Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Якутэтноэксп. Часть II

1972 просмотра


    Якутэтноэксп. Часть II

     Экспедиция не случайно была назначена на зиму. Дело в том, что зимой в Якутии все замерзает, включая реки. А реки являются единственным способом проехать между основными пунктами назначения. Реки зимой превращаются в дороги. Их чистят, на них ставят дорожные знаки. Зимой происходит «северный завоз» — доставка всех необходимых товаров, топлива, материалов на целый год.

    Весной дороги тают, а летом их просто нет. В некоторых местах летом работают понтонные переправы. Но наш маршрут летом был бы неосуществим.


     

    Якутэтноэксп. Часть II

    Якутск

    Якутск отрезан от остального мира дважды в год — весной, когда лед тает, и осенью, когда лед еще недостаточно крепок. Железная дорога и автомобильный мост тут пока только в мечтах. Дважды в год все продукты дорожают, пока речное или ледовое сообщение не настроятся.

    Иностранцы считают, что в России холодно. В России считают, что холодно как раз в Якутии. А якуты страшно рады, что у них очень холодно и все время спрашивают приезжих — не холодно ли им.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Тут действительно холодно.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Мороз и солнце.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Дома здесь строят на сваях, потому что здесь вечная мерзлота. То есть даже летом, когда тут +30, если копнуть на метр, под землей будет лед. Сваи нужны для того, чтобы тепло от домов не подтапливало мерзлоту, а не для того, чтобы мерзлота не охлаждала фундамент.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Так как протечки неизбежны, вместо сырого подвала тут в подполье образуются волшебные красоты.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Практически все автомобили в Якутии подготавливают к морозам. Во-первых, под дно вешают брезент — он защищает от налипания льда. Во-вторых, почти все устанавливают по второму лобовому стеклу (на Кукусик тоже приклеили). В-третьих, ставят двойные стекла сбоку на все машины отечественного производства (у иномарок лучше работают печки, поэтому на них это делают реже). Наконец, перед радиатором вставляют картонку, чтобы не переохлаждался. У кого нет теплого гаража, тот просто не глушит машину всю зиму.

    Якутэтноэксп. Часть II

    На автобусы тоже вешают вторые стекла. Как правило, берут обычное оконное стекло, делают небольшие пенечки из пенопласта и заклеивают все швы скотчем. Получается стеклопакет, который держит тепло благодаря воздушной прослойке.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Любопытно, что в соседнем Таймыре о двойных стеклах уже не слышали. Это потому, что там не бывает так холодно, как в Якутии.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Все ходят в унтах. Я рассчитывал купить унты для поездки здесь. К сожалению, моего 47-го размера в магазинах не бывает, нужно заказывать за неделю-две. Хорошо, что я все-таки взял с собой теплые ботинки (которые завел после поездки в Гренландию).

    Якутэтноэксп. Часть II

    Скульптуры изо льда стоят везде. Это надежный и простой способ украшения на большую часть года.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Все провода в городе украшаются автоматически — на них налипает снег.

    Якутэтноэксп. Часть II

    В половине районов города на улицах стоят колонки. За водой приходят и приезжают при любой температуре.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Урны Якутска.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Мусорные баки.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Любопытно, что все лестницы сделаны из невероятно скользких материалов. Не жалеют полированного гранита. Много мрамора уходит на лестницы. Кафель сначала положат на ступени, а уже потом подумают об остальных местах. Поэтому зимой на всех ступеньках делают узкий проход из ковриков, чтобы можно было дойти до входа не сломав шею.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Бухло в Якутии даже в ресторанах продают только до 20:00. Дело в том, что якутов, как и алеутов, развозит с одной рюмки.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Мясо дешевле покупать тушей. Что делать нормальному человеку с замороженной тушей? Как разрезать ее? В Якутске этот вопрос решен. Нужно пойти в распиловочную и нарезать тушу на удобные куски. Распиловочные находятся на каждом углу. Можно не переживать, что мясо протечет в багажнике — на дворе отличный морозильник. Никто тут не гоняется за «охлажденкой» — все всю жизнь едят размороженное.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Обычная уличная реклама — картонка формата А3 на столбе.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Все остановки спроектированы с мыслью о комфортном ожидании транспорта при температуре −50 °C.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Особый якутский забор. Делается из скошенных по диагонали металлических листов.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Мода на космические (по виду и по стоимости) пешеходные переходы дошла и до сюда. Это тебе не Исландия, где почему-то обходятся обычным бетонным мостом с легким ограждением. Тут переход еще и символический — на нем написано «Россия Якутия». Но по какой-то причине он не работает, перед лестницами стоят заборы. Поэтому все перебегают по дороге.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Советскую неоновую бытовую агитацию никто не торопится убирать

    Якутэтноэксп. Часть II

    Якутск приятно удивил наличием хоть какой-то градостроительной мысли, а также присутствием хотя бы отдаленно приличных зданий.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Я рассчитывал увидеть исключительно разрушенные хрущевки.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Во время прощального ужина министр культуры Якутии встал, чтобы покормить огонь: бросил в пламя хлеб, плеснул барбарисовой настойки. Затем произнес важные слова: «Дух огня, способствуй нашему гостю, открой дорогу, пусть дорога будет нескользкая, помоги ему в поворотах». Дух огня настойку принял, но не всю сразу. Пришлось в два захода кормить. Это было истрактовано так: путешествие пройдет гладко, но в середине возникнут небольшие трудности, которые, однако, удастся благополучно преодолеть.

