Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер
Бесплатная доска объявлений по всему миру
Русский сайт

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

1449 просмотров


    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

     Редкостного волшебства день нам подарила 16 августа природа после череды невзгод и испытаний. Около девяти утра волна сникла, и ветер ослабел до легкого бриза. К 11 утра мы очутились, если не на другой планете, то точно в совершенно других широтах и измерениях. Температура воздуха поднялась до +16-18, безветрие – ЛЕТО!!! И, главное, что свершились эти изменения практически на глазах вахтенного, коим был Волобой в данный час, ибо все остальные дрыхли без задних ног после ночного волнения.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

     Каждый просыпающийся с совершенно ничего не понимающим взглядом выползал на палубу и пялился на Волобоя в футболке и закатанных штанах и Рогожина в шортах. И у каждого была первая мысль: «Кто спятил – они или я?!» Дальше было массовое раздевание, массовая просушка всех вещей, проветривание помещения. Отдельные отчаянные члены экипажа сразу полезли купаться, более здравые стали мыться на палубе.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    

    Видео Ленская экспедиция

    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Писаницы.
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Писаницы.
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Первые результаты
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Первые результаты
    О проекте
    О проекте
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Находки
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Находки
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Витим. Установка креста первопроходцам.
    ЛЕНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-2012. Витим. Установка креста первопроходцам.
    Арктика - территория открытий
    Арктика - территория открытий
    Ленская экспедиция. Приехали!
    Ленская экспедиция. Приехали!
    кочи Дежнева в Якутске 2012 5тв
    кочи Дежнева в Якутске 2012 5тв
    Семен Дежнев (1983) фильм
    Семен Дежнев (1983) фильм
    Скорость в штиль также увеличилась, по сравнению с уже привычной, и достигла 3,5 – 4 узлов. Посему расстояние до Амбарчика не прошли, а, скорее незаметно пролетели.
    Берега прямо на глазах разительно изменялись от еле заметной тундровой низменности к холмам, сопкам и, пусть и небольшим, но горам – очень красиво! Глубины увеличились, и море практически сразу сменило свой цвет с буро-коричневого на темно-синий. Душа пела!
    В 2 часа ночи прошли рейд устья реки Колыма и, учитывая ночное время, и нежелание ждать утра для осмотра самого места, метеостанции и общения с ее персоналом (увы, очень хотелось), сразу перерисовали курс на Айон и Певек. Тем более, что свежий прогноз предвещал снова усиление ветра, правда, выгодного для нас направления – юг-юго-запад. На рейде Колымы нас застали и первые полноценны густые сумерки, напоминающие о скором приходе осени в арктические широты и в небе первый раз за лето можно было разглядеть первую звезду.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    Собственно, именно сейчас, 16 августа 2013 года, в 2 часа ночи мы встали на путь, который в 1648 году проделал Семен Дежнев и сотоварищи. Все участники экспедиции живы-здоровы, получили весточки от родных и близких через Марию – нашего «полярного» связного в Москве и всем передают приветы!

    Очень надеемся, что усиление ветра не сорвет наши планы к утру понедельника, 19 августа достичь Чукотки и встать на пару дней в порту Певека. Координаты на момент новости: Восточно-Сибирское море, устье реки Колыма, N70°51’ E159°18’

    17 августа мы попали, словно в сказку, словно в совсем другой мир! Пройдя рейд у устья Колымы, мы попали, словно в сказку, словно в другой мир, в совсем другую Арктику. Прямо на глазах изменилось море, пошли нормальные глубины в 10-12-14 метров в прибрежной полосе. Вода стала бирюзовой и прозрачной. Совсем легкий бриз и уже полноценный, настоящий, морской накат.

    Изменились и декорации берега: пустынные низкие, тундровые, сливающиеся постоянно с водой и горизонтом берега сменил высокие сопки, скалистые мысы. Далеко на юге, на горизонте, проглядывали голубые остроконечные горы.

    Рассвет. Встающее в легком мареве солнце на севере. Это очень сложно понять, еще более сложно объяснить людям, не бывавшим в Арктике, что прописная школьная истина: «солнце встает на востоке», здесь перестает соответствовать действительности. Еле заметный трепет теплого воздуха над водой.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    Повсюду вокруг нас из воды появляются любопытные мордочки нерп, и при тихом приближении наших лодок, с плюхом и брызгами ныряют на глубину.

