Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

3597 просмотров

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    Отпуск никак не располагает к работе. Но он заканчивается. Пора рассказать, откуда в Якутии взялись якуты.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

     Согласно сказаниям жил в стране бурят человек по имени Омогой Баай. И то ли из-за войны с соседями, то ли из-за длительной засухи погрузил он своих людей, скот да скарб на плоты и поплыл вниз по Лене, пока не нашёл долину Туймаада (там где находиться нынешний Якутск). Позднее с юга явился Эллэй Боотур, который пошёл к Омогаю в работники и женился на его дочери. С востока пришёл Улуу Хоро и так же поселился рядом. Эти трое легендарных предводителей и стали родоначальниками всех якутов.


    Бассейн Лены

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    еальный процесс, был, конечно, гораздо сложнее, но принцип фольклор передаёт адекватно. Якуты возникли в результате смешения местного населения с пришедшими с берегов Ангары тюрками. В первую очередь с курыканами. В XI-XII веке под напором монголов-бурятов те вынуждены были уйти вниз по течению Лены.

    Я здесь неоднократно употреблял термины "война", "вытеснение" и "ассимиляция". Следует иметь в виду то, что речь идёт о народах, не имеющих государственности и какого-то централизованного управления. То есть процесс не выглядел, как вторжение сплочённых вражеских орд с истреблением и изнасилованием всего и вся. Это было переселение родов, семей и даже отдельных людей. Значительно растянутое по времени.

    При этом пришельцы отнюдь не составляли единое целое – кровавые столкновения между родами были вполне рядовым явлением. Особенно между родами считающимися "потомками" Эллэя и Хоро (последние даже разговаривали на собственном языке). Вполне вероятно, что появление Уго Хоро в сказаниях якутов является отражением иного происхождения предков этих родов.

    Одновременно взаимоотношения пришельцев с уже имеющимся населением отнюдь не обязательно принимали форму вооружённого конфликта. Вполне рядовым явлением были взаимные браки. Тем более, что разные типы ведения хозяйства не вступали в прямой конфликт. Эвенки были кочевыми охотниками, к тому времени практически полностью пересевшими с лошадей на оленей и собак. Якуты же ещё в XIX веке с подозрением относились и к оленям и к собакам. Олень считался "омуксюосю" – иноземным скотом. А собаке вообще отказывали в наличии души. Якутов интересовали не охотничьи угодья (хотя конфликты из-за них тоже имели место), а пастбища.

    Уж не знаю, сколько скота мог погрузить на плоты Омгой, но и на новом месте якуты остались скотоводами. Причём, важнейшим из домашних животных была лошадь. Она использовалась не только, как транспорт и рабочая сила, но и как важнейший источник продовольствия – как мяса, так и кислого молока. В XVII веке якутов характеризовали, как хороших наездников. Их табуны насчитывали тысячи голов.

    Якутская лошадь – приземистая, крепкая и выносливая

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    А вот другая на картине Фомина

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    Лошадиная сбруя

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    Недоуздок

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    Ногайки

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    Даже в религиозных верованиях лошадь ценилась гораздо выше коровы и приносилась в жертву только самым опасным и могущественным духам. Тогда как духам послабее и корова сойдёт. Да и эстетически якуты считали лошадь самым красивым существом. Не удивительно, что изображения лошадиных голов и копыт украшают многие предметы.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    Чарон – сосуд для кумыса.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    В фольклоре имена лошадей упоминаются наравне с именами героев. Причём, конь зачастую прозорливее и скромнее хозяина.

    Только в XIX веке поголовье рогатого скота превысило лошадиное. На 1891 год во владении якутов числилось 131 978 лошадей и 243 153 голов рогатого скота. Примерно по 1 лошади и 2 коровы на человека. И тут мы имеем пример перехода количества в качество. Содержание лошадей требует частой смены пастбищ и вытекающей из этого кочёвки. Смена лошадей на коров привела к более осёдлой жизни. Но тут я забегаю далеко вперёд.

    Странный клинок справа в верху не оружие, а коса-горбуша. Потому и находиться на стенде с утварью.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    Якутская семья представляла собой самодостаточную экономическую единицу. Единственное, что объединяло её с остальным кланом – это пастбища и происхождение от общих предков. Помимо кровных родственников семья могла включать и сторонних людей — приёмышей, слуг ("чаіар"), рабов ("кулут"). Но, не смотря на разный уровень состоятельности, сословные различия ещё не устоялись (за исключением рабов, с чётко ограниченным ограничением прав). Жили семьи обособленно (самые крупные поселения не насчитывали и десятка домов) и собирались вместе только в случае военной опасности. Никаких юридических обязательств перед главой клана ("тойоном") они не имели. Так что последнему было желательно помимо близкого родства с основателем рода ("ага ууса") укреплять свой авторитет личными качествами или богатством. Некоторым тойонам удавалось создать вокруг себя круг зависимых людей, а то и содержать за свой счёт воинов-боотуров, но настоящими феодальными правами тойоны не обладали.

    Более крупным объединением был "улус". Кланы объединялись в улус по тому же самому принципу кровного родства – каждый улус чётко связывал своё происхождение с одним из легендарных основателей. В каждом улусе выделалось 5-6 главенствующих кланов, но о каком-то едином руководстве улуса речь не шла. Хотя отдельные роды могли заключать военные союзы.

