Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

3148 просмотров

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

     Так уж сложилось, что большинство северных народов называются нами не так, как называются. То есть, для их обозначения используются не самоназвания, а слова, которыми их обозначают соседи. Эта ситуация постепенно изменяется. В 1931 году эвенки перестали быть "тунгусами". А с 1991 года Якутия именуется "Саха", — "по самоназванию тюркского народа, коренного населения Якутии". Вот на счёт "коренного населения" есть с чем поспорить. У Якутии были вполне реальные шансы именоваться сейчас "Юкагирия-Одул" или "Тунгуссия-Эвенкил".

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

     Как я упоминал во второй части, в результате развития ымяхтахской и усть-мильской культур на территории Якутии сложился народ юкагиров. Впрочем, в юкагирском языке нет слова "юкагир". Это искажённое тунгусское "йоке гир" – "дальние люди". Сами они себя называют "одул" или "вадул" – "силачи". И определённые основания для такого названия имелись. Когда-то это был многочисленный (по здешним меркам) народ, который контролировал огромную территорию.

    Ареал распространения юкагиров (начало II тысячелетия н.э.)

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    розовым показан ареал, контролируемый юкагирами
    сиреневым – родственными им чукото-коряками
    красной линией показана современная граница Российской Федерации;
    зелёной – Якутии-Саха;

    Правда, большой вопрос – воспринимали ли себя предки юкагиров единым народом? Тем более, что в наследство от двух "материнских" культур остались две взаимонепонимаемые группы диалектов – северная (тундровая), имеющая корни в поздней ымяхтахской культуре и южная (таёжная), происходящая от усть-мильской. И два, обусловленных различием природных условий, образа хозяйственной деятельности.

    Так или иначе, но общая численность юкагиров в начале II тысячелетия оценивается в 20-30 тысяч человек.

    Юкагиры модифицировали ламеллярный доспех, изготавливая его из напиленных кольцами оленьих рогов и скрепляя жилами. "Лэбул", скорее всего, имел форму кирассы. Но ни один экземпляр не сохранился до наших дней. Более того, все описания сделаны по легендам юкагиров. Так что, реальная конструкция панциря – вопрос открытый.

    Также использовались металлические ламеллярные доспехи ("чуон магhил"). Причём, тут речь, скорее всего, идёт не о "кирассе", а о доспехе, запахиваемом наподобие халата. Естественно, в результате контактов с другими народами у юкагиров появлялись и "импортная" военная амуниция. Так, можно встретить упоминание о наличии у юкагиров "русских" и "якутских" куяков, то есть, рубах с нашитыми на ткань пластинами или рядами пластин. Якутский железный куяк ("хатырык куйах") имел полторы сотни металлических пластин разного размера, нашитых встык или внахлёст, таким образом, чтобы самые большие были на груди и спине, а помельче – на боку. На груди могло быть нашито зерцало, тогда получался "кюннех куйах" — панцирь с солнцем.

    Есть сведения об использовании шлемов (как с острым навершием, так и приплюснутых), наручей и поножей, с пластинами из кости и металла. А вот щиты юкагиры игнорировали (в отличие от воинов периода ымяхтаха или чкуотско-корякских современников)

    Луки ("эйэ") применяли двух типов, различных по назначению. Большой с тугой тетивой — для охоты, и малый — для войны. В бою ставка делалась не на дальность, а на скорострельность (в отличие, к примеру, от чукчей). Оба лука могли иметь как простую, так и комбинированную конструкцию (берёза и лиственница, скреплённые костным рыбным клеем).

    В ближнем бою применяли длинное (2-2,4 м) копьё с заточенным с обеих сторон наконечником из железа или лосиного ребра. Оно позволяло наносить как колющие, так и рубяще-режущие удары. Несколько меньше было распространено короткое (1,5 м) копьё-пальма ("чомо-чогойэ"). Наконечники так же выполнялись из железа или ребра, но затачивались с одной стороны и могли иметь длину до 70 см. (у длинного копья – 30-40 см.). Пальма с успехом использовалась как копьё, нож или топор.

    На этой фотографии, среди прочих изделий якутских кузнецов XVIII века, можно увидеть наконечники стрел (слева вверху), нож (рядом с наконечниками), наконечник втульчатого длинного копья (справа внизу) и клинок пальмы (внизу).


    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    Перемещались юкагиры на лыжах "огурчэраа". Имеющийся в музее современный экземпляр имеет длину 155 см и ширину 17. Это далеко не предел – юкагиры применяли более широкие лыжи, чем соседи – до 30 см. Что позволяло ехать, ухватившись за оленью упряж или использовать лыжи, как волокуши. У данного экземпляра ширина уменьшается от носка к концу, но это не обязательный признак – встречалась и обратная конструкция. Оба конца заострены (носок мог быть закруглён). У носка имеется небольшой подъём.

