Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Экспедиция «Таймень»

7 августа 2016
1919 просмотров


    Экспедиция «Таймень»

    Большой таймень — лишь ты моя мечта!
    Большой таймень — ты по ночам мне снишься!
    И лишь тебя на протяженьи дня,
    Моя душа поймать в мечтах стремится!
    Большой таймень — тебя я не боюсь.
    Большой таймень — тебя я уважаю.
    И лишь поранить я тебя боюсь,
    Когда в мечтах своих тебя поймаю.
    Большой таймень — дождись меня мой друг!
    Большой таймень — о встрече я мечтаю.
    И лишь один вопрос меня томит,
    Как мне к тебя добраться я не знаю...

    Экспедиция «Таймень»

    Экспедиция начинается!

    Только в полетах живут самолеты, только рыбалкой живет человек — это про нас!

    Конечно, когда начинается такая экспедиция, все находятся в некотором возбуждении — это и неописуемый подъем настроения при встрече команды, и все возможные волнения относительно снаряжения и подготовки мероприятия, в общем, сомнения и переживания. К экспедиции готовились почти целый год, а уж последние месяцы группа прямо жила предстоящей поездкой. И, не смотря на это, многие делали покупки в последние дни, и, пожалуй, никто не взялся бы с уверенностью рассказать, как все будет и что же нас ждет на востоке (совсем не близком) нашей необъятной Родины, с какими трудностями мы столкнемся, какие еще переживания нас ждут. Мы и представить себе не могли, что будет все: разочарования, отчаяние, радость и даже счастье — все и в избытке!

    Как это часто бывает, первым приезжает тот, кто живет дальше всех. Вот и в этот раз в Домодедово, не взирая на московские пробки прибыл Денис (Denchik) из Питера на А319. А дальше, вся группа начала потихонечку прибывать на менее скоростных видах транспорта. К слову сказать, в этот день с утра были ужасные пробки, и навигаторы рисовали минимум полтора часа на подъезде, но к нашему отлету все чудесным образом рассосалось, даже я, которому такси подбросило жабу на 40 минут, успел без проблем. Когда я сдал багаж и оформил перевес, Димон (Dimon Karpik) и Стас (Stasero) уже курили на улице в компании Дена, а через некоторое время прибыл Макс (Maximbuch). Он, к сожалению, не смог поехать с нами, но сумел выбраться проводить экспедицию и передать закупленных для поездки мышей и прочих приманок. Потихоньку подошел Димка (Adsky Istopnik) и Андрей (St.pom Vlom) с супругой Татьяной (Rusalka). Стас всех обейсболил шикарными фирменными бейсболками. Недолгие проводы, обивания углов аэропорта и вот мы уже стоим в очереди на посадку в Boeng 777-200, который гостеприимно раскрыл двери и включил песню о славной компании Трансаэро. Всё, 6 часов полета — Якутия встречай Фиш-Хук! Нас семеро, а 7, как известно число счастливое.

    Бодрячек Денчик и Димон, подкошенный простудой, но стойко держащий удар

    Ё моё! Парни, ну вы где все?!!!

    С нами Макс, он целый год был с нами, готовился, но в самый последний момент судьба злодейка подкинула ему работу

    Появилась Татьяна, почему-то без мужа — муж где-то затерялся в дебрях аэропорта

    У стартовой черты. И сразу заступ!

    Андрюха идет где-то справа, а я по другую сторону объектива

    Красавец лайнер уже гостеприимно открыл двери

    Под крылом самолета о чем-то поет, красавица Лена, якутский речпорт

    Не мытьем, так катанием или груз 300

    Огребать мы начали потихоньку, но почти сразу.

    Андро был безошибочно идентифицирован в толпе встречавших по фирменной футболке от SV и сразу же обейсболен — теперь нас 8. Мы достаточно быстро получили багаж и выгреблись на площадь около аэропорта. Каждый привез с собой около 30-35 килограммов самого ценного и необходимого. И вот с того момента, когда каждый перестал заботиться только о своем багаже, когда все таскали все что есть как свое, можно было констатировать, что в Якутск прибыла не просто компания, а команда, настоящая команда единомышленников. Команда-то прибыла, а вот с транспортом для этой команды что-то, как-то не заладилось. Такси нарисовалось почти через час. Три машины дружной цепочкой покатили на улицу Дальная. Ехать оказалось не долго, но за это время от таксистов мы наслушались про медведей, которые любят туристов, и про то, что рыбы нет и вообще в Якутске делать нечего — че приперлись-то? Если честно, то все было в виде шутки и хохмы — веселый народ таксисты!

