Меню пользователя Написать статью Добавить видео Регистрация Войти

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

101 день в Якутии. Хатыннах

26 февраля 2015
3249 просмотров


    101 день в Якутии. Хатыннах

    Сразу же за Подковой, которую показал в предыдущем посте, на правом берегу Индигирки стоит посёлок Хатыннах или его ещё называют Арга-Мой. На карте он указан именно под вторым названием, хотя все здесь используют первое.

    Тринадцатого июля в первой половине дня мы покинули стоянку под Подковой и не успев даже разогнаться, причалили к берегу у Хатыннаха. Картина здесь предстала уже привычная, примерно всё то же самое, что видели в Предпорожном. Как впрочем, и во многих других старательских посёлках этого региона России. Хатыннах также как и прочие подобные посёлки, построенные в советские времена исключительно как старательские, теперь закрыт и стремительно разрушается. Хотя и здесь в настоящее время есть действующая старательская артель, функционирующая сезонно. Особой надобности заходить в Хатыннах у нас не было, но всё же визит вежливости нанесли. Пообщались с директором немного и уже привычно были накормлены в приисковой столовой. А потом отправились дальше, куда-нибудь туда, где не будет угнетать вид разлагающегося человеческого обиталища, а будет лишь радовать первозданность великой реки.

    Указатель не врёт, именно за углом и нашли контору.

    Несколько детских лет нашего Юры прошли именно в Хатыннахе. Ходил он тут немного очумевший.

    Памятник Дежнёву и другим первопроходцам, установлен в честь 350-летия первого визита русских на Индигирку. Знаменательная дата случилась в 1988-м году.

    Бывший промтоварный магазин.

    Сразу можно догадаться, что на прииске женщины есть.

    Представьте себе свою городскую квартиру, где посреди комнаты топится железная печурка и в ней уютно потрескивают горящие дрова.

    В Предпорожном и Хатыннахе оказывается нет своей дизельной электростанции, как это обычно бывает в северных посёлках, но сюда ещё в советское время протянули ЛЭП из Магаданской области, на Хатыннахе она и заканчивается.

    Иньяли. Посмотрим со стороны.

    Иньяли — довольно большой левый приток Индигирки чуть ниже Хатыннаха. Ещё задолго до начала экспедиции, рассматривая карту, определил место впадения Иньяли в Индигирку как потенциально интересное в плане фотосъёмки. Широкая и открытая долина реки, простирающаяся с запада на восток сулила множество красивых ракурсов. Сама Индигирка в этом месте делает крутую петлю, меняя направление с севера на запад, но после впадения Иньяли вновь течёт на север. Почти напротив левого притока в Индигирку впадает правый приток под названием Еченка, также широтного простирания. А между индигирской петлёй и долиной Еченки протягивается не очень широкая и не очень протяжённая платоообразная возвышенность, плавно поднимающаяся к высокому хребту. Всё это можно было понять ещё рассматривая карту, но теперь появилась возможность осязать отображённую на бумажной плоскости двухмерную картину в трёхмерной реальности и не только визуально, но и при помощи всех остальных органов чувств. И, кроме того, теперь ещё была возможность доступным для фотографа способом отразить эту реальность и донести до зрителя. Иньяли я хотел отдать довольно много времени, и для начала не спешил встать лагерем на самом устье и работать там. Для начала хотел снять долину притока и его окружение со стороны и для этого здесь имеется очень удобная съёмочная площадка. Имею ввиду как раз то самое небольшое возвышенное плато на индигирской петле, по левому борту Еченки. Мои расчёты оправдались, ракурсы оказались вполне успешными, да и просто даже погулять там было приятно. Лагерем встали на правом берегу Индигирки немного не доходя устья Еченки. Ходить отсюда к точкам съёмки было вполне удобно и простояли здесь полтора дня с двумя ночёвками.

    Долина Иньяли

    Место подъёма на верхние точки съёмки

    Смотрим ниже по Индигике. Внизу долина Еченки.

    Внизу долина Еченки

    Здесь Индигирка резко поворачивает с севера на запад. Смотрим с обрывов вверх по течению

    Смотрим выше по Индигирке в сторону Хатыннаха.

    Та сторона этого небольшого плато, которая обращена к Индигирке, безлесная, степная, а та, которая обращена к Еченке и плавно понижается в её долину, занята лесом.

    К Индигирке плато резко обрывается.

    А вот здесь панорамой показал всю местность. Чтобы было понятно, Индигирка здесь течёт слева направо. На дальнем плане видно долину Иньяли, справа долина Еченки.

