Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер
Русский сайт

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Абаасы — злые Якутские духи

9026 просмотров

    Абаасы — злые Якутские духи

     Абасы (абаасы, якут. абааhы) — объединённое название бесчисленного множества злых божеств и духов верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии. Само слово происходит из корня “аба” – зло. Подчиняются только старшим по иерархии — основателям родов, и их сыновьям — главам основных племён (девять племён верхнего мира и восемь нижнего).

    Абаасы — злые Якутские духи

     В якутском эпосе олонхо небесных и подземных абаасы часто называют ещё ‘адьарай’ (чудовище). Слова ‘абаасы’ и ‘адьарай’ используются как синонимы. Былинные и сказочные абаасы, в отличие от настоящих, древних, ничем не отличаются от людей, кроме физических уродств и скверного характера. Их создали великие абаасы для того, чтобы они сокращали род людской — творение “айыы” (добрых духов). Они смертны, и даже иногда могут вновь перевоплотиться в человека, если какая-либо существенная часть тела попадёт в руки родных умершего. Они подвержены всем человеческим страстям и воюют с людьми из-за обладания женщинами. От людей отличаются людоедством и уродливой наружностью, часто их представляют этакими половинчатыми людьми (одна рука, нога, глаз).

    Они духи, поэтому обычно невидимы простым глазом. В тех случаях, когда они показываются человеку, они могут принимать любой облик, т.к. объединяют в себе все страхи и пороки людей. Чаще всего появляются в виде огня, большого человеческого силуэта, железного чудовища и т.п.

    Все вредные и опасные вещи, животные и растения — созданы абаасы.

    Абаасы искушают людей на плохие поступки, преступления, внушают страхи, насылают на них страдания и болезни. Питаются душами, как людей, так и животных, поэтому от них обычно можно откупиться жертвоприношением. Если человек не дожил до 70-и лет — считается, что его душу украли абаасы. Шаманы, лечащие больного человека, первым делом выясняют, что за абаасы причинил болезнь. Если абаасы не получится изгнать, то следует принести ему в жертву животное, душу которого как бы обменивается на душу больного человека.

    Места обитания абаасы в трёх мирах

    Божества абаасы верхнего мира, обитающие по краям нижних небес (в западной, северной и южной частях видимого неба), в традиционных верованиях олицетворяют злое начало. В олонхо сохранился эпизод, в котором повествуется, как абаасы заселили видимые части неба, после того, как демиург создал небо:

    «А в сказаньях седых времён
    Прежде слыхали мы,
    От предков узнали мы,
    Что, кроме рода айыы,
    За гранью мятежных небес,
    …Летящих с запада на восток,
    …Утвердились вначале времён
    Прародители девяти племён
    Верхних адьараев-абаасы.
    …Заселили весь южный край
    Завихряющихся в бездну небес
    …Шаманов, оборотней, ведунов,
    Кружащихся, как снеговой ураган
    Северных ущербных небес.»
    Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая. С.10.

    Абаасы — злые Якутские духиГлава божеств абаасы верхнего мира — Улуутуйар Улуу Суорун Тойон (величайший великий ворон господин). Чаще его называют Улуу Тойоном (великий господин). Он отец и покровитель воронов. Сам он в традиционных верованиях представляется в основном в образе ворона. Он не показывается и не является к людям, но иногда, когда он с грохотом и рёвом проносится по Земле, он воплощается в гигантского чёрного быка или чёрного жеребца, медведя или лося. В солярном мифе, символизирующем смену времён года (конец зимы и начало весны), он в образе медведя убивает сохатого лося.

    Дети его — главы девяти племён небесных абаасы, обитающие на южной части видимого неба. Наиболее важнейший среди них — Мэнгнээх Бэгийэр Бэги Суорун Тойон — бог скота. Он старший сын Улуу Тойона. Небесные абаасы имеют своих коней. Они у них вороной масти с лысиной. Вообще количество небесных абаасы сосчитать невозможно, поскольку они со времён их появления размножились и стали бесчисленными. Абаасы означает понятие, которое олицетворяет угрожающую и довлеющую силу, враждебную для человека. В древности якуты в честь божеств абаасы устраивали кровавые жертвоприношения.

     

    Духи абаасы среднего мира причиняют незначительный вред людям и всему живому. Средний мир преставляется одноярусным, кроме абаасы в нём обитают обитают и другие духи и боги, в основном нейтральные духи природы иччи, а также духи юёр — не нашедши упокоения души умерших.

    Даже с приходом христианства, страх перед абаасы сохранил своё прежнее значение. В якутских представлениях абаасы нисколько не боятся христианских верований и атрибутики, поэтому запросто могут проникать в христианские храмы, церкви, монастыри и часовни. Обряды, связанные с почитанием божеств и духов среднего мира соблюдались якутами и после принятия христианства. В современное время обряды, связанные с почитанием духов-хозяев местности и с охотой в основном сохраняются как дань традиции.

     

    Божества абаасы нижнего мира. Нижний мир представляется одноярусным. Этот мир означают разрушающее начало, смерть, бедствие, болезни и всё враждебное для человека. Абаасы нижнего мира воплощаются в образах рыб или пресмыкающихся. В нижнем мире находится Бухар Додар (Бухар Додор, Бухар Дабар) — демон смерти. Божества абаасы нижнего мира, как и абаасы верхнего мира, — бесчисленны. Главнейшим среди божеств нижнего мира является Арсан Дуолай.

