встречные машины попадаются редко. Вот проехали три новеньких «Патриота» с надписями на бортах: ФГУП «Охрана» – Магадан. Купили и перегоняют из Хандыги?

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    А вот парни на мотоциклах с надписями «Камчатка-2012». Позже про них рассказывали (те, кто встречал их на Кубе), что едут с Украины через всю Россию вот уже месяц, из Магадана отправятся на корабле, куда – неведомо. И впрямь на Камчатку?

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Местность, где находится метеостанция «Восточная», показалась мне на закате одной из красивейших когда-либо виденных.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Быть может, это из-за совершенно необыкновенного оттенка, который в дыму приобрел свет заходящего солнца. И фантастически красивых окрестных вершин Оганьинского хребта.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Метеорологи приторговывают горючим. Говорят, здесь почти всегда можно заправиться тому, кто поиздержался (в смысле топлива) в дороге. Заправились и мы.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Солнце село, и оттого горы, в сторону которых уходила дорога, приобрели мрачный, какой-то зловещий вид.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Здесь, у моста через Сатарын (на некоторых картах Сеторым), остановились, чтобы поделиться насосом с двумя цыганскими парами на «шестёрке», стоявшими там уже часа полтора. Появилась возможность сделать пару-тройку снимков.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Чуть дальше этого места Сатарын впадает в Восточную Хандыгу, вдоль которой, правым бортом долины, идёт дорога – долго, почти до самого Алдана.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    «Колыма», хотя и была с большой помпой принята в эксплуатацию, местами слишком узка и неустроенна. Сейчас на дороге день и ночь идут работы по реконструкции: расширяется и выравнивается дорожное полотно, спрямляются опасные участки-петли и т. д. Эта буровая установка пробивает шпуры под взрывчатку – рвать скалу. На время взрывных работ и очистки полотна проезд закрывают.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Примерно такой была «Колыма» до расширения. Слева – крутой обрыв в долину.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Первая остановка. Чтобы пресечь рвение особо торопливых, дорогу перекрывают не какими-нибудь хлипкими знаками, а тяжёлой техникой.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Ждём. Здесь – около получаса.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Экскаваторы и бульдозеры расступаются, пропуская автомобили.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Прямо перед нами и для нас расчищают проезд.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Эта остановка более долгая: здесь простояли около двух часов.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Скопилось изрядно ожидающих: пассажирские из Усть-Неры, вахтовки и бензовозы с золотых приисков Индигирки. Никаких привилегий тут нет – живая очередь.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Внизу, под нами – строящийся мост-эстакада через реку Нэкуння. Справа вверх по склону уходит дорога на Прижим.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Время – полночь.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Быть в Лувре и не сфотаться с Моной Лизой?!

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Экскаватор зажигает фары и уходит – дорога свободна. Прижим – место, где узкая петляющая дорога идёт над крутым обрывом. С внутренней стороны – отвесная скала. Разминуться двум автомобилям места нет, поэтому проезжают по очереди. Сколько здесь побилось народу – не знает никто. Примерно посередине Прижима на самом краю обрыва – большой деревянный крест, совсем свежий. Бульдозеры дорожников ухитряются бережно обходить его стороной.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Эта остановка обещает быть долгой. Впереди за поворотом «лесенкой» работают бульдозеры, сбрасывая один другому скальный грунт, уступ за уступом вниз. Дорожник сказал: не больше трёх часов, мужики. Успеваем ли на утренний алданский паром?!

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Мда… Дороги как таковой там и вправду пока нет.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Палим костерок и ведём неспешные разговоры на борту долины. Время около двух часов ночи. Светло.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Здесь-то я и встретил духа горы. Все видят? Маленькие глазки, насупленные брови, нос крючком, недовольно искривлённый рот. Будет мстить людям, потревожившим его покой?

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Здесь не Москва: на встречку, вперёд всех, никто из особо деловых не лезет.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    От резиденции духа горы до Алдана шли в молочно-серых предрассветных сумерках. Алдан – былинная река. Отсюда в 1920-е годы начиналась история якутского золота. Это было ещё до Колымы и задолго до золота Индигирки. Золотая лихорадка не хуже юконской.

    Берег на рассвете был тих и покрыт туманом, другого берега почти не видно. Казалось, паром принадлежит перевозчику Харону, набирающему пассажиров.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Путешественники безропотно молчаливо ждали.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Перевоз – 500 рублей с машины, независимо от числа пассажиров. А пешком тут никто не переправляется – куда?

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Расписание – чистая формальность. Ещё в Усть-Нере мы выпытывали у водителя: во сколько пойдёт первый паром через Алдан? Утром, отвечал тот. Утром во сколько – в семь, восемь, девять – не унимались мы? Утром. Утром, и всё. Как получится.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Первый паром пошёл в начале десятого.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Шли, не поднимая передней аппарели, в туман и казалось – в полную неизвестность.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Навстречу попался первый паром, шедший с противоположного берега.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Другой берег всё же существует.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    На палубе матросы курили папиросы.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Как только аппарель коснулась берега, началась гонка. Никто не хочет быть вторым, третьим… Никто не хочет идти в облаке пыли от едущего впереди.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    От алданского перевоза до Ытык-Кюёля дорога ничем не примечательна.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Ытык-Кюёль – это вторая после Кубы едальня на трассе.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Истосковавшиеся по горячей пище странники выстраиваются в очередь.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Ничего особенного, но после полусуток сухомятки борщ и горячий чай кажутся божественными.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Дорога между Ытык-Кюёлем и Нижним Бестяхом на Лене столь ужасна, что не удавалось даже зафиксировать камеру для чёткого снимка.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Чудо! Полтора километра асфальта в Нижнем Бестяхе, по которому путешественников выносит на высокий правый берег Лены.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Паром в Якутск вот-вот отходит.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Здесь вам не Куба, здесь конкуренция. Кафе в правом сарайчике заметно выигрывает в плане выбора блюд. Для самых взыскательных господ путешественников здесь имеется даже бризоль! Но угощаться некогда: паром поднимает аппарель.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    В отличие от алданских, паромы между Якутском и Нижним Бестяхом ходят по часам, независимо от заполненности.

     Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Страннику на заметку.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Лена у Якутска впечатляет своей шириной.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Встречный.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Подходим к берегу.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Сегодня вечер пятницы, и со стороны Якутска скопилась огромная, не меньше сотни машин, очередь жаждущих перебраться на другой берег: дачники, охотники, грибники, ягодники и прочий отдыхающий и деловой люд. Страсти были накалены настолько, что за порядком следил наряд полиции и пяток омоновцев с автоматами.

    Половина Колымской трассы: из Усть-Неры в Якутск

    Вот и всё. От пристани до центра Якутска – не более получаса езды. В царстве мобильной связи, интернета, горячей воды, чистого асфальта, в атмосфере праздного веселья, среди полуодетых девушек на улицах города– Куба, Прижим, Алдан-Стикс, адская тряска в течение суток кажутся сном. Только снимки не дают усомниться в том, что всё это было.

    Такие дела, читатель. Если где ошибся в фактах – поправляйте, приму с благодарностью.

    Автор: yesaul

    Источик

    Похожие статьи:

    Якутия. Письмо с севера.

    Якутия. Письмо с севера.
     Я взял в ипотеку пуховик, надел термобелье и долго-долго летел на восток, направляясь в Якутию. По слухам якуты уже наготовили кучу «национально-стереотипных» развлечений. Они решили показать(во-первых) всё, то есть с непременным участием строганины, лаек, мамонтов и алмазов. И во-вторых быстро. Теперь автор проедется по всем этим действам со своим незыблемым сарказмом, переходящим в любовь к Saha Land. Я летел в -42 градуса. Которые правда по приезду снизились до -30 и каждый первый встретившийся якут считал своим долгом пошутить про то,...

    Якутия, я вернулся!

    Якутия, я вернулся!
     Это была моя вторая поездка в Якутию. 12 тысяч километров пути на Boing-767, АН-24, УАЗиках и оленьих упряжках. 17 часов в воздухе, 12 часов тряски по тундре, ночные плутания по зимникам, северное сияние, поломка автомобиля посреди пути, проваливание под лёд, отсутствие связи, арктические -53 градуса. Всё было! Всё по-настоящему.И вот я снова в Москве. На компьютере 3,5 тысячи файлов, из которых, надеюсь, получится 60-70 фотографий. На этот раз я буду публиковать не только избранные картинки, но и простые кадры, т.к. хочу показать и рассказать, как живут...

    Якутия. День 2. Культурно-развлекательный!

    Якутия. День 2. Культурно-развлекательный!
     Мне не удалось сразу рассказать про второй день в Якутии, всё очень просто — я вернулся в Хабаровск, написал основной пост про мой первый день и погрузился в рутину работы. Поэтому сейчас я навёрстываю упущенное и рассказываю вам про то, как я погулял по Якутску в воскресенье!Проснулся утром, протёр глаза и в душ. На завтраке подрезал пару таблеточек от головной боли у Серёги Становкина, ведь накануне мы сходили всей толпой в местный ночной клуб "Европа", и хотя я толком и не пил, но голова от чего то болела. Закутались потеплей и в...

    Люди в Якутии самые доброжелательные и гостеприимные

    Команда блогеров, среди которых известный фотограф, путешественник и бизнесмен Сергей Доля, завершили 30 июля необычную экспедицию во Владивостоке.Менее чем за два месяца они проехали более 20 тысяч километров по маршруту, нитка которого образовала слово «Россия», «написанное» их координатами на карте страны.Чтобы «написать» последнюю букву в слове «Россия», блогеры прошли маршрут Чита – Якутск – Олёкминск – Витим – Тында – Биробиджан – Хабаровск – Владивосток.  ...

    Зима начинается с Якутии!

    Зима начинается с Якутии!
     Что вы знаете о Якутии? Даже от одного упоминания об этой республике ощущается легких холодок! Это очень далеко, там невероятно холодно, там нет ничего интересного и как там живут люди? — вообще не понятно! В случаях малознакомых или непопулярных туристических маршрутов лишь малая часть подобных стереотипов оказывается близкой к реальности. Когда меня пригласили на уикенд в страну холода, я, не раздумывая, согласился, ведь уже был как-то на севере в Кировске, однако Якутия оказалась значительно суровее, холоднее и экзотичнее. А что если...

    В Якутске открылся международный кинофестиваль

    В Якутске открылся международный кинофестиваль
     20 августа, в Саха театре состоялось торжественное открытие второго Якутского Международного кинофестиваля.Уже второй год подряд в Якутске проходит международный кинофорум, который собирает признанных корифеев и будущих «звезд» киноиндустрии....
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019