Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Якутия–Таймыр, часть третья или идем на Таймыр! Начало жести

11 октября 2014
2947 просмотров

     


    Якутия–Таймыр, часть третья или идем на Таймыр! Начало жести

     мы бодро проехали более 3 000 километров по Якутии по общегражданским дорогам и зимникам.
    Прибыли в Юрюнг-хая и отсюда начали движение на Таймыр, к Хатанге.
    Погода благоприятствовала, –30 и постоянные гало.

    72º северной широты, граница Якутии и Таймыра, тундра, гало и безлюдные снежные просторы.

    Юрюнг-хая – конечная точка обслуживаемых зимников.
    Сюда дорогу чистят, накатывают, есть довольно интенсивное движение.
    А дальше всё, только целина – девственные русла рек и тундра.
    Необходимости в траспортном сообщении с Таймыром здесь нет, а потому и нет траффика, нет ни колеи, ни даже направления.
    Изредка, примерно раз в две недели, раз в месяц проходит грузовой транспорт – немногочисленные местные предприниматели возят мясо оленя и продукты.
    Они знают «форватер» и именно такой КАМАЗ нас сопровождал.
    Но нам повезло, неделю назад в направлении Хатанги прошел еще один КАМАЗ и дорогу замести не успело, поэтому у нас была колея.
    Впоследствии нам это очень помогло.

     

    Якутия–Таймыр, часть третья или идем на Таймыр! Начало жести

    Вот примерно так она выглядела с высокого берега Анабара.
    До Хатанги оставалось 500 км.

    На первых же метрах пути нас ждало жесткое бездорожье.
    Рассвет, утренняя зарядка.

    Часто были места, где ветер выдувал снег со льда и мы могли двигаться, но так же часто и были места с довольно глубокой колеей.

    Машина в такой колее садится мгновенно и бесперспективно.
    Пытались найти объезды и часто находили их.

    Вообще, первый день был днем поиском тактики. Как двигаться по такому снегу, кто за кем идет, какое давление в шинах, какая передача и пр.

    Проводку машин делали буквально каждые сто метров.
    Вот сначала едется хорошо.

    Потом немного посаживается задняя ось.

    Потом еще сильнее.

    Тут любопытствующие спросят, а как же цепи? А никак.
    В это сложно поверить, но под ногами снега примерно по бедро. С цепями машина поедет вниз, а не вперед и в итоге не сможет толкать перед собой такую кучу снега.
    Надо отметить, что снег в тундре совсем не такой какой привыкли видеть жители средней полосы.
    Он твердый, звонкий, по нему зачастую можно ходить как по бетону, но если машина проваливается, то это глубоко и надолго.
    Именно поэтому по тундре ездят поверх снега. Малейшая пробуксовка и машина начинает ехать вниз.
    Так что движение в натяг, аккуратная работа с газом, давление в шинах примерно 0,3 и вперед.

    Вот, например, машина еще едет, но колеса уже начинают пробуксовывать.
    Дружная команда пытается аккуратно вытолкнуть её наверх, на поверхность.

    Но – не буду утомлять особенностями северного бездорожья, скажу лишь, что дело это крайне непростое, за первый день мы прошли всего 20 км, а весь путь в 500 км до Хатанги мы шли 5 дней по 12 часов в день.
    На многие дни нашим лучшим другом стала лопата.

    Физические упражнения – что может быть лучше на свежем воздухе морозным утром? :)

    А вокруг – берега реки Харабыл, левого притока Анабара.
    Ну и гало, конечно.

    Вообще, гало нас сопровождало долгое время, сначала мы фотографировали и так и эдак, но очень быстро мы перестали его замечать.

    Вокруг ничего живого, лишь снег, да солнце. Первое поселение здесь – Попигай, до него оставалось 300 км тундры.

    Снегом любоваться можно бесконечно. А как он звенит под ногами, а как переливается...
    Говорят местные народы различают десятки видов снега. Подтверждаю, так и есть.

    А еще здесь совсем другое солнце. Оно не такое яркое, как будто в дымке.
    Иногда вокруг всё желтое от его света.

    Постепенно река закончилась и мы вышли в тундру.
    Семен, водитель КАМАЗа, пугал нас, что в тундре будет вообще жесть, мы никуда не проедем.
    Но оказалось наоборот, мы пошли гораздо быстрее.

    Забегая вперед, хочу сказать, что ни одно предположение о проходимости того или иного участка от водителей грузовиков не оправдалось. Ни одно.
    Где нам говорили будет очень трудно, мы ехали быстро и без особых проблем.
    Где нам говорили тут хайвэй, мы двигались по 20-30 км за сутки.
    Ну и конечно, буквально все были уверены что мы не пройдем, легковой техники здесь нет в принципе.

    Почти каждый день мы меняли и бортировали колеса.
    Две машины были без камер и шины на низком давлении быстро спускали.

    Меняли колеса и ребята на КАМАЗе.
    100 кг колесико, кстати.

    Вечером нас ждали закаты и звезды на кристально прозрачном небе.

    А утром рассветы.

    Вставали мы традиционно с восходом солнца и день начинался с заправки.
    Без топливной поддержки здесь пройти – без шансов. И это нам еще везло с погодой, мы не стояли на месте сутками в пурге.

    Снова привычная колея, идем бодро, шутки по рации, впереди водороздел, он же – граница Красноярского края и Якутии.

    Внезапно слева...

    Мы приближались к стойбищу оленеводов.

    В отличии от ненцев, долгане в тундре живут не в чумах, а в балкáх.

    Это обычные вагончики на санях, внутри буржуйка.
    Их олени прям так и перевозят.

    Долгане, так же как и эвенки одеты в гражданскую одежду.

    Народ традиционно пьян, но дружелюбен.

    Транспорт – только снеходы, да нарты.

    Стада большого здесь нет, только разъездные олени.
    Основное же количество пасется где-то в тундре – несколько тысяч голов.
    Ну а нам дальше, поплутав среди оленьих следов еле находим колею и снова в путь.

    Где-то здесь мы теряем КАМАЗ.
    Сначала он сильно отстает, все время садится, бьется с бездорожьем. Мы же идем бодро и довольно быстро.
    Потом пропадает и связь по рации.

    Темнеет, колею еще видно, мы едем пока светло и видно куда ехать.

    Фотографируемся на «перевале», это ровно граница между регионами.
    Административно мы на Таймыре.

    Ну а вечером полярное сияние.
    Оно нас будет сопровождать несколько дней.

    Открываем спутниковую тарелку, традиционный интернет в безлюдной тундре.
    Любуемся видами, лениво обсуждаем когда же к нам наконец приедет Семен на КАМАЗе.

    Но Семен к утру так и не приехал, а с ним и не приехало наше топливо.
    До Хатанги оставалось примерно 300 км полного бездорожья и неизвестности.

     

    В Начало Продолжение

    Источник

    Похожие статьи:
    Партнеры

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2020