Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер
Бесплатная доска объявлений по всему миру
Русский сайт

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Кресты — сурэх

2076 просмотров

    Кресты — сурэх

    В музеях Республики Саха хранится большое количество якутских крестов, носимых как нагрудное украшение. Якутские кресты никогда не были предметом пристального исследования: ни в дореволюционное, ни, тем более, в советское время. Единственным исключением является книга Ф.М.Зыкова "Ювелирные изделия якутов", где в главе "Описание ювелирных изделий" из общего комплекса украшений якутов автор выделяет предметы культового назначения.

    Кресты — сурэх

    Кресты — сурэхИз них наиболее распространенными и разнообразными были кресты, которые носили как украшения. Кресты-сурэх можно условно разделить на два больших вида: 1) нательные кресты — тельники; 2) кресты нагрудные, носимые как украшения.

    Оба вида крестов на якутском языке назывались совершенно одинаково — словом "сурэх". Обряд крещения по-якутски называется "сурэхтэнии". Нательные кресты якуты получали при совершении обряда крещения и получении христианского имени. Были они из серебра, меди, латуни. Привозили кресты-тельники из Центральной России, где они и производились. Одним из центров ювелирного промысла в России было село Красное-на-Волге (Костромская губерния). "Красносельские крестечники снабжали почти всю Россию медными и серебряными литыми крестами. На Ирбитскую ярмарку отправляли их возами, Макарьевская была постоянным местом сбыта".

    Кресты — сурэхКроме нательных крестов в мастерских ювелиров-кустарей Серовых, Гольцовых и других отливали медные иконки, кресты-распятия, наугольники к Евангелиям, застежки к книгам и многое другое. Нагрудные кресты, носимые как украшения, предположительно, появились в Якутии в первой половине XIXвека. Предстоит выяснить историю их возникновения у якутов, с чем это связано. Носили их и мужчины, и женщины как украшение и как символ принадлежности к православному вероисповеданию. В собраниях музеев республики нагрудные кресты, как это ни странно, встречаются чаще, чем нательные кресты.

    По форме и конструкции они близки к славянским крестам — энколпионам и крестам — мощевикам. Кресты — энколпионы на Руси были широко распространены в X — XIV вв., служили вместилищем святых мощей и носились поверх одежды, являясь символом принадлежности к христианской религии. X — XIV вв. на Руси — это время активного принятия православия, время приживания новой веры, в то же время шел процесс обрусения христианства, время христианизирования связанного с язычеством народного быта, народного сознания.

    В домонгольский период энколпионы были самой распространенной формой нагрудного креста, делались они из серебра, меди и медных сплавов. Основной техникой их изготовления было литье. Иногда они украшались гравировкой, чернью, эмалью. Местом их массового производства был древний Киев. Изображения на энколпионах, изготовлявшихся в массовом количестве в одних и тех же литейных формах, были довольно ограничены в своих вариантах. Это, чаще всего, — изображения Богоматери, Николы, архангелов, распятия, евангелистов. В XIV в. особую роль в развитии русского искусства сыграл Великий Новгород. XIV век был для Новгорода временем большого подъема культуры. В это время здесь был построен ряд каменных церквей, значительных по размеру, создаются замечательные произведения живописи, развиваются художественные ремесла. При этом в новгородском искусстве более отчетливо отражено своеобразное переплетение языческих и христианских мотивов.

    Кресты — сурэх

    В конце XIV – XV вв. русская культура испытывала необычайный подъем. Этот подъем явился результатом крупных социально-экономических и политических сдвигов внутри государства и укрепления его международного авторитета. Главные усилия русского народа в это время были направлены на создание централизованного единого государства.

    Искусство этого периода отразило существенные стороны характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение преодолевать невзгоды, трудности, чувство ответственности за судьбу Родины. В борьбе за укрепление централизованного государства активно участвовала православная церковь, которая в 1448 г. объявила себя автокефальной, т.е. независимой от власти константинопольского партриарха. XIV — XV вв. кресты-мощевики постепенно сменили кресты-энколпионы домонгольского типа.