    Идем достаточно близко к берегу. Через несколько часов, все более отчетливо начинают просматриваться на вершинах сопок кекуры-останцы. Смотрим на gps-приемник, чтобы оценить расстояние до них и их высоту и понимаем, что высота останцев от 15-20 до 30 с лишним метров.

    С каждым часом, берег становится все живописнее. Группы останцев при приближении увеличиваются, как по количеству, так и по размерам. Их формы будоражат воображение и завораживают. Решаем, что сэкономленное время на не заход ночью на метеостанцию Амбарчик имеем право потратить на осмотр исполинских каменных изваяний, а вот пропустить их мимо было бы неправильно.

    В 7.45, на накатной волне, наши кочи тыкаются носами в мелкую гальку пологого берега небольшой бухточки среди отвесных скал. Бросаем кормовые якоря, убеждаемся, что кочи припаркованы надежно и безопасно. Сходим на берег и двумя командами в разном направлении уходим к двум разным группам останцев. Эќкипаж «Апостола Андрея» идет к ближней группе из 5-7 выветренных вертикальных скал в километре от места высадки. «Николаевцы» уходят к двум дальним, расположенным визуально, примерно в 2-3 километрах, группам, в каждой их которых, по меньшей мере, по 15-20 каменных громадин.

    До первой группы останцев экипаж «Николая» добираетсяя за час. Дорога не из легких. Первые два с половиной километра преодолеваем по тундре, пересекаем три ложбины с практически обсохшими ручьями: здесь очень сухо, видно не было давно дождей. Высохшие на корню грибы, мелкая, как горох, черника.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!Чуть осложняют кочки. Это безмерное количество кочек высотой от 10 до 40 см, все неровные, разбросаны по тундре плотно, но в хаотичном порядке, ногу ставить нужно между и аккуратно. А еще и подъем постоянный. Учитывая, что мы уже три недели ходим на пространстве длиною 8 метров (исключая пешие дальние прогулки на Ѓуор-Хая во время ледового сидения), то, в общем, пока дошли Р устали. ”отографируем и снимаем на камеру первую группу останцев. восхищаемся. Позируем с флагом проекта. Дальше, вместо того, чтобы идти назад, решаем посмотреть все-таки еще одну, на соседней сопке в паре километров. Опять спуск, подъем, и снова неописуемый восторг. Место очень красивое. И очень сильное! Следов присутствия человека практически нет, за исключением двух консервных сгнивших банок от тушенки.

     

    Отсняв все, довольные и чертовски уставшие возвращаемся назад, спустя почти семь часов. Время просто незаметно и практически мгновенно.

    Кирилл с Димой купаются, остальные ограничиваются полосканием ног в Восточно-Сибирском море. Вскоре отчаливаем.

    Идем хорошо и очень быстро, по нашим кочевым меркам. Легкий юго-западный ветер в корму помогает нашим маленьким голландским моторам разогнать лодки до стабильных 4 узлов. Вокруг все просто кишит нерпами: сопровождают. Берег продолжает изобиловать группами останцев, вычурными скалами и валунами.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!Сразу после нашего отхода около 5 часов дня начинается дождь. Мелкий, моросящий он льет без остановки весь вечер и часть ночи, переходя в густой туман. Идем по gps-навигации, так как кроме компаса и светящихся экранов эхолота и gps-приемника не видно ровным счетом ничего.

    За сутки прошли 70 миль, что с учетом длительной остановки для нас результат выдающийся.
    До Певека осталось каких-то 240 километров. При благоприятной погоде около полутора суток хода. Но, прогноз на вторую половину 18 августа немного тревожный. Будем надеяться.

    Если все пройдет гладко — зайдем на остров Ђйон Р очень хочется, но теперь ограничены временем прихода к достопримечательностям в ночи стали темными.

    Вообще, все сегодня с утра в восхищении и все наперебой говорят, что наконец то дошли до прекрасных берегов Чукотки, после немного унылого Якутского берега! Хотя сейчас по административно-территориальному делению эта часть прибрежной полосы Восточно-Сибирского моря относится к Республике Саха (Якутия), раньше это была территория Чкотского района Магаданской области. Испокон веков, здесь уже хаживали и жили чукчи, о чем на каждом шагу напоминают чукотские названия.

    Координаты на момент новости: Восточно-Сибирское море, N69°35’ E165°38’

    36 часов испытаний

    Ночь с 17 на 18 августа и день до 17.30 проходил обычно и штатно – погода позволяла идти, и мы шли. Ночью часто появлялся туман, который не особо мешал нашему движению. Утром и днем было немного пасмурно и немного однообразно, так как мы достаточно резко сменили курс с востока на север, чтобы срезать и быстрее приблизиться к острову Айон, сильно выступающему на север от побережья Чукотки.