    Все гости за столом однозначно подтвердили, что во время поездки необходимо кормить дорогу — останавливаться и оставлять хоть что-нибудь в специальных местах (как ово в Монголии).

     

    Особые места, где нужно кормить дух дороги, располагаются, как правило, на границах улусов (районов). Неподготовленный человек может и не заметить, что рядом с названием места висят ленточки, а деревья густо украшены монетами и сигаретами.

    Якутэтноэксп. Часть II

    В этих особых местах размещается и обычная провинциальная пропаганда со стихами, в которых перепутаны слова.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Скоро глаз привыкает и замечает детали. Духу дороги можно оставить что-нибудь, что, теоретически, может пригодиться бедному путнику. На практике, конечно, даже бедный путник ничего не возьмет, а только оставит.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Останавливаются все водители — и суеверные, и не. Я кормил духа дороги несколько раз в день — то печенье ему оставлю, то пятирублевую монету. Один раз на скользком повороте меня развернуло и выкинуло с дороги задом на обочину. Обошлось без последствий, за что дух дороги получил банку тушенки.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Въезд в каждый населенный пункт обозначается тремя столбами. Это обязательный элемент.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Весьма любопытны якутские кладбища. Иногда они обычные — с каменными плитами.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Иногда могилы напоминают деревни для лилипутов.

    Якутэтноэксп. Часть II

    А иногда встречаются совершенно неожиданные свидетельства того, что советская власть до сюда дошла.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Особой выносливостью отличается якутская лошадь. Зимой она сама добывает траву. А пока копытом роет снег, согревается. Ростом она с пони.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Если в городе зимой можно сбегать к водокачке, то в деревне выход один — топить лед (дело в том, что снег невкусный). Лед режут на реке бензопилами, а потом продают. Хранить его удобно — свалил у входа в дом и все.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Почему-то в якутской глубинке рубль сокращают не «руб.», а «рб.».

    Якутэтноэксп. Часть II

    Развели тут, понимаешь.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Едем дальше.

    Якутэтноэксп. Часть II

    Якутэтноэксп. Часть IЯкутэтноэксп. Часть IIIЯкутэтноэксп. Часть IV

    Автор: Артемий Лебедев

     

    Похожие статьи:

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая
     А вот от места ночёвки в кустах дальше совершенно открытое пространство. И погода, кажется, испортилась навсегда. Идём сквозь дождь со снегом. К середине дня дошли до поворота реки, напротив перевала на Тыры. Следы двух поляков постоянно встречались до этого места. Здесь ещё удалось нащипать веточек с кустов полярной берёзки и карликовой ивы. Благодаря заготовленным заранее сухим щепкам, получилось сотворить костёр. Дальше придётся обходиться без живого огня. Впереди кажущееся безжизненным пространство в каменном коридоре неглубокого...

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.
     Рассоха. В окрестностях нашего первого лагеря оказалось несколько озер, которые мы решили осмотреть на наличие гольца. В частности озеро Угун-Кюель, имеющее сток в Рассоху, давало все шансы стать гольцовым. На следующий день после нашего прибытия первым делом собрали лодки и опробовали моторы. Японская техника не подвела. В середине дня отправились на ближайшее озеро в 3,5 км от лагеря. На севере Анабарского плато древесной растительности значительно меньше чем южнее — в бассейне Котуйкана. Лиственничники в основном тянутся вдоль русла...

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.
     Кратер Попигай — метеоритный кратер в Сибири, в бассейне реки Попигай, делит четвёртое место в мире по размеру с кратером Маникуаган в Канаде.Диаметр кратера — около 100 км, расположен он на севере Сибири, частично в Красноярском крае, частично — в Якутии. Территория кратера практически не заселена, единственный населённый пункт — посёлок Попигай — находится в северо-западной части кратера на расстоянии около 30 км от его центра....

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.
     Следующим днём первичные эмоции улеглись. Окружающий мир теперь воспринимался более взвешенно. Каждый из нас занимался своим делом. Виктор устраивал хозяйственные дела, а также изучал близлежащее пространство на предмет флоры и фауны. С фауной здесь оказалось не так богато. Всего одна утка на небольшом озерке, да и та близко не подпустила. Свежих следов крупного зверя не видно, наверное, все ушли ниже. Неподалёку в лесу есть следы стоянки оленеводов....

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.
     После Угамыта следующим значимым, и очень ожидаемым пунктом на пути, были указанные на карте избы. На карте их местоположение обозначено на нашем, левом берегу Сунтара, в двух километрах ниже устья левого его притока – Колтоко. Мы с вожделением шли к этим избам. Не делали днёвок, в надежде, что там есть баня и там можно полноценно отдохнуть. Похоже на ожидание большого праздника....

    Чукотэтноэксп. Часть IV. Чукотка

    Чукотэтноэксп. Часть IV. Чукотка
     Билибино, Бараниха, Певек  ...
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019