Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... "Апостол Андрей" и "Святитель Николай" пошли по воде!

1322 просмотра


    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... "Апостол Андрей" и "Святитель Николай" пошли по воде!

     Еще один ничем особо не примечательный день, который скроется, сотрется в череде дней ожидания. Уже значительно теплее. Рядом с нами пришел и встал рано утром первый грузовой пароход из Якутска «Магдебург». Весь день из его трюмов портовые докеры неторопливо вытаскивали грузы — продовольствие, запчасти, строй материалы. По сути, это первый день работы тиксинского порта в навигацию 2013 года.


     

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... "Апостол Андрей" и "Святитель Николай" пошли по воде!

     Начальник порта дал добро на завтрашний наш спуск на воду. Уже, хоть какое-то движение, хотя, смотря спутниковые карты с ледовой обстановкой и прогноз по ветру, понимаем, что шансы уйти в ближайшие дни маловероятны.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя...

    

    Видео Ленская экспедиция

    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Писаницы.
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Писаницы.
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Первые результаты
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Первые результаты
    О проекте
    О проекте
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Находки
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Находки
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Витим. Установка креста первопроходцам.
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Витим. Установка креста первопроходцам.
    Арктика - территория открытий
    Арктика - территория открытий
    Ленская экспедиция. Приехали!
    Ленская экспедиция. Приехали!
    кочи Дежнева в Якутске 2012 5тв
    кочи Дежнева в Якутске 2012 5тв
    Семен Дежнев (1983) фильм
    Семен Дежнев (1983) фильм
    На следующий день погода совсем разрезвилась! Градусов 20 и практически штиль. «Магдебург» до обеда был разгружен и ушел обратно в Якутск. Сразу после обеда нас начали спускать на воду. Это, обычно, целая история: первый спуск на воду в сезоне деревянных судов. Дело в том, что неизбежно, за зиму на берегу деревянные суда очень сильно рассыхаются. В любом случае, корпуса шкурят, чистят, конопатят, красят, но всего этого недостаточно. Нужно, чтобы деревянный корпус забух.
    В зависимости от климата места и условий хранения лодки, иногда лодку можно спустить на воду с первого раза. Она, конечно, будет течь, но в пределах возможностей работающей помпы. Первые сутки её нужно регулярно осушать, контролировать процесс, нести «вахту» на помпе, но судно уже будет на плаву. Иногда, судно рассыхается до такой степени, что помпа не справляется с трюмной течью и судно подтапливается, даже может затонуть. Так, например, было в прошлом году, когда кочи проделали путь на автоплатформах из Петрозаводска до Усть-Кута длиною почти в 6 000 километров в весьма жаркую погоду. Дерево корпуса сохло, обдувалось постоянно ветром, при спуске в Усть-Куте дало невообразимую течь. Там были предприняты аварийные действия: кочи подняты обратно портовым краном на причал и были залиты водой с помощью размотанных шлангов пожарной помпы портового буксира. Эта процедура проделывалась несколько дней подряд, пока доски не разбухли.

    В этот раз кочи на пару дней были залиты водой еще на берегу, да и условия хранения в порту Тикси были весьма благоприятны — сыро и холодно. В таких условиях деревянные суда зимуют неплохо. Первым спустили «Николая». Побыв на стропах для страховки минут десять, была обнаружена течь через кормовые доски. Весьма серьезная, но помпы справлялись. Решили уже разбухать дальше на воде. Отцепили стропы, немного передвинулись вдоль причала, уступив место «Андрею». Следом спустили «Андрея». Все штатно, все хорошо. Течи практически нет.

    На сутки начальник порта разрешил нам остаться прямо на этом же причале, так как остальные суда, в количестве уже более десяти штук, стоят на рейде у Быковского и ждут разрешения на выход в море, которого пока не дают.

    Дальше день пролетел молниеносно: откачка, такелаж, работы с мотором, продолжение бункеровки уже на воде всяким скарбом. Уставшие и довольные, глубоко за полночь легли спать, предварительно распределив «помповые» вахты. Прогноз по-прежнему неутешительный.

    Проснувшись утром следующего дня, продолжили окончательные сборы. Экипаж «Андрея» уже полным составом, тоже переместился с квартиры на судно. До обеда время ушло на такелаж, работы с моторами, распределения скарба по рундукам. После обеда бункеровались топливом и продуктами. Появилась некоторая всем известная искорка «чемоданного настроения», но карты ледовой обстановки и прогноз по ветру не оставляет особо шансов радоваться.

