Написать статью Добавить видео Регистрация

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Художественная обработка металлов

Рейтинг: 0 Голосов: 0 207 просмотров


    Художественная обработка металлов

    Историки и археологи считают, что добыча и обработка металлов в районах нынешней Якутии начались давно. Не имея достоверных данных, ученые не называют точно период знакомства местных жителей с металлом. Однако они полагают, что уже в X-XII веках у племен, являвшихся предками якутов, было развито кузнечное ремесло.

    Документы более близкого к нам времени уже указывают на развитие кузнечного дела у самих якутов. В архивных материалах XVII века, связанных с колонизацией Сибири, неоднократно упоминаются кузнецы, которые подковывают лошадей, делают охотничьи ножи, всевозможные предметы быта, включая украшения женской и мужской одежды. Высоко оценивалось качество железа, получаемого из руды якутскими кузнецами. Воевода Василий Пушкин в 1647 году, сообщая в Сибирский приказ о проверке русскими кузнецами якутского железа, отмечал, что признано "то железо против лучшего немецкого". Позднее сами мастера гораздо реже занимались добычей и обработкой руды, так как с XVIII века в Сибири стали открываться государственные заводы и металл можно было покупать или обменивать на меха. Но в целом этот процесс не прекращался и в XIX веке.

    Из всей массы ремесленников кузнецы выделялись как универсальные и самые профессионально квалифицированные мастера. Очевидно, поэтому кузнечное дело у якутов с XVIII века начинает выделяться в промысел. Кузнецы еще занимаются скотоводством, но ремесло приобретает для них все большее значение. Работы якутских кузнецов стали поступать на рынок, приобрели качество товарной продукции.

    Развитие кузнечного дела в XIX столетии привело к образованию целого ряда ремесленных центров, где количество мастеров исчислялось десятками. Между ними существовало разделение труда: одни специализировались на выплавке руды, другие занимались непосредственно изготовлением изделий. Промысловая форма развития художественной обработки металла создавала условия для производства такого количества различных предметов, которые в значительной степени удовлетворили спрос местного населения, В свою очередь, спрос влиял на расширение ассортимента, стимулировал появление довольно сложных но исполнению вещей. Так, некоторые кузнецы стали делать наряду с простыми небольшим и изделиями бытового назначения даже ружья. Правда, такую работу выполняли немногие искусные мастера, которые обладали универсальным умением обрабатывать железо, медь, серебро и были своего рода механиками. Они знали, как сварить железные детали, умели отчеканить медную чашу, выгравировать узор на серебряной пластине. О таких мастерах-самородках при их жизни складывались легенды, а после смерти долго сохранялась память как о людях талантливых и уважаемых.

    Высокое по профессиональному уровню и всестороннее мастерство кузнецов создавало им особое общественное положение. Уважение, с которым относились к кузнецу, граничило с почитанием его почти как святого человека. Это нашло отражение в народном эпосе, где кузнец выступает одним из главных героев. И прославление кузнеца не случайно. Искусный кузнец — это ремесленник-виртуоз, мастер, как правило, всесторонний. Он умеет обрабатывать не только металлы, но и дерево, и мех, ему знакомо шитье одежды, резьба по кости. Именно кузнец, стоящий на высшей ступени владения мастерством, был еще и ювелиром, который создавал художественные детали для богатого убора национального костюма.

    Традиции художественного ремесла, связанного с обработкой металла, имеют у якутов глубокие исторические корни. Развитие этой отрасли материальной культуры опирается как на местные особенности быта, так и на опыт народов, с которыми якуты на протяжении веков имели торговые и культурные связи. Это находит свое отражение в наборе самих предметов, в эволюции их формы, в характере орнаментации.

