Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер
Бесплатная доска объявлений по всему миру
Русский сайт

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Беспокойный экспонат №2104

1931 просмотр

    Беспокойный экспонат №2104

    В Якутске существует легенда о шумном духе шаманки, которая не давала покоя вахтерам, охранявшим в ночное время Якутский объединенный музей истории и культуры народов Севера имени Емельяна Ярославского. Мумия шаманки выставлялась там с 1937 по 1998 год.

    Беспокойный экспонат №2104

    Сообщения о музейном полтергейсте публиковались в местных газетах, невероятные подробности мистических событий передавались из уст в уста. Автор статьи услышал рассказ о беспокойном экспонате под номером 2104 от сотрудников Отдела вневедомственной охраны УВД...

    Требуется погребение!

    В ночное время вахтеры музея слышали в здании шаги, шум, стуки, вздохи и даже сетования древней покойницы из-за того, что ее тело «не хоронят, мучают душу, издеваются». Иногда в залах начинали погромыхивать шаманские бубны. Не на шутку перепуганные вахтеры категорически отказывались от работы в ночное время, и службу по охране музея передали в ведение органов милиции. Но даже бывалым милиционерам служба в музее не показалась сахаром.

    Мумия лежала под стеклом в деревянной витрине. На особо впечатлительных посетителей она действовала плохо: ввалившиеся глазницы и рот, иссохшие руки, почерневшие пальцы производили удручающее впечатление… А каково было одиноким вахтерам в ночное время, когда они слышали гулкие шаги и вопли в пустом здании! По словам одного из сторожей, он «запирался в своей комнатушке и лихорадочно вспоминал все молитвы Богу!»..

    Более того! Оказывается, она во снах являлась некоторым посетителям музея и требовала захоронить ее. Об этом есть записи в «Книге отзывов». В 1998 году по ходатайству искусствоведов и администрации села Суола Мегино-Кангаласско-го района Якутии была создана рабочая экспертная комиссия. Министерство культуры издало приказ о списании музейного экспоната «… в связи с физиотехническим устарением, участившимися случаями негативной реакции со стороны посетителей». Обряд погребения останков шаманки был совершен 14 апреля 1998 года.

    Молчание музейных работников

    Автор статьи затеял провести собственное расследование этой истории и отправился в музей. Кассир, узнав, что меня интересует, посоветовала обратиться к старшему научному сотруднику, та переправила к главному хранителю, затем к заместителю директора. Ощущался налет административного сопротивления: чувствовалось, что работники музеи не хотят делиться информацией. Меня попросили даже написать заявку на имя директора — мол, позвольте ознакомиться с материалами, касающимися загадочной мумии.

    Беспокойный экспонат №2104

    В конце концов, я оказался у директора музея — Егора Спиридоновича Шишигина — краеведа и музееведа, исследователя истории Русской православной церкви, а также духовной культуры народов Якутии. К моему удивлению, Егор Спиридонович встретил меня приветливо. В беседе с ним выяснилось, что тревожащая людей по ночам беспокойная мумия — «экспонат №2104» — это вовсе не шаманка!

    Забегая вперед, отмечу: несмотря на распоряжение директора, сотрудники администрации музея нашли различные предлоги, чтобы не дать мне ознакомиться с материалами, касающимися таинственного экспоната! Ни фотографий, ни документов, ни файлов! Просто посоветовали мне самостоятельно поискать в библиотеках соответствующую литературу по истории края. И все же из административного корпуса я вышел с солидным багажом информации — сказался опыт работы в органах МВД. Теперь все по порядку...

    Женщина была язычницей, но не шаманкой

    В 1937 году Якутский областной музей им. Емельяна Ярославского на гребне волны борьбы с религией в Стране Советов организовал археологическую атеистическую экспедицию. Целью экспедиции были раскопки трех могил XVIII века, находившихся на территории Первого Моюрукского (ныне Мегино-Кангаласский улус) и Чалгинского наслегов, в местности Кисьтербит. Там в незапамятные времена были захоронены родоначальник моюрукских якутов Ага Уос Дьорхо, его невестка, его дед Иделыи и дядя Акатта.

    Неподалеку от захоронения археологи раскопали массивное надмогильное сооружение, под которым были обнаружены два погребения — сына Дьорхо Муруку и его супруги. Всего экспедиция вскрыла девять могил. Хорошо сохранившиеся вещи и мумия невестки Ага Уос Дьорхо — инвентарный номер 2104 — и стали экспонатами якутского музея.

    Надмогильное сооружение было выполнено в виде памятника типа чардаат. Само название «чардаат» означает «чердак», или «ограда вокруг могилы». Получается, погребенная женщина не являлась шаманкой. Шаманов хоронили не в земле, а в подвешенной над землей колоде -арангасе. Она была язычницей — ее руки вытянуты вдоль туловища. В могиле находились чорон (якутская посуда), седло, украшения, бытовая утварь — женщина была из богатой семьи. По древним якутским языческим верованиям, покойным «по ту сторону бытия» требовались еда и питье, ведь они продолжали жить в «иных сферах».

    Надо отметить, что традиционно якутские захоронения представляли собой только арангасы, но Екатерина Вторая запретила надземные погребения, и якутов стали хоронить в земле. Значит, найденные погребения были созданы уже после 1763 года.

    А шаманов народ продолжал хоронить в арангасах.