    Около дома 65 мы остановились и уже успели выгрузиться (а это около 300 кг!). Местные на нас косо погладывали и, видимо не могли понять, зачем мы сюда приперлись. Понимание, что мы приперлись не туда, пришло вовремя в тот момент, когда таксисты начали разъезжаться — свистом и гиканьем мы их остановили. 300 кг с легкостью пушинки покиданы обратно в праворукие детища японского автопрома периода расцвета капитализма и мы отправляемся на новый адрес. Дальняя 45 на некоторое время станет для нас домом.

    Ух и не добро смотрит на нас эта птица, к чему бы это?

    Андро надел парадную водолазку от SV и был безошибочно идентефицирован в толпе встречающих

    Якутск?! Не может быть!

    И они покурили еще немного...

    Такси-то будет?

    Ну пожалуйста!

    Холостяки заселяются в семиместный номер на втором этаже а Андрей с Татьяной отхватывают двухместный суперлюкс рядом… рядом с туалетом. На самом деле для нашей команды гостиница оказывается удобной, есть большой холл с кухней и большим столом, за которым предстоит нам первый якутский ужин.

    Раскидав поклажу мы отправляемся на шоппинг. Нам нужно закупить водный раствор спирта для протирки оптической оси, пенки, которые мы решили не тащить из Москвы, что-нибудь на ужин и на Ракету из провианта, что бы дружная компания Фиш-Хуковцев не оголодала за 13 часов пути.

    Вечером приехал Сарел с товарищем. Это благодаря ему у нас появились билеты на ракету, которые кончились в кассе не успев начаться. Сарел привез рыбку чир и арктического гольца на строгонину и в одночасье разжег уже подугасший ужин уставших с дороги экспедиционеров захватывающими историями и большим человеческим позитивом. Он очень хотел ехать с нами, но работа вцепилась клещами и приковала его к Якутску. Очень жаль, что этого человека не было с нами на реке, очень позитивный человек.

    Если хотим до шлема добраться...

    Чего делает на краю Якутска Chevrolet Camaro с московскими номерами — одному Богу известно, и, наверное, хозяину!

    Сарел потерял голос и получил травмы в битве за наши билеты на ракету, но был бодр и позитивен!

    Строганина оказалась очень кстати и весьма недурна!

    И вот когда он встает на задние лапы...

    Поклажа вынесена для погрузки в такси

    А в 3:00 подъем и погрузка в такси — в 4:00 начинается регистрация на ракету. У всех предстартовый мандраж, на причале толпа, и мы держимся группой в первых рядах. Оказывается, что на ракетах тоже бывает перевес и нормы провоза даже жёстче чем на самолете — всего 20 кг, и мы попадаем на 8 тыр со своими теперь уже слегка далеко за 300кг (особенно это стало ощутимо после закупки недельного запаса раствора этанола и чрезвычайно тяжелых пенок). Мы бодро грузимся в ракету. Как оказалось, это судно не впечатляет внутреннем пространством, а количество желающих ехать на много превышает количество посадочных мест. Часть вещей остается на задней палубе. На борт стараются взять всех, кого можно увезти, это и деньги и человеческое — следующая ракета пойдет только через 5 дней, а для многих это единственная возможность добраться.

    Ракета выходит из акватории порта и постепенно встает на крыло — 65 км/ч, это наша крейсерская скорость. Усиливается запах дыма и выйдя на русло Лены мы понимаем что пожары в тайге это не сказки — резкий запах и густая дымка. Капитан сетует, что идем по фактической видимости и если видимость ухудшиться можем и в Якутск вернуться. Примерно через два часа хода ракета сбавляет ход и совершает непонятные маневры, после чего идет продолжительное время в водоизмещении. А мой навигатор говорит что мы идем на юг. Юг, это не север, юг это нам не надо, нам нужен север! Потихоньку поднимаю бучу и команда признается: что-то поймали на винт и идти на прежней скорости мы не можем — возвращаемся в Якутск!