    Многие вещи, создаваемые из металла или с включением металлических деталей, определялись условиями быта якутов и их предков, кочевников и скотоводов. Поэтому и круг предметов, составлявших необходимый инвентарь якутов, не отличался от вещей, которыми пользовались кочевые народы Южной Сибири и Центральной Азии. Более того, условия жизни были настолько устойчивыми, что существенных изменений в быту не происходило на протяжении длительных периодов. Например, анализируя древние наскальные изображения всадников, открытые на берегах реки Лены, академик Л. П. Окладников приходит к выводу, что рисунок на камне и облик всадника XIX-XX веков, по существу, ничем не отличаются: тот же характер одежды у всадника, те же украшения в сбруе коня и другие детали. Бытовые вещи также не претерпевали особых изменений. Особенно устойчивой была конструкция и форма предмета. Варьировался чаще орнамент, менялась нагрузка его узором, в XIX веке появились более развитые растительные мотивы и сюжетные рисунки.

    Лука седла. Серебро. Гравировка, литье. XIX в. ЯГМИКС

    Из металлов якутским мастерам были известны железо, медь, бронза, серебро, олово, свинец, золото. Примерно в этой последовательности металлы и находили себе применение. Отношение к металлам складывалось под влиянием разных факторов. Железо имело самое большое распространение в изготовлении нужных вещей. Поэтому оно занимало первое место, хотя в обработке оно самое трудоемкое. Медь и бронза привлекали мастеров своим цветом и хорошими литьевыми качествами. Из медного лома (остатки старых и сломанных изделий) якутские мастера отливали котлы емкостью до 10-12 ведер. Серебро занимало особое место. Его очень любили за то, что с ним легко работать, и за его эстетические качества. Сравнение с серебром всегда выражало высшую степень красоты. И наоборот, золота якуты не любили. Они считали его медью с менее прочными механическими свойствами. Даже олово и свинец применялись чаще (очевидно, из-за некоторого сходства с серебром).

    Художественные особенности предметов, изготовляемых из металла, проявлялись неодинаково. Так, многие изделия из железа служили скотоводу-кочевнику прежде всего как предметы утилитарного назначения (наконечники стрел, ножи, огнива, крючья и т. д.). Эти вещи малого и относительно крупного размера не всегда имели какой-либо декор. Однако это не означает, что подобные предметы были совсем лишены художественных качеств. Проявление художественного начала выступает здесь в виде удачного слияния функциональных и эстетических особенностей вещи. Например, большие железные крючья, которыми доставали из котла сваренное мясо, были не только удобны для выполнения данной процедуры, но и отличались своеобразием пластической и орнаментальной разработки. Иногда крюк имел форму большой вилки с двумя заостренными и слегка изогнутыми зубцами. Рукоятка-стержень недалеко от зубцов перекручивалась, создавая декоративный узел, прерывающий однообразную гладь железного прута. Конец длинной рукоятки завершался двумя завитками, которые возникали из рассеченного надвое стержня. Получалась логически завершенная в развитии декоративная форма и удобная для пользования вещью деталь. Держать крюк было легко, он никогда не перевертывался в руке. По типу крюка выковывались из железа и лопаточки для перевертывания оладьев. Этот предмет был, естественно, небольшого размера и представлял собой металлический прут, законченный с одной стороны двумя завитками, а с другой — лопастью, которая как бы вырастала из стержня.

    Многие предметы утилитарного назначения, выполненные из железа, чугуна, бронзы, отличались предельной простотой и почти не имели декоративных дополнений в виде орнамента. Так, форма котлов была предельно лаконична, но их силуэт сохранял некоторые черты своеобразной пластики, родственной деревянным сосудам. Такая строгость, присущая многим предметам народного искусства, характерна и для изделий якутских мастеров.

    Однако развитие каждого вида художественного ремесла не ограничивал ось совершенствованием работ но созданию изделий утилитарного назначения. Со временем эти предметы приобретали дополнительное содержание. Помещенные на них знаки-символы говорили о принадлежности вещи определенному человеку, выражали ее обрядовое значение, должны были способствовать лучшему выполнению ее функций. Это раскрывало новые грани развития народного декоративно-прикладного искусства, и они проявились во многих работах якутских мастеров XVIII-XIX веков, которые все чаще выступали одновременно и как кузнецы, и как ювелиры.

