Меню пользователя Написать статью Добавить видео Регистрация Войти

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Вольные охотники - русскоустьинцы

8 декабря 2016
3391 просмотр


    Вольные охотники - русскоустьинцы

    Считается, что село Русское Устье было основано в конце 16 века русскими поморами. По преданиям, около 1570 года из старых владений Новгорода Великого, не вытерпев преследований и гонений опричников Ивана Грозного, в море вышли несколько кочей поморов. Они устремились на восток, туда, куда летят птицы. После долгих лет скитаний они вышли к устью Индигирки и места им понравились первым делом срубили из плавника церковь, баню и кабак.

    Русскоустьинцы (индигирщики) — субэтническая группа русских, старожильческое население села Русское Устье (от которого они получили своё название), также живут в посёлке Чокурдах Аллаиховского улуса республики Саха (Якутия) (в низовьях реки Индигирки). Являются одной из древнейших групп русского народа в Сибири, предположительно заселили устье реки Индигирки в самом начале XVII века.

    Постановлением Госкомстата России от 02.09.2002 г. № 171 в алфавитный перечень национальностей и языков России, составленный Институтом Этнологии РАН РФ, включены русскоустьинцы и индигирщики. Русскоустьинцами во время переписи себя назвали 8 человек, индигирщиками — 7 человек.

    Другой путь, по которому русские достигли Крайнего Севера — по рекам и волокам, — осваивая Восточную Сибирь. Дата основания Ленского (Якутского) острога — 1632 год. Оттуда отряды первопроходцев спускались по Лене и морем достигли Яны, Индигирки, Колымы и Анадыря.Хорошо известно, что в 1638 году тобольский казак Иван Ребров морем доплыл до Индигирки, где построил два острожка. Одновременно с «морским ходом» землепроходцы достигли Индигирки сухопутьем и основали в 1638 году Зашиверский острог, ставший впоследствии городом.Загадочный русский город на Индигирке Зашиверск — Якутская Помпея — имел свои периоды расцвета и упадка, однако вплоть до ХIХ века оставался одним из главных форпостов русского влияния на северо-востоке Азии. До наших дней сохранился уникальный архитектурный памятник этого города — Спасо-Зашиверская церковь. В своё время в целях сохранения она была вывезена в Новосибирск и установлена в музее под открытым небом.

    Русскоустьинцы были приписаны к Зашиверску и стали называться «зашиверскими мещанами». После упразднения Зашиверска их стали называть «верхоянскими мещанами». Живя в окружении местных народностей и отчасти смешиваясь с ними, они, тем не менее, сохранили почти в неприкосновенной свежести родной язык, устное народное творчество и, главное, истинно русское самосознание.

    Видимо, поэтому многих путешественников удивляла одна, на первый взгляд, странная особенность: чем дальше на север едешь по Якутии, тем большее распространение имеет знание русского языка среди аборигенов. Принеся с собой более высокую культуру, индигирщики не подверглись ассимилирующему влиянию соседей. Восприняв у них всё необходимое для жизни и ведения хозяйства в условиях Севера и героически сопротивляясь полярной стихии, они не утратили своего национального облика.

    Индигирские старожилы разговаривали на своеобразном диалекте русского языка. Из-за особенностей произношения он назывался «шаркающим». Он развился из севернорусских говоров XVI века вдали от торговых путей и почти в изоляции. В результате чего в языке русскоустьинцев присутствуют севернорусские архаизмы. Также он подвергся некоторому влиянию якутского и юкагирского языков. В настояще время говор Нижней Индигирки почти вытеснен русским литературным языком.

    Индигирщики, поставленные в особые условия существования, лишённые самых важных предметов первой необходимости, без хлеба, молока и соли, будучи по внешнему виду наполовину монголоидами, продолжали упорно говорить только на русском языке, сумели сохранить русские сказки, песни и обряды, давно забытые в других местах России.

    В наши дни много говорят о приспособляемости человеческого организма к арктическому климату и суровому полярному быту, работают над этой проблемой целые институты. А тут люди, выражаясь современным языком, несколько столетий живут в экстремальных условиях.В 1986 году Пушкинский Дом выпустил книгу «Фольклор Русского Устья», которую русский писатель В.Г.Распутин назвал «поэтической исповедью, самосказанием таинственной души, её вдохновенным распевом». Характерной особенностью русскоустьинцев является то, что они до последнего времени находили большое удовольствие в сказывании сказок и исполнении песен.

    Русское Устье находится на 71 градусе северной широты. Здесь бескрайняя тундра. Среднегодовая температура воздуха 15 градусов. Основное занятие населения — рыболовство и охота на белого песца.

    Ни коневодство, ни оленеводство не укладывалось в традиции оседлой земледельческой русской культуры, поэтому вместо оленьей, как у северных народов, русскоустьинцы использовали только собачьи упряжки.

    Старожилы Индигирки строили дома из плавникового леса с плоской крышей, на местах рыбной ловли строили летние дома. В устном народном творчестве сохранялись многие архаичные произведения русского фольклора – былины, песни, сказки. В конце 80-х годов XX века краевед А.Г.Чикачев основал фольклорно-этнографический ансамбль «Русскоустьинцы» при Аллаиховском районном Доме культуры, который побывал во многих районах республики и России.

    Чикачев на заимке

    Кстати, еще в середине XIX века мои земляки — русскоустьинцы обращались Генерал-губернатору Восточной Сибири через прессу, где отказывались от мещанского сословия и просили приравнять их к инородцам. Это был беспрецедентный случай в мировой истории.

    Древний народ новгородцы-русскоустьинцы, который и в наши дни сохранил старинные традиции, находится под угрозой исчезновения. Людей, принадлежащих к нему, осталось всего более сотни.

    «Новгородцы были опытные мореходы и поэтому они сумели дойти до берегов Северного Ледовитого океана на кораблях. Жизнь в замкнутом пространстве позволила им сохранить древние формы культуры, которые у нас, в Новгороде, к сожалению, утеряны. Уже научно доказано новгородское происхождение русскоустьинцев. И самое главное — они являются истинными носителями древнеславянской культуры», — рассказал завотделом по культурному наследию администрации Великого Новгорода Владимир Орлов.

    Власти республики пытаются принять меры по поддержке жителей Русского Устья. В частности, предлагалось внести их в список малочисленных народов Севера, для того чтобы у них появились привилегии и льготы. Однако слово «русский» в их самоназвании не позволяет это сделать, а менять его новгородцы-русскоустьинцы не намерены.

    Автор: Степан Сивцев

    Источник: hunting.ru

    Комментарии (0)
    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2024