    В порту есть маршрутное такси в виде кабинных рибов

    Причал закрыт, провожающие за забором, еще пара минут и мы выйдем в рейс

    Ратета постепенно разгоняется и встает на крыло

    Дым от пожаров придает солнцу нереальные краски, а вода словно стеклянная!

    Порой берегов не видно в обе стороны, и ты понимаешь, насколько мал человек в этом большом мире

    Медленно, но верно мы возвращаемся в Якутск

    Когда ракета идет полным ходом, с верзней палубы может сдуть. Рассказывали, что иногда пьяные пассажиры на спор прыгают на полном ходу, доставляя немало хлопот экипажу.

    Матрос Коля, со своим нелегальным пассажиром, которого он показал только для фото

    Вот это оборот! Не может быть! Да ну на! Обсуждаем варианты. Следом идет тихоходный пароход на который мы можем пересесть, и который только завтра к вечеру сможет доставить нас до Жиганска, а от туда еще обратно на Ундюлюнг нужно как то добираться… Да уж! Но тут проходит информация, что нам на помощь из Якутска вышел Метеор! Пока суд да дело мы расходимся с пароходом, и, приблизительно через полтора часа повторно любуясь дымчатыми пейзажами, нас настигает красавец Метеор. Корабли швартуются друг к другу и начинается перегрузка пассажиров и скарба. Местные не спешат помогать команде с перегрузкой и суетятся только за свои вещи. Наша команда встает в цепочку и дело налаживается. Сумки, баулы, ящики, тубусы, дети, чемоданы, бабушки, геодезическое оборудование, ну и, конечное, лично наша поклажа (300 с хорошим гаком) перекочевали на Метеор. А Метеор, всяко больше Ракеты. Этот комфортабельный лайнер на подводных крыльях почти в двое превосходит её жизненным пространством и тяговооруженностью. На метеоре есть открытые площадки с которых удобно фотографировать и выдыхать дым, вдохнутый перед этим. Скорость в 62 км/ч — немного меньше чем у ракеты, но гораздо более комфортно по жизненному пространству и плавности хода. Нас немного отпускает, и мы начинаем задумываться о пути обратно. Матрос Мишаня сдает нам все секретные контакты, чтобы наверняка и попутно радует нас историями северного речного пароходства. А в 230 км от Якутска после остановки на Батумае, мы швартуемся к бункер-базе Ереван и заливаем требуемый запас топлива. Впереди устье большой реки Велюй и поползли слухи, что там раздуло и изрядно штормит. Наш капитан не робкого десятка, набирает скорость и выходит на простор из-за очередного поворота реки. Метеор жестко бьет по волне а нас обдает свежим ветром и брызгами в лицо. Я и не ожидал что на реке может быть такой шторм! Короткая жесткая волна под 2 метра быстро заставляет передумать нашего капитана, и вот мы уже опять швартуемся у Еревана. Лена показывает свой характер!

    Красавец Метеор, пришедший на помощь

    Перегрузка в полном разгаре!

    Ракета уходит на ремонт

    Иногда открываются потрясающие виды, хотя все без исключения говорят, что выше Якутска Лена гораздо красивее!

    Вероятно, маленький ручеек за многие сотни лет промыл эту ращелину

    А иногда судовой ход подходит вплотную к берегу — сейчас по левому берегу типичный для нижней Лены пейзаж

    Многочисленный острова и протоки. Сейчас они на поверхности, но при большой воде все скрыты от взгляда проезжающего пассажира.

    Рацион питания экспедиционера. В этот день помимо сухпая у нас была колбаска, хлеб, кока-кола и немного подледки.

    Аккуратно выложенные во всеобщий доступ спасжилеты показывают серьезное отношение к Лене

    Вот такие в Якутии дороги — паром на реке иногда единственное средство перемещения между отдельными её участками

    Встречаются конструкции непонятного назначения — эта что-то намывает через длиннющую трубу, загнутую прямоугольником на сотню метров

    Заходят в Лену и морские суда

    Находясь на борту поражаешься и восхищаешься старой советской техникой. В европейской части России, на Волге такие суда больше не ходят — дорого, на машине дешевле, а здесь — других вариантов почти нет. Либо пароход, но он гораздо медленне, либо суда на подводных крыльях.