    Отражением этого было прежде всего соединение материалов. Металлы в таких случаях выполняли роль дополнения, украшающего изделие из дерева, кожи, сукна. Сделанные целиком из металла вещи становились драгоценнее. Для них стали характерными узорные силуэты и ажурность орнамента.

    Примером несложного соединения металла с деревом являются охотничьи ножи, лезвия которых делали из прочной стали, а рукоятки — из дерева. На деревянной рукоятке ножа вырезали, как правило, узор геометрического характера, соответствующий назначению предмета. В углубление резного орнамента заливали олово, которое утяжеляло холодное оружие и как инкрустация украшало вещь.

    Но особенно показательно включение чисто декоративных и художественно-содержательных деталей из металла в предметы, составлявшие убранство коня и принадлежности всадника. Все эти вещи были символичны для якута-скотовода, они олицетворяли его главное занятие. Конь — богатство и средство к существованию. Поэтому вся сбруя коня нарядна, богата. В уздечках, на попоне много металлических деталей — накладок, а седло, точнее, его лука украшена сплошь листами чеканной меди, гравированного серебра или литыми накладками. В комплект конской сбруи входили также литые или кованные из железа стремена.

    Естественно, что богатый наряд всадника и убранство коня были праздничными и потому хранились в семьях десятки лет, передавались от отца к сыну. И сейчас у стариков якутов можно встретить седла — наиболее ценную вещь из конской сбруи, — сделанные в прошлом столетии.

    Лука седла. Фрагмент. Серебро. Штамп, гравировка. XIX в. ЯГМИКС

    Деревянный остов седла делали из прочного цельного куска (нередко им был корень березы). Передняя лука представляла собой, как в здании, главный фасад. Почти всегда в центре ее, снизу, помещали литое изображение конька. В профиль оно напоминало S-образную фигуру, завершенную конской головой. Эта деталь не только украшала седло, она имела и практическое назначение: за нее можно было завязать или зацепить повод уздечки, чтоб он не спускался на шею лошади. Эту скульптурную деталь ковали из железа или отливали в бронзе. Но в любом варианте она имела очень условную, обобщенную форму, граненную но всей длине и иногда дополненную ритмическим рядом ромбиков. На красиво изогнутой луке седла, центрирующей композицию фигуркой конька, симметрично располагали растительный орнамент. В его листьях, целых ветках, побегах как бы раскрывалась идея плодородия земли, так необходимого для скота. Украшающие седла накладки показывают эволюцию орнамента, который развивался от небольших, многократно повторяющихся элементов к целому мотиву, покрывающему всю пластину.

    Вместе с эволюцией орнамента происходит и постепенный переход от более древней техники литья к гравировке и чеканке, получившим развитие во второй половине XIX столетия. Причем использование новых приемов декорирования металла не заменило ковку или литье. Гравировка и чеканка лишь расширили диапазон технических приемов, которыми владели якутские мастера. Это позволило им по-новому украшать традиционные вещи (седла, пояса), а также вводить в обиход ранее мало распространенные предметы быта (чаши, стопки и другие виды металлической посуды).

    Наряду с орнаментами, олицетворяющими пышное цветение природы, ее плодоношение, седла украшали фигурками львов, единорогов, символизирующих силу и могущество. Так оформляли седла в XVIII веке, на кожу крепили литые ажурные детали. Вся композиция художественного оформления откровенно геральдическая, она строилась на принципе строго симметричного размещения всех ее частей. Это придавало декору седла торжественность и необычайную выразительность.