    Берег стал значительно ниже и менее выразительным и продолжающий периодически возникать туман делал наше движение размеренным и однообразным, что в принципе всем было кстати после вчерашнего очень яркого и насыщенного дня и видами и движением – ведь до вчерашней высадки мы давно не разминали ноги в движении по земле.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    В 17.30 начало дуть… К сожалению, мы не смогли сделать остановку и не предприняли попытки подняться немного вверх по реке Пектымель, которая известна своими наскальными рисунками – петроглифами, кстати, самыми северными на территории России. Пектымель мы прошли ночью и в сильном тумане, а останавливаться до утра не позволял график. Тем более, мы четко понимали, что на кочах далеко не пройдем, а мотор на Тузе неисправен, так что шансов посетить это интересное место практически не было.

    Днем получили прогноз – немного напрягало вечернее усиление и смена направления ветра. Метеорологи обещали к вечеру 6-7, а к ночи 9 метров в секунду северо-запада, сменяющего юго-запад. Но, в ходе обсуждения, было принято решение идти, так как мы думали успеть до «девятки» подняться к северо-западной оконечности Айона и дальше ветер становился попутным.

    Задача была уйти на север, подальше от берега, на большие глубины, где волна будет длинной и пологой, поставить парус и обогнуть Айон под парусом, что весьма сэкономит время. Предыдущий опыт говорил, что 9 метров попутного ветра нас вполне устраивает. Большего усиления прогноз не обещал, а следующая точка, прогнозом по которой мы располагали, Певек, радовала почти штилем. Дело в том, что Певек со всех сторон практически закрыт от ветров.

    К 16 часам мы подошли к южной оконечности Айона, к этому времени пообедали, поснимали очень красивое объемное неба в лучах пробивающегося сквозь облачность солнца.
    В 17.30 начало дуть…

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    Дуть начало сильно и быстро. Как это очень бывает часто именно на побережье Чукотки. Волны у берега острова Айон росли на глазах каждые 5-10 минут и были очень острыми. Было принято решение менять курс и уходить в море на глубины раньше, чем планировалось.

    Вместо ожидаемой смены ветра по прогнозу на северо-запад, раздувало северо-восток, который начал относить нас в противоположенную сторону. Скорость ветра за полтора часа выросла до 8-9 метров в секунду. «Святитель Николай» управлялся все сложнее и сложнее и был не в состоянии противостоять встречной волне и продолжать двигаться вперед. «Апостол Андрей» не испытывал таких проблем и достаточно спокойно в это время просто держался ведущей лодки.

    В 19.30 «Николай» начал штормовать (работая двигателем удерживаться носом против волны, не допуская возможности встать лагом к волне, которая могла перевернуть судно). Около 21 часа скорость ветра достигла 10-11 метров в секунду с порывами до 13…

    В этот момент команда «Николая» осознала, что ситуация стала критической. Экипажу «Андрея» тоже было нелегко и доставалось, но их судно было управляемо и им удавалось контролировать ситуацию.

    На «Николае» к этому моменту уже 2 часа на руле стоял капитан. Вся остальная команда исполняла роль балласта, которого к этому моменту нам сильно не хватало. Для остойчивости судна нам было необходимо максимально загрузить мидель, поэтому вниз были убраны оставшиеся канистры с топливом, весьма тяжелая гермоупаковка с аварийным запасом и, собственно, экипаж был усажен на пол – центр тяжести был несколько опущен, но ситуацию в целом это не упрощало.

    Снять рею и «сломать» (опустить) мачту в таких условиях было невозможно.
    Единственное, что можно было делать – это держаться и уточнять каждые два часа прогноз, мы ждали ночного ослабления ветра до 7 метров в секунду.

    Ждать и верить. Видя сосредоточенность и напряженность капитана, и отмечая, что крен лодки иногда достигал 30-35 градусов, мы понимали: если ветер еще прибавит хотя бы пару метров в секунду, вероятность переворота коча станет очевидностью. Пару раз лодка, накренившись в очередной раз, замирала на несколько секунд перед возвратом в исходное положение. Подготовились к эвакуации – «аварийная» герма у выхода, спас.жилеты надеты.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    Паники не было. Было напряжение. Был страх – у каждого разный и в разной степени, как и мысли. Позже каждый сам решит что рассказать, что нет. Всем или только близким. Но позже мы поделились друг с другом, чем хотели.