    Изготавливались лыжи из цельных деревянных досок методом продольного строгания. В лыжах сверлились по четыре отверстия под пару петель из оленьей кожи для крепления носка обуви. Концы ремешков завязывались на заднике. В отличие от тунгусов, юкагиры использовали лыжные палки.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    Переняв у тунгусов оленеводство, юкагиры освоили верховую езду (только как транспорт) и нарты. В бою применяли двухместные нарты (один правил, второй стрелял из лука).

    Эвенкийская ездовая нарта "тэгэк". Общая длина – 190 см (полозьев – 178 см), ширина по полозьям – 58 см. Юкагирская нарта имела несколько иную конструкцию передней части – оглобля отсутствовала, а полозья загибались назад, соединяясь с жердями настила. Количество шпангоутов-копыльев могло достигать семи. Нарта могла иметь спинку, причём, у боевой нарты она располагалась в передней части.

    На нарте стоят вьючные сумы для продуктов "уйма"

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    Тяжелейший удар юкагирам нанесла миграция тунгусов (началась ещё в I тысячелетии, но основные "волны" пришлись на XII и XV/XVI вв.). Тунгусские племена пришли из Забайкалья (куда они, в свою очередь, откочевали откуда-то с юга). Собственно, и поныне значительная часть живёт в Китае и Монголии. С другой стороны, тунгусов часто связывают с прибайкальской глазковой культурой (которую я вскользь упоминал во второй части).

    Они захватили территории юкагиров вплоть до Лены и ассимилировали оставшихся. Юкагиры были частично истреблены, частично ассимилированы, частично вытеснены на восток и север. Так что, тунгусское название ("дальние люди") оказалось ближе к истине.

    Численность юкагиров упала до 4,5-5 тысяч. Им приходилось вести войну на три фронта – оборонительную от экспансии тунгусов и захватническую по отношению к чукчам и корякам. Уступая в численности любому из трёх противников. И если от тунгусов они терпели одно поражение за другим, то на востоке дела обстояли гораздо лучше. Юкагирам удалось захватить бассейн Анадыря, тем самым разделив чукч и коряков

    Однако, отступление на север лишило юкагиров доступа к месторождениям железа и, как следствие, – собственной металлургии.

    Смещение ареала юкагиров к середине XVII века

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    сиреневым обозначен ареал чукч;
    жёлтым – коряков.

    Последняя череда войн возникла при дальнейшем продвижении тунгусов в XVII веке. Противостояние было прекращено к концу века нажимом Российской империи (оба народа к тому времени признали власть России). Но численность юкагиров уже упала до 2,5 тысяч, и они не могли на равных конкурировать с соседями – чукчами (порядка 8-9 тысяч) и коряками (11-13 тысяч). В итоге в начале XVIII века на Чукотке и в бассейне Анадыря юкагиры были практически истреблены. И чукчи с коряками сцепились между собой.

    Сокращение ареала юкагиров в XIX-XX в.в.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    розовой штриховкой показан ареал, на котором проживали юкагиры (не являясь доминирующим населением) во второй половине XIX века;
    красным – в конце XX.

    Юкагиры практически вымерли к середине XX века (численность на 1897 год — 754 человека, 1926 – 443 человека, 1950 — 440). Но не исчезли окончательно. И сейчас народ насчитывает порядка 1600 человек, из которых две трети живут в Якутии. Юкагирский язык (образующий отдельную юкагирскую семью) тоже не утрачен. Хотя им владеет лишь треть юкагиров.

    Приход тунгусов стал принципиально новым этапом в истории региона. Впервые сюда пришли не охотники, а скотоводы. К тому же, их язык не был очередным представителем дени-енисейской группы, а относится к тунгусско-манчжурской.

    Эвенкийское вьючное седло "эмэгэн". В данном случае из дерева, оленьей шкуры (мехом внутрь), замши и сухожилий. Однако, лука могла изготавливаться и из кости или рога. Характерно, что обе луки одинакового размера.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    Эвенкийская лодка "дяв". На деревянный каркас с 26 шпангоутами надета изготовленная отдельно берестяная покрышка. Соединения бересты промазаны смолой. Верхний край борта укреплён рейкой с обеих сторон. Между бортами две распорки. На дне пара досок. Конструкция достаточно лёгкая для переноса.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    Детская люлька "эмкэ". Боковины выполнены из цельных изогнутых кусков дерева. Дно набрано из дощечек. Всё скреплено кожанными ремешками. Имеются так же ремешки для привязывания ребёнка. Заострённая палка слева от люльки ни что иное, как подсвечник — "сискарюк".