    В предварительных планах было сегодня в ночь уйти хотя бы на Быковский, чтобы там, повстречавшись с танкером ЛОРПа «Ленанефть» снять с него наш груз, отправленный Алексеем Волобоем из Якутска (газ в баллонах, без которого нам никуда, аккумулятор на «Андрея» взамен вышедшего из строя, и кое-чего из продуктов, что успели закупить. Продукты еще ладно, а вот без аккумулятора и газа нам не уйти).

    Ждать «Ленанефть» здесь в Тикси тоже не особо хочется, так как привязываем себя еще на неопределенное количество дней. Ибо лед из порта ушел несколько дней назад, но весь остался, сместившись в восточную часть бухты, если ветер подует север-северо-запад, то дел может натворить…

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя...

    Идея была в ночь уйти, придти на Быковский и вернуться назад через сутки. Но, пока не совсем ясно, будет ли этой идее суждено исполниться. Так как на завтрашний день дают весьма противный прогноз. Вечер заканчиваем в размышлениях. Продолжает накапливаться усталость от ожидания. Вадим, молодец, времени не теряет, и воспользовавшись неожиданно затянувшейся паузой продолжает собирать везде и ото всюду информацию об этом месте.

    От винта!

    Накануне 28-го июля вечером, просмотрев последние спутниковые снимки ледовой обстановки и прогноз по ветру, приняли решение стартовать. 00:20 экспедиция вышла из порта Тикси. Примерно через час сделали остановку у острова Бруснёва, рядом с которым находится кладбище списанных кораблей, среди которых, по слухам местных, могла оказаться и шхуна «Заря» известной полярной экспедиции Эдуарда Толля. Задачей кратковременной высадки было осмотреться и оценить интересность и необходимость для проведения уже плановых исследований Морской Арктической Комплексной Экспедиции Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя...

    В ходе осмотра западной оконечности острова было зафиксировано 6 судов (1 сухогруз и 5 буксиров разных видов и модификаций). На части из них нашли сильно потертые временем имена: Яков Санников, Юкагир, Бекичев, Ленинград. Судя по внешнему виду, часть буксиров очень старые, еще на паровом ходу. Также были обнаружены остатки фюзеляжей 3 самолетов.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя...

    Следующей точкой, примерно через двадцать миль, был остров Муостах с уникальным маяком. Экипаж «Апостола Андрея», встал у острова на якорную стоянку с целью исследования острова. Между островом Бруснёва и Муостахом попали в сильную встречную зыбь, началась килевая качка. Скорость периодически падала до 1,5 узлов. Ночь выдалась весьма холодной, температура упала до +4 градусов.

    «Святитель Николай» с Муостаха взял курс на Быковский за необходимым грузом, отправленным ранее из Якутска на судне Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП) «ЛенаНефть 2053», которое застряло вместе с полутора десятками судов на рейде Быковского в связи с тяжелой ледовой обстановкой в восточном направлении. Груз был доставлен в целости и сохранности (самым важным и необходимым из груза были 12 баллонов с газом, аккумулятор на «Андрея» и 100 кг картошки).

    Перегрузив все с борта на борт и немного пообщавшись с приветливым экипажем «ЛенаНефти», взяли обратный курс на Муостах, откуда дальше планируем за суточный переход добраться до устья реки Омолой, где, возможно, дальше будем пережидать усиление восточного ветра и изменение ледовой обстановки.

    К обеду погода разгулялась, выглянуло солнышко и потеплело до +15.

    Рано утром 29-го вернулись на остров Муостах, встретились с «андреевцами», передали аккумулятор, газ и еду. Сразу же вышли курсом на устье реки Омолой, но перед этим, сделали несколько снимков с воды маяка, находящегося на юго-восточной оконечности острова.

    Погода изумительная. Штиль, чистое небо, на котором Солнце, едва успев сесть, сразу же взошло снова. Буквально через двадцать миль начали встречаться льдины. С каждым часом их становилось все больше и больше, постепенно превращаясь в ледовые поля с замысловатыми лабиринтами проходов. Повсеместно и из воды, и из полыней во льду появлялись мордочки любопытствующих тюленей.

    Часов через шесть наступил момент, когда появилось ощущение неизбежного поворота на юг с целью выбраться из ледяного плена. Вскоре, был найден проход и дальше снова открылся простор свободной воды. Так как погодные условия продолжали благоприятствовать, и прогноз по усилению ветра смещался на полсуток-сутки, приняли решения пользоваться моментом и изменили курс с устья Омолоя на северную оконечность мыса Буор-хая, тем самым отыгрывая время, невольной «отсидки» в Тикси и экономя топливо на сокращении дистанции.

