Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Юкагиры

10954 просмотра

    Юкагиры

     ЮКАГИРЫ (тунгусский, «говорящие невнятно», «ле­дяные старики»), вадул, одул (самоназвание, «могучий, сильный), этал, этел (корякский, чукотский), омоки (устаревший русский), народ в РФ.

    Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.

    Происхождение именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенков (тунгусов) и в XX веке закрепилось как официальное наименование.

    Традиционные занятия — рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство.etnolog.ru

    Юкагиры

    Юкагиры

    Численность и расселение

    По данным переписи 2002 г. численность юкагиров была 1509 человек. Расселены, в основном, в бассейне реки Колымы, в Республике Якутия (Саха) (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.). В Якутии юкагиры в основном сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса.

    Юкагиры

    Живут в Нижнеколымском (тундренные юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные юкагиры, или одул) районах Якутии (около 700 человек), а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области. Говорят на изолированном юкагирском языке, диалекты — тундренный и таёжный. Письменность с 1970-х годов на русской графической основе. Распространены также русский (считают родным 46% юкагиров), якутский, эвенский и чукотский языки.

    Большинство исследователей видят в юкагирах потомков древнейшего населения Восточной Сибири, принявшего также участие в формировании других палеоазиатских народов. Расселение в 1—2-м тысячелетиях в Восточной Сибири тунгусских (эвенки и эвены) и тюркских (якуты) народов привело к сокращению этнической территории юкагиров и их частичной ассимиляции. Ко времени прихода русских в середине XVII века юкагиры занимали территорию от Индигирки до Анадыря, насчитывали 4,5—5 тыс. человек и составляли несколько племенных групп («родов»): яндинцы (янгинцы), ононди, когимэ, омоки, алаи (алазеи), шоромба, олюбенцы, хоморои, анаулы, ходынцы, чуванцы, омолонцы и др. Включение в состав России, притеснения казачьей администрации (ясак, аманатство), военные столкновения с якутами, эвенами, коряками, чукчами, опустошительные эпидемии оспы 1669 и 1690 привели к резкому сокращению численности юкагиров. К концу XVII века юкагиры насчитывали 2535 человек, в первой половине XVIII века — 1400—1500 человек, в 1897 — 948 человек, в 1926—27 — менее 400 человек.

    Юкагиры делились на 12 территориальных групп («родов»), состоявших из более мелких подразделений — родов. Род возглавлялся старейшиной, часто выполнявшим функции шамана. Были также военные лидеры. Вселенная представлялась разделенной на верхний, средний и нижний миры, соединенные рекой. Традиционные верования — шаманизм, верховный небесный бог Хойл, культы духов, огня, предков, солнца, медвежий культ, жертвоприношения собак, промысловые обряды, праздник весны — Шахад-зибе. Современные Юкагиры — православные. Семья большая патриар­хальная, преобладание матрилокальности, билинейная экзогамия, наследование патрилинейное, вытеснявшая матрилинейность. Существовали обычаи левирата, избегания (табу на общение отца с женатым сыном и невесткой и др.). С конца XIX в. распространился инс­титут калыма.

    История

    ЮкагирыВ древности (VII тыс. лет до н. э.) юкагиры жили на востоке от Енисея и на Саянах, где составляли единство с носителями уральских языков (финны, самодийцы) В XVII веке, к началу русской колонизации родоплеменные группы юкагиров (чуванцы, ходынцы, анаулы) занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания. В XVII-XIX веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими. В 1897 году насчитывалось 754 юкагира, в 1970 — около 600, затем численность начала расти. Общественные отношения юкагиров долгое время сохраняли пережитки матрилокального брака. Несмотря на христианизацию в XIX веке, большое влияние среди юкагиров имели родовые шаманы.

    Основные традиционные занятия — полукочевая и кочевая охота на дикого оленя (тундровые юкагиры), лося, оленя и горного барана (таёжные юкагиры), у таёжных юкагиров — также озёрное и речное рыболовство, у тундровых — транспортное оленеводство. Летом передвигались на оленях верхом, зимой — на дугокопыльных нартах. У тундровых юкагиров были распространены собачьи прямокопыльные нарты. По воде передвигались на берестяных, долблёных или дощатых лодках, по снегу — на ступательных подшитых камусом лыжах, по насту — на голицах.

