Продолжаю фотоисторию о поездке в Джаргалах, село в арктической зоне крайнего севера численностью 200 человек. В первой части я рассказывал о том, как мы добирались до этого весьма удалённого от цивилизации места и делился первыми впечатлениями от расположенной посреди тундры деревни. Во второй будет больше людей и вообще много фотографий, сделанных внутри помещений и домов.
«В первую голову надо поесть», говорил Змей Горыныч. После якутских морозов любая, даже самая простая трапеза превращается в истинное удовольствие. А такая изысканная еда, как, например жёлтая икра арктического гальца или язык оленя тем более! Удивительно, но кроме огромного разнообразия мяса и рыбы, на столе были мандарины и виноград. Конечно, привозные.
Безопасность нашего пребывания в Джаргалахе обеспечивал наряд полиции в составе 1 чел. Сущая формальность, ибо охранять там просто не от кого. От волков разве что. Но для порядка положено!
Унты так поразили меня своим удобством, теплом, дышащими свойствами, практичностью и красотой, что я снимал их при каждой возможности.
Цигель-цигель айлюлю. Пообедали, и за дело! Чиновники сюда приехали не отдыхать, а отчитываться перед населением за проделанную правительством в 2012 году работу.
Местный клуб. Ждём начала мероприятия.
Моя милиция меня бережёт. Если чо, я не над полицейским иронизирую, а над ситуацией :) Мужик то как раз нормальный оказался, старался всячески быть полезным на вверенном ему посту.
Начинается отчёт. Как и в прошлый раз, чиновники рассказывают о том, что было сделано для Республики и для конкретного улуса (района), а что из задуманного сделать пока не удалось. Слушают местных жителях, которые говорят о самых насущных проблемах. В очередной раз поразился адекватному и разумному диалогу между властью и населением, которые находятся буквально на расстоянии вытянутой руки. Я, конечно, далёк от политики и социальной жизни, но мне не доводилось ранее слышать, чтобы такая форма взаимодействия практиковалась где-либо ещё.
Всё, о чём идёт речь, тщательно протоколируется специальной комиссией. Унты! (ударение на Ы)
Ещё унты! И шапка. И бабушка чудесная.
Шапка! И снова чудесная бабушка.
Будущая шапка! Просто жеребёнок. Пока правители заседали с населением (длится это обычно много часов), я попросил местных сопровождающих показать мне село и познакомить с людьми. Правда, некоторые из тех, с кем меня непременно хотели познакомить, в это время находились в актовом зале, но ради такого случая они специально отлучались на 10-15 минут. С тем, чтобы продемонстрировать мне своё хозяйство.
Разгрузка питьевого льда, который специальная бригада развозит по домам. Сам лёд выпиливается из реки. Глядя на то, как ребята работают, я пошутил: «Вы прям как русские! Один работает, четверо смотрят». Мужики долго смеялись, шутка удалась :)
Почему-то мне кажется, что это бригадир. Очень колоритный персонаж, и сразу видно, что ответственный.
Многое пришлось испытать моим камерам в этой поездке. Про это будет отдельный пост.
Этой девушки 29 лет, она хозяйка самой образцовой молодой семьи в деревне. У них множество скота и оленей, огромное количество единиц техники (включая вездеход), прекрасный дом, дети и т.д. Кроме всего прочего, хозяйка сама шьёт унты – для семьи и на заказ.
Мы договорились о том, что она сделает одну пару специально для моей жены. Из белой шерсти. Вообще, недешевое удовольствие, я вам скажу. Хорошие унты стоят около 30 тыс. руб. Белые несколько дороже. В зависимости от качества выделки, шитья и сложности орнамента цена может быть выше (иногда значительно) или ниже (не очень сильно).
Поначалу, ещё будучи в Якутске, я думал, что это такая спеццена для туристов. Но оказалось, что это реальная цена на ручную работу и хорошее качество. Местные покупают именно за эти деньги. Те, кто хочет сэкономить, поупают китайские аналоги (их довольно много продаётся) стоимостью от 6 тыс. руб, но их качество существенно ниже – быстрее снашиваются, не говоря о том, что обувь может элементарно не дышать (нога потеет).
Кстати, ещё один бюджетный вариант – валенки. Весьма пользуются спросом, причем не всегда из-за цены, в некоторых случаях, говорят, действительно очень удобно (не успел вникнуть, в каких). У многих есть и унты, и валенки. Но вернёмся к унтам.
Унты изготавливаются из определённого меха, который берётся с ног оленя. Более того, олень должен быть в определённом возрасте (должен быть молодым), поэтому унты шьются, как правило, в определённое время года. Для того, чтобы сшить одну пару, необходимо 3-4, а иногда 5 оленей. При этом снимается две мерки – размер ноги и длина окружности икр. По которой, собственно, проходит орнамент.
Орнамент бывает разной сложности и умение с ним работать – целое искусство. Вот, например, что стоит за вполне несложным рисунком:
Как вы наверняка догадались, здесь использован мех разных по окраске особей.
Племянник нашей героини. Он же на фото номер 2 в самом начале этого поста, среди унт, ею сшитых.
А эта красивая девушка и её сестра живут в другом доме.
У каждой – свой компьютер. На мой вопрос, есть ли у них интернет, встретил изумлённые взгляды: конечно есть! Быстрый? Да нормальный. Как потом выяснилось, ADSL и не очень быстрый, но жить можно.
Валера – единственный русский в этом селе. Очень звал меня в гости, и я, конечно, с удовольствием согласился.
Вообще Валера из Иркутской области. Как он попал в эти места, вспомнить никто уже не может. Но живёт он здесь вот уже 25 лет. Выучил якутский язык и вообще свой по всем параметрам. И жена тоже якутская.