    В седлах XIX столетия сохранялся тот же принцип композиции, но оформление луки стало представлять собой своеобразную арку, заполненную растительными мотивами. Вариантов здесь много: движение вьющегося побега от краев к центру; разрастание лапчатых веток от центральной фигуры в виде сросшихся рогов; ритмический повтор оригинально стилизованных кустиков растения, напоминающих пальметки. Эти главные мотивы окаймляются "лентами", представляющими собой кайму с вьющимся стеблем растения, трактованным с разной степенью детализации. Все это делали на цельном листе металла чеканкой или гравировкой, но так же, как и в литье, здесь главенствовал принцип силуэтного выделения мотива на однородно прочеканенном или гравированном фоне. Подчинение узора большой плоскости предмета сохранялось как важнейшее качество декоративно-прикладного искусства.

    Создание и использование особенно дорогих предметов было связано с торжественными случаями, например со свадьбой. К числу таких предметов принадлежали красивые женские седла, которые являлись частью приданого и ценились очень высоко. В свадебный наряд мужчин и женщин входили пояса с металлическими накладками. Металлические бляшки и накладки различного размера (но чаще всего круглые и квадратные) нашивали на чепраки (конские попоны), на головные уборы, на сумки и кошельки, на обувь.

    Большого внимания среди изделий, созданных якутскими мастерами в XIX веке, заслуживают пояса. По существу, это уже ювелирные работы. Пояса украшали самыми разными гравированными рисунками от предельно лаконичных, похожих своей манерой на лубок, до сложных узорчатых орнаментов, напоминающих типичные восточные арабески.

    Пояса состояли из квадратных (очень редко круглых) пластин, на которых способом гравировки изображался орнамент или сюжетная сцена. Орнаменты, рисунки первой половины XIX века отличались простотой и немногословностью. Орнамент был крупный, хорошо вписывающийся в квадрат или в прямоугольник. На небольшом расстоянии орнаментальное "клеймо" окружала строгая рамка из ромбиков, треугольников или зигзагообразный поясок.

    Сюжетные изображения на пластинах появились в якутском металле под влиянием русских образцов как ростки нового искусства. Иногда они представляли собой развернутый на пластинах рассказ. Сюжет такого рисованного рассказа был очень незамысловат. Например, на одной пластине изображался привязанный к столбу конь. На другой — хозяин в гостях у своего друга пьет чай. Изображались торговые ряды, отдельные здания, офицер на коне и часовой, животные и птицы на деревьях. Так, на поясе 1848 года есть пластина со сценой охоты. В условном пространстве помещены охотник, собака, дерево (сосна) и птица на ее верхушке. Все передано контурами, примитивно, но точно по содержанию. Особенно примитивна фигура человека, который, подбоченясь, стреляет то ли из ружья, то ли из пистолета. В такой же контурной манере на соседней пластине изображен двухэтажный дом.

    Работы второй половины XIX столетия постепенно усложнялись, сюжетные сцены детализировались, более тщательно разрабатывались орнаментальные мотивы. Усложнение коснулось и формы пластин, являющихся своеобразными замками пояса, под которыми находится собственно застежка в виде крючка. Эти пластины делали в форме круга, наложенного на прямоугольник, или круга с ответвлениями-крыльями. Иногда ответвления были как острые геометрические фигуры (рис. 171). Пластины-пряжки сохраняли и самую простую форму квадрата и прямоугольника. Однако всегда эта деталь пояса крупнее всех остальных пластин, а ее центральное место в изделии подчеркивается симметричным расположением всех декоративных элементов. Круглая форма обыгрывалась орнаментом как крупная розетка. На квадратных и прямоугольных пластинах помещали в центральном поле инициалы владельца, год изготовления пояса. Все остальные пластины, как правило, покрывали одинаковым, повторяющимся узором.

    Пояс. Фрагмент. Серебро. Штамп, гравировка, литье. XIX в. ЯГМИКС

    Орнаментальных фигур, из которых составляли орнамент на пластинах, в общем немного. Главной является все та же лироподобная фигура, имеющая множество художественных решений: от схематического контура до замкнутой фигуры в виде сердца, и тогда ее внутреннее пространство заполнено разрастающимся растительным орнаментом.

