Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер
Бесплатная доска объявлений по всему миру

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

2295 просмотров


    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

     Итак, друзья!

    Продолжительная фотоэкспедиция в Якутии, которая длилась сто и ещё один день, недавно завершилась. А именно от 15 июня до 23 сентября 2013-го года включительно. Не скажу, что уже отдышался, но рассказ намерен понемногу начинать. Этот пост предлагаю в качестве анонса, ссылка на который будет на каждой последующей странице рассказа об этой экспедиции. Делаю это для того, чтобы вновь пришедшему или потерявшему нить повествования было понятно, о чём вообще здесь идёт речь. Ведь путешествие было долгим, значит, и рассказывать придётся долго.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

     Хочу сразу же обозначить позицию. Это было не туристическое, не спортивное, не рыболовное или прочее отдыхательное мероприятие. Это была именно фотоэкспедиция и работа, основной и главной целью которой являлась фотосъёмка пейзажей и всего прочего, что подвернётся, в одном из интереснейших и мало изученных, и уж тем более почти не отснятом районе и без того почти неизвестной Якутии. Обычно я называю это фотогеографическим исследованием.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в ОймяконНа этот раз было два основных географических объекта исследований – река Индигирка и один из труднодоступных районов хребта Черского, а именно истоки реки Чибагалах, левого притока Индигирки. Экспедиция получилась не только продолжительной, но и маршрут её довольно протяжённым и трудным. Река Индигирка была пройдена на катамаране от Томтора до Хонуу, причём в условиях случившегося там в этом году серьёзного наводнения. В хребет Черского ходили на лошадях, жили там в среде оленеводов и с большим трудом оттуда выбрались по причине того, что наш каюр, который должен был привести за нами лошадей, ушёл в запой в посёлке и нам пришлось придумывать другие варианты. В результате вышли в цивилизацию дней на десять позже, чем планировалось и уже по снегу. Это я сейчас сразу же обозначил некоторые основные нюансы прошедшей экспедиции.

    Вся серия публикаций об этой фотоэкспедиции так и будет называться – «101 день в Якутии». Но разобью на три этапа. Первый этап – «Река Индигирка от Томтора до Усть- Неры». Второй этап – «Река Индигирка от Усть-Неры до Хонуу». Третий этап – «В неизведанные края. Хребет Черского». Ниже на карте для наглядности обозначил район работ, а также маршрут и его этапы. Это обзорные карты, в последующем рассказ будет сопровождаться картами более крупного масштаба. И фотографии будут иметь достаточно чёткие привязки к местности. То есть, возможным последователям, используя мои публикации, уже можно будет как-то ориентироваться на местности и представлять её визуальный облик.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в ОймяконНа этот раз решил отойти от дневниковой схемы повествования, как это делал в прошлогоднем «Якутском дневнике». То есть не буду описывать каждый день путешествия, а буду как-то объединять материал, чтобы каждый пост получился достаточно ёмким и насыщенным. И уж, конечно, не буду выпускать публикации каждый день, как делал это в прошлом году. Тем не менее, хронологию соблюдать намерен и возможно местами всё же это будет выглядеть именно как дневник. А также, как обычно это делаю, все публикации из этой серии будет связаны между собой последовательными ссылками, и вы сможете при желании в хронологическом порядке прочитать и просмотреть всю серию от начала до конца. И уже по завершении всего повествования, в качестве оглавления, внизу этого анонса соберу ссылки на все посты по этой серии. Вероятно, на этот раз текста будет не так уж много, зато как всегда, много фотографий.

    Пожалуй, я один из немногих в ЖЖ путешествующих и снимающих, кто работает в таких условиях, где нет никакой возможности подключиться к Интернет в процессе самого путешествия. А порой и вообще нет никакой связи с внешним миром. Поэтому вынужден всегда вести рассказ уже в поствременном режиме. В этом есть некоторые издержки, с которыми приходиться мириться. Конечно, гораздо больше внимания привлекает повествование из реального времени. А за долгое время отсутствия, большинство потенциальных читателей забывают о тебе. Но ничего с этим не поделаешь. Что есть, то есть. Зато всё было по-настоящему.

