Яндекс.Метрика

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

31 мая 2015
1560 просмотров

П.Хонуу — р.Индигирка — р.Кюеллях-Мустах — р.Сары-Кыллах — р.Индигирка — п.Хонуу

Наш транспорт

Вначале немного предыстории. Август 2000 года, салон самолета Ан-24, летящего из Якутска в Хонуу. Мы летим в экспедицию в Буордахский массив. Полет продолжается уже около 2 часов и, немного поспав, я выглядываю в иллюминатор самолета. Внизу промелькнула зеленовато-голубая змея Индигирки и под нами вдруг развернулась великолепная картина. Высокие, остроконечные пики, покрытые снежниками и ледниками, между ними раскинулись широкие горные долины с цепочками крупных озер. Все это великолепие вздымается над относительно низкими предгорьями в виде колоссального скалистого массива. «Швейцария!» вспыхивает в голове первая мысль. С тех пор мечта побывать в «Швейцарии» неотступно преследовала меня в течение долгих семи лет.

Устье р. Учча

И вот моторная лодка несет нас в устье речки Кюеллях-Мустах, в верховьях которой и спряталась та самая горная долина, о которой мечталось столько лет. От устья до первого озера каких-то 28 км, которые мы (я и инспектор Момского национального парка Кеша) решили не спеша пройти за 2 дня. Однако первые же метры пути сильно озадачили.

Кюеллях-Мустах

Мустах оказался рекой с невероятно бурным нравом, довольно узкое ущелье завалено глыбами гранита размером с небольшой дачный домик каждая. Пройдя, а точнее пролазив по этим глыбам 3 часа и заглянув в GPS с удивлением обнаруживаем, что прошли чуть больше километра. Скидываем рюкзаки, пьем чай и «чешем репу», с такой скоростью мы неделю будем добираться… Успокаивает то, что, судя по карте, километров через 5-6 будет большая наледь, а это значит нас ждет широкая долина и удобная дорога.

Выше наледи

Отдохнув, вновь ползем по глыбам. Попытки идти по облесенному склону приводят к еще большим потерям времени, поскольку там мы попадали в непролазные заросли ольхи, кедрового стланика, ветровала, да и на те же глыбы, но только спрятанные под толстым слоем мха и лишайника. К 20 часам решаем, что с нас хватит. Смотрим GPS – прошли 5 с небольшим километров, до наледи вроде недалеко, но сил уже нет, поэтому устанавливаем палатку, варим ужин и засыпаем как убитые. Утро следующего дня выдалось солнечным и росистым. Красиво! Но уже через минуту красота эта заканчивается хлюпаньем воды в сапогах и ощущением, что нас посетила «детская неожиданность». Через час битвы с крупноглыбовыми курумами, мы вырываемся на простор большой наледи. К августу она основательно растаяла и сохранилась лишь в виде небольшого островка льда в середине большой долины.

Вид на Мустахский массив

Через час, мы уже отдыхаем на другой стороне этой долины с удовлетворением констатируя, что за час пролетели почти 5 километров. Однако дальше дела пошли хуже, долина вновь сузилась и идти пришлось по береговым террасам, густо заросшим кедровым стлаником, ольховником и молодняком лиственницы, да и глыбы выше по течению меньше не стали. Здесь очень много зимних следов лосей, их троп, помета, о хорошем урожае стланика свидетельствовали многочисленные кедровки, летающие с туго набитыми зобами. На левом берегу на вершине лесистого плато лежит большое озеро с загадочным названием Каскад. Судя по названию, одноименный ручей, вытекающий из него и впадающий в Индигирку, мало чем отличается от нижней части Мустаха. Судя по рассказам, в этом озере обитает крупный арктический голец, весом достигающий 10-15 кг. Местные называют его «топь». Вкусная рыба, если она здесь такая же на вкус как орулганский «ийен».

Подходы к Первому Мустахскому озеру

За день с большим трудом проползаем 18 км, до первого озера остается уже каких-то 6 км. Поставив палатку и поужинав, решаем сходить на перевал и сверху посмотреть на страну Мечты.

Второе Мустахское озеро

Погода в эти дни стояла отменная и мы смогли насладиться видом Мустахского массива издали. На следующий день мы без проблем добрались до первого озера, где и решили базироваться. Жаркая погода позволила даже окунуться в ледяные воды Мустаха и позагорать. Первое озеро расположено в котловине на высоте 1060 м, со стороны Мустахского массива над озером вздымается красивый пик, который мы окрестили «Кайлас», поскольку он действительно немного похож на эту знаменитую гору.