    Кресты — мощевики представляли собой довольно глубокий крестообразный ковчег, прикрываемый литой или гравированной крышкой. На лицевой стороне таких крестов обычно изображалось Распятие. В XVI — XVII вв. встречаются отдельные экземпляры крестов-энколпионов и крестов-мощевиков из серебра. В это же время начинается активное освоение Сибири русскими землепроходцами, казаками, миссионерами, которые брали с собой в далекий край свои реликвии — иконы, кресты и т.д. Предположительно, что именно таким образом могли попасть в Сибирь, а в дальнейшем и в Якутию, прекрасные образцы русского ювелирного дела — серебряные кресты-энколпионы и кресты-мощевики. Возможно что именно эти кресты послужили образцами для якутских мастеров — ювелиров при изготовлении нагрудных украшений в виде крестов. Нагрудные кресты у якутов обогатились новыми элементами: носили их на груди на широких цепочках довольно сложной конструкции, появилось множество различных подвесок, дополнялись щипчиками, копоушками и т.д. У казанских татар в комплексе женских украшений также встречается украшение с крестом. Вот как это описывает С.В.Суслова:

    "Точное наименование украшения типа (ожерелье — Э.С.) установить не удалось. Идентичное ему по форме ожерелье в коллекции ГМЭ значится как "кыл бауы". Очевидно, своеобразной христианской модернизации указанного выше старинного ожерелья у кряшен был обычай носить его в комплексе с нательным крестом ("крус бавы"). Подобные ожерелья — гайтаны, кроме кряшен, носили христианизированные чуваши, марийцы, мордва. Мордовки вместе с крестом зачастую вешали различного рода амулеты, обереги. Это дало основание В.Н. Белицер предположить, что подобное ожерелье у мордвы имеет ритуальный характер и связано не только с христианскими, но и более древними их религиозными представлениями". Таким образом, несмотря на заметное влияние православия на якутскую культуру, якуты очень своеобразно, творчески подошли к пониманию и восприятию христианской религии, усвоив и восприняв художественную, эстетическую сторону православной религии.

    Элеонора Элляевна СИВЦЕВА, научный сотрудник музея.

    Источник: yakutskhistory.net

    Похожие статьи:

    Художественная обработка металлов

    Художественная обработка металлов
    Историки и археологи считают, что добыча и обработка металлов в районах нынешней Якутии начались давно. Не имея достоверных данных, ученые не называют точно период знакомства местных жителей с металлом. Однако они полагают, что уже в X-XII веках у племен, являвшихся предками якутов, было развито кузнечное ремесло....

    Кузнец Уус Говоров

    Кузнец Уус Говоров
    По просьбе моих читателей еду в гости к кузнецу, мастеру якутского ножа Уус Говорову — Леониду Говорову.  ...

    Изготовление якутского ножа

    Изготовление якутского ножа
    Якутский нож — национальное достояние народа саха наравне с мамонтами, алмазами и хомусами. Традиционный якутский нож быхах, конструкция которого практически не изменилась на протяжении веков, широко используется по сей день во всех сферах хозяйственной деятельности народа. Он во всем ориентирован на удобство долгой и кропотливой работы и просто создан отделять мясо от кости, строгать мороженую рыбу, чинить сломанные нарты....

    Обработка металла у якутов

    Обработка металла у якутов
     Из металлов якутам знакомы: железо, медь, бронза, серебро, олово свинец, золото. По значению и распространенности на первом месте следует поставить железо. Это, кроме того, единственный металл, который в настоящее время якуты добывают из руды, и единственное производство, ясно обособившееся в кустарный промысел....

    Сокровища Якутии

    Сокровища Якутии
     В рамках бриллиантовой недели, проходящей в Якутии, сокровищница Якутска открыла эксклюзивный зал, в котором представлены ювелирные украшения разных предприятий Якутии. Всего неделю продлится выставка этих экспонатов. Работники сокровищницы надеются, что такие эксклюзивные выставки станут традицией и на следующий год, они смогут предложить для показа новую уникальную коллекцию ювелирки, а пока только один зал. Мне, как неискушённому в брилиантах человеку, хватило того что я увидел в одном небольшом зале. Когда мы смотрели экспонат...

    Тайны якутского ножа

    Тайны якутского ножа
    Многие, наверное, слышали выражение: "одиночество в толпе". Эти слова кажутся абсурдными — действительно, как можно быть одиноким среди массы людей?Можно, ведь толпа безлика, и в ней так же легко потерять свою индивидуальность, как и найти другую.В век всемирной глобализации многие народы и народности оказались среди толпы себе подобных. Плавильный котел наций работает без остановки, поэтому даже маленький предмет, по которому можно идентифицировать национальность мастера, его сделавшего, является сейчас той соломинкой, за...
    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019