    Родовое проклятие

    Директор музея Егор Спиридонович рассказал также следующее. «С попустительства Министерства культуры», несмотря на энергичные протесты музея, мумию этой женщины и весь погребальный комплекс в конце концов передали родственникам, которые и совершили перезахоронение в 1998 году. Родственники утверждали: «Тело нашей прародительницы лежит на всеобщем обозрении в музее. Потому в нашем клане спивается молодежь, люди рано умирают. Мы требуем вернуть мумию нам, чтобы предать ее земле. Мы желаем достойно захоронить останки нашей прародительницы, чтобы снять родовое проклятие»...

    Беспокойный экспонат №2104

    При перезахоронении семья постаралась соблюсти все традиции: на месте бывшей могилы сделали новый бревенчатый сруб традиционного языческого памятника — чардаат, провели соответствующий обряд.

    Позже другие источники сообщили автору статьи, что родственники поначалу выкрали мумию из музея. И только после этого республиканские власти, не предавая дело широкой огласке, документально оформили официальную передачу останков. Скандальное разбирательство старинного клана с правительством тянулось примерно полгода и было засекречено. Возможно, это тоже являлось причиной отказа мне в ознакомлении с музейной документацией.

    Не миновать беды!

    Беспокойный экспонат №2104

    При захоронении мощей в апреле 1998 года, по приглашению родственников потомков погребаемой, присутствовала Эдьиий Дора — известная якутская ясновидящая и целительница — Федора (Дора) Иннокентьевна Кобякова.

    Она сообщила присутствующим, что дух прародительницы говорит ей: «Этой весной на ближних речках и озерах нельзя охотиться на дичь, на уток, ибо в них будет находиться часть моей души. Если кто нарушит мое требование, тому не миновать беды!»

    На похоронах присутствовал прибывший из села Табага некто Василий Языков. Он по какой-то причине не предупредил своих детей о запрете на охоту, и той весной его сын все же подстрелил утку. И трагедия не замедлила последовать: его дочь — школьница — вскоре покончила жизнь самоубийством. Древнее проклятие рода продолжало действовать!

    Черти на ферме

    Директор музея предположил, что в постсоветское время якуты стали чересчур суеверными, появилось множество экстрасенсов, возродились языческие обряды, поклонение различным духам, преподношение даров языческим божкам, и многое другое. Но лично он, будучи христианином, воспринимает все эти обряды не как проявление религии, а больше как якутскую народную традицию. Даже русские охотники, бывает, не гнушаются привязать в тайге лоскуток материи к ветке так называемого шаман-дерева.

    Тем не менее Егор Спиридонович признает: нечистая сила, бывает, может себя каким-то образом показать. К примеру, жители местности Бырама Мегино-Кангаласского района принялись утверждать, что на ферме у них орудуют черти. Для очистки фермы из Якутска были вызваны священники. Поначалу священнослужители были настроены весьма скептически, но после проведения обряда были вынуждены признать, что деревенские правы — в коровнике присутствовали абаасы — черти. После молитвенных обрядов очищения нечисть покинула это место.

    Однако в конце беседы относительно музейного шумного «экспоната №2104» Егор Спиридонович совершенно серьезно сослался на «избыточную впечатлительность» ночной охраны музея. Возможно, он что-то скрывал; вспомним откровенное нежелание администрации ознакомить меня с материалами относительно «шумной мумии». Но и рассказанное впечатляет!

    Андрей ЕФРЕМОВ

    источник: paranormal-news.ru

     

    Похожие статьи:

    Шаман - любимец духов

    Шаман - любимец духов
    Как правило, человек сам волен выбирать себе профессию. Однако на свете существует род занятий, который не выбирают. Эта профессия сама назначает тех, кто будет ею заниматься, и обратного пути у таких людей нет. Что же означает быть шаманом — получить от судьбы подарок или проклятие?...

    ОСТОРОЖНО: ШАМАНСКИЕ МОГИЛЫ

    ОСТОРОЖНО: ШАМАНСКИЕ МОГИЛЫ
     Леденящая кровь тема – шаманские захоронения. Сколько легенд о них ходит по Якутии, сколько мистики в этой теме, которая даже в ХХ1 веке, теперь уже при помощи новых технологий распространяется по миру и не перестает волновать любого, в ком есть хоть капля древней крови саха....

    Религиозные представления и верования народов Сибири и Дальнего Востока: шаманизм, буддизм, христианство

    Религиозные представления и верования народов Сибири и Дальнего Востока: шаманизм, буддизм, христианство
     На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы...

    Костюм шамана

    Костюм шамана
     Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия. ...

    Якутская мифология и шаманы

    Якутская мифология и шаманы
     Миф. Это слово, вкладывая в него различное значение, используют ученые многих специальностей — фольклористы, этнографы, историки, философы и т.п., а также политики разных времен. Общее, пожалуй, в этих определениях то, что миф символизирует вымысел, ошибочное объяснение. Для тех, кто создал миф, он является истиной, частью знаний об окружающем человека мире, о жизни человеческих общностей различных уровней. Так, миф о первопредках, о знаменитых героях и др. были для каждого этноса частью исторических преданий и рассказов. Именно поэтому...

    Шаманы, духи и божества народов севера

    Шаманы, духи и божества народов севера
     Коренные якуты издревле верят в Айыы, в духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Во время моей поездки мы не раз спрашивали о религии, встречаясь с разными людьми, многие рассказывали очень интересные и новые вещи, что стало стимулом прозондировать вопрос чуть глубже по возвращении домой. Конечно мы интересовались, кто же такие настоящие якутские шаманы, существуют ли они на самом деле и какими способностями обладают.Также мы побывали в этно-усадьбе семьи Атласовых, где хозяйка Валентина Иннокентьевна показала нам несколько традиционных...
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019