    Ну что же, в дорогу!

    Этапы экспедиции. 0-1.Река Индигирка от Томтора до Усть-Неры. 1-2.Река Индигирка от Усть-Неры до Хонуу. 2-3.В неизведанные края. Хребет Черского.

     

    Трудная дорога в Оймякон

    Этап первый — Река Индигирка от Томтора До Усть-Неры. Начало.

    Чтобы попасть на Индигирку, нужно для начала добраться до Якутска. А чтобы сплавиться по реке и при этом захватить её верхнюю часть, нужно доехать из Якутска до Томтора, от которого уже рукой подать до моста через Индигирку по старой Колымской трассе. Вот от этого моста и нужно начинать сплав. Итак, 14-го июня мы с Валерой, вызвавшимся быть напарником на первом этапе, вылетели бортом "Аэрофлота" в столицу республики Саха. Соответственно, уже местным утром 15-го июня оказались в месте назначения. Дальше всё уже не так просто. В Томтор из Якутска люди обычно добираются на такси. Именно так здесь называют этот вид транспорта, но пусть это не вводит вас в заблуждение. Ехать нужно что-то около 800-900 километров по знаменитой Колымской трассе и это далеко не асфальт, очень далеко не асфальт. Обычно дорога занимает около суток. И в роли такси тут обычно используют наш отечественный УАЗ, так называемый — "буханка". Именно эта машина может выдержать такую дорогу, к тому же амортизация такого автомобиля не очень дорого обходится. Так что, в этих краях на таких "буханках" и ездят. Всё мы это прекрасно знали, но накануне нашего прибытия в Якутию пришли очень настораживающие известия. Оказывается, недавно в тех самых местах случилось наводнение и Колымскую трассу размыло, движение по ней приостановлено и когда восстановят дорогу никому неизвестно. И что же делать? А как всегда, ехать и решать проблемы уже на месте по мере их поступления.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Вот так дорога выглядела местами, но это мы увидим позднее.

    По рекомендации местных друзей, с которыми при подготовке экспедиции вёл переписку, из аэропорта сразу же поехали в дешёвую гостиницу квартирного типа. При этом в аэропорту нас уже встречал водитель такси, но не того самого в Томтор, а обычного городского, чтобы доставить в ту самую гостиницу. Да ещё две местные журналистки, пожелавшие взять интервью. С их эскортом и подались в нужном направлении. Сегодня нам нужно было закупить продукты на первый этап экспедиции. Это сделать целесообразно именно в Якутске, потому что в Томторе всё уже существенно дороже и там очень ограничен ассортимент. Ну и, конечно, необходимо найти такси до Томтора. С этим вопросом обещал помочь Семён Баишев из Томтора, с которым пока был знаком лишь заочно по рекомендации ещё одного участника экспедиции, который должен был присоединиться на втором этапе. Надо сказать, что в этом году у меня получился эксперимент. Ещё в начале подготовки экспедиции сделал объявление о возможном участии всех желающих и вот этих желающих нашлось целых четыре человека, на разные этапы путешествия. Пожинать плоды этого эксперимента ещё предстоит.

    Честно сказать, хотя в Якутск прибыли утром и времени в тот день было предостаточно, чтобы решить все вопросы, не очень рассчитывал уехать в Томтор уже сегодня. По слухам, никто туда не едет по причине, которую обозначил выше. Да и не очень хотелось. После ночного перелёта хотелось нормально поспать. К тому же и гостиницу всё равно оплатили. Но так уж сложилось, что Семён нашёл такси до Томтора уже сегодня, хотя и сам не надеялся. Как ехать, если дороги нет? Говорят, какими-то объездными путями, что займёт времени больше чем обычно. Насколько больше, пока непонятно. И это обойдётся дороже, чем обычно. Обычно такси до Томтора стоит 5000 с человека, а для своих даже и 4000, но теперь с нас запросили 6000.

