Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Хапсагай

4804 просмотра

    Хапсагай

     Хапсагай (якут. хапсаҕай — проворный, ловкий, хваткий) — якутское национальное единоборство, борьба.

    Хапсагай

    Корни развития уникального вида спорта — национальной борьбы «хапсагай» у народа Саха, как известно из преданий и рассказов фольклорной классики, а также героического эпоса
    В старину люди любили играть и веселиться. Ысыахи устраивались часто, и народу на них собиралось много. Иногда скапливались, говорят, большие толпы, словно войско. Ели, пили, прыгали, играли, боролись, танцевали... 

    ХапсагайОдин из ярких представителей первой якутской интеллигенции Гавриил Васильевич Ксенофонтов в своей работе «Эллэйаада» описывает ысыах, организованный Тыгын Дарханом, где собрались все знаменитые богатыри земель, показать свою удаль и ловкость в борьбе «хапсагай».

    Соревнования по хапсагаю издавна проводились не только среди мужчин – детей и взрослых, было время, когда соревновались и женщины.

    Борцов в старину называли «даадарами». Также мерились силой и ловкостью посредством «хапсагая» на свадьбах (Уруу) знатных родов, во время осенней подледной ловли рыбы (Мунха), во время скачек лошадей и т.д. Поэтому этот вид спорта развивался весьма самобытно.

    ХапсагайИзвестны случаи, когда поединки длились несколько часов с перерывами и даже продолжались на следующий день. Победители соревнований пользовались уважением и почетом, о них слагались песни, имена отличившихся передавались из поколения в поколение.

    К месту соревнований борцы подходили накрытые покрывалами из шкур быка. По команде, они сбрасывали покрывало и стремглав выбежав на середину круга, начинали смелый поединок. Замечательная победа, которую одержал на первом ысыахе якутов Майагатта Бэрт Хара, уроженец Тойон Муру, передается из поколения в поколение как предание. Бэрт Хара, как гласит легенда, оторвал руку одного из соперников, после чего тот умер. Так что «хапсагай» древних носил не только характер единоборства, но и воспитывал в них суровых боотуров-воинов.

    Не случайно, что «хапсагай» в древности сыграл большую роль в воспитании воина-боотура. Ребенка, нареченного быть воином (боотуром-богатырем), учили увертливости и ловкости, кидая в раздетого мальчика горящими углями, потом, когда он подрастал, пускали в него деревянные стрелы с заостренными кончиками, а позже настоящими стрелами. Возмужавшего юношу после соответствующих испытаний считали настоящим боотуром.

    Хапсагай

    Этимология

    Существует несколько версий происхождения названия борьбы. По мнению Н. С. Григорьева, автора «Фразеологического словаря якутского языка», слово образовано из основы хапса (ловить, хватать, схватить) и старомонгольской приставки ҕай, означающей какое-либо действие, то есть возможный вариант перевода может быть «схвати и действуй». «Толковый словарь якутского языка» также определяет хапсаҕай как сочетание двух слов: хап (ловкость, быстрота, сила, выносливость) и саҕай (бросай, кидай). Т. И. Петрова в «Кратком якутско-русском словаре» переводит слово как проворный, ловкий, быстрый, и определяет слово, как неделимое. Э. К. Пекарский в «Словаре якутского языка» выдвигает версию происхождения слова хапсаҕай (хабыс + аҕай) от тюркского «капчаҕай», «капшаҕай» (быстрый, проворный), сравнимо с бурятским «габшагай» — ловкий, хваткий, подхватывать, увертка. По мнению кандидата культурологии Н. С. Попова, хапсаҕай — это исконно якутское слово, нераздельное, подвид слов хапсыҕыы, хапсыҕар (столкновение, сталкиваться).

    История

    ХапсагайХапсагай имеет древнюю историю, и установить, когда установились правила борьбы вряд ли представляется возможным. Уже в известном героическом эпосе олонхо дано описание победы богатыря «среднего мира» над представителями «тёмной силы» при помощи приёмов борьбы хапсагай.

    По преданиям, ещё в древности у якутов существовала система воспитания и подготовки воинов, которые составляли отдельную касту. Одним из составляющей такой подготовки являлось умение вести борьбу без оружия. Ребёнка, отобранного в касту воинов (нареченного стать боотуром) обучали различным воинским умениям и развивали соответствующие физические навыки, в том числе, премудростям национальной борьбы. Секреты мастерства и способы подготовки к состязаниям каждая семья держала в тайне.