Валера очень просил меня рассказать про них в интернете. И всё спрашивал – «Не подведёшь? Не обманешь?». Валера, конечно нет! Мужик сказал, мужик сделал.
Пока я ходил по гостям, отчёт закончился, и нас всех собрали на ужин.
Виктор Джамаханович Колесов, зам. министра труда и соцразвития. Вообще, в правительстве очень много молодых чиновников.
Хотя есть представители и старшего поколения.
Памятное фото на выезде из Джаргалаха. Впереди 5 часов пути по тундре ночью со скоростью 20 км/ч. Всего предстоит преодолеть 90 км.
Примерно через полчаса у нашей машины спустило колесо. После его замены мы двинули дальше, и вроде бы всё шло хорошо. Но где-то за 30 км до финиша машину вынесло в кювет. Нет, она не перевернулась, просто резко ушла с колеи в сторону. С резким звуком лопающегося металла. Сначала я подумал, что водитель не справился с управлением, но потом стало понятно, что на самом деле лопнула рулевая тяга и именно поэтому управление потерялось.
Первый вопрос – далеко до села? 30 км. Второй вопрос – бензина много? Почти полный бак, с учётом запасных канистр. Первая мысль – ну, одеты тепло, если что пешком дойдём. Стоило её озвучить, как услышал смех. Не дойдёшь, лучше даже не пытайся. Почему? Волки. А связь есть? Связи нет, будет километров через 20. Что же делать? Ждать.
И вот тут, так сказать, на собственной шкуре мне стало понятно, почему машины никогда не ездят по тундре в одиночку. Минимум два, а лучше три и более борта в караване. Посовещавшись, водители пересадили основных пассажиров в ту машину, которая шла позади нас (мы были предпоследними в караване), а трое местных остались ждать помощи. В таком состоянии автомобиль можно оттранспортировать только на жёсткой сцепке.
В составе 8 человек мы ехали в УАЗ-ике и вспоминали анекдот «Васька, тебя же с нами не было! Здрастье, а кто тогда на баяне играл?». Через какое-то время встретили ещё одну нашу машину, которая ждала хвост и была готова развернуться навстречу. Еще через 10 км появилась связь, водители сообщили в село ситуацию и вызвали подмогу.
Вместе с этим мы узнали о том, что в селе встали все 3 котла центральной котельной. Проблема достаточно серьёзная, хотя и не критичная. В первую очередь из-за труб, которые если заморозить, то всё – только под замену. Пока мы ехали, своими силами удалось запустить один котёл. Ночью спать было действительно холодно, а на утро пришёл спецборт с 8 специалистами. Еще через сутки прилетел второй самолёт, который привёз ещё 25 специалистов. Когда мы улетали, из 3-х котлов работали уже 2, и вот-вот должны были запустить третий. Насколько я понял, причина оказалась в некачественном топливе.
Вот такой длинный день, такие приключения. А на следующее утро мы поедем в оленеводческую бригаду. Но об этом – в следующей публикации.
Зимняя Якутия с высоты птичьего полёта Саккырыр (Батагай-Алыта) Джаргалах. Часть 1
Джаргалах. Часть 2 Оленеводческая бригада Чем нас кормили в Якутии
Автор: Павел Косенко
В Якутию мы собрались в Южную, потому единственный транспортный вопрос который остался нерешенным – это вопрос о способе, которым можно добраться из Якутска в Алдан. К слову сказать, ежели кто не знает, я являюсь уроженкой этой прекрасной республики, и Север будет манить меня до самой моей смерти....
Экспедиция стартовала из Нерюнгри, куда как известно, автомобили прибыли поездом, а экипажи самолетом.Хочу сразу обозначить пару важных моментов. Изначально было анонсировано, что основная цель – это Юрюнг-хая, море Лаптевых и 73-й градус северной широты. И хотя 73-го градуса мы всё-таки достигли, вся многомесячная подготовка, все планы, все мысли и вся идея была в другом – пройти из Якутии на Таймыр, в Хатангу, пересечь Таймыр насквозь и выйти с востока к Норильску....
Итак, целью нашего дальнейшего паломничества стала река Бурдухлай, из-за ее красивых каменных водопадов. О, если бы мы знали что нас ожидает! Но не будем забегать вперед. Все началось довольно мирно. Нам указали тропу в тайге и сказали: «спуститесь к речке и пойдете вверх по течению. Через три часа будете на штольне». Мы, взяв рацию, начали спускаться по тропе. Вот наша тропа. ...
Что я знал о Тикси до приезда сюда? — Практически ничего. Кроме общих географических понятий. Ну поселок городского типа, где-то в устье Лены, на берегу моря Лаптевых. Ну холодно там почти всегда, ну лед, ну снег, — ну так Арктика ж вроде!? И еще много всяких предположительных "ну"... Поехал я сюда в составе энтузиасткой дружеской компании летом 2008 года. У нас было очень интересное путешествие из Якутска в Тикси на круизном теплоходе Михаил Светлов (о чем когда-нибудь поподробней расскажу). Центральной точкой нашего путешествия и был...
Спим целый день, и ничего не можем с собой поделать. Берега уже не фотографируем, только встречающийся местный флот. ...
Россия страна особая на Земле, достаточно взглянуть на Глобус, люди должны жить по всей огромной территории, кому то жить в астраханских жарких степях, кому то трудиться на черноземье, кому то жить на Дальнем Востоке, кому то на границе с Китаем, население которого в десять раз больше, чем в нашем многонациональном государстве.Политика 90-х была не дальновидной и плохо продуманной, тысячи людей оказались не нужными государству, эхо девяностых слышно ещё во многих уголках нашей страны. В прошлой главе мы побывали в Тикси. Тикси как...
Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.