    Итак, что-то около шести вечера за нами заехал тот самый УАЗ и нам пришлось весь свой багаж крепить на его крыше. На этот момент почти все пассажиры уже были собраны. Оказалось, что мужской контингент экипажа ограничивается водителем и нами двумя, все остальные же пассажиры это женщины и дети разного возраста. Да уж, местный народ ко всему приучен, не боятся трудностей, с маленькими детьми отправляются в такое, мягко говоря, не очень комфортное путешествие. Это я сразу для себя отметил. Но тогда даже и предположить не мог, насколько оно окажется не комфортным. Но вот первый шок получил уже сразу, как только разглядел руки нашего водителя Димки. На этих руках… не было пальцев. По одной фаланге от больших пальцев и больше ничего. Это не редкость в этих краях, учитывая какие морозы здесь случаются. Димка из Томтора, который считается полюсом холода. Но это ведь водитель и на его попечении женщины и дети. Однако! Но, забегая вперёд, могу сказать, что многие и при наличии пальцев автомобиль водят хуже, чем Димка, а он даже узлы на верёвках как-то умудряется завязывать и развязывать.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Грузимся. Димка наверху вяжет узлы.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Первый день в Якутии. Автор ещё лысый и без бороды. Но это всё наживное.

    По пути нам предстоит преодолеть две водные преграды — реки Лена и Алдан. Мостов здесь нет и с одного берега на другой автомобили переезжают с помощью паромов. Паром через Лену ходит недалеко от Якутска и эту преграду мы преодолели уже тем же вечером.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Некоторые пассажиры нашего такси:

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Ко всему прочему, среди пассажиров была и вот эта полуслепая и мало вменяемая бабуля, которая без посторонней помощи не могла ни выйти из машины, ни войти и при этом присаживалась на горшок почти никуда не отходя.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    И даже такой пассажир. Вёл себя прилично. Просто Ноев ковчег какой-то.


    Как уже говорил выше, вся надежда была на какой-то объездной путь. Что это означает, узнать пришлось позднее, уже следующим днём. Оказывается, расчёт строился на возможности в определённом месте уйти с трассы к реке Амга, где якобы можно загрузиться на паром и затем на нём доехать вниз по реке до Алдана и по Алдану уже до Хандыги. Таким образом, можно было обойти разрушенный участок дороги. Как рассказывали, плыть на этом пароме нужно что-то около 10 часов, ходит он раз в сутки и его ещё нужно поймать.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Трасса была разрушена чуть дальше селения Ытык-Кюель. И вот как раз отсюда нужно было уходить на боковую дорогу к река Амга.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    От Колымской трассы до берега Амги ехать 40 километров по совсем уж мало проходимой дороге. И нам всё же это удалось, в отличие вот от этих грузовичков, крепко увязших в грязи.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    У берега Амги к нашему прибытию уже выстроилась очередь из таких же страждущих как и мы. Оказалось, что здесь ещё три таких же УАЗа, которые едут также в Томтор и выехали ещё раньше нас, но теперь мы всех догнали.

    Сначала были вполне бодрые новости о скором прибытии парома, потом дошли слухи, что паром будет только через сутки и его придётся эти сутки ждать. А потом совсем лишили надежды, сообщив, что парома не будет в ближайшие дни. И пришлось нам возвращаться на трассу не солоно хлебавши. Но теперь уже в компании таких же оптимистов как и мы. Конечно оптимистов, потому что надеялись как-то прорваться по разрушенной дороге или на худой конец рано или поздно дождаться когда дорогу восстановят. Но это уж совсем какие-то призрачные перспективы.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Зальёмся на заправке в Ытык-Кюеле. Дальше не скоро будет такая возможность.