    К 21.00 прошли 62 мили. Сделали небольшую остановку у ручья на вечернее общее собрание, получение уточняющих прогнозов и дозаправку пресной водой. Дальше в планах продолжить движение на север и найти место для якорной стоянки максимально близко к оконечности мыса Буор-хая, но при этом, в защищенном месте от северо-восточного ветра, усиление которого предвещают на ближайшие двое суток. Там будет принято решение или пережидать или пробовать заходить в Янский залив.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя...

    Передали через спутниковый интернет несколько фотографий.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя...

    Утром 30-го июля ветер без изменений – легкий север-северо-восток. Днем ученые занимались исследованием и описанием берега. Остальная команда, отоспавшись, занималась бытовыми мелочами. К вечеру приняли решение подняться севернее на 2 минуты севернее (2 мили) с целью встать ближе к оконечности мыса Буор-хая, в районе маяка, чтобы была возможность следить за изменениями ледовой обстановки.

    Поднялись, встали на рейд, на Тузе (надувной лодке с мотором) трое отправились к маяку. Вернулись с отсутствием новостей – лед стоит. Решили выбрать более удобное место под якорную стоянку и остаться здесь. Через несколько часов усилился северный ветер и погнал в нашу сторону лед. Снова спустились на две минуты южнее, на прежнее место.

    Утром 31-го июля ветер практически стих. Проснулись к обеду – следствие ночных перестановок кочей и арктическая свежесть – спится волшебно. Этот день был самым холодным с момента начала экспедиции – столбик термометра показал +1 градус.

    Часам к восьми вечера пришел полный штиль. Видимость отличная. Решили предпринять еще одну попытку найти проход во льдах в Янский залив. Снова вернулись к маяку, сделали с высоты 8 метров фотоснимки, детально рассмотрев их все вместе, определили, что есть определенный шанс – мористее виден участок чистой воды в направлении север-северо-востока – уже следующего маяка на Буорхаинской косе.

    Около 10 вечера выдвигаемся. Дальше около двух часов плутаем по ледяным лабиринтам – Кирилл с приподнятой реи дает корректировку движения, Дима с багром на носу – на случай отталкивания от льдин, Алексей и Тимофей – на корме (румпель, эхолот, при необходимости – отталкивание кормы). Примерно такая же расстановка людей и на «Апостоле Андрее».

    В какой-то момент появилась ощутимая надежда, что пройдем. Продвинулись миль на пять на север-северо-восток, достигли 10 изобаты – по которой ледовый буксир провел 5 судов двое суток назад в Янский залив прямо вдоль линии сплоченных льдов. Увы, — тупик. Дальше идти некуда, кругом льды, практически без малейших проходов.

    Разворачиваемся. Еще пару коридоров пробуем нащупать восточнее, ближе к косе. Снова неудача. Решаем возвращаться в район маяка на мысе Буор-хая. Уже на подходе находим коридор чистый ото льда прямо к косе. Решаем воспользоваться и встаем на отмель прямо у песчаного берега косы, в удобном и безопасном месте. Ночь промозглая и очень холодная.

    Ледовый плен

    Вот и первый день августа. Но, ощущается он здесь, как первый погожий весенний денек. К моменту, когда проснулись, вовсю светило солнце и успело немного нагреть нашу деревянную лодку, поэтому после вчерашнего холода просыпалось весьма комфортно.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя...

    Ночью стало ясно, что смысла предпринимать следующую попытку пробиться нет до смены ветра. Но, тем не менее, решаем для очистки совести, посмотреть на ледовую обстановку воочию с маяка на Буорхаинской косе. Отправляются двое – Алексей и Тимофей. По пути, вместе с Вадимом обнаруживаем остов большого старого деревянного судна – о возрасте говорят факты – кованые гвозди и деревянные нагеля. Значит, сходу смело можно предполагать, что судно не моложе конца 19 века. Более точную датировку и вид судна смогут определить специалисты. Задача же экспедиции максимально описать и задокументировать, чем Вадим и остается заниматься.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя...

    До маяка около 10 км. Песчаный грунт ближе к окончанию косы становится весьма топким, поэтому Алексей с Тимофеем возвращаются только под вечер. Картина безрадужная – с маяка видно, что льды сплоченные и участков чистой воды практически нет. Вид на Янский залив, на восток радует и манит – до горизонта открытая вода. И, снова понимаем, что нужна смена ветра. Прогноз показывает на ближайшие три дня северо-восток, что не так плохо (как север), но и не достаточно для того, чтобы ледовая ситуация могла радикально измениться. С мыслями о том, что наше вынужденное «сидение» может продолжиться еще несколько дней, и время начинает работать против нас, ложимся спать.