    Думали ли мы о смерти в те несколько часов? …. Да, думали.

    Винили ли кого или думали: «Зачем?» — Нет.

    Мы находили, чем заниматься. Поочередно помогали самым малым, чем могли Кириллу на руле. Дмитрий и Алексей, чувствуя себя несколько лучше и увереннее, поочередно таскали и из рук кормили кэпа шоколадом, поили горячим чаем (руки у него были заняты – одна на румпеле, другая на бакштаге – чтобы не вывалится из лодки). Поддерживали связь по радиостанции с «Андреем». Звонили по прогнозу…

    Лил дождь, сумерки становились все гуще и гуще…

    Спустя пять часов с начала штормования, около полуночи, Кирилл первый раз улыбнулся и сказал: «Чуваки, кажись мы будем жить, ветер начал проваливаться!». Прогноз сходился весьма точно!

    Еще через полчаса Кирилл понял, что ситуация стабилизировалась и к румпелю встал Волобой, который по степени опытности работы в штормовании был вторым после капитана. Кирилла переодели в сухое белье Димы, напоили чаем и тут же уложили спать.

    Следующие четыре часа во все еще сложной, но стабилизирующейся ситуации лодкой правил Волобой. Постепенно, пусть с черепашьей скоростью, мы продвигались в восточном направлении. К утру ветер упал до шести, затем до пяти метров. Волны были еще высокие, но лодка управлялась и ситуация стала штатной. Волобоя уложили спать, дальше на вахту вернулся Дима, затем Кирилл, затем Тимофей…

    На несколько часов все вернулось в штатный режим.

    Проект или останавливаем, или заканчиваем одним судном

    Около 3 часов дня 19 августа ветер снова усилился. Скорость за полчаса упала до половины узла. Прогноз по территории Чукотки, которому мы доверяли, так как последние два дня все регулярно совпадало, ничего плохого не сулил. Айон давал свежий ветер, Певек, до которого оставалось меньше 30 миль, давал практически штиль. Что-то не сходилось.
    Решили взять прогноз восточнее – по метеостанции Валькаркай.

    И здесь все окончательно встало на свои места. Валькаркай давай «десятку», усиление к ночи до 12, к утру до 15. Этот же прогноз подтвердил лично и начальник чукотского гидромета, наш хороший знакомый Дмитрий Аркадьевич Козелов, сказавший в телефонных переговорах, что времени попасть в Певек у нас до утра – дальше дело совсем труба. Ожидается усиление до 20.

    Ветер продолжал крепчать. Волны снова начали расти, причем снова очень быстро. Правда, здесь они были, несмотря на свои устрашающие размеры, пологие, как и положено быть морской волне.

    Собрав прогнозы по всем точкам вокруг и понимая, что уже через пару-тройку часов мы снова попадем в ситуацию аналогичную только что пережитой, начали прокручивать варианты, просчитывать пути возможного развития событий. Четко понимали — в Чаунскую губу мы не успеваем, да и по такой волне и при таком ветре не дойдем. Но при этом именно в Чаунской губе мы будем чуть больше защищены от ветра даже в северной её части.

    Следующий вариант – разворачиваться и уходить в обратную сторону, в район метеостанции Айон, где можно было укрыться и переждать ветер. Переждать. Прогноз давал усиление на 4 с половиной дня… Да и идти 30 километров кормой к ветру – тоже вариант весьма сомнительный. Поэтому решаем обеспечить себе хоть какую-то безопасность. Чуть севернее острова Айон есть маленький островок, по сути – коса с именем, которое мы однозначно запомним на всю жизнь – Ченкууль. Именно на него мы и взяли курс. До острова — час хода. Проблема в том, что на этот час мы встаем к волне кормой – любая ошибка в управлении может быть последней.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    Очередной раз команда «Николая» поражена опытом своего капитана. Он разворачивается полностью к корме и следующий час вообще не смотрит, куда идет, каждое его движение направлено только на то, чтобы наша корма не хватанула волну. Ноутбук с навигацией занесен внутрь, мы следим за курсом, выбранным капитаном. В принципе, нас устраивал подход к острову любым курсом, но, четко изучив лоцию, Кирилл считал необходимым прибыть в конкретную точку. Команда окончательно уверовала, что кэп в сговоре с дьяволом и имеет третий глаз на затылке. Через час с небольшим Кирилл приводит лодку именно в ту точку, куда хотел.

