Предлагаю посмотреть небольшую подборку фотографий национальной одежды некоторых малочисленных народностей Якутии.
Для северян олень — не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный "поставщик" материалов для одежды. Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги (выделанной оленьей кожи). Сейчас традиционную одежду в основном носят либо во время праздников, либо комбинируют с современной одеждой.
Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных народов сильно отличается от традиционной. Это связано не только с появлением в обиходе новых материалов, но и с усилением межэтнических контактов, в результате которого произошел взаимообмен деталями одежды. Например, эвены-оленеводы сейчас предпочитают либо глухую верхнюю одежду (как у чукчей или коряков), либо меховые куртки с карманами и отложными воротниками (как у якутов).
По данным Евдокии Боковой — эвенской поэтессы, мелодиста и собирателя эвенского фольклора, "не так давно мужская и женская одежда эвенов была одинакова и разница заключалась в основном в количестве и характере украшений". Мужские передники украшались скромно, женские же, украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками и т.д.
Носитель эвенской культуры, уроженец Аллаиховского улуса Максим Дуткин.
Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.
Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.
Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение — считалось, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца.
"… неумолкаемый звон побрякушек сопровождает каждое движение ламутской девушки..."
Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния
и быта населения. — СПб.: Типография императорской АН, 1896. — С. 135
Как и у всех народов, каждый орнамент имеет свое значение. Одним из самых известных узоров является "шахматный". Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и т.д.
Долганская делегация на слете оленеводов (Якутск, 2013)
Долганская народность сложилась в XIX — начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган — небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:
"Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы — самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая — в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи — князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров». Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке".
Красочные русские платки с советских времен здесь пользуются большой популярностью и очень даже гармонично смотрятся на фоне северных орнаментов.
Чукчи Якутии демонстрируют свои наряды.
Для окраски выделанной кожи применяют различные природные красители. Например, настой ольховой коры или труху.
Эвенкийка Дуткина Вера Александровна. Родом она из Томской области и приехала в Якутию еще в 70-х годах. Вера Александровна рассказала, что передник, который она показывает, принадлежал еще её бабушке.
Одним из наиболее распространенных у коренных народов Севера способов украшения одежды, обуви, головных уборов, предметов домашнего обихода является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур.
Как писал выше, традиционная летняя одежда шьется из ровдуги, но так как выделка шкур занятие достаточно трудоемкое, да и весят они немало, в настоящее время во многих танцевальных коллективах вместо выделанной кожи используют либо ткань, либо заводскую замшу.
Эвенкийская певица Синильга
Автор: Спиридон Слепцов
Эта статья о декоративно-прикладном искусстве народов, во многом сохранивших вековой традиционный образ жизни и культуру в условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики....
В прошлом посте я обещала про национальный костюм. Тем более, что многие обратили внимание на костюмы "Айархаана". Обфотографировать сценические костюмы у меня возможности не было, зато в первый свой приезд я побывала в одних гостях, где мне показали мужской и женский национальные костюмы во всех подробностях. Они не старинные, нет. Их специально сшили на заказ (и, насколько я понимаю, не задешево). Учитывая, что во второй свой приезд я видела такие же костюмы в другой семье, — видимо, это не такая уж редкость. А уж на Ысыахе — Празднике...
Продукция фабрик северного Китая вытесняет с якутского рынка изделия местных мастеров, которые всегда брали качеством, хоть и просили за свою работу немало. Речь больше не идет о качестве или штучности товара: люди покупают китайское из-за значительной разницы в цене. А местные мастера начинают халтурить – лишь бы догнать конкурентов....
Народный костюм — это яркий, самобытный элемент культуры, eё достояние, накопленное веками. В него вкладывали традиции, обычаи, историю поколений. Использование различных видов декоративного творчества обусловлено географической средой, климатом и хозяйственным укладом. Изготовление костюмов было своего рода таинством, когда в узоры вкладывали смысл оберегов или приворотов, а цветовая гамма указывала на конкретный район жизни этого народа. У многих народов традиционный костюм до сих пор сохраняется в качестве праздничного или...
Во время своей поездки в РС(Я), в городе Мирный совершенно случайно познакомился с мастером по шитью национальной одежды Верой Атасыковой. Потомственная мастерица работает сторожем в детском саду, растит дочь, а в свободное время изготавливает народную якутскую одежду у себя дома....
Унты – теплые зимние сапоги с мехом наружу. Первоначально появились у народов Севера и Сибири, а позже распространились во всех регионах, где есть холодная зима. Сегодня унты можно увидеть в коллекциях самых разных домов мод. В переводе с эвенкийского языка слово «унты» означает «обувь»...
Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.