    Ночью, неожиданно ветер меняется на восточный и даже временами на юго-восточный. Периодически просыпаясь, понимаем, что снова появляются шансы. Под утро, морем, на горизонте видим ледокольный буксир, который пробует провести два танкера в сторону Яны…. Значит, следующая попытка пройти в Янский залив будет предпринята 2 августа.

    День 2 августа выдался насыщенный, непростой, но невероятно драйвовый и запоминающийся. Проснувшись, мы уже четко осознавали, что сегодня будет предпринята еще одна попытка прохода через Буорхаинскую косу. И восточный ветер, включившийся Всевышним ночью на 4-5 часов, и прошедший небольшой караван с ледокольным буксиром вселили надежду.


    Быстро позавтракав, начали сниматься со стоянки. Так как стоянку мы себе ранее организовали на отмели в непосредственной близости от косы, то сняться с этой самой отмели было, как всегда, не просто. Старая, уже проверенная двумя годами «кочевых» путешествий традиция гласит: если коч не снимается с мели пятьюдесятью известными способами, то применяется способ полста первый – людская тягловая сила. Итогом, Рогожин и Волобой облачившись в гидрокостюмы достаточно быстро столкнули поочередно оба коча с мели.

    Оба экипажа, побросав все и забыв об основной задаче, похватали фотоаппараты, и каждый отщелкал серию «Нерпа и пингвин встретились однажды в море Лаптевых».

    Дальше, принимая во внимание некую разреженность льда, мы решили уходить от косы сильно мористее, так как, уже в течение трех дней всячески исследуя и её саму, и карту, и лоцию, понимали, что справится с нагромождениями льда плотно сидящего на мели и найти в этом ледовом хаосе дорожку — просто нереально. В итоге ушли сильно в море, даже несколько дальше, чем линия прошедшего каравана. Также, далее сильно забрались на север, значительно дальше 10-й изобаты, по которой ходят обычно крупнотоннажные суда, пересекли 72 параллель, и, понимая определенный риск, но веря в прогноз и удачу, начали закладывать свой маршрут по очень большой дуге.

    Практически все время перехода, капитан «Святителя Николая» Кирилл Савчук простоял на рее впередсмотрящим и выискивая проход во льдах. Льды, надо признаться, нас несколько пугали и напрягали, так как размер, толщина и высота льдин, к северу оказались значительно и всесторонне больше, виденного ранее… Встречались даже небольшие айсберги, некоторые из которых в высоту легко переплевывали наши малогабаритные суденышки.

    В удачу верили до последнего, но были готовы и к очередному ледовому тупику, поэтому Кирилл заранее уже афишировал план, в случае неудачи оставаться в районе, докуда дойдем и дальше вставать на якорь у какой-нибудь приличной льдины, и ждать следующих изменений.

    Уже практически обогнув и маяк на самой северной оконечности Буорхаинской косы, и даже пройдя её часть, в какой-то момент «коридоры» перестали открываться визуальным наблюдением с реи. Морально были готовы вставать на якорь, но решили отыгрывать все варианты до последнего.

    Итогом была первая маленькая, но очень значимая победа! Мы вырвались из ледового плена мыса Буор-хая, прошли, обогнув, Буорхаинскую косу и перешли в Янский залив – большую акваторию дельты реки Яны. Правда, к моменту нашего прихода в Янском заливе также появился лед, притащенный многодневным северо-восточным ветром, но сориентировавшись, мы выбрали относительно свободный от ледовых полей курс на юг – юго-восток.

    Дальнейшая задача – снова нагонять график из-за потерянного времени в Тикси и в районе мыса Буор-хая, поэтому, с 22 часов снова встали в привычный распорядок вахт и продолжили свой путь.

    Сегодня первый раз Солнце зашло за горизонт, и пусть это было буквально на пять минут, но тем самым и оно дало нам понять, что нужно спешить. Посему, пока погода позволит, будем идти без остановок, чтобы выкроить хотя бы день-два на посещения Большого Ляховского острова в проливе Лаптевых и постараться зайти в село Русское устье на Индигирке.