    Дальше экипаж «Николая» четко встает на якорь в километре от песчаной косы острова Ченкууль. Глубина около двух метров. Волна, не смотря на близость к берегу и небольшие глубины, ещё не успевала ломаться и лишь набирала высоту и крутизну. Заякорившись, обмениваемся всей информацией с «Андреем» и предлагаем им вставать на якорь недалеко от нас. Глушим двигатель. Продолжаем всей командой обсуждать дальнейшие варианты развития событий…

    Минут через пять-семь коч разворачивает на якоре бортом к волне и тут же следует удар волны в скулу корпуса и на носовую палубу принимаем литров сто воды за мгновение … Начинаем анализировать, почему нас разворачивает? Спустя еще несколько минут, еще две волны приходят в нос и бок. После каждой волны начинаем откачку ручной помпой, чтобы понять объем принимаемой на борт воды. Каждая волна – сотня – не смертельно, откачиваться будем успевать. Проблема в другом – удар волны в борт более чем 15 градусов создает очень большое усилие на якорь, то что он выдержит сомнений нет – но сколько таких рывков выдержит конец – до конца не ясно.

    Снова запускаем двигатель, ситуация значительно стабилизируется – лодка сложно, но управляется. Кирилл каждому члену экипажа быстро объясняет принцип действий. Румпель ложиться только в три положения – до упора вправо, до упора влево и центральное. При этом каждый раз велика опасность «выстрела» румпеля в противоположенном направлении. Удержать руль можно, только прилагая колоссальные усилия. Поочередно команда начинает вставать к рулю, продолжая рассуждать о дальнейших действиях. Волна и ветер усиливаются. Понимаем, что при таком раскладе можем продержаться сутки… Но прогноз не наш на 4,5 суток. Осознаем, что столько мы можем не простоять. И дело не только в тяжести, но и в том, что есть вероятность срыва якоря, которая приведет к очень быстрому выбрасыванию судна на мель. Остается вероятность «пропустить» волну из-за одной-единственной ошибки в управлении…
    Проходит около часа – продолжаем искать выход из ситуации.

    В это же время подошедший «Апостол Андрей» трижды пробует встать на якорь, но по непонятным причинам не может плотно зацепиться за грунт. Их лодку также периодически ставит лагом к волне. Одновременно и независимо друг от друга у капитана «Апостола» Александра Карачева и у начальника экспедиции рождается едва ли не единственное верное решение: «Андрею» не испытывать судьбу и идти одному в Певек – судно совершенно уверенно справляется с встречным ветром и волной. Обсуждаем нюансы и команда «Апостола Андрея» берет курс на Певек. Дальше поддерживаем связь по рации.

    Ситуация на «Николае» остается тяжелой. Команда осознает, что попала в ловушку: в Певек не дойти, в возможное укрытие в 30-километрах западнее тоже не выбраться. Прогноз сулит еще большее осложнение. Впереди ночь.

    Звоним в Морскую спас.службу в Певеке, даем свои координаты, кратко обрисовываем ситуацию, объясняем, что сейчас спасать нас не надо – все под контролем, но в случае чего – помощь просить будем. Следующий звонок нашей Юрьевне – вдохновителю и родителю Проекта, Ирине Юрьевне Рябухиной, начальнику Комитета по спорту и туризму Чукотского автономного округа. Также обрисовываем наше положение.

    Все это время на телефоне в Москве координирует обмен всей информацией наша Машуля – Мария Подтяжкина, исполнительный директор «RussiaDiscovery». У нее все телефоны и мы, передавая по спутниковому телефону инфу только ей, знаем, что дальше всю свежую информацию она передает всем остальным. Она же передает нам свежую информацию по прогнозам, и ей же поручено контролировать связь с «Апостолом Андреем».

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    Начинаем готовиться к эвакуации с судна. Собираем вещи, все необходимое упаковываем в гермомешки. План следующий: судно оставляем на якоре, спускаем спасательный плот, загружаемся и выбрасываемся на песчаную косу, которая в километре от нас. Дальше в двух километрах на карте обозначена охотничья избушка. Там дожидаемся эвакуации в Певек.

    Судьба судна в такой ситуации, увы, ясна и бесперспективна – после остановки двигателя и ухода с руля его ставит лагом и дальше переворачивает. Или рано или поздно срывает с якоря и выбрасывает на эту же косу. Вероятность нашего спасения практически стопроцентная, вероятность спасения судна – нулевая. Дальше Проект или останавливаем, или заканчиваем одним судном – «Андрей» к этому моменту уже входил в Чаунский залив.