    Рукоятка плетки. Серебро. Гравировка. XIX в. ЯГМИКС
     

    Очевидно, мотив внутреннего растительного узора послужил основой для развития второго характерного элемента якутской орнаментики, для которого свойственно волнообразное построение узора с отростками из листьев или розеток. Со временем он превратился в самостоятельный, довольно реалистичный, но сохраняющий меру декоративной условности рисунок, который использовался для украшения изделий из металла, дерева, применялся в вышивке. Можно сказать, что такой орнамент является классическим и встречается в декоративном искусстве многих народов. В творчестве якутских мастеров он получил свое решение, отразившее национальные особенности содержания и исполнения.

    При всей своей нарядности и декоративной самостоятельности пояс был и предметом утилитарным. Кроме того, что он стягивал свободные полы одежды, к нему подвешивали необходимые предметы: огниво, нож, кнут и т. п.

    Женские пояса якуты делали более нарядными. На них чаще изображали сюжеты, развернутые на нескольких пластинах. Ширина пояса достигала 8-10 см, а число пластин — до двадцати. Такие пояса, выполненные из серебряных пластин, стоили около ста рублей. Кстати, мастера нередко ставили цену на пряжках. Эти дорогие предметы передавались из поколения в поколение.

    Украшение нагрудное женское. Серебро. Штамп, гравировка. Первая половина XX в. ЯГМИКС

    Хорошее прочтение орнаментального рисунка на многих изделиях из металла обеспечено тем, что основными принципами построения узора являются ритмичность; симметрия и четкое выделение силуэта любой самой мелкой фигуры. Создавая орнамент, мастер наносил линии контура и дополнительно обрабатывал, затемнял фон; затемненный фон подчеркивает движение и фор мы основного рисунка. В некоторых случаях этот изобразительный прием получал иную трактовку. Так, на рукоятках плеток пластины меди или серебра украшали лентами узора, выполненного только контурными линиями "Здесь срабатывает обратный зрительный эффект. Темный рисунок хорошо виден на фоне поблескивающей поверхности гладкого металла.

    Особую группу в якутских художественных изделиях из металла составляют украшения одежды. Такими украшениями являются всевозможные бляшки в форме круга или квадрата с гравированным на них рисунком или рельефом. Их пришивают на головной убор, верхнюю и нижнюю одежду, на обувь. Разновидностью нашивных украшений являются бляхи-подвески, состоящие из двух и более элементов и пришиваемые к одежде за кольцо. В старинном национальном костюме металлические украшения чередуются с украшениями из меха, бисера.

    Ювелирные изделия в качестве самостоятельных украшений входили в комплект женской одежды, и прежде всего в свадебный наряд невесты. Среди них следует особо выделить украшение в виде шейного обруча (тип славянской гривны), к которому с двух сторон крепятся ряды ажурных подвесок. Спускаясь по груди и спине, они заканчиваются на уровне пояса. Ширина их тоже значительна.

    Известны два типа этих наиболее крупных металлических украшений.

    В одном случае обруч изготавливался из круглого серебряного или медного прута, перекрученного так, что поперечные линии, образуемые круткой, напоминают плотно нанизанные кольца. К обручу с помощью колец присоединяли ажурные пластины с крупными розетками и традиционными лироподобными фигурами; к пластинам крепили ряды спадающих вниз цепочек. На конце каждого ряда были сначала более крупные ажурные бляшки, а затем вытянутые мелкие подвесочки. Таким образом в элементах украшения как бы завершалось движение от основного узла — обруча — к мелким деталям, что придавало всему украшению логичность композиционного построения

    Украшение нагрудное женское. Серебро. Гравировка, штамп. Первая половина XX в. ЯГМИКС
     

