Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер
Скидки на Алиэкспресс

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Задолго до якутов.

7 октября 2014
5043 просмотра

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Задолго до якутов.

    Думал просто показать фотографии из музея. С минимумом комментариев. Хороший план. Был. Только он провалился. Так что дальше будет порядком текста и карт.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Задолго до якутов.

    О том, когда люди начали заселять Якутию, идут ожесточённые споры. Более-менее уверенно можно говорить о дюктайской культуре, распространенной 35-10 тысяч лет назад (верхний палеолит). Ареал этой культуры весьма обширен и охватывает практически весь Северо-Восток Азии. Также, вероятно, было проникновение через Берингию (существовавший в этот период Берингийский сухопутный мост) в Америку.

    Однако, встречаются стоянки, датируемые гораздо более ранними сроками. Так, на реке Мунгхарыма (притоке Вилюя) глубже стоянки дюктайцев найдены орудия, возраст которых оценивают в 80 тысяч лет и более. Они отличаются от дюктайских материалом (кварциты против кремня) и крупными размерами, но имеют сходную форму. Это дало основания говорить о преемственности — о протодюктайцах (кызылсырская культура – по названию ближайшего населённого пункта).

    Первооткрыватель дюктайской культуры Юрий Алексеевич Мочанов и ведущая раскопки на Мунгхарыме Светлана Александровна Федосеева вообще говорят о местном происхождении человека. О том, что переход от обезьяны к человекоподобному существу в бассейне Лены произошёл в раннем палеолите 2,5-2 миллиона лет назад. Их оппоненты (в первую очередь, Анатолий Пантелеевич Деревянко) считают, что дюктайская культура не имеет местного происхождения и пришла в Якутию из ареала реки Селемджи. Тем самым начительно приближают дату появления человека в Якутии (порядка 300 тысяч лет).

    Дискуссия полна взаимных обвинений в фальсификации, игнорировании фактов и далека от завершения.

    Распространение Дюктайской культуры на северо-востоке Азии.

    красным показана примерная конфигурация береговой линии в описываемый период;
    розовым – ареал распространения дюктайской культуры;
    точками показаны наиболее значительные памятники дюктайской культуры.
    красной линией показана современная граница Российской Федерации;
    зелёной – Якутии-Саха;

    Но вернёмся от теорий к тому, что известно. Человек дюктайской культуры жил в пещере (но встречаются стоянки и на открытой местности). Использовал орудия из кремня, тщательно обколотого и отточенного. Причём, весьма широко – при раскопках в Дюктайской пещере (которая и дала название культуре) было обнаружено порядка десяти тысяч различных каменных орудий.

    Охотился человек на мамонтов и прочую плейстоценовую фауну. И не обязательно такую же крупную. Нет мамонта — и лемминг сойдёт.

    На смену дюктайской культуре пришла сумнагинская. Произошло это десять тысяч лет назад. Вероятно, в результате смешения с мигрантами с Енисея. Именно в это время на территории Якутии появился чум, без принципиальных изменений применяемый до сих пор.

    Основным промыслом человека оставалась охота. Началось применение изделий из кости.

    Чум. ХХ век.

    7 тысяч лет назад из Забайкалья пришли племена сыалахской культуры и ассимилировали имеющееся население. С собой они принесли гарпун и лук, ранее неизвестные здесь. Наконечники для оружия использовались костяные. Ещё одной новинкой стала простейшая керамика.

    Ареал распространения Сыалахской культуры (IV тысячелетие до.н.э.)

    Если сейчас Якутия ассоциируется с северным оленем, то для представителей сыалахской культуры важнейшим зверем был лось.

    Следующей стала Белькачинская культура. Она пришла в Якутию 6 тысяч лет назад и имела много общего с сыалахской. Скорее всего, обе культуры пользовались родственными дене-енисейскими языками. Продолжалось широкое использование изделий из кости. Керамика, свойственная этому периоду, имела яйцеобразную форму и шнуровую орнаментацию.

    Ареал распространения Белькачинской культуры (конец III тысячелетия до.н.э.)

    синим показан ареал образования глазковой культуры.
    Надо пояснить, что в регионе существовали и другие культуры, ареалы распространения которых находились за пределами Якутии и сами они оказались за пределами рассказа. Поэтому на карте я их не отмечал. Глазковая же культура нам потребуется в дальнейшем.

    4 тысячи лет назад пришла очередная волна миграции от Байкала. Смешение с племенами белкачинской культуры плавно дало ымыяхтахскую. (Да, Якутия привнесла-таки в русский язык слова на букву "Ы").

    ерамика получила характерный "вафельный" рисунок от выколачивания лопаточкой. А также проколы у венчика и резные линии по корпусу. Основным материалом орудий оставались кость и камень (сланец, кремень, нефрит, диабаз), но уже появились и изделия из бронзы.

    Сосуд внизу – современная попытка восстановить технологию изготовления ымяхтахской керамики

    Воинам этой культуры был известен кожаный щит (1,5х0,5м) на деревянном каркасе. На нём (по-видимому, клеем) крепились сотни костяных пластин двумя вертикальными рядами. Применялся также ламеллярный панцирь из длинных роговых пластин с отверстиями для крепления. Что явно свидетельствует о войнах с себе подобными.

    Стрелы с кремнёвыми и костяными наконечниками, костяные рыболовный крючок и резец, грузило, отбойник и шлифованный топор.

    Вооружение составляли ножи и тесла из шлифованного чёрного сланца. И луки с костяными накладками.

    Наконечники стрел довольно разнообразны

    Ареал распространения и направления экспансии Ымяхтахской культуры
    (II тысячелетие до.н.э.)

    В середине II тысячелетия до.н.э. наблюдается всплеск экспансии ымыяхтанцев. Отдельные группы добрались до Таймыра, Чукотки, Байкала, Амура, Сахалина и Аляски.
    Впрочем, "оторвавшиеся" от основного ареала были уже к началу следующего тысячелетия ассимилированы местным населением. На чукотке сложился местный вариант ымяхтаха – северочукотская культура (ареал обозначен на карте сиреневым).

    Ымяхтахская культура существовала, как минимум, до наступления новой эры, частично сменившись (в (XIV — IV вв. до н.э.) Усть-Мильской.

    Ареал распространения Усть-Мильской и поздней Ымяхтахской культур
    (I тысячелетие до.н.э.)

    В целом, начиная с периода сумнагинской культуры, шёл процесс ассимиляции аборигенным монголоидным населением различных волн миграции уралоязычных племён. В результате этого процесса сложился народ юкагиров, сохраняющийся по сей день. Но о юкагирах и других современных народах – в другой раз.

    Шлифованный каменный топор, на редкость неудобный.

    Часть 1. Фауна
    Часть 3. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил
    Часть 4. Якуты. Вниз по Лене
    Часть 5. Новая русская землица

    Источник

    Похожие статьи:
    Информация

    Яндекс.Метрика

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2020