Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Якутская скульптура

22 июня 2016
2295 просмотров
     

    Якутская скульптура

    На нынешнем этапе якутского изобразительного искусства сложился коллектив скульпторов. Правда, процесс собирания сил шел довольно долго, исподволь, и только с начала семидесятых годов стали сказываться его ощутимые результаты. Ныне в республике работают художники, чьи творческие возможности все активнее воплощаются и в станковой, и в малой, и, наконец, в монументальной скульптуре. Коллектив местных скульпторов появился не на пустом месте. В Якутии в прошлом имелись свои традиции народной пластики в форме как орнаментальной, так и декоративно-сюжетной. Основное направление развития определилось в явлениях современного художественного процесса.

    Якутская скульптура

    Якутская скульптура

    Оленевод

     Прежде всего, это творчество П. И. Добрынина, якутянина, который, живя в Москве, не порывал связей с родной республикой и вплоть до шестидесятых годов много работал над якутскими сюжетами. Его творчество явилось не только одной из предпосылок, но и этапом в развитии якутской профессиональной скульптуры. Кроме того, говоря о скульптуре Советской Якутии, следует иметь в виду современный этап развития традиционной якутской народной резьбы по кости, которая во многом приобрела характер профессиональной декоративной скульптуры малых форм. Достаточно сказать, например, о С. А. Егорове, ставшем первым профессиональным скульптором из народной среды, который еще во время учебы в Якутском художественном училище начинал свою творческую деятельность как косторез, да и впоследствии, став известным ваятелем, тоже обращался к резьбе по кости.

    Якутская скульптура

    Полевой цветок

    Творчество П. И. Добрынина, как вытекает из сказанного выше, принадлежит и русской, и якутской советским художественным культурам. В тридцатые годы молодой скульптор обратился к мелкой пластике, создавал работы на спортивную и оборонную темы, участвовал в крупных работах по монументально-декоративному оформлению новых комплексов Москвы (аттиковый фронтон здания Всесоюзной государственной библиотеки имени В. И. Ленина). Все годы Великой Отечественной войны скульптор находился на фронте. В послевоенный период он заявил о себе как художник весьма широкого диапазона и по кругу тем, и по жанровому разнообразию.

    Ему принадлежит скульптурное решение популярных в народе фонтанов «Каменный цветок» и «Золотой колос» (архитектор К. Т. Топуридзе) на территории Выставки достижений народного хозяйства. В пятидесятые годы он занял заметное место в ряду скульпторов-керамистов и, прежде всего, благодаря поэтическим образам на темы русского и якутского фольклора. В дальнейшем якутская тема становится преобладающей в его творчестве. К 1948 году относится скульптурная группа Добрынина «Полевой цветок с женихом Бэргэном», композиция, которая построена на едва уловимом встречном движении обеих фигур. Чуть расслабленная текучесть контуров, плавность ритмов, переливы золотистых и перламутровых тонов поливов майоликовой скульптуры создают живописно-пластическое созвучие, подчеркивающее нежную красоту чувств влюбленных героев якутской сказки. Майолика — самый почитаемый Добрыниным материал.

    Якутская скульптура

    Скульптурная композиция в Якутске

    Художник с жизнерадостным восприятием мира, влюбленный в его красочное богатство, он щедро использует декоративные и фактурные свойства этого материала, сочетая их с непринужденной сочной лепкой, импульсивным выражением замысла. Успешно работал он и в шамоте, но в фарфоре и фаянсе чувствовал себя более скованно. По мотивам якутского быта и фольклора Добрынин создал композицию «Олонхосут» (1948), «Девушка, заплетающая косы» (1950), «Северная песня» (1958), «Снежок» (1960). Среди них также «Чурумчуку» (1957, майолика) — произведение по одноименной сказке об отважном таежном охотнике, который, пройдя сквозь все злоключения, доставил людям «камень счастья светозарный». Автор создал его в годы, когда весь мир облетела весть об открытии якутских алмазов. С этим героическим фольклорным образом перекликается образ современника в работе «Оленевод» (1957, майолика), где жизнерадостное волевое лицо словно излучает свет.