    Экипаж на ходовом мостике как в летающей тарелке

    На Батумае первые признаки шторма

    Бункер-база Ереван на некоторое время стала нашим пристанищем. Экипаж промышляет спиннингом, а на верхней палубе выращивает огурцы!

    Нас снова охватывает тревога. Что будет? Бывалые рассказывают, что если уж подуло, то здесь дует минимум три дня, а то и все пять! Администратор объявляет, что стоим до вечера и ждем, пока стихает шторм, а потом идем до Сангара и там ночуем, чтобы утром отправиться далее. Но приблизительно через час мы слышим метео из рубки. Из сводки следует, что к вечеру усиление и минимум завтра целый день будет дуть — принимайте решение! Через 5 мин следует объявление, что мы возвращаемся в Якутск и ждем погоды! Вот это удар ниже пояса!

    На подходе к Якутску нам объявляют, что завтра пойдет Восход — ему, почему-то, не страшны никакие волны и завтра вы доберетесь. А еще нам разрешают сразу погрузить вещи на Восход и даже остаться ночевать на борту. С каждым разом мы все ловчее справляемся с нашими пожитками и вот уже первый салон Восхода оккупирован бандой рыболовов.

    Ужин в ближайшей шашлычной. Снова приезжал Сарел и морально поддерживал. Первая рыбалка с Восхода и ночь на яхте. В 4:00 все уже на ногах и Восход быстро заполняется народом, а в 4:30 приходит администратор и говорит, что на Батумае раздуло так, что даже их бесстрашный капитан не хочет щекотать пятки Посейдону. Вещи в очередной раз кочуют на берег и отправляются в камеру хранения. А мы медленно отупляемся и прикинув расклады понимаем, что самолет нам не потянуть и нужно ждать погоды, а тем временем тихоходный пароход уже подходит в Жиганску.

    Делать нечего. Дальная 45, закупка провианта и отдых. Взяли омуля и чира холодного копчения, а я с горя постригся на якутский манер. Стас, разговорившись с местными армянами, узнал, что полгорода нас считает сектой, так как никто не может понять, что у нас на бейсболках написано. А в 3:00 — «День сурка». Такси, речпорт, погрузка на Восход. В неразберихе забываем часть провианта (с нами едет один из проводников — Наташа и везет на Ундюлюнг часть продуктов для нас, а значит, чего-то нам на реке не хватит). Выходим из порта и… Восход не встает на крыло! Мы разворачиваемся и идем обратно к уже изрядно надоевшему причалу! Ну что за напасть! А напасть называется перевес! Все уже мысленно просчитали, с каким количеством литров и килограммов команда готова расстаться, но нам везет, и ссаживают 7 человек, посаженных сверх меры без заранее приобретенных билетов. Суровый на вид старпом оказывается вполне контактным и отсыпает нам еще полмешка историй. А когда до нашего прибытия остается около часа, посвятил нас в то, что проходя остров Афродиты (выглядит как лежащая на спине женщина с большими… э… глазами, мы пересекаем полярный круг и по традиции, чтобы задобрить Богов, Лене отдается бутерброд и сигарета. Всего 13 часов полета и чуть не проскочив устье Ундюлюнга мы тормозим корабль посреди Лены. Капитан задабривается небольшим презентом, и на просьбу подобрать нас на обратном пути обещает сделать все возможное, но только, если увидит пару хвостов в наших лодках! Хороший человек — хвосты будут!

    Так, на чем мы еще здесь не катались?

    Маша… Э… Таня и медеведи!

    Ночь на яхте! Всем бабочком превращаться в куколки!

    Кроме нас на Восходе еще пара человек и мы как газ занимаем все предоставленное нам пространство

    Команда немного умаялась за этот длинный и богатый на переживания день — все спали с надеждой (с маленькой буквы)!

    Вид этого старинного причала под конец уже порядком раздражал

    А это омуль — очень вкусная рыбка!

    Не менее вкусный чир. Когда пробуешь омуля, кажется омуль вкуснее, но если берешь чира — то наоборот!

    Опять двадцать пять! (х 12 )

    На Восходе нет открытой площадки и фотографировать практически не получается, но посидеть на ступеньках — милое дело!