    На устье Еченки лежит наледь. Это же явление наблюдается и на устье Иньяли. Но это уже последние остатки, скоро всё растает.

    На устье Иньяли

    Пожалуй, это был самый короткий наш переезд, но потрудиться всё же пришлось. Устье и долину Иньяли со стороны мы отсняли, о чём рассказал в предыдущем посте, теперь нужно было переехать на левый берег Индигирки и встать лагерем прямо рядом с устьем Иньяли, чтобы поснимать оттуда. Но дело в том, что стоянка напротив устья была не очень удачной для переезда. В том смысле, что нужно было встать не прямо напротив устья, а чуть раньше, ещё до поворота Индигирки направо. Но там мы подходящее место не нашли и пришлось проехать чуть дальше, уже за поворот и встать на берегу слепой протоки, да ещё напротив острова. Место этой стоянки показал на карте в предыдущем посте. В результате отсюда никак теперь не получалось уплыть к устью Иньяли. Ведь нужно было сначала обойти остров, а потом учитывая приличную скорость течения на Индигирке нас бы отнесло довольно далеко ниже устья Иньяли. Но решение всё же нашлось. Пришлось просто-напросто всё своё барахло перетащить посуху выше по реке, ещё до входа её в правый поворот. Это около километра. Хорошо ещё здесь есть фрагмент дороги, которую накатала техника старателей. Говорил уже, что выше по Еченке есть артель. Самое неудобное было перетаскивать катамаран, тащили ведь в не разобранном виде. В результате получилось, что небольшой кусочек Индигирки прошли два раза и сам сплав сегодня занял минут пятнадцать, это ещё учитывая, что время понадобилось для поиска подходящего места под стоянку. Зато подготовительный период сегодня занял несколько часов. А потом ещё устройство новой стоянки. Стоянка на этот раз получилась замечательной, на берегу небольшого заливчика с водой из Иньяли, несравненно более прозрачной, чем в Индигирке, хотя тоже не идеальная, видно где-то и по Иньяли старатели мутят воду. На устье Иньяли было две ночёвки.

    На устье растут тополя и чозении.

    Вот здесь как раз хорошо видна съёмочная площадка предыдущей стоянки, та самая плоская возвышенность, безлесная с одной стороны. А дальше долина Еченки.

    Вода Иньяли гораздо более чистая.

    Мы знали, что где-то поблизости с устьем Иньяли живёт некто Ганя у которого коневодческое хозяйство. Где точно не знали, но я ходил ниже по течению Индигирки километра на два и ничего не обнаружил, однако лошади тут пасутся повсюду. Вероятно Ганю нужно искать ещё ниже.

    На ближнем аласе есть даже укрытие для лошадей, тут они отдыхают от жары в тени.

    Тюбелях

    Хорошая погода на устье Иньяли побаловала только в тот день, когда там высадились. А на второй день, как обычно, испортилась. Такое уж это лето выдалось, слишком мокрое и прохладное. Вторая ночь на устье прошла под умиротворяющий шорох дождя. Утро дало понять, что послабления в ближайшее время не предвидится, а сегодня по плану надо двигаться дальше. Дождливая погода всегда стимулирует пассивное времяпровождение. Но лучше всё же это время потратить более продуктивно. Поэтому одеваюсь соответственно обстановке, вылезаю из палатки и поднимаю народ на подвиги. Ох уж эти сборы, так много они всегда отнимают времени, особенно когда всё мокро и от этого всё неудобно и неприятно. Но всё же ближе к середине дня 18-го июля уселись на гружёный катамаран и отправились ниже по Индигирке. Для начала мы хотели отыскать хозяйство Гани, лошади которого гуляют здесь везде. Просто хотели немного пообщаться с человеком или с людьми, которые здесь живут вне населённого пункта. Где это находится, мы точно не знали и поэтому несколько раз причаливали к берегу в перспективных местах, но всё было впустую. И уже достаточно далеко от устья увидели всё-таки какие-то хозяйственные постройки глубже от берега, а потом и резиновую лодку брошенную на самом берегу. Однако на месте жителей не обнаружили. Более того, вид у хозяйства был такой, будто всё здесь срочно бросили. Мы немного побродили, заглянули в балаганы с распахнутыми дверьми и от этого, да ещё под дождём, всё казалось каким-то осиротевшим. Озадаченные таким состоянием хозяйства, побрели обратно к катамарану и отправились ниже по реке. Дождь всё продолжался, а воде в реке казалась ещё более мутной, чем вчера.