    Якутская скульптура

    Памятник Г.И. Петровскому в Якутске

    Наконец, следует сказать еще об одной стороне деятельности Добрынина. Им в майолике и фарфоре выполнены вазы-чороны, кумысный и чайный сервизы, чаши и блюда, в основе которых лежат конструкция и форма якутской народной посуды. Автор настойчиво искал, экспериментировал, а в целом ряде случаев показал пример органического использования в современной художественной промышленности традиций якутского народного художественного наследия. Творчество Добрынина, впервые воплотившего в профессиональной скульптуре целую галерею образов родной Якутии и сделавшего ее достоянием искусства, является ярким подтверждением братского содружества и взаимообогащения культур русского и якутского народов. Задачи, которые решал Добрынин, обращаясь к якутским сюжетам, затем получили дальнейшее самостоятельное развитие в творчестве коллектива скульпторов, созданного в самой Якутии. Ядро этого коллектива составилось к середине шестидесятых годов.

    Якутская скульптура

    Памятник Ярославскому в Якутске

    Характер лепки, контраст смуглого лица юноши со светлым золотистым обрамлением (шапка, воротник пальто) придают ей броскость, декоративность, однако, не нарушая главного — обаяния и содержательности созданного произведения. Образ молодого деятельного труженика Севера, красивого физически и духовно, волнует Добрынина и в станковой скульптуре. Так появились у него высеченные в мраморе композиции «Комсомолец-охотник» (1962) и «Сын Якутии» (1963). Ряд своих работ скульптор посвятил деятелям культуры республики: писателям, артистам, художникам. Среди них особенно выделяется «Портрет народной артистки РСФСР А. И. Егоровой» (1960, мрамор). Тонко моделированы лицо, руки портретируемой, кружевная отделка ее платья. Образ популярной якутской певицы исполнен задумчивости и артистизма.

    Якутская скульптура

    Мемориал

    Это были С. А. Егоров, Е. Н. Винокурова, П. А. Захаров и К. Н. Пшенников. Несколько раньше других заявил о себе С. А. Егоров, который уже в начале своего творческого пути участвовал в крупных художественных выставках. К числу удачных монументальных произведений Егорова относится также оригинально решенный рельеф «Проводы воинов» (1973, бетон), который скульптор создал при совместной работе с якутским архитектором И. А. Слепцовым над мемориальным комплексом в Олекминске в честь павших в Великой Отечественной войне. В трех частях стелы изображено прощание мужа с женой, сына с матерью, юноши с любимой девушкой, чем подчеркивается причастность каждой семьи, разных поколений к прошедшей войне.

    Одна из наиболее ранних работ Егорова — портрет заслуженного деятеля искусств ЯАССР костореза В. П. Попова (1962, гранит). Создавая образ почтенного мастера, автор видит в нем прежде всего монолит народного характера, его цельность и основательность и в них словно растворяет индивидуальные черты своей модели. Произведение это в определенной степени программное. Отсюда также «обнаженность» приемов автора: четкое разграничение форм, подчеркнутое выявление гранитной массы.

    Якутская скульптура

    Памятник Н.Г. Чернышевскому в Вилюйске. Якутия

    Лаконизм, конструктивная ясность и строгая простота изобразительного языка вообще характерны для произведений Егорова. Однако в пределах этой общей стилистической направленности своего творчества скульптор проделал значительную эволюцию в сторону обогащения эмоциональной характеристики произведений. Свидетельство тому — ряд портретов студентов, старых охотников, молодых рабочих, людей науки и искусства. Нередко скульптор обращается к портрету-бюсту или полуфигуре, находя для них интересное пластическое решение. Изображает он якутов, русских, бурят, вместе составляющих целую сюиту интернациональных образов современников. К сожалению, большинство произведений автор не успел перевести в твердые материалы.