    На сопках проплешины и из далека такие сопки похожи на кабины гиганских аэробусов

    Ден выглянул на свежий воздух

    Пристань поселка Сангар. Это приблизительно половина нашего пути.

    А этот полярик подпортит еще не один десяток кадров украв порядком белого света

    Бесконечная череда сопок, расстворяющаяся в дымке завараживает и ты смотришь на них, пока судовой ход резко не уходит от берега

    Здесь рыба есть!

    Здесь рыба есть и ест все подряд!

    Мы высаживаемся на острове в устье Ундюдюлюнга, и пока все пьют чай и разбиваются на экипажи, кто то уже собрал спиннинг и все желающие делают по паре забросов. Отличился Денчик — Язь на кило-полтора! Вообще о Язе нужно сказать отдельно. Этой рыбы здесь немеряно и особой радости на крючке и криков «Я-Я-Я-Я-Я-з-ь» она не вызывает совсем, она всегда оказывается тогда, когда ты ожидаешь чего-то еще. Даже на маленькой форелевой речке, где кроме ленка никого быть не должно, я умудрился поймать язя на полтора кило — представляете, каково это, разочарование от поимки полуторакилограммовой рыбы?

    Стас, ну что, где земля?

    Команда входит в устье Ундюлюнга и направляется к острову, на котором расположилась временная база проводников

    И только сев в лодки, наконец накрывает понимание, что все таки, не взирая ни на что экспедиция на Ундюлюнге началась!

    Все будет Хеви Метал!

    Мы выгружаемся, нам предстоит разбиться на экипажи и распределить груз так, чтобы все лодки могли идти в глиссируещем режиме с приличной скоростью

    Земля, братцы! Мы все таки добрались!

    У всех небывалый подъем настроения, парни куражатся!

    Димка выходит на фотоохоту

    Татьяна — кремень, иногда складывается ощущение, что трудности доставляют ей удовольствие

    Стас не выдержал и пошел забросить пару раз — вода-то вот, а я еще не половил!

    Язь езь? Езь! Зашибизь!

    Семеро европейцев на песчаном острове в 700км от Якутска — приключение началось!

    В легкой дымке от лесных пожаров мы трогаемся в направлении первой стоянки. Это пара охотничьих избушек в 40 минутах хода по реке. Здесь первая ночевка, отдых и рыбалка перед предстоящим подъемом по реке. Вечером все разлавливаются по щуке и окуню, а ближе к ночи на мышей исправно берет вездесущий язь. Начинает потихонечку одолевать мошка и комары, все пытаются одевать накомарники и сетки, но ловить в них не удобно, а репеленты бессильны. Диме (Карпику) кто-то небольшой помахал красным хвостом — может ленок, а может и некрупный таймень. Утром Андрей поднимает планку до 4кг — это конечное не совсем то, о чем мы мечтали, но с учетом того, что рыба здесь просто реактивная, очень сильная и бойкая, уже очень и очень приятно.

    Входим в реку и начинаем подниматься вверх от устья

    Ну а какой же русский не любит быстрой езды? Прогресс 4 под управлением Ивана.

    У Саши Обь и Сузуки 30. Идет тяжеловато, сказывается недостаток мощности.

    Перегружаем вещи и немного облегчаем задачу тиридцатке, теперь Объ сможет идти наравне со всеми.

    Река ворует у тайги деревья

    Ждем, пока все подтянутся, чтобы продолжить путешествие. Уровень воды очень низкий и только опытный проводник может провести лодку по реке.

    Это типичная картина на берегах реки на протяжении многих километров

    Здесь река еще выглядит полноводной и широкой, но это обманчиво — подняться по ней вверх совсем не просто!

    Вода кристально чистая, можно пить прямо из реки. Но когда смотришь на неё, она кажется то изумрудной, если рядом тайга, то синей как в море, если на небе мало облаков — это не передать словами, это нужно обязательно увидеть!

    Первый участок пройден и мы выгружаемся на берег. Нас ждут избушки и первая настоящая якутская рыбалка!

    Сейчас пойду и поймаю первый!

    А это Стас — он пчеловод

    Димка берет первую трешечку

    А вот и моя первая щучка. Здесь рулят блюфоксы №5 и №6.