    В другом случае это богатое украшение невесты, хотя и строилось по тому же принципу, но все его элементы были иными и по форме, и по способу декорирования. Обруч представлял собой металлическую ленту с крупным гравированным рисунком. Все другие элементы также вырезались из металлических пластин и украшались гравированным орнаментом. Особенно выразительной была широкая фигурная пластина, держащая ряды удлиненных пластин-подвесок. В ее верхнем контуре выделяется центр, зрительно закрепленный узорно развитой лироподобной фигурой. Обрамляя эту фигуру, контурная линия пластины спадает вниз, а затем плавно поднимается, образуя своеобразные крылья, которыми замыкается протяженность пластины по горизонтали. Гравированный узор на пластине имеет свободную, но симметричную композицию. На остальных пластинах и связующих звеньях украшения орнамент подчинен строгому ритму и состоит из небольших повторяющихся элементов.

    Под влиянием культурных связей с русскими и другими народами видов ювелирных украшений, выполняемых якутскими мастерами, становится все больше. Входит в привычку ношение браслетов, сережек, колец и перстней. Естественно, что каждый вид украшений имел у якутов свои конструктивные и декоративные особенности. Некоторые изделия были укрупненного размера, подчеркивающего праздничный характер вещи. Так, браслеты достигали ширины восьми сантиметров. Очень длинными были серьги, представляющие собой систему подвесок, а также накосники, в которых комбинировались металлические трубочки, кораллы, бисер.

    Большие браслеты мастера выполняли из полосы металла, на которой чередовались широкие и узкие ряды гравированного узора. Чтобы придать тонкой пластине упругость, между рядами орнамента выбивали рельефные полоски, придающие жесткость конструкции браслета. Эти же полоски создавали впечатление, будто на руку надето несколько узких и широких браслетов.

    В XIX веке у якутских женщин большой популярностью пользовались серьги из серебра. Они имеют множество вариантов очень устойчивого типа, который можно охарактеризовать следующим образом. Крючок для закрепления серьги в мочке уха составляет одно целое вместе с декоративной пластиной в форме круга или скругленного треугольника. От этого конструктивного узла веерообразно расходится система подвесок, расположенных в три-четыре ряда (рис. 176). Из такого небольшого количества элементов мастер, варьируя их, постоянно создавал новые формы и узоры. Он то объединял подвески в большую ажурную деталь, то мелко членил, и тогда они напоминали по очертаниям фигурно вырезанные листки. А заканчивалась вся система подвесок, как правило, мелкими язычками опять-таки фигурной формы. Подвижность соединения отдельных частей, их объемность и четкая гравировка делали серьги подлинными произведениями искусства.

    Украшение нагрудное женское. Фрагмент. Серебро. Штамп, гравировка. Первая половина XX в. ЯГМИКС

    В серьгах XIX века, как и в поясах, заметно стремление якутских ювелиров ввести в содержание орнамента новые мотивы, взятые из жизни, и прежде всего из природы. Рост растения, появление первых листков, любование этими проявлениями жизни, очевидно, подсказывали мастерам форму и рисунок резьбы на каждом изделии. Однако не забывались и традиционные мотивы якутского орнамента, а система его построения оставалась основной и для новых мотивов орнамента. Все они подчинялись строгой симметрии, которая придавала украшениям цельность и композиционную организованность.

    Использование якутами в быту металлической посуды повлекло за собой изготовление ее местными мастерами. В отличие от серебряных с обильной резьбой стаканов русского производства, имевших почти цилиндрическую форму с отвернутым краем, якутские мастера делали сосуды в виде чаши, поставленной на поддон. Ее силуэт напоминал форму деревянной чаши — кытыйя, — а украшением был скромный поясок гравированного орнамента.

    Не забывали якутские мастера и технику литья. Отливали бляшки, которые крепились к одежде, входили в состав шаманских амулетов, были символами скотоводства. В предметах культового характера непременно изображались драконы, крылатые кентавры, окруженные по свободному полю пластичным узором орнамента. Некоторые из этих литых блях похожи на своеобразные медали или увеличенные печати. Но чаще литые бляхи были ажурными. Их очертания имели форму состоящего из нескольких дуг овала, круга. Вписанные в эту форму фигуры хорошо соединялись с обрамлением в разных точках периметра, что придавало всему изделию прочность, а при исполнении способствовало свободному разливу металла по каналам литьевой формы. Подобные работы якутские мастера делают и теперь, изображая фигуры охотников, оленей, коней.