    Один из очевидцев, наблюдавший хапсагай во второй половине XVIII века писал:«раздевшись донага, только оставив на себе одни штаны, и с разбега соединясь друг с другом и ударя одним другого по бокам, а потом ухватясь за свои штаны и ногами сплетясь, бросают о землю»

    Хапсагай

    Призом победителю соревнований традиционно служила мюсэ — варёная бедренная кость жеребца с мясом в верхней части. Впрочем, существовали и другие варианты наград, так И. А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске с 1867 по 1876 годы, описывал что побеждённому показывали оскорбительный кукиш, запачканный землёй, а победителю наливали чарку кумыса или водки, исполняли песню в его честь.

    В конце XIX века и начале XX века наблюдалось активизация увлечения хапсагаем на всей территории нынешней Якутии, появились известные мастера хапсагая. В 1932 году состоялись первые официальные соревнования по хапсагаю, которые были приурочены к десятилетнему юбилею образования автономной республики и после этого соревнования проводились систематически, как на праздниках, так и в ходе Всеякутских Спартакиад. К участию в соревнованиях были допущены и женщины, так в 1944 году соревнование женщин было включено в программу летней республиканской спартакиады Якутской АССР.

    Хапсагай

    Во времена СССР, соревнования по борьбе хапсагай среди мужчин регулярно проводились сельским ДСО «Урожай» в четырёх возрастных группах: 18-35 лет, 35-40 лет, 40-45 лет и свыше 45 лет.

    В 1992 году была образована ассоциация «Сахаада-спорт», объединяющая восемь федераций по национальным видам спорта, включая хапсагай, а соревнования по этой борьбе проводятся под эгидой Федерации спортивной борьбы Республики Саха (Якутии) по борьбе хапсагай. 25 октября 2010 года хапсагай был признан Международной федерацией объединённых стилей борьбы (FILA), в результате чего был подписан договор между FILA и Ассоциацией национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт», в соответствии с которым борьба хапсагай вошла в FILA на правах официально признанного вида борьбы и может распространяться по всему миру[8]. В 2011 году хапсагай вызвал большой интерес федерации борьбы Бенина, и письмом президента этой федерации, хапсагай был признан и была выражена готовность стать базовым центром культивирования борьбы в Африке. С 22 по 25 декабря 2011 года должен был пройти первый чемпионат Африки по хапсагаю.

    После 2000 года ежегодно проводятся около двадцати соревнований республиканского уровня с мастерским нормативом.

    Правила

    ХапсагайБорцы обнажены до пояса, ниже пояса одеты в трусы или трико, как правило обуты в борцовки. Ранее, независимо от времени года, борцы боролись разутыми и одетыми только в шорты из ровдуги (мягкой кожи лося без шерсти). Схватки могут проводиться и на поляне, поросшей травой, но в настоящее время официальные схватки проводятся на борцовском ковре, диаметром 10 метров.

    Любое касание борцом земли (ковра) какой-либо частью тела, кроме ступней, влечёт поражение. Исключение в современных правилах составляет касание земли (ковра) одной рукой, за что засчитывается штраф в 1 балл; касание двумя руками уже влечёт поражение. При проведении приёма атакующий борец должен остаться на ногах. Борьбы в партере в хапсагае не имеется.

    Хапсагай

    В борьбе разрешены любые захваты за любую часть тела, исключая пальцы рук и ног. Захваты борцов, как правило неглубокие, в ходе схватки большое значение имеет активная работа ног. В арсенале борцов имеются подсечки, подножки, обвивы, зацепы, выхваты, отхваты, подсады и иные различные броски. Так, распространёнными приёмами являются сваливание соперника захватом головы и ноги (тюргэн) и передняя подсечка (халбарыйан тэбии). Многие приёмы соединены в многоступенчатые комбинации. В технике хапсагая следует выделить оригинальное исполнение проходов в ноги и бросков через грудь (халбарыйыы). Проходы в ноги выполняются исключительно с наклоном и нырками: исполнение прохода в полёте или в падении влечёт проигрыш в схватке, поскольку атакующий так или иначе коснётся поверхности. Тем же самым обусловлено выполнение бросков через грудь, которые в греко-римской и вольной борьбе (броски прогибом), дзюдо и самбо выполняются в падении, с большой амплитудой, а в хапсагае это невозможно. Поэтому выработана оригинальная техника таких бросков, позволяющая атакующему остаться на ногах.

    Продолжительность схватки ограничена 10 минутами, для взрослых это обычно 5 минут + 2 минуты в случае, если победитель не выявлен в основное время, для старших юношей 5 минут, для младших юношей – 4 минуты… Исход схватки — это победа одного из борцов или объявление обоих борцов проигравшими ввиду пассивного ведения борьбы.

    До 1955 года в хапсагае не было разделения на весовые категории. С 1955 года взрослые борются в категориях до