    Якутская скульптура

    Портрет ветерана ВОВ

    Помимо станковой и монументальной скульптуры, Егоров увлекается анималистикой и жанровыми мотивами в малой пластике. Выполнены эти произведения в дереве, кости и терракоте. Пытливый интерес к самым разным скульптурным материалам вообще характерен для Егорова. Скульптура мыслится им в широких связях с жизнью и в органическом единстве со смежными видами искусства, и не только с архитектурой. Недаром он, высоко ценя пластические искания современных якутских графиков, находит здесь нечто родственное для себя как скульптора. В этом отношении показательно горячее увлечение Егорова рисунком, который является как бы продолжением его скульптур; строго линейные, тугие, они поражают чисто скульптурной пластической наполненностью. Образы людей сильных, стойких, с яркой жизненной биографией занимают центральное место в творчестве К. Н. Пшенникова. Это прослав-ленные снайперы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Ф. М. Охлопков и Н. А. Кульбертинов, ветеран гражданской войны, партизан А. В. Жирков, первооткрыватель алданской слюды, охотник В. Н. Захаров и другие современники скульптора, изображая которых он обычно подчеркивает такие типические черты их характера, как прямота, открытость души, волевое начало.

    Якутская скульптура

    Ойунский

    Следы прожитой долгой жизни и благородство характера читаются в женских образах — в «Портрете матери» (1964, мрамор) и «Портрете матери-героини Е. Н. Охлопковой» (1967, бронза). В начале своего творческого пути, в пятидесятых годах, Пшенников работал и в жанровой скульптуре. В последние годы он вновь обращается к этой области, значительно обогащенный в своем мастерстве и опыте. В развитие скульптуры немалый вклад вносит П. А. Захаров, одной из особенностей творческого почерка которого является, безусловно, верная передача индивидуальных черт портретируемых. Пожалуй, наиболее свободно, цельно он проявляет себя, воплощая образы людей, отделенных от нас определенной исторической дистанцией. Так, в «Портрете П. А. Ойунского» (1977, гипс) с его острой, динамичной композицией и интересным пространственным решением чувствуется свободный романтический полет мыслей революционного поэта. Захаров создал образ прославленного героя гражданской войны, славного сына латышского народа И. Я. Строда, статуя установлена в местности Сасыл-сысы, где отгремели последние победные залпы гражданской войны в Якутии.

    Якутская скульптура

    Мемориал ВОВ в Якутске

    Несомненной удачей скульптора является бюст Н. Г. Чернышевского (1978, бронза, архитектор И. А. Слепцов), установленный в Вилюйске. Другие формы монументальной и монументально-декоративной скульптуры еще только входят в общественную жизнь республики. Но в этой области, кроме упоминавшегося комплекса в Олекминске, тоже имеются отдельные удачные решения. Так, еще в 1967 году в поселке Майя, административном центре Мегино-Кангаласского района, на склоне высокого холма, окруженного лесом, сооружен мемориальный комплекс в честь павших воинов Великой Отечественной войны (скульптор Е. Н. Винокурова, архитектор И. А. Слепцов). Перед поднимающимся по ступенькам мемориала предстает фигура Матери-Якутии с пальмой-батыей якутских богатырей в руках. Сурово-торжественный ритм благословения, выраженный в жесте Матери, поддержан строгими очертаниями архитектурных форм мемориала, составляющего единое целое с природной средой.

    Якутская скульптура

    Памятник П.А. Ойунскому в Якутске

    Основное русло развития якутской скульптуры составляют станковая форма, портрет. Достижения в этой области благотворно сказались в первых успехах монументальной скульптуры в республике. В станковой скульптуре оттачивают свой пластический изобразительный язык и молодые авторы В. В. Бочкарев, Р. Н. Бурцева и М. М. Павлов, которые все активнее обращаются к образу современника.