    За скорейшую эвакуацию говорит приближающаяся ночь с последующим усилением ветра и понимание, что если эвакуироваться, то именно сейчас, пока светло. В тоже время понимаем, что глупо эвакуироваться именно сейчас, пока сама по себе ситуация не патовая. Сказывается скопившаяся усталость – второе штормование за сутки – многовато.

    Дальше само собой приходит понимание, что если нашим жизням сейчас ничего не угрожает, то стоит попробовать все-таки сохранить нашего любимого «Николу» — родной же.

    Решаем максимально уменьшить «парусность» судна, что может способствовать его способности выгребать против волны. Легко сказать – сложно сделать. Качка. Одно дело снять такелаж и положить мачту у причальной стенки в порту или в штиль, другое – когда на судне не то, что передвигаться, стоять весьма непросто.
    Но лиха беда начало.

    Сначала снимаем рею и запихиваем её внутрь кубрика. Дима Афендиков на руле. Его задача удерживать лодку и предупреждать о больших волнах, которые периодически приходят. На малых работаем, на больших – держимся. После снятия и уборки реи ситуация немного улучшается – лодка начинает хотя бы немного держать курс. Но этого недостаточно, нужно класть мачту.

    Понимаем, что положить её аккуратно на волне почти нереально, пробуем предварительно оценить ущерб. Скорее всего, будет проломлена крыша кубрика в кормовой части, возможно, будет поврежден руль-румпель. Крыша – Бог с ней, приедем на кабриолете, а вот без руля лодка будет неуправляема. Есть и еще опасности: уронить мачту на Афендикова, который на руле, и самая большая – если при опускании под собственным весом и напором ветра мачта выломает место крепления и пойдет в сторону. Тогда может коч может перевернуться.

    Начинаем готовить спуск: распускаем ванты, Волобой развязывает узлы на форштаге, Кирилл как кошка носится по крыше с крестовиной, на которую должна лечь мачта, Дима продолжает рулить, Рогожин на подхвате и попутно готовится ловить Волобоя, который практически висит на носу.

    Работа спорится. Ритм штормовой – периодически Дима орет: «ВОоооооолнА!» и мы все на какой-то момент замираем и держимся. Дима орет: «ЕееееещЁ!». Дальше идет команда: «Работаем!» и продолжаем действия.

    Все готово. Волобой развязал последний узел, дальше он должен удерживать с помощью форштага через систему блоков мачту, но мачта начинает сама складываться. Первым движение мачты замечает с крыши Савчук, который и сообщает об этом. Рогожин, находившийся в этот момент спиной к мачте у ее основания своим весом прислоняется и удерживает ее от падения. Через секунду Волобой уже контролирует её форштагом. Дальше очень аккуратно мачта кладется на крестовину и далее на крышу. Сами удивляемся, насколько аккуратно все получилось – отделываемся только погнутой антенной радиостанции.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    Буквально через пару-тройку минут приходит понимание, что наш коч в таком полуразобраном виде вполне себе готов идти против волны! Выгребаем!!! Кирилл собирает весь такелаж, наводим весьма условный авральный порядок, далее в кубрик дополнительно закидываются трап и 4 здоровенных весла – снова максимально занижаем центр тяжести.

    Пошли!!!!
    Следующий вопрос – куда идти? Проверяем остойчивость коча со снятой мачтой, пока отгребаем от берега на более пологую волну. Первоначальный план – идти до укрытия на запад – уже не является оптимальным вариантом.

    Вскоре понимаем, что в состоянии идти на Певек. Коч стабильно против волны выдает 2,5 узла или около 5 км/час, что очень даже!

    Прокладываем новый маршрут на ноуте, на руле Савчук. Буквально через пару часов окончательно выдыхаем – ветер немного провис, после захода в Чаунский залив волна уменьшилась, скорость увеличилась до 3,5 узлов. Савчука меняет на руле Волобой.
    С «Андреем» связь стабильная – они уже на подходе к порту Певека.
    К началу шестого мы швартуемся рядом.

    Уже позже, в Певеке, мы встретились с людьми, которые не спали последнюю ночь вместе с нами. Спасатели вместе с начальником Чукотского гидромета разрабатывали план нашего возможного спасения и были готовы в любой момент его реализовать. Вместе они сидели до трех ночи, пока от нас не пришел «отбой».
    Не спала Юрьевна в Анадыре, в Москве допоздна на всех средствах связи сидела наша Мария.
    Благодаря их общей поддержке мы ощущали себя в относительной безопасности.