    Серьги. Серебро. Штамп, гравировка. 1930-е гг. ЯГМИКС

    Большинство таких изделий выполнялось из меди или бронзы. Применялось для литья и серебро. Серебряными якутские мастера делали, например, чубуки курительных трубок.

    На первый взгляд старинные приемы обработки металла, сами предметы могут показаться несовершенными, грубоватыми, мало пригодными для современной практики. Но это не так. Следует сразу отметить, что, пользуясь ограниченными техническими приемами обработки металла, несложными инструментами, якутские кузнецы и ювелиры доказали возможность создания и этими средствами красивых и оригинальных вещей. Действительно, технология изготовления изделий у якутских мастеров была ограничена литьем, просечкой, выколоткой формы из листа. По существу, они не знали и не использовали пайку деталей. Но в том, что мастера знали и использовали, они добились совершенства. Исследователи конца прошлого столетия отмечали в своих трудах, что якутские ювелиры отливают "чисто и тонко" серьги, кольца, печати, цепочки, подвески. В этой работе мастера искали и находили наиболее удобные для исполнения вещей сплавы металла. Многие изделия серебристого цвета содержали 50% меди, до 35% — серебра, а остальное — цинк.

    Оригинальные решения находили старые мастера и в конструкции изделий. Например, для подвески декоративных деталей к обручу в большом наряде невесты часть обруча изгибали крутыми волнами. В спадающую часть изгиба навешивали через кольца ряды-ленты подвесок. В тех случаях, когда мастер не мог сделать соединительное кольцо из металла, он использовал ремешки. И эта комбинация материалов не портила общего впечатления от вещи. Наоборот, она создавала необычные сочетания материалов по фактуре и цвету.

    Интересно отметить, что якутские ювелиры не полировали металл. Если блеск на вещах появлялся, то только в результате длительного пользования, от трения предмета б сукно, мех и другие материалы. Операцией, завершающей отделку художественного предмета из металла, считалась шлифовка. Мягкая матовая поверхность предмета имела свои преимущества. На ее фоне хорошо читался гравированный или прочеканенный узор. В литье шлифовка удачно маскировала отдельные технические огрехи (полировка их выявляет). Шлифованный металл органичнее сливался с фактурой меха, кожи, ткани.

    Примеры конкретных вещей из металла, о которых мы рассказали, вряд ли могут служить образцами для повторения. Это, скорее, предметы, вызывающие интерес к изучению и определению путей их современного преобразования, а точнее, создания новых предметов с использованием традиционных видов художественной обработки металла. Так, пряжки и декоративные пластины поясов могут подсказать идею создания пряжки к современному поясу, броши или подвески-кулона. Наиболее близкими к современному решению могут оказаться серьги, так как фольклорный стиль становится все популярнее во многих видах художественного творчества. Фантазия подскажет молодым мастерам, опирающимся на оригинальное наследие якутских кузнецов и ювелиров, другие типы вещей и их художественные решения.

    В художественном наследии каждого народа есть своеобразные черты, которые должны получить развитие и закрепление в современном творчестве молодых начинающих художников. И якутский художественный металл преподносит интересные уроки, способствующие развитию этого творчества.

    * * *
    Когда национальные художественно оформленные предметы быта стали уступать свое место в современной жизни вещам фабрично-заводского изготовления, по всей Якутии был предпринят сбор старинных вещей: деревянных изделий, шитых бисером и бляшками конских чепраков, старинных серебряных украшений и т. п. Инициаторами этого выступили общеобразовательные средние школы. Так по всей республике возникли школьные музеи, которые с успехом ведут на общественных началах работу по эстетическому воспитанию, в особенности среди молодежи. Таков музей в райцентре Чурапча, в селе Сунтар Верхне-Вилюйского района, и многие другие. На севере республики, в поселке Зырянка, создан музей, где собрана коллекция эвенских и юкагирских народных художественных изделий, в основном фартуков-нагрудников. В самом Якутске богатейшими коллекциями народных художественных изделий, в числе которых одежда, украшения, кумысная утварь, располагает местный музей истории и культуры народов Севера.