    3 августа Янский залив встретил нас весьма неприветливо. Ветер 5-6 метров в секунду, туман, разреженные, но регулярные ледовые поля, простирающиеся полосами по 200-300 метров в глубину и совершенно бескрайние регулярно в длину. Плюс к этому отдельные плавающие льдины самых разных размеров. Налететь в тумане на такую весьма реально, последствия могут быть непредсказуемые.

    Движение – сначала курсом на юго-восток, чтобы приблизиться к берегу, далее на восток. К обеду ветер усилился до стабильных 9 метров в секунду, северо-восток. Скорость упала с 4-4,5 до 2,5 узлов. Задача этого и следующего дня пересечь Янский залив и достичь пролива Дмитрия Лаптева. В зависимости от направления и скорости ветра, возможно, эта задача займет немного больше времени.

    Холодно и промозгло. Даже днем, столбик термометра так и не поднялся выше отметки +2 градуса по Цельсию.

    Как только приблизились к берегу на удаление около 3-4 миль, снова столкнулись с проблемой мелководья. Глубины с 12-16 метров вернулись на отметку 1,5 – 2, что осложняет движение и увеличивает вероятность «посадки» на мель. Пробуем находить «золотую» середину между нужным курсом, ветром, удалением от берега и глубинами. Пока удается.

     

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя. Куда и зачем мы идем

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… Ноутбук с навигацией умер. Идем по бумажным картам.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… Здравствуй, Чукотка!

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… Люди-грибы

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… Мыс Дежнева взят!

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя. SOS! Пропал коч "Св.Николай"

    Источник

     

    Похожие статьи:

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая
     А вот от места ночёвки в кустах дальше совершенно открытое пространство. И погода, кажется, испортилась навсегда. Идём сквозь дождь со снегом. К середине дня дошли до поворота реки, напротив перевала на Тыры. Следы двух поляков постоянно встречались до этого места. Здесь ещё удалось нащипать веточек с кустов полярной берёзки и карликовой ивы. Благодаря заготовленным заранее сухим щепкам, получилось сотворить костёр. Дальше придётся обходиться без живого огня. Впереди кажущееся безжизненным пространство в каменном коридоре неглубокого...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.
     После Угамыта следующим значимым, и очень ожидаемым пунктом на пути, были указанные на карте избы. На карте их местоположение обозначено на нашем, левом берегу Сунтара, в двух километрах ниже устья левого его притока – Колтоко. Мы с вожделением шли к этим избам. Не делали днёвок, в надежде, что там есть баня и там можно полноценно отдохнуть. Похоже на ожидание большого праздника....

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.
     Кратер Попигай — метеоритный кратер в Сибири, в бассейне реки Попигай, делит четвёртое место в мире по размеру с кратером Маникуаган в Канаде.Диаметр кратера — около 100 км, расположен он на севере Сибири, частично в Красноярском крае, частично — в Якутии. Территория кратера практически не заселена, единственный населённый пункт — посёлок Попигай — находится в северо-западной части кратера на расстоянии около 30 км от его центра....

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.
     Следующим днём первичные эмоции улеглись. Окружающий мир теперь воспринимался более взвешенно. Каждый из нас занимался своим делом. Виктор устраивал хозяйственные дела, а также изучал близлежащее пространство на предмет флоры и фауны. С фауной здесь оказалось не так богато. Всего одна утка на небольшом озерке, да и та близко не подпустила. Свежих следов крупного зверя не видно, наверное, все ушли ниже. Неподалёку в лесу есть следы стоянки оленеводов....

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.
     Рассоха. В окрестностях нашего первого лагеря оказалось несколько озер, которые мы решили осмотреть на наличие гольца. В частности озеро Угун-Кюель, имеющее сток в Рассоху, давало все шансы стать гольцовым. На следующий день после нашего прибытия первым делом собрали лодки и опробовали моторы. Японская техника не подвела. В середине дня отправились на ближайшее озеро в 3,5 км от лагеря. На севере Анабарского плато древесной растительности значительно меньше чем южнее — в бассейне Котуйкана. Лиственничники в основном тянутся вдоль русла...

    Якутэтноэксп. Часть II

    Якутэтноэксп. Часть II
     Экспедиция не случайно была назначена на зиму. Дело в том, что зимой в Якутии все замерзает, включая реки. А реки являются единственным способом проехать между основными пунктами назначения. Реки зимой превращаются в дороги. Их чистят, на них ставят дорожные знаки. Зимой происходит «северный завоз» — доставка всех необходимых товаров, топлива, материалов на целый год.Весной дороги тают, а летом их просто нет. В некоторых местах летом работают понтонные переправы. Но наш маршрут летом был бы неосуществим. ...
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019