    Живёт здесь Ганя и его семья не в избах, а в типичных якутских балаганах. Такой традиционный вид строений в этой части Якутии встречается повсеместно.


    Позднее загадка прояснилась. Кто-то у Гани умер в посёлке и ему пришлось срочно туда ехать вместе со всей семьёй. Не знаю, в каком состоянии теперь это хозяйство. До наводнения тогда оставалось всего несколько дней и то, что всё здесь затопило, нет сомнений. А могло и серьёзно всё разрушить, берег тут совсем невысокий и, вероятно, вода в апогее покрыла всё с крышами.

    Судя по всему, здесь обитают и дети.

    А дальше у нас небольшая остановка в Тюбеляхе. Так чаще всего называют здесь этот посёлок, хотя на карте он обозначен как Чумпу-Кытыл. Двойные названия не редкость в Якутии. Это последний населённый пункт перед порогами, да и до самой Момы, конечной точки нашего путешествия по Индигирке, никакого жилья уже не будет. Поэтому нужно пополнить продуктовые запасы на оставшуюся часть пути, да и вкусненького чего-нибудь хочется. Хотя вряд ли тут можно ожидать изобилия.

    Тюбелях, в отличие от всех посёлков, которые прошли до сих пор на Индигирке, не старательский, а коренной. То есть существовал ещё до золотой лихорадки советских времён, не переживал никаких великих подъёмов, но зато и теперь не умер. Это чисто якутское село, сельскохозяйственного профиля, в составе Момского улуса. По некоторым источникам, годом образования Тюбеляха считается 1936-й. Но это не так, люди здесь жили и раньше. По крайней мере, в книге Сергея Обручева "В неизведанные края" об экспедиции 1926-го года на Чибагалах, Тюбелях упоминается и здесь проходил маршрут экспедиции. Некто Мичик должен был доставить часть груза экспедиции из Оймякона на Чибагалах, но в ходе экспедиции выяснилось, что груз был доставлен только в Тюбелях. Вот выдержка из книги, которая несколько передаёт атмосферу экспедиции и здесь как раз упоминается Тюбелях. Диалог этот с местным жителем Слепцовым происходил тогда, когда экспедиция находилась где-то в районе Эльги. (Этот приток Индигирки в нашей экспедиции мы уже прошли и об этом упоминалось в моём рассказе.)

    "… – Есть ли отсюда дорога на Чыбагалах?
    – Люди ездят из Тюбеляха, прямо никто не ездил.
    – А как далеко до Тюбеляха?
    – Кёсов сорок.
    – А оттуда до Чыбагалаха?
    – Не знаю, однако далеко, еще дальше.
    – Не слыхал, где мука и масло, которые из Оймякона исполком повез для нас в Чыбагалах?
    – Как же, слышал. Ваш груз месяц назад Мичика в Тюбелях на плоту плавил.
    – А в Чыбагалах потом повезли?
    – Нет. Люди говорят, в Тюбеляхе оставили.
    – Можешь нас повести по Индигирке в Тюбелях с вьючными лошадьми?
    – По Индигирке в Тюбелях только на лодке плавают – там ущелье, река глубокая, быстрая, много проток, островов. На лошадях кругом надо ехать.
    – Как кругом?
    – Через горы, по левую сторону.
    – Что, это трудная дорога?
    – Трудная: камня много, горы высокие, корм плохой.
    – Через Тарын-Юрях пройдем?
    – Нет, Тарын-Юрях на том берегу, останется в стороне, кёсах в пяти.
    После долгих переговоров Слепцов соглашается провести караван в Тюбелях, если ему дадут шесть пудов муки..."

    Наши задачи проще, нам надо купить немного хлеба, если найдём, каких-то вкусняшек и что-то из провианта, чего может не хватить. При этом успеть сделать пару кадров и отправиться ниже по Индигирке. Как выглядит село смотрите ниже, но людей местных не увидите, слишком мало мы там были, все попрятались от дождя, да и с теми что встретили за эти полчаса что-то отношения не очень сложились. Только поднялись на берег, тут же поманил пальцем какой-то не очень трезвый товарищ, но тут же мимо проходил другой, вроде более адекватный, с которым и заговорили, проигнорировав первого. Однако, хотя этот второй товарищ и был трезвым, тоже оказался не очень адекватным, потому что начал требовать аккредитации на съёмку его родного села, хотя сам он теперь живёт в Якутске и с его слов в Якутске туристов всегда кто-нибудь сопровождает и у каждого туриста обязательно должен болтаться на шее бейджик в котором указано кто ты такой и тогда пожалуйста снимай. Предложение посмотреть мой паспорт его почему-то не устроило и мы постарались свести быстренько беседу на нет и побежали дальше. Да ещё дождь накрапывал, поэтому съёмка получилась экспресс. Правда, в магазине милая продавщица, явно не местного происхождения, сгладила впечатление, а судя по фамилии, которую увидели на бумажке, приклеенной к дверям — ИП "Такой-то", владелец этого небольшого магазинчика азербайджанец. Ну и потом на берегу, когда уже вернулись с Кириллом, наш Юра, который оставался сторожить катамаран и к тому времени беседовавший ещё с одним местным жителем, радостно представил его нам. Это оказался дядя Максима Захарова, туриста из Момы, с которым Юра был знаком по своим походам, а я пересекался в прошлом году на Индигирке, на устье Кюэллях-Мустаха. Итак, не потеряв веру в людей, вновь загрузились на катамаран и пустились в дальнейшее плавание.