    Особняком от всех божеств нижнего мира стоит нейтральное божество Кыдай Бахсы Тойон (Кытай Баксы). Абаасы его боятся. Он отличается от абаасы, хоро и айыы. Он — глава одного из восьми родов подземных божеств, покровительствующий кузнецам. Он никому не причиняет вреда, кроме тех, кто причинил вред кузнецу.

    Духи абаасы нижнего мира, как духи абаасы среднего мира, когда проникают через корни мирового дерева в средний мир, причиняют незначительный вред всему живому (болезни, неприятности и т.п.).

    Защита от абаасы

    Абаасы — злые Якутские духи

    Убить духов абаасы не представляется возможным, поскольку они не являются живыми. В традиционных воззрениях умереть означает отправиться в мир смерти (нижний мир). Духи абаасы могут уйти сами или их могут изгнать в нижний мир, но потом они возвращаются обратно, но уже в другом обличии, в тот момент, когда человек их не ожидает.

    Кроме того, важным средством защиты от злых духов были колючие кусты шиповника и боярышника, которых, по мнению якутов, боялись абаасы.

    Существует интересная сказка про человека и абасы:

    Человек и абасы шли рядом, и разговор зашёл о том, чего боятся люди и чего боятся абасы. Последний, явно со злым умыслом, спросил у человека: "Чего вы боитесь больше всего?" Человек был догадлив, смекнул, в чём дело, да и говорит: "Люди боятся жира, мяса и масла." И в свою очередь спросил: "Чего боятся абасы?" Абасы, по своей прямоте, сразу признался, что они боятся колючих кустов шиповника.
    Немного погодя абасы обратился к человеку: "Я тебя хочу съесть". Человек убежал и спрятался среди кустов шиповника. Абасы, желая его выжить, стал кидать кусочки масла, жира и мяса, а человек, спокойно сидя за кустами и делая вид, что боится, уплетал бросаемое. Ждал, ждал абасы, да так, не дождавшись, ни с чем и ушёл.
    (Записано в Оногочутском селе).

    Наиболее грозные из божеств абаасы верхнего и нижнего миров могут представлять серьёзную угрозу не только обитателям среднего мира, но и космическому порядку, установленному демиургом. В одном из мифов, добрые боги создали землю и приблизили красоту ее к красоте верхнего мира, но злой дух абаасы, "затоптал и исцарапал её. Следы его деяний остались в виде рек, озёр и гор". Не обошлось без его вмешательства и при создании людей. Люди были созданы из камня и помещены в специальный каменный дом, к которому был приставлен сторож, охраняющий от проникновения в дом злого духа. Абаас, все таки пробрался в этот дом подкупив стражника и облил грязью творение богов. Увидев содеянное, боги, превратили нерадивого стражника в собаку, а, людей "вывернули на изнанку", оставив внутри них эту грязь.

    Источник

    Похожие статьи:

    Якутский эпос добрался до Великобритании

    Якутский эпос добрался до Великобритании
    В Лондоне издан главный якутский эпос — «Олонхо». Это первый полноценный перевод поэмы о богатыре народа Саха на английский язык. Работу начали еще в 2005 году, когда ЮНЕСКО объявила «Олонхо» шедевром человеческого наследия....

    Предания о предках саха (якутов)

    Предания о предках саха (якутов)
    Омогой Баай, Эллэй Боотур1 Много-много лет тому назад, когда этот край (нынешнюю Якутию) населяли одни тунгусы, Омогой Баай, ставший первопредком якутской народности, из-за больших распрей и вражды потерпев поражение, примерно с двадцатью домочадцами и рабами с реки Ангары приплыл по реке, говорят, в этот край — в Сайсары, или иначе в Необозримую Туймааду, на место нынешнего города [Якутска]. ...

    О чем молчат якутские сказки?

    О чем молчат якутские сказки?
    Смерть не всегда страшна. Злой – не значит плохой. Этим и другим премудростям жизни детей учат якутские сказки. О том, как ребенок понимает, что добро всегда сильнее зла, а смекалка и хитрость важнее физической силы, и почему важно детям передать народную мудрость, рассказали эксперты....

    Исторический фольклор якутов

    Исторический фольклор якутов
    Носители якутского фольклора — исполнители-рассказчики — именуют предания, легенды и мифы общим названием хэпсээн (кэпсэх, сэЬэн) — рассказ (предание). Если сказка воспринималась как вымысел, то предания, легенды и мифы осознавались как реальность. Якутская пословица говорит "кэпсээн эбилээх, олонхо омуннаах, ырыа дор5оонноох" — "рассказ (предание) — с прибавлением, олонхо — с преувеличением, песня — с созвучием". Так метко характеризует народная мудрость различие жанров фольклора....

    Олонхо — древний эпос якутов

    Олонхо — древний эпос якутов
    Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов — курыканы (1) упоминаются в орхонских надписях VI — VIII вв....

    ОЛОНХО

    ОЛОНХО
     Олонхо — (якут. Олоҥхо) древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества»...
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019