     

    Юкагиры

    Древним жилищем юкагиров были полуземлянки-чандалы, остовы которых сохранялись к моменту прихода русских, местами — до настоящего времени. Позднее таёжные юкагиры жили в конических шалашах из тонких брёвен, крытых дёрном, или в чумах с корьевым или ровдужным покрытием. Чум отапливался центральным очагом, над ним устраивали одну или две поперечных жерди для подвешивания котлов, сушки одежды, вяления рыбы и мяса. Были известны также большие срубные юрты, подобные якутским, в тундровых районах — заимствованные у эвенов цилиндро-конические чумы. Хозяйственными постройками служили амбары и лабазы на столбах. Большинство современных юкагиров живёт в срубных домах в посёлках Андрюшкино и Колымское (Верхнеколымский район), Нелемное и Зырянка (Нижнеколымский район), Марково (Магаданская область) и др.

    Традиционная одежда близка к эвенкийской и эвенской. Основная одежда — распашной кафтан длиной до колен с полами, завязывающимися тесёмками, и внутренней складкой на спине, летом — из ровдуги, зимой — из оленьих шкур. К спинке пришивали длинные «хвосты» из тюленьих шкур: у мужчин — раздвоенные сзади, у женщин — по бокам. Под кафтан надевали нагрудник, короткие штаны, летом — кожаные, зимой — меховые. Мужчины поверх кафтана носили пояс с ножом и кисетом. Зимой сверху носили длинный шарф из беличьих хвостов. Была распространена зимняя одежда из ровдуги, близкая по покрою к чукотским камлейке и кухлянке. Летняя обувь — из ровдуги, с ноговицами, завязывающимися ремешками у бедра и щиколотки, зимой — высокие торбасы из оленьих камусов, чулки из оленьего или заячьего меха. Женская одежда была более лёгкой, шилась из разноцветного меха молодых оленей. Праздничная одежда украшалась вышивкой оленьим волосом, бисером, суконными оторочками, дорогим мехом, аппликацией. Были распространены серебряные, медные и железные украшения — кольца, бляшки и др.; характерно украшение женских нагрудников — «грудное солнце» — большая серебряная бляха.

    Юкагиры

    Основная пища — мясо и рыба — варёные, вяленые, мороженые. Мясо заготавливали впрок — сушили и затем коптили и растирали в порошок. Рыбу хранили в виде юколы, истолчённой в порошок-порсу, зимой её варили с оленьей кровью или сосновой заболонью (анил кэрилэ); варёную рыбу толкли с ягодами и жиром (кульибаха). Рыбьи потроха и икру жарили, из икры пекли лепёшки. Летом ели ферментированную рыбу, заворачивая её на сутки в листья тальника. Употребляли также дикий лук, корни сараны, ягоды, в отличие от якутов и эвенов — грибы. В качестве возбуждающего средства употребляли мухомор, курили табак, листья тимьяна, заваривали чай и берёзовые наросты.

    Семья большая, в основном матрилокальная, наследование патрилинейное. Существовали обычаи левирата, избегания (табу на общение отца с женатым сыном и невесткой и др.). С конца XIX века распространился институт калыма.

    Традиции

    Основные жанры фольклора — «вороний» эпос, преда­ния, рассказы и сказки. Танцы — круговой (лонгдол) и парный подражательный («Лебедь»).