    Войн, в привычном нам понимании, якуты не вели. Боевые действия носили вид набеговых операций небольших (20-40 человек) отрядов одного рода на другой. Целью рейда был угон скота, иногда захват в рабство женщин и детей. Гораздо реже речь шла о захвате и удержании за собой пастбищ или полном истреблении рода. Потерпевшая сторона собиралась с силами, и наносила ответный удар. Такой вялотекущий конфликт мог продолжаться несколько поколений.

    Воины-боотуры, содержались и снаряжались собственными семьями. В итоге самая крупная "армия" не превышала 200 человек (вероятно, такую силу могли выставить кангаласы, живущие в долине Туймаада). В наиболее масштабных "всеякутских" волнениях 1642 года участвовало до двух тысяч воинов (из которых непосредственно якутов насчитывалось от 700 до 1000).

    Характер операций и развитое коневодство предопределили то, что в бой якуты шли верхом. При этом встречаются упоминания защитного доспеха для лошади – "куйахтаах аттар". Впрочем, дороговизна такого снаряжения делала его весьма редким.

    Гораздо чаще упоминаются доспехи боотуров – "куйах". Наиболее распространённым был "хатырык (чешуйчатый) куйах" из бычьей или лосиной шкуры с нашитыми пластинами. Так же в текстах встречаются "тангалай куйах" (тангалай — нёбо), "иэччэх (шарнирный) куйах", "тиэрбэс иилэгэс (из нанизанных колец) куйах", "ат туйага (из лошадиных копыт) куйах". На груди могло пришиваться зерцало — "кюн". Ни один их образцов не сохранился, так что о том, что доспехи представляли на самом деле остаётся только гадать.

    Помимо доспехов с металлическими или костяными пластинами применялись гораздо более дешёвые кожаные панцири из слоёв кожи, проклеенных смолой.

    Куйах, естественно, не мог противостоять пуле, но против стрел был вполне эффективен, так что можно встретить упоминания использования его казаками.

    Помимо куйаха применялись поножи "кюнэсе", наплечники "сарын куйага", нарукавники "хары куйага", а так же раздвоенные кожаные щитки для защиты бедренной части всадника — "бэлэпчи".

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    Применялись так же металлические шлемы конической формы "Дуулага бэргэсэ", склёпанные из шести металлических пластин. Наверху имелась трубка для крепления плюмажа.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Якуты. Вниз по Лене.

    Вооружение составляли сложные составные луки ("кураахтаахсаа"), копья, пальмы – то есть оружие, требовавшее двух рук. Что определило редкое использование щитов. Но, они всё-таки упоминаются ("тоһуур куйах").

    К моменту своего "открытия" русскими якуты жили на Средней Лене, в междуречье Лены и Алдана и в низовьях Вилюя. По общей численности они немного уступали тунгусам.

     

    Часть 1. Фауна
    Часть 2. Задолго до якутов
    Часть 3. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил
    Часть 5. Новая русская землица

    Источник

    Похожие статьи:

    Фотографии старого г. Нерюнгри

    Фотографии старого г. Нерюнгри
      ...

    СБЕРЕГАЯ ПАМЯТЬ О ПЕРВОСТРОИТЕЛЯХ И УЛИЦАХ ГОРОДА НЕРЮНГРИ

    СБЕРЕГАЯ ПАМЯТЬ О ПЕРВОСТРОИТЕЛЯХ И УЛИЦАХ ГОРОДА НЕРЮНГРИ
     В нашем городе ценные в историческом и культурном отношении микротопонимы не имеют статуса памятников и не охраняются государством. Писать историю строительства города и нерюнгринских улиц нужно сегодня, пока жива память о событиях 38-летней давности, и еще можно воспроизвести забытые страницы истории со слов очевидцев, первостроителей и строителей города. Первостроители Нерюнгри создали достойное будущее для своих детей и внуков, оставили богатейшую историю целого поколения – историю поколения первопроходцев великой стройки....

    Нерюнгринцы в очередной раз замахнулись на рекорд

    Нерюнгринцы в очередной раз замахнулись на рекорд
     Около 15 часов 7 сентября 2014 года около 200 молодых жителей Нерюнгри с помощью заранее заготовленных трафаретов и баллончиков с краской написали на асфальте улицы Ленина стихотворение Михаила Лермонтова "Бородино", состоящее из 426-х слов и 98-ми строк....

    Расписание автобусов Нерюнгри

    Расписание автобусов Нерюнгри
     Расписание движения автобусных маршрутов в городе Нерюнгри (весенне-летний период) 2018г.Здесь в режиме реального времени отображается движение автобусов по всем маршрутам.  Автобусы Нерюнгри не перешли на зимнее расписание...

    ГЕРБ Нерюнгринского района

    ГЕРБ Нерюнгринского района
      Авторы герба:Нафедьев Сергей, Старцев Василий Васильевич, Макарьев Игорь Николаевич (г. Нерюнгри).Доработка:Моченов Константин Федорович (г. Химки).Компьютерный дизайн:Сергей Исаев (г. Москва).Герб утвержден решением муниципального Совета Нерюнгринского района от 10 ноября 2004 года № 5-13.Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации — № 1699.Геральдическое описание гласит:...

    Якутэтноэксп. Часть I

    Якутэтноэксп. Часть I
    Нерюнгри, Большой Нимныр, АлданВ рамках первой этнографической экспедиции была изучена великая российская горизонталь, а также немного Монголии. Вторая этнографическая экспедиция охватила всю Украину. Третья этнографическая охватила весь Кавказ и Казахстан. Очередная экспедиция полностью посвящена Якутии и Таймыру. ...
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019