    Как обычно это бывает, трудности объединяют. Понятное дело, в нашем такси все сдружились, потом вообще образовалась целая общность едущих в Томтор УАЗиков. И даже польские туристы на двух джипах присоединились к нашему сообществу.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Короче говоря, УАЗы грязи не боятся. И ведь смогли решить проблему. Просто доезжали до разрушенных участков, а там в объезд через близлежащщие посёлки обходили эти участки с помощью местных сил, в виде особо проходимой техники, которым тоже пришлось что-то отстегнуть за помощь.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Местные посёлки ещё не совсем оправились от недавнего наводнения.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Последняя дырка в дороге на нашем пути оказалась самой большой.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Народ здесь уже давно ждёт, обжиться успели на дороге.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Давно обжившиеся старожилы дороги могут и чаем угостить, а чтобы время зря не пропадало, пытаются даже рыбу ловить. Настоящие дальнобойщики.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Но ждать осталось недолго, дорогу уже восстанавливают.

    Однако мы это радостное событие дожидаться не стали и этот участок также объехали с посторонней помощью.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

     

    Однако не всем так повезло как нам. Этот КАМАЗ стоит здесь увязший уже несколько дней, а этот симпатичный белый грузовичок увяз уже на наших глазах и потом его не могли уже вытащить даже двумя тракторами.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Говорю же, местные жители приучены к трудностям. Уже двое суток изнурительной и гряной дороги, но эта девушка из соседней машины всё так же свежа и невозмутима.

    И да, мы всё же прорвались. Обойдя все разрушенные участки дороги, утром 17-го июня выехали к паромной переправе через Алдан. В дороге уже скоро двое суток, но ехать ещё далеко. И на переправе никто не ждал, естественно. Ведь все знают, что дорога закрыта и паром поэтому не ходит, возить же некого. К счастью, здесь неподалёку посёлок от которого цепляет мобильная связь. И у одной из наших дам в соседней машине нашёлся номер телефона диспетчера парома, куда удалось дозвониться.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    К парому удалось прорваться нашим УАЗам, одному местному джипу и двум польским.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Грузимся на паром.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Всё мы в Хандыге. Отсюда ещё далеко, но дальше дорога целая.

    Ехали потом ещё целый день и ночь, с некоторыми остановками, чтобы хоть немного дать поспать нашему водителю и рано утром доехали до Кюбюмы, где трасса расходится на две ветки. Отсюда идёт основная дорога на Усть-Неру и дальше в Магадан и старая Колымская трасса через Томтор. Именно по старой трассе раньше ездили в Магадан, но теперь это дорога брошена, мосты разрушены и по ней уже нельзя уехать намного дальше Томтора, да и туда уже не так просто.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Кюбюме — это река и одноимённый посёлок, который теперь уже нежилой, а на развилке дороги есть заправочная станция и что-то типа технической станции, где обычно народ останавливается отдохнуть и может быть сделать мелкий ремонт. Не доехав до этого места буквально пару сотен метров, у нас в один момент лопнуло колесо. Хорошо скорость уже была совсем маленькой. Пришлось латать камеру, запаска уже давно была пробита.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Есть на Кюбюме даже и что-то типа кафе. Но заведение на тот ранний момент утра ещё не работало, да и Димка не рекомендовал там что-то пробовать.

    101 день в Якутии. Трудная дорога в Оймякон

    Моста через Кюбюме в сторону Томтора давно нет и это постоянная проблема для местных жителей. Иногда здесь приходится ждать по нескольку дней, если вода высокая или обычно мелкие машины перетаскивают на другой берег какими-то крупными и проходимыми грузовиками типа "Урал". И здесь временами кто-нибудь тонет. На момент нашего прибытия Димка оценил уровень реки как несколько выше нормы, а посторонней помощи не наблюдалось. Поэтому пока решили подождать. Но потом наш водитель нашёл другое место для переправы, где можно было рискнуть. И опять всё получилось.