    Большую роль играли обычаи, связанные с огнём: запрещалось передавать посторонним огонь из очага, проходить между очагом и главой семьи и т. п. Традиционные верования — культы духов-хозяев, верховного небесного бога Хойл (слившийся с христианским культом), промысловых животных (особенно лося), медвежий культ, культ огня, духов предков. Были развиты представления о делении вселенной на верхний, средний и нижний миры («земли»), соединённые рекой, шаманизм. Тела умерших шаманов расчленяли, черепа хранили в доме как святыню. Основные праздники — весенний (Шахадзибе), свадьбы, удачные охоты, военные походы и т. п. — сопровождались песнями, танцами, исполнением сказаний, шаманскими камланиями. До XX века сохранялась пиктографическая письменность на бересте (тосы, шонгар-шорилэ). Основные жанры фольклора — предания, рассказы и сказки. Основные танцы — круговой (лонгдол) и парный подражательный — «Лебедь». Христианство распространяется с XVII века.

    Современные юкагиры занимаются пушным промыслом, рыболовством, оленеводством. Появилась интеллигенция. Воссоздаются родовые общины — «Чайла» («Рассвет») и «Юкагир», им выделены традиционные для хозяйственной деятельности юкагиров территории, оказывается финансовая поддержка.

    В декабре 1992 созданы Совет старейшин и Фонд возрождения юкагирского народа.

    Источники: russiasib.ruedu.severodvinsk.ruetnolog.ru

     

    Похожие статьи:

    Хотой, бабагай и синие глаза

    Хотой, бабагай и синие глаза
    Они убивают медведя и приговаривают: «Это не мы убили — это русские», их предки думали, что земля — это уши кабана, и строили юрты там, где помочилась лошадь. Во что верили и верят, кому поклоняются и чего боятся народы Сибири?...

    СТРАНА ЮКАГИРИЯ

    СТРАНА ЮКАГИРИЯ
    ЗНАКОМЬТЕСЬ: НЕЛЕМНОЕНа живописном берегу реки Ясачной, в 40 км вверх от устья, стоит маленькое село Нелемное, являющееся одной из достопримечательностей нашего улуса. Нелемное — место компактного проживания малочисленно­го народа Севера юкагиров. В настоящее время в селе проживает 296 чел., из них юкагиров — 168.Немного статистики: по данным 1989 г. общая численность юкагиров составляло 1112 чел. В Якутии проживало 697 юкагира. Основными районами проживания являют­ся Нижнеколымский (263),...

    Владимир Иохельсон и его книга “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы”

    Владимир Иохельсон и его книга “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы”
    Книга В.Иохельсона “Юкагиры и юкагиризованные тунгусы” вышла в свет в 1926 г. в серии “Труды Джезуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции” на английском языке и была отпечатана в Лейпцигской типографии. Это единственный капитальный труд, в котором рассматриваются различные аспекты этнографии, социальной жизни, семейного быта, духовной и материальной культуры юкагиров....

    Свадебные традиции якутов

    Свадебные традиции якутов
    Осень 1884 года я провел в Колымском улусе на Еигже у старика Ивана Слепцова, только что избранного в "князья" 2-го Каягалаского наслега. Как-то в половине октября к нам был послан "нарочный" с урочища Унгджа с приглашением на свадьбу....

    Праздник Ханты. Олимпийские игры отдыхают!

    Праздник Ханты. Олимпийские игры отдыхают!
     Фотофиниш, свалка на масстарте, завалы и падения в шаге от первого места бывают не только на олимпиадах и гонках F1..............! Я увидел все это в соревнованиях, которые ханты проводят на своем ежегодном празднике оленевода, охотника и рыболова. Там и так страсти кипели, а когда уже блогеры стали под оленей с фотиками бросаться… Такое началось! Веселый праздник. зы. а для тех кто досмотрит до конца — бонус! Олени-улыбаки)  ...

    Из истории религии Айыы

    Из истории религии Айыы
    Семен Иванович Николаев-Сомоготто (1923 — 2004 гг.) — этнограф, канд. исторических наук. Данная книга написана в 2000 г. Автор излагает свои мысли об истоках религии Айыы народа саха. Признаки появления основ нынешней религии Айыы наблюдаются у древних пращуров сегодняшних якутян чуть ли не с самого начала их жизни на территории Якутии. Название религии Айыы оказалось по своему возрасту ровесником древнейшим топонимам края. Данная краткая запись — первая ласточка в данном направлении....
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019