    Это Я-я-я-з-з-ь… ну вы поняли...

    Зачетные такие окуни, но фото не про это — вы заметили? Это комарики, и сейчас Денчика сьедят!

    Сказать, что рыба здесь реактивная — ничего не сказать! Эта щука вытащенная Андреем на берег прыгала на высоту около метра!

    Хорошая такая пачка! Между делом, вот этот самый разжиматель в азарте будет оставлен в пасти очередной красавицы и отправлен путешествовать по реке вместе с его новой владелицей.

    Увидев эту фотографию Андрей сказал, что это не его щука, его была гораздо больше! Тут не нужно забывать, что в самом Андрее почти 2 метра живого роста! Щучка хороша!

    В отличие от наших щук, эти какие-то прогонистые, с длинными мордами, наверное сказывается жизнь на сильном течении.

    Это можно расценить как рекламу. Колебалки от Len Thompson отлично работают и держат даже сильное течение, щука их не пропускает. Хочу сказать спасибо Саще Ай-я-яй, который мне их сосватал перед поездкой.

    И еще пара кадров этого довольного лица

    Попозировав, хищница отправляется в родную реку. Ей потребуется всего пара минут, чтобы прийти в себя.

    Еще некоторое время она стоит у наших ног, чтобы через секунду взорваться и исчезнуть на глубине.

    Название этой фотоработы — «Супружеская верность»

    К обеду едем в Пушкин (так называют глухие рукава реки). Место первой высадки никак, кроме как канавой назвать язык не поворачивается — 4-5 метров шириной с мутной водой и небольшой глубиной. У многих скепсис, но проводники настаивают, что здесь есть большая щука — ловим. Пара шнурков в зачете и, вдруг, у меня удар и фрикцион начинает петь песни. Щуке деваться некуда и она начинает таскать вправо-влево. Все вдруг поняли, что это уже из разряда трофеев. Мне попалась семерочка! Отличная, очень сильная щука доставила массу удовольствия мне и наблюдающей за процессом команде, с благодарностью отпущена восвояси — на еду сегодня уже достаточно, зачем брать сверх меры? Отличный тест для спиннинга! А еще через несколько минут отличилась Татьяна, взявшая на 4,6 кг. И на этом всё — в лодки и на новое место.

    Очень важная вещь поджопник! Отличная, очень полезная, но портит все фотографии! 

    Kando от Norstream'a в действии, отличная проверка всей снасти!

    Теперь это мой новый рекорд по щуке — семь с копейками!

    Таня взяла ракету на 4,6кг!

    Новое место — большой рукав, длинный и широкий. Где-то здесь на высоком берегу есть стационарный лагерь — охотничья избушка, душ, туалет. Проводники говорят, что мы можем здесь остановиться на обратном пути. Встаем в устье и чуть глубже. Первые забросы… что же тут началось! Рыба брала практически на каждом забросе при чем у всех! Трофеев особо не было, но окуней за кило и щук за трешку покатили все в достатке. Денчик чуть ли не на каждом забросе ставил свой новый рекорд и поднял его до 4,75. Вся рыба отпускается, но есть и серьезные травмы. Афанасий бросает рыбу под кусты, придет медведь — съест и будет сытым, а сытый медведь всяко лучше голодного. Логично. А следы Потапыча встречаются на песчаных закраинах с завидной регулярностью — интересно доведется ли встретиться?

    Андро осваивает новый Norway — нравится, говорит!

    Ловят все, ловят азартно, ловят много. Но трофеев пока нет.

    Денчик отхватил на 4750, новый рекорд!

    Вот так и началось наше большое путешествие в заполярной тайге на правом притоке Лены Ундюлюнг, а дальше было еще много чего. Переходы, на которых мы то летели с ветерком, то маневрировали, двигаясь со скоростью черепахи, иногда выпрыгивали в воду и снимали лодку с мели. Красивейшие перекаты с очень сильным течением, которые иногда невозможно пройти стоя, но через которые приходилось тащить лодки. Дожди и ливни, солнце и ветер, радость и разочарование, ну и конечное рыбалка! Рыбалка, которую мы так сильно ждали, и встречи, встречи с хозяином реки.

    2 часть

    Источник: fish-hook.ru

    Похожие статьи:
    Партнеры

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2020