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    "Муручун" — коробки для хранения мелких предметов. Деревянный цилиндр из изогнутого шпона (может быть усилен по краям прутом). Обтянут чехлом из замши-ровдуги. Дно из шкуры оленя. Верхняя часть чехла подогнута и прошита. Внутрь продеты шнурки для, стягивания краёв (закрывания коробки). Рисунок или нашивается или наносится краской трафаретным способом. Чехол украшается лентами и подвесками с бусинами.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    Медвежья лапа. Оберег от злых духов. Так же должен способствовать удаче в охоте.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    Слева женский передник "нэл". Под ним коробки для рукоделия "авса". Конструктивно подобны коробкам "муручун", но более вместительные за счёт овальной формы (существует вариант в форме "восьмёрки" — зауженый в центре). Справа от коробок — унты.

    В центральной секции — различные дротики, стрелы, пальма. Слева стрелы вложены в "хутакан", который с таким же успехом мог применяться для хранения продуктов. Изготавливался их камусов — кусков шкуры с ноги оленя, зайца или песца. Сверху пришит "раструб" из замши. Затягивался ремешком.

    Здесь так же видны два самострела — широко применявшееся для охоты оружие. Нижний называется "черкан" и служит для охоты на горностая. Это даже скорее капкан, чем самострел — он не ранит зверя, а придавливает подвижной планкой, соединённой с тетивой стержнем. Устанавливается вертикально, луком сверху. Таким образом, чтобы отверстие рамы находилось перед входом в нору или дупло. Пролезая через него, зверь смещает язычок, что приводит к спуску механизма.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    А здесь уже классический самострел, берестяной биток для сбора ягод, два вьючных седла и лука ещё одного.

    Нерюнгри.Музей освоения Южной Якутии. Юкагирия-Одул или Тунгуссия-Эвенкил

    Тунгусы были многочисленны (в начале XVII века их насчитывалось порядка 30 тысяч), мобильны (за счёт использования гужевого транспорта) и неплохо умели воевать (судя по вытеснению тех же юкагиров). Вроде бы имелись все предпосылки к тому, чтобы сейчас мы говорили об Тунгуссии-Эвенкил. Но тунгусам уже дышали в затылок якуты.

    Уже с XII века якуты начали проникать в бассейн Лены. В итоге их экспансии тунгусы оказались в подчинённом положении и были рассечены на две изолированные части. Из которых образовалось два родственных народа – эвены (самоназвание "ламуты") и тунгусы (с 1931 года – эвенки). Первых насчитывается порядка 22 тысяч (из них 12 тысяч — в Якутии), вторых – 80 тысяч (из них в РФ – около половины). В Якутии более 18 тысяч эвенков. Есть они и в Нерюнгри (по переписи 2002 г. – 137 человек).

    Стоит пояснить, что, говоря про "тунгусов" или "якутов", я имею в виду их предков, мигрировавших в Якутию. Сами по себе народы сложились "на месте" в результате смешения с уже имеющимся населением. То есть я забегаю вперёд, для простоты изложения.

     

    Часть 1. Фауна
    Часть 2. Задолго до якутов
    Часть 4. Якуты. Вниз по Лене
    Часть 5. Новая русская землица

    Источник

     

     

    Похожие статьи:

    Эвенки

    Эвенки
     Эвенки — коренной народ Российской Федерации. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Самоназвание — эвенки, ставшее официальным этнонимом в 1931, старое название — тунгусы....

    Расписание автобусов Нерюнгри

    Расписание автобусов Нерюнгри
     Расписание движения автобусных маршрутов в городе Нерюнгри (весенне-летний период) 2018г.Здесь в режиме реального времени отображается движение автобусов по всем маршрутам.  Автобусы Нерюнгри не перешли на зимнее расписание...

    Якутия–Таймыр, часть вторая или знакомство с поселениями эвенков.

    Якутия–Таймыр, часть вторая или знакомство с поселениями эвенков.
     Саскылах – это центр одного из самых северных административных образований мира. Итак, почти 72º северной широты, река Анабар, республика Саха (Якутия). ...

    Забытые истории. Эвенки

    Забытые истории. Эвенки
     Эвенки являются коренным этносом Забайкалья. До 1931 года русские называли их тунгусами. Сами себя они именуют скромно – орочоны, что в переводе означает «человек, владеющий оленем»....

    Якутэтноэксп. Часть I

    Якутэтноэксп. Часть I
    Нерюнгри, Большой Нимныр, АлданВ рамках первой этнографической экспедиции была изучена великая российская горизонталь, а также немного Монголии. Вторая этнографическая экспедиция охватила всю Украину. Третья этнографическая охватила весь Кавказ и Казахстан. Очередная экспедиция полностью посвящена Якутии и Таймыру. ...

    Эвенки. Народная медицина

    Эвенки. Народная медицина
    Суровый климат Восточной Сибири подвергал человека тяжелым испытаниям: требовал от него предельного напряжения физических и моральных сил для выживания, в то же время суровая природа формировала сильный характер и особое мировосприятие. При таком климате люди искали естественные способы защиты своего организма от холода и болезней, уделяя особое внимание народной медицине. ...
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019