Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер
Все для рыбалки

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Шаманизм народов Сибири и Дальнего Востока

3984 просмотра

    Шаманизм народов Сибири и Дальнего Востока

     Традиционное мировоззрение народов Сибири — шаманизм — является особой формой видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Оно нацелено на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека.

    Шаманизм народов Сибири и Дальнего Востока

    Традиционное мировоззрение

    Шаман у дерева с изображениями духов-помощников. Эвенки. Енисейская губ., Туруханский край. Начало XX в.

    Шаман у дерева с изображениями духов-помощников. Эвенки. Енисейская губ., Туруханский край. Начало XX в. 

    Шаманизм сформировался в рамках древнего дуалистического мировоззрения, разделяющего мир на обыденный и сакральный. В основе его концепции лежит анимистическая картина мира: вера в духов и божеств природы, душу людей, духов-помощников шамана.

    В традиционной культуре понятие "шаманизм" можно интерпретировать как целостную систему, включающую в себя религиозно-мифологическое мировоззрение, широкую культовую практику, институт шаманства.

    Сибирский шаманизм, в частности, отражает классическое шаманское мировоззрение. Благодаря русским путешественникам и ученым-исследователям Сибири слово "шаман", взятое из тунгусо-маньчжурских языков, стало известно во всем мире.

    Шаман

    Бубен шамана. Алтайцы. Томская губ., Бийский округ. Начало XX в.

    Бубен шамана. Алтайцы. Томская губ., Бийский округ. Начало XX в.

    Традиционно шаманы играли важную роль в жизни своих соплеменников. Связанные с широким кругом людей, они являлись защитниками и посредниками между миром людей и миром духов.

    Шаман — посредник, избранный духами. Важную роль в становлении личности шамана играли обряды посвящения, увеличения сакральной силы и обретения им статуса Большого шамана.
    Слово "шаман" связано с глаголом "са" — "знать". Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций и категорий шамана. Например, шаманы у якутов назывались "ойун", а шаманки — "удаган"; у ненцев — "тадебей"; у бурят — "боо"; у кетов — "сенин"; у юкагиров — "алма"; у эвенков — "саман", "шаман"; у алтайцев — "кам". Известно, что от последнего тюркского слова "кам" произошло и слово "камлание", обозначающее обрядовое действие шамана в состоянии экстаза, которое осмыслялось как полет по мирам Вселенной.

    Шаманский дар

    Шаманский дар передавался по наследству, чаще — через поколение от деда к внуку.Важно было избранничество будущего шамана духами, которые "принуждали" его к шаманской практике. Избрание сопровождалось особым психологическим состоянием, так называемой "шаманской болезнью". Случалось это обычно у сильных шаманов в возрасте 12 лет. Становление будущего шамана длилось от семи до двенадцати лет.

    Обучение

    Шаман. Алтайцы. Томская губ., Бийский округ. Начало XX в.

    Шаман. Алтайцы. Томская губ., Бийский округ. Начало XX в.

    Обучение будущего шамана осуществлялось опытным наставником. Если род признавал за кандидатом в шаманы право быть таковым, то проводился обряд посвящения, во время которого каждый атрибут освящался и наделялся сакральной силой (обряды "оживления").

    Первыми атрибутами начинающего шамана могли быть изображения духов-помощников, нагрудник, посох, бубен и колотушка.
    Опытный шаман передавал молодому не только свои атрибуты, но и знание о явлениях природы, промыслах и т. д. Например, у ненцев осенью и весной шаманы отправлялись в тундру, изучали состояние почвы, следили за прилетом птиц, анатомировали животных. По всем этим признакам они составляли представление о состоянии пастбищ и изобилия охотничьих угодий. Все эти действия проводились обязательно в тайне от сородичей.

    Костюм

    Маска шамана. Эвенки. Забайкалье, Нерчинский округ. Начало XX в.

    Маска шамана. Эвенки. Забайкалье, Нерчинский округ. Начало XX в.

    В костюме были сосредоточены все жизненные силы шамана и его предков, он являлся главным атрибутом перевоплощения в облик своего зверя (оленя, медведя, тигра, волка) или птицу-двойника.
    Воплощаясь в него, шаман обретал силу всевидения и становился полудухом-получеловеком, звериный двойник которого мог проникать в недоступные миры обратной реальности, представляющиеся как полеты во Вселенной.
    Сильный шаман в течение жизни имел несколько головных уборов — от простой шапки до железной короны. Головной убор сильного шамана у селькупов, эвенков и бурят представлял собой железную "корону" с рогами. Рога на таких головных уборах служили орудием борьбы: шаман бодался со злыми духами.
    Кафтан или парку с подвесками получал сильный шаман, уже имевший нагрудник, головной убор и колотушку с бубном.

    Категории шаманов

    У народов Сибири и Дальнего Востока шаманы делились на категории в зависимости от их способностей.