    Якутская скульптура

    У костра

    В то же время в Якутии возрос интерес к малой скульптуре и к скульптурным формам декоративно-прикладного искусства. Словом, в якутской скульптуре наших дней проявляется одна из особенностей современной скульптуры — тенденция к сближению и взаимообогащению жанров. В скульптуре малых форм авторы охотно используют фольклорные образы, мотивы из мира животных и природы, колоритные национально-характерные реалии. Появляются декоративные вещи, в том числе рельефы и блюда, предназначенные для украшения интерьера, выполненные в керамике и дереве.

    Здесь обратили на себя внимание Е. Н. Винокурова и М. М. Павлов, но особенно активно выступила И. К. Багинян. Ее керамические скульптуры, такие как «У костра» (1973), «Рыбак» и «На праздник» (обе 1977 г.), отличаются пластической наполненностью, красотой фактуры, умелым использованием цвета. В керамике и дереве выполнены фигурки Р. Н. Бурцевой, объединенные темой детства, весны, восторженного восприятия мира. Жизнерадостный, наделенный чувством ритма, декоративности талант Бурцевой, кажется, не приемлет жестких жанровых разграничений и органично проявляет себя и в малой декоративной пластике, и в жанровой скуль¬птуре («Танец оленя», 1976, гипс), и в станковом портрете («Юноша с БАМа», 1978, алюминий). Расширяя жанровый и тематический диапазон своего творчества, закрепляя позиции, якутские скульпторы деятельно участвуют в общем плодотворном процессе развития изобразительного искусства республики.

    Источник: yakutskhistory.net

    Похожие статьи:

    Экономические основы быта якутов

    Экономические основы быта якутов
     Якуты искони известны как скотоводы. Уже Витсен (1692 г.) отзывается о них как о хороших наездниках, содержащих по нескольку тысяч лошадей....

    Монументальная скульптура Якутска

    Монументальная скульптура Якутска
    Историю Якутска можно прочитать, обойдя его площади, где установлены монументальные памятники....

    Якутская мифология и шаманы

    Якутская мифология и шаманы
     Миф. Это слово, вкладывая в него различное значение, используют ученые многих специальностей — фольклористы, этнографы, историки, философы и т.п., а также политики разных времен. Общее, пожалуй, в этих определениях то, что миф символизирует вымысел, ошибочное объяснение. Для тех, кто создал миф, он является истиной, частью знаний об окружающем человека мире, о жизни человеческих общностей различных уровней. Так, миф о первопредках, о знаменитых героях и др. были для каждого этноса частью исторических преданий и рассказов. Именно поэтому...

    Шаманы, духи и божества народов севера

    Шаманы, духи и божества народов севера
     Коренные якуты издревле верят в Айыы, в духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Во время моей поездки мы не раз спрашивали о религии, встречаясь с разными людьми, многие рассказывали очень интересные и новые вещи, что стало стимулом прозондировать вопрос чуть глубже по возвращении домой. Конечно мы интересовались, кто же такие настоящие якутские шаманы, существуют ли они на самом деле и какими способностями обладают.Также мы побывали в этно-усадьбе семьи Атласовых, где хозяйка Валентина Иннокентьевна показала нам несколько традиционных...

    Приобретения и утраты

    Приобретения и утраты
     Современное состояние и перспективы сохранения памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия)...

    Якутская живопись

    Якутская живопись
    Характеристику творческого пути художников Якутии следует начать с живописи, ибо прежде всего с ее развитием складывалось представление о зарождении в республике профессионального изобразительного искусства....
    Зарегистрируйтесь на сайте, и Ваши комментарии будут добавляться сразу, без модерации. Также вы сможете выставлять оценку другим комментариям.
    Комментарии (1)
    Ольга # 16 марта 2017 в 14:58 0

    Талантливо выполнены скульптуры. Можно гордиться таким замечательным земляком, как этот.

    Партнеры
    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019