    Огромное спасибо нашему доброму знакомому Козелову Дмитрию Аркадьевичу – начальнику Чукотского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Саркисову Андрею Рупеновичу – начальнику Морского Спасательного подцентра Певек.

    Конечно, мы очень много и глубоко обсуждали всю ситуацию. Разложили все по полочкам, нашли ошибки, определили, какие решения были правильными и своевременными.
    Думаю, что мы благодарны судьбе за то, что побывали в этой ситуации и, конечно, за то что остались живы и сохранили судно…

    Певек нас встретил тепло и гостеприимно!..

    Певек — город ЖИВОЙ!

    21-26.08.2013. С утра завтракаем и уже к 10 утра в Краеведческом музее. Затем все желающие уезжают в национальный чукотский поселок Янранай. Тимофей заскакивает в библиотеку в поисках книг по краеведению. Тем временем капитаны потихоньку занимаются судами, Волобой с Рогожиным разными организационными вопросами.

    Вечером встречаемся с начальником Чукотского гидромета Дмитрием Аркадьевичем Козеловым и начальником морских спасателей Андреем Рупеновичем Саркисовым. Бурно обсуждаем наши позавчерашние злоключения – оказывается, первый звонок от Тимофея они принимали, будучи вместе, и с этого момента и до раннего утра вместе следили за ситуацией. Волобой и Дмитрий Аркадьевич на птичьем непонятном научном языке обсуждают метеорологическую ситуацию. Переводя с русского на понятный, становится ясно, что дня на четыре мы наглухо заперты в Певеке: по побережью ветер от 11 до 15-20 метров в секунду. Обсуждаем дальнейшее взаимодействие, проговариваем и уточняем вопросы связи, отправки и получения прогнозов – просто завалены полезнейшей информацией. Договариваемся завтра-послезавтра продолжить.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    Наши заметки о Певеке будут все немного сумбурные и разные. Какие – то романтичные, какие-то теплые и возможно, излишне восторженные (после Тикси и почти месяца моря), какие-то более взвешенные и с переживанием за непростую жизнь и чаяния северян. Но, в одном мы все, как один согласны – ГОРОД – ЖИВОЙ!!! А, это уже, поверьте нам, повидавшим достаточно много по северам, уже ОЧЕНЬ многое значит!

    Удачи вам, светлые, северные люди Чаун-Чукотки! И, еще раз огромное спасибо за теплый прием!
    Дальше проскакиваем по магазинам: кроме продуктов, нужно по мелочам закупить хоз.товары, электрику и прочие мелочи. Постепенно знакомимся с городом, отдыхаем, «наука» наша время зря не тратит – постоянно кого-то интервьюирует. День пролетает весьма быстро.

    22 августа, после завтрака, Тимофей каждому в лоб задает вопрос: «Быстро и не думая отвечайте, сколько мы уже здесь дней?» Все дают абсолютно одинаковые ответы – 4-5! На самом деле всего ДВОЕ суток! Начинаем анализировать, понимаем, что действительно!
    Виной этой потере и растворению во времени, скорее всего, наш режим 6-часовых вахт, когда на кочах в сутках у нас умещалось два дня. А может, просто время в море и на берегу не совпадают по восприятию.

    К вечеру третьего дня ощущения, что сидим в Певеке уже неделю. Часть экипажа нежится и разлагается, часть начинает нервничать и собираться в море. Уже почти ночью притаскиваем с кочей карты, открываем прогнозы по побережью и начинаем подробно обсуждать самый ранний вариант возможного выхода… Пока понимаем, что если ничего не изменится, то самый ранний вариант уйти – понедельник. Значит, завтра, в пятницу, плотно занимаемся доделкой всех дел и бункеровкой, чтобы на выходные уже только собираться.

    Появляется знакомое нам по Тикси чемоданное настроение. Очень надеемся на погоду!

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    Так в ожиданиях и пролетела совсем без малого неделя. Сначала нам казалось, что она очееееень тянется, потом немного однообразные ненапряжные деньки побежали. Смиренно ждали погоды. Понимали, что с каждым днем в Певеке, все больше растягивается наше путешествие. Но, никак нам не справиться с восточным ветром в 10-12 метров от Шелагского и дальше по побережью. На среду дают ослабление. Поэтому, сегодня, в понедельник вечером мы покидаем теплый и гостеприимный Певек. Вторник проведем на Шелагском, а дальше будем ждать «окна».