    Наиболее сильными считались так называемые "железные" шаманы Центральной и Восточной Сибири (например, эвенки), связанные с кузнечеством и использовавшие металл (преимущественно железо) в атрибутике.

    Маска шамана. Эвенки. Забайкалье, Нерчинский округ. Начало XX в.

    Маска шамана. Эвенки. Забайкалье, Нерчинский округ. Начало XX в.

    Отличительной чертой южно-сибирского шаманства (алтайцев, тувинцев, хакасов) и связанного с ними якутского и бурятского являлось разделение шаманов на белых, камлавших в Верхний мир, и черных, камлавших во все миры.

    Преобладание семейной формы шаманства и широкая практика травестизма (перемены пола) были характерны для народов Северо-Востока Азии (чукчей, коряков, эскимосов).
    В шаманской практике народов Амура (нанайцев, удэгейцев, орочей и других) в равной степени сочеталось родовое шаманство с производственной и календарной обрядностью.
    У западносибирских народов (кетов, хантов, ненцев и других) сложилась специализация сакральных лиц: гадателей и предсказателей, певцов, отправителей промысловых культов, собственно шаманов.

    Шаманы — посредники между мирами

    Изображение духа хозяйки п-ва Ямал. Ненцы. Тобольская губ., п-в Ямал. Конец XIX начало XX в.

    Изображение духа хозяйки п-ва Ямал. Ненцы. Тобольская губ., п-в Ямал. Конец XIX — начало XX в.

    Шаманы, будучи посредниками между миром людей и миром духов, обладали не только способностью видеть иную особую реальность и путешествовать по ней, но и пребывать одновременно в двух мирах. Вселенная представлялась особой реальностью — сакральным пространством и временем, в котором действуют свои особые законы, отличные от обыденной жизни.

    Основными функциями сибирских шаманов были гадание и предсказание, лечение, проводы души.
    Кроме того, сибирские шаманы могли отправлять промысловые, семейные и погребальные культы.

    Современный шаманизм

    Современный шаманизм обретает новые формы, новое прочтение древних представлений и ритуалов. В настоящее время известны сибирские шаманские школы в Якутии, Туве, Хакасии, на Алтае, сочетающие традиции с новой интерпретацией духовного (мистического и ритуального) опыта. Эта тема поиска пути обретения человеком гармонии с собой и восстановления во многом утраченных связей с природой и культурой — является лейтмотивом не только шаманского мировоззрения, но и личностных исканий современного человека.
    Это осознание необходимости связи со своими истоками, корнями, с традициями своего народа, культурным и природным пространством.

    Источник

     

    Похожие статьи:

    Религиозные представления и верования народов Сибири и Дальнего Востока: шаманизм, буддизм, христианство

    Религиозные представления и верования народов Сибири и Дальнего Востока: шаманизм, буддизм, христианство
     На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы...

    ОСТОРОЖНО: ШАМАНСКИЕ МОГИЛЫ

    ОСТОРОЖНО: ШАМАНСКИЕ МОГИЛЫ
     Леденящая кровь тема – шаманские захоронения. Сколько легенд о них ходит по Якутии, сколько мистики в этой теме, которая даже в ХХ1 веке, теперь уже при помощи новых технологий распространяется по миру и не перестает волновать любого, в ком есть хоть капля древней крови саха....

    Шаман - любимец духов

    Шаман - любимец духов
    Как правило, человек сам волен выбирать себе профессию. Однако на свете существует род занятий, который не выбирают. Эта профессия сама назначает тех, кто будет ею заниматься, и обратного пути у таких людей нет. Что же означает быть шаманом — получить от судьбы подарок или проклятие?...

    Костюм шамана

    Костюм шамана
     Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия. ...

    Шаманы, духи и божества народов севера

    Шаманы, духи и божества народов севера
     Коренные якуты издревле верят в Айыы, в духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Во время моей поездки мы не раз спрашивали о религии, встречаясь с разными людьми, многие рассказывали очень интересные и новые вещи, что стало стимулом прозондировать вопрос чуть глубже по возвращении домой. Конечно мы интересовались, кто же такие настоящие якутские шаманы, существуют ли они на самом деле и какими способностями обладают.Также мы побывали в этно-усадьбе семьи Атласовых, где хозяйка Валентина Иннокентьевна показала нам несколько традиционных...

    Якутская мифология и шаманы

    Якутская мифология и шаманы
     Миф. Это слово, вкладывая в него различное значение, используют ученые многих специальностей — фольклористы, этнографы, историки, философы и т.п., а также политики разных времен. Общее, пожалуй, в этих определениях то, что миф символизирует вымысел, ошибочное объяснение. Для тех, кто создал миф, он является истиной, частью знаний об окружающем человека мире, о жизни человеческих общностей различных уровней. Так, миф о первопредках, о знаменитых героях и др. были для каждого этноса частью исторических преданий и рассказов. Именно поэтому...
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ЗАКАЗАТЬ РЕКЛАМУ ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2018