    В Тотор прибыли уже днём 18-го июня. На дорогу вместо суток потратили почти трое. Вот такие они трудные, эти якутские дороги. Говорят, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Я бы ещё сказал, как путешествие начнётся, так оно и продолжится, так оно и завершится. Вот именно так и сложилось затем всё путешествие. Постоянно нужно было немного больше, чем обычно, ждать, терпеть и не суетиться, а также бессмысленно было как-то и что-то планировать. Ситуация всё равно диктовала свои условия и нужно было под это постоянно подстраиваться. Но в этом тоже есть своя прелесть.

    PS/ Местные жители, когда говорят Оймякон, чаще всего подразумевают не посёлок Оймякон, который находится на берегу Индигирки в 40 километрах от Томтора и не Усть-Неру, административный центр Оймяконского улуса, а именно посёлок Томтор, второй по численности населения в этом улусе.

     

    продолжение

    Автор: СЕРГЕЙ КАРПУХИН

     

    Похожие статьи:

    Якутэтноэксп. Часть II

    Якутэтноэксп. Часть II
     Экспедиция не случайно была назначена на зиму. Дело в том, что зимой в Якутии все замерзает, включая реки. А реки являются единственным способом проехать между основными пунктами назначения. Реки зимой превращаются в дороги. Их чистят, на них ставят дорожные знаки. Зимой происходит «северный завоз» — доставка всех необходимых товаров, топлива, материалов на целый год.Весной дороги тают, а летом их просто нет. В некоторых местах летом работают понтонные переправы. Но наш маршрут летом был бы неосуществим. ...

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.
     Кратер Попигай — метеоритный кратер в Сибири, в бассейне реки Попигай, делит четвёртое место в мире по размеру с кратером Маникуаган в Канаде.Диаметр кратера — около 100 км, расположен он на севере Сибири, частично в Красноярском крае, частично — в Якутии. Территория кратера практически не заселена, единственный населённый пункт — посёлок Попигай — находится в северо-западной части кратера на расстоянии около 30 км от его центра....

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая
     А вот от места ночёвки в кустах дальше совершенно открытое пространство. И погода, кажется, испортилась навсегда. Идём сквозь дождь со снегом. К середине дня дошли до поворота реки, напротив перевала на Тыры. Следы двух поляков постоянно встречались до этого места. Здесь ещё удалось нащипать веточек с кустов полярной берёзки и карликовой ивы. Благодаря заготовленным заранее сухим щепкам, получилось сотворить костёр. Дальше придётся обходиться без живого огня. Впереди кажущееся безжизненным пространство в каменном коридоре неглубокого...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.
     Следующим днём первичные эмоции улеглись. Окружающий мир теперь воспринимался более взвешенно. Каждый из нас занимался своим делом. Виктор устраивал хозяйственные дела, а также изучал близлежащее пространство на предмет флоры и фауны. С фауной здесь оказалось не так богато. Всего одна утка на небольшом озерке, да и та близко не подпустила. Свежих следов крупного зверя не видно, наверное, все ушли ниже. Неподалёку в лесу есть следы стоянки оленеводов....

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.
     Рассоха. В окрестностях нашего первого лагеря оказалось несколько озер, которые мы решили осмотреть на наличие гольца. В частности озеро Угун-Кюель, имеющее сток в Рассоху, давало все шансы стать гольцовым. На следующий день после нашего прибытия первым делом собрали лодки и опробовали моторы. Японская техника не подвела. В середине дня отправились на ближайшее озеро в 3,5 км от лагеря. На севере Анабарского плато древесной растительности значительно меньше чем южнее — в бассейне Котуйкана. Лиственничники в основном тянутся вдоль русла...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.
     После Угамыта следующим значимым, и очень ожидаемым пунктом на пути, были указанные на карте избы. На карте их местоположение обозначено на нашем, левом берегу Сунтара, в двух километрах ниже устья левого его притока – Колтоко. Мы с вожделением шли к этим избам. Не делали днёвок, в надежде, что там есть баня и там можно полноценно отдохнуть. Похоже на ожидание большого праздника....
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019