Вопреки распространённым представлениям, зима в Якутии длится не восемь и даже не шесть месяцев. Пять — с середины октября до середины марта. Именно в середине октября, по преданиям, из Северного Ледовитого океана в мир людей является Бык зимы.
Вот как описывается Бык в народной песне:
Когда я посмотрел на него,
он сильным морозом задышал,
дыхание у него — густой туман,
доха — из ледяных сосулек,
нос — из ледяной глыбы,
глаза — как до дна промерзшие проруби,
ресницы — из ледяной бахромы,
имел длиннее длинного остроконечные рога,
спину такую огромную, что застилала солнце,
брюхо из иглистых льдин,
загривок из громадных льдин,
пот из кухтяного* снега,
из подмышек шел резкий холод,
из паха — редкая стужа,
хвост его — иссушающая засуха,
спутник — великий голод,
бока его — алчность и жадность,
ребра его — ненасытность и обжорство,
вот какое страшилище, оказывается!
*КУХТА — жен., сиб. косматый иней на деревьях, куржевина, опока. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.
Согласно преданиям, столь внушительный облик Быка зимы сформировался ещё у древних якутов, находивших останки мамонтов, чьи бивни они принимали за рога исполинских быков. Также существует мнение, что те останки обнаруживались часто вмёрзшими в лёд, что и предопределило их "происхождение".
Бык зимы символизирует не только сам сезон, но и его процессы, привязанные к определённым календарным дням. Например, 31 января, в первый Афанасьев день, у Быка ломается первый рог. С этим явлением связывают наступление нового этапа зимы — ветреного. Морозы по-прежнему суровы, Бык свиреп и полон сил. 12 февраля, во второй Афанасьев день, у Быка отламывается второй рог. Дни заметно длиннее и светлее, морозы ослабевают. В конце февраля отваливается голова Быка, зима подошла к концу. К середине марта отламывается передняя часть туловища, наступает весна. Останки Быка уплывают с ледоходом обратно в Северный Ледовитый океан.
Даты трансформаций Быка условны; по сей день исследователи не могут прийти к единому мнению, что, впрочем, объясняется тем, что зима весьма неравномерно проявляет себя по всей Якутии.
14 октября, Покров день – Бык Эhээ Дьыла выходит из Ледовитого океана на Серединный мир наступает зима. У него еще нет рогов, но даже его дыхание приносит холод и мокрый снег.
8 ноября – У Быка Эhээ Дьыла вырастает Первый рог. Начинаются устойчивые зимние морозные дни.
21 ноября – Кончик рога заостряется. Морозы усиливаются.
21 декабря – Вырастает Второй рог. Начинаются знаменитые трескучие якутские морозы.
8 января – Заостряется кончик Второго рога. Мороз набирает полную силу, начинаются крещенские морозы.
31 января – Острие у обоих Рогов притупляется. Морозы слегка ослабевают.
12 февраля – У Быка Эhээ Дьыла ломается первый рог. Морозы заметно ослабевают.
24 февраля – У Быка Эhээ Дьыла ломается Второй рог и морозный период года заканчивается.
22 мая – Новый год по календарю народа саха. Первый ысыах года. Полностью тают останки рогов Быка Эhээ Дьыла, и он уплывает на Ледовитый океан отдыхать до следующей зимы. Холодное время года уже позади, у скота заканчивается стойловый период, наступает весна.
Гусь и журавльКак-то сидел на берегу озера жирный линялый гусь.Неожиданно поблизости опустился журавль. Журавль рядом с гусем выглядел худым, заморенным, и самодовольный гусь начал насмехаться над ним:— Какой же ты, братец журавль, тощий да костлявый!.. Можно подумать, ты всё лето ничего не ел...Тут они оба заметили охотника, который берегом озера подкрадывался к ним с ружьём в руках. Лёгкий журавль мгновенно поднялся и улетел. А жирный, толстозадый гусь пока развёл свои крылья да пока взмахнул ими, уже прогремел...
В Лондоне издан главный якутский эпос — «Олонхо». Это первый полноценный перевод поэмы о богатыре народа Саха на английский язык. Работу начали еще в 2005 году, когда ЮНЕСКО объявила «Олонхо» шедевром человеческого наследия....
Смерть не всегда страшна. Злой – не значит плохой. Этим и другим премудростям жизни детей учат якутские сказки. О том, как ребенок понимает, что добро всегда сильнее зла, а смекалка и хитрость важнее физической силы, и почему важно детям передать народную мудрость, рассказали эксперты....
Носители якутского фольклора — исполнители-рассказчики — именуют предания, легенды и мифы общим названием хэпсээн (кэпсэх, сэЬэн) — рассказ (предание). Если сказка воспринималась как вымысел, то предания, легенды и мифы осознавались как реальность. Якутская пословица говорит "кэпсээн эбилээх, олонхо омуннаах, ырыа дор5оонноох" — "рассказ (предание) — с прибавлением, олонхо — с преувеличением, песня — с созвучием". Так метко характеризует народная мудрость различие жанров фольклора....
Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов — курыканы (1) упоминаются в орхонских надписях VI — VIII вв....
Омогой Баай, Эллэй Боотур1 Много-много лет тому назад, когда этот край (нынешнюю Якутию) населяли одни тунгусы, Омогой Баай, ставший первопредком якутской народности, из-за больших распрей и вражды потерпев поражение, примерно с двадцатью домочадцами и рабами с реки Ангары приплыл по реке, говорят, в этот край — в Сайсары, или иначе в Необозримую Туймааду, на место нынешнего города [Якутска]. ...
Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.