    Высадились на берег у Тюбеляха. А вода, кажется, опять пошла на прибыль.

    Не жарко было, это факт.

    Вроде какое-то культурное сооружение.

    Здание администрации села. Это было в выходной день.

    продолжение

    Автор СЕРГЕЙ КАРПУХИН

    Якутский дневник. 5-12 сентября

    Якутский дневник. 5-12 сентября

    5 сентября.Восемьдесят четвёртый день экспедиции. Снова один.Парни уехали довольно рано, и я вновь остался один. И это не так уж плохо. Погода установилась замечательная, можно даже сказать, вернулось лето. Вполне тепло и солнечно. Жить тут удобно и комфортно. Пришлось, правда, для начала потратить часа два, чтобы разгрести своё жилище. Но теперь здесь почти как дома, чистота и порядок. Жить буду в восьмистенной или восьмигранной просторной избе. Показывал кордон Тас-Юрях в прежних постах. ...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть шестая

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть шестая

    Первый день сплава, 29-го августа, показался каким-то очень длинным. Столько впечатлений и самых разнообразных. Как мог один день столько вместить? Здесь река имеет очень большое падение – 10 метров на километр. Особых технических сложностей, вроде порогов, в верховьях нет, но течение очень быстрое. Причём русло, в широкой долине, разбегается на множество проток. Протоки разбегаются в разные стороны, часто круто меняют направление....

    Якутский дневник. 21-28 августа

    Якутский дневник. 21-28 августа

    21 августа Шестьдесят девятый день экспедиции. Не стоит торопить время.Время записи 9:30. Утром привычные уже сюжеты с туманами. Причём ранним утром, около шести часов, небо было пасмурным, зато не было тумана. Туман стал наползать только после семи, а облачность наоборот постепенно убралась на север. Вчера же вечером, с севера шла прямо таки чёрная стена. И я уж думал, что это очередная непогода. Но, похоже, устье Чибагалаха оказалось под зоной высокого давления, и оно вытеснило обратно всю эту гадость. Не зря вчера дул ветер на...

    Хатыннах

    Хатыннах

    Хатыннах… Поколению колымчан, родившихся в девяностые годы прошлого века, это слово абсолютно ни о чем не говорит. Да и люди постарше знают лишь то, что так назывался небольшой поселок, находившийся в верхнем течении одноименной речки, правого притока реки Таскан. Не многие знают и то, что именно с этого поселка начиналось освоение нашего, Ягоднинского, да и Сусуманского и Тенькинского районов (5 сентября 1935 года в Хатыннахе было образовано Северное горнопромышленное управление)....

    Якутский дневник. 13-20 августа

    Якутский дневник. 13-20 августа

    13 августа.Шестьдесят первый день экспедиции. Переселение народов.Традиционно, тринадцатое число у меня день неактивной жизни. По опыту знаю, лучше ничего серьёзного в этот день не предпринимать. Поэтому пусть будет выходной. Тем более пора уже, усталость действительно накопилась. Но получилось так, что этот день оказался ещё и хозяйственным. Тем не менее, хорошие кадры упускать не хотелось, если они будут. Поэтому утром встал по будильнику в половине шестого и даже выполз из палатки, но быстро убедился, что смысла в этом никакого...

    101 день в Якутии. Индигирка

    101 день в Якутии. Индигирка

    Вот уже месяц июнь подошёл к последним своим дням. Экспедиция ещё только в первом, разминочном этапе, хотя уже продолжается две недели. Все уже втянулись в рабочий процесс, мелочи не занимают столько времени, как вначале....

    Комментарии (0)
    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2024