Гора Кайлас

Со второго озера, расположенного выше первого на 200 м в долину каскадом водопадов падает ручей. Озеро оказалось мелководным, забросы спиннингом не дали никаких результатов. Вечером погода начала портиться и начался дождь, временами переходящий в сильный ливень. Дождь не прекращался до полудня следующего дня. После дождика в изобилии выросли грибы. Мы собрали маслят, пожарили их в котелке и залили картофельным пюре, получилось блюдо, которое мы назвали «Картофельное пюре с грибами по-мустахски».

Неожиданная встреча

Отведав это блюдо, достойное «лучших домов Лондона и Парижа», мы перебазировались на второе озеро, длиной около 4 км и шириной до 500 м. Из-за сложной формы мы окрестили его Восьмеркой. Палатку устанавливали под проливным дождем и сильным ветром. Следующий день мы назвали «День сурка», поскольку весь день поливало как из ведра и нам пришлось, уподобившись общеизвестному животному впасть в «спячку». Нет ничего хуже, чем валяться без дела в тесной палатке. Дождь шел странно: мощный ливень постепенно затихал, а затем и вовсе сходил на нет, а через паузу длиной от 15 до 30 минут возобновлялся с новой силой. Всего за день мы насчитали 12 таких серий. Сколько было их ночью сосчитать не удалось.

Туман

На следующий день «сурки» продолжили спячку, изредка вылезая из палатки дабы разжечь костер из мокрых веточек кедрового стланика, ерника и чахлых ивочек растущих неподалеку. Только на третий день, проснувшись утром с радостью видим пробивающееся сквозь тент палатки солнце. Умывшись дождем, горы блистали своей первозданной чистотой в лучах утреннего солнца. Опухшие от двухсуточного сна, мы с радостью начали собираться в маршрут.

Перевал на Сары-Кыллах

За два погожих дня нам удалось обследовать верховья Мустаха и даже попытаться перевалить в сторону Индигирки чтобы сходить в расположенный неподалеку (км 20) поселок и зарядить там подсевшие аккумуляторы. Но ни одной лазейки в нагромождении голых отвесных скал нам найти не удалось. Думаю, подготовленным, хорошо оснащенным альпинистам раз плюнуть перемахнуть 50-метровые скальные стенки, но в резиновых сапогах, без снаряжения любая попытка взобраться на перевал закончилась бы только одним результатом – свернутой шеей. По сему мы даже пытаться не стали.

Сары-Кыллахское озеро, тоже одно из...

Начавшиеся после маршрута «Дни сурка» заставили нас серьезно подумать о дальнейшем пребывании на Мустахском массиве. Дров здесь совершенно нет, если не считать низенькие кустики стланика и микроскопические ивы и ерниковые березки. Каждая готовка еды являлась жесткой проверкой нашего (скорее моего) мастерства разведения огня в самых невероятных условиях. Ждать далее «у моря погоды», при том, что аккумуляторы фотоаппаратов один за другим «приказывали долго жить»?

Осень

Решили покинуть эту прекрасную страну, так и не раскрывшуюся перед нами во всем своем великолепии, и начать отход по одному из соседних притоков Индигирки. Ведь в наши планы входило кроме всего прочего поиск и съемка снежных баранов, которых мы здесь не нашли, да и другую живность совсем не мешало бы поснимать. Спустившись до границы леса, мы обследовали тамошние окрестности и 24-го августа перевалили в ручей со странным названием Сары-Кыллах.

Закат на Индигирке

Горы здесь относительно низкие, с высотами 1300-1400 м, долина представляет собой обширную заболоченную лесистую марь. На речке этой, видимо, зимует довольно много сохатых, следы которых, тропы, помет были повсюду, но ни одного свежего следа по всей длине реки мы не увидели. Один небольшой медведь оставил следы в среднем течении ручья — вот и вся живность. Положение спасали лишь многочисленные пищухи, белки и бурундуки… И вот 28-го августа продравшись через болота и мари Сары-Кыллаха, мы вышли на берег Индигирки.

Поход в Якутские Альпы

Прощальный вечер на Индигирке. Завтра в жилуху...

Какие можно сделать выводы по данному маршруту. Маршрут явно не для новичков. Тяжелые подходы как по Мустаху, так и по Сары-Кыллаху. Район интересен для горных туристов, альпинистов и скалолазов. Массив достаточно высокогорный, наибольшие высоты около 2500 м н.у.м., очень сложные явно категорийные перевалы, требующие навыков скалолазания и альпинизма, отвесные и гладкие скальные стенки высотой до 300-400 м, практически все ручьи оканчиваются горными цирками или карами. Очень живописные озера, коих в этом районе около двух десятков, включая крупное и интересное в плане спортивного рыболовства – оз. Каскад. Снежные бараны держатся в Мустахском массиве приблизительно до середины августа, затем, видимо, откочевывают вниз, судя по нашим наблюдениям медведи встречаются в этом районе только до границы леса