    С основами национального декоративно-прикладного искусства начали знакомить учащихся обычных средних школ на уроках труда. Одна из таких школ находится в самом Якутске и связана с предприятием народных художественных промыслов — фабрикой "Сардаана", которая помогает школе и в получении необходимых материалов, и в определении характера изделий, доступных для выполнения учащимся. Другая школа находится в селе Сунтар. Здесь живет немало прекрасных потомственных мастеров, которые охотно делятся с преподавателями и учащимися своим опытом и хорошим знанием народных художественных традиций.

    Автор: П. И. Уткин

    Источник: artyx.ru

    Похожие статьи:

    Очаровательная и привлекательная: Зима по-якутски!

    Очаровательная и привлекательная: Зима по-якутски!
     Девушка-Зима! Обворожительный образ, безапелляционно дающий фору скучным глянцевым журналам. А что такое образ Зимы? Это яркая сверкающая девушка, которая пленит вас своим холодным и уверенным взглядом, наверное как-то так… Зима начиналась с Якутии и она до сих пор не уступает весне в Европейской части России и странах Восточной Европы… ну и отлично! Я люблю зиму, мне больше по душе холод и мороз, чем жара и вспотевшие комары. Сегодня я приглашаю вас взглянуть на Зиму от ведущего дизайнера и модельера Якутии — Августины Филлиповой....

    Язык символики в современном искусстве Дальнего Востока

    Язык символики в современном искусстве Дальнего Востока
     Символика – одно из главных выразительных средств художественного творчества, определяющих стиль искусства и специфику локальных культур....

    Медвежий праздник

    Медвежий праздник
     Медвежий праздник (манс. яны пике — «большие пляски», нивх, чхыф леранд — «медвежья игра») — комплекс обрядов, связанных с культом медведя....

    Экономические основы быта якутов

    Экономические основы быта якутов
     Якуты искони известны как скотоводы. Уже Витсен (1692 г.) отзывается о них как о хороших наездниках, содержащих по нескольку тысяч лошадей....

    Якутская живопись

    Якутская живопись
    Характеристику творческого пути художников Якутии следует начать с живописи, ибо прежде всего с ее развитием складывалось представление о зарождении в республике профессионального изобразительного искусства....

    Алтайский культуролог о тенгрианстве, сакральных местах и силе якутского осуохая

    Алтайский культуролог о тенгрианстве, сакральных местах и силе якутского осуохая
     Ирина ЖЕРНОСЕНКО приехала в Якутск ради встречи солнца, что очень удачно совпало с участием в Международной научно-практической конференции «Круговые танцы в контексте религиозных воззрений». Все сошлось для нее в дни летнего солнцестояния – общение с единомышленниками, возможность побывать на Ысыахе в Орто-Дойду, совершить ритуал встречи солнца и отметить это круговым танцем. В общем, все это в духе деятельности тенгриведов, труд которых невозможен без самопознания и вклада личного опыта в общее понимание темы. Во время интервью с...
    Зарегистрируйтесь на сайте, и Ваши комментарии будут добавляться сразу, без модерации. Также вы сможете выставлять оценку другим комментариям.
    Комментарии (1)
    Дмитрий # 21 ноября 2017 в 07:34 0
    Люди древности были удивительно талантливы, мастерски выполняли такие уникальные шедевры, причём вручную, что нынешним мастерам должно быть стыдно, ведь они не могут их переплюнуть даже с помощью современных технологий!

    наши друзья

    Округ-ТВ


    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    Счетчики

    Яндекс.Метрика
    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2017