    Кроме мелких бытовых дел, много гуляли, общались. Почти полностью смогли привести в порядок свои дневниковые записи и очерки, разобрали фотографии. Увы, но итак еле работающий «мегафоноский» интернет работает по несколько часов в день и со сбоями, и не позволяет нам отправить все, что хотелось бы.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    Но, понимая, что дальше снова будет возможность только отправки новостей, стараемся выложить все свои мысли и впечатления от первой части экспедиции от Тикси до Певека.
    В пятницу вечером родилась идея пригласить всех горожан посмотреть и прокатиться на наших кочах в акватории Певека. Начальник отдела культуры Ольга Ивановна смогла быстро и оперативно поддержать её, и в субботу прошло объявление – анонс в новостях. Мы не особо, если честно рассчитывали на отклик и были чертовски счастливы тому, что в воскресенье, у нас был почти аншлаг. Около двухсот певекчан пришли посмотреть, пофотографироваться, прокатиться, пообщаться, поддержать – кто советами, кто добрым напутствием. Спасибо вам всем огромное, что откликнулись и проявили интерес! Поверьте, нам было всем очень тепло и приятно!

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя... Здравствуй, Чукотка!

    Певек — город романтиков и ромашек!

     

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя. Куда и зачем мы идем

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… Ноутбук с навигацией умер. Идем по бумажным картам.

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… "Апостол Андрей" и "Святитель Николай" пошли по воде!

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… Люди-грибы

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя… Мыс Дежнева взят!

    По следам Семена Дежнева 365 лет спустя. SOS! Пропал коч "Св.Николай"

    Источник

     

    Похожие статьи:

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.
     После Угамыта следующим значимым, и очень ожидаемым пунктом на пути, были указанные на карте избы. На карте их местоположение обозначено на нашем, левом берегу Сунтара, в двух километрах ниже устья левого его притока – Колтоко. Мы с вожделением шли к этим избам. Не делали днёвок, в надежде, что там есть баня и там можно полноценно отдохнуть. Похоже на ожидание большого праздника....

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.
     Кратер Попигай — метеоритный кратер в Сибири, в бассейне реки Попигай, делит четвёртое место в мире по размеру с кратером Маникуаган в Канаде.Диаметр кратера — около 100 км, расположен он на севере Сибири, частично в Красноярском крае, частично — в Якутии. Территория кратера практически не заселена, единственный населённый пункт — посёлок Попигай — находится в северо-западной части кратера на расстоянии около 30 км от его центра....

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.
     Рассоха. В окрестностях нашего первого лагеря оказалось несколько озер, которые мы решили осмотреть на наличие гольца. В частности озеро Угун-Кюель, имеющее сток в Рассоху, давало все шансы стать гольцовым. На следующий день после нашего прибытия первым делом собрали лодки и опробовали моторы. Японская техника не подвела. В середине дня отправились на ближайшее озеро в 3,5 км от лагеря. На севере Анабарского плато древесной растительности значительно меньше чем южнее — в бассейне Котуйкана. Лиственничники в основном тянутся вдоль русла...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая
     А вот от места ночёвки в кустах дальше совершенно открытое пространство. И погода, кажется, испортилась навсегда. Идём сквозь дождь со снегом. К середине дня дошли до поворота реки, напротив перевала на Тыры. Следы двух поляков постоянно встречались до этого места. Здесь ещё удалось нащипать веточек с кустов полярной берёзки и карликовой ивы. Благодаря заготовленным заранее сухим щепкам, получилось сотворить костёр. Дальше придётся обходиться без живого огня. Впереди кажущееся безжизненным пространство в каменном коридоре неглубокого...

    Якутэтноэксп. Часть II

    Якутэтноэксп. Часть II
     Экспедиция не случайно была назначена на зиму. Дело в том, что зимой в Якутии все замерзает, включая реки. А реки являются единственным способом проехать между основными пунктами назначения. Реки зимой превращаются в дороги. Их чистят, на них ставят дорожные знаки. Зимой происходит «северный завоз» — доставка всех необходимых товаров, топлива, материалов на целый год.Весной дороги тают, а летом их просто нет. В некоторых местах летом работают понтонные переправы. Но наш маршрут летом был бы неосуществим. ...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.
     Следующим днём первичные эмоции улеглись. Окружающий мир теперь воспринимался более взвешенно. Каждый из нас занимался своим делом. Виктор устраивал хозяйственные дела, а также изучал близлежащее пространство на предмет флоры и фауны. С фауной здесь оказалось не так богато. Всего одна утка на небольшом озерке, да и та близко не подпустила. Свежих следов крупного зверя не видно, наверное, все ушли ниже. Неподалёку в лесу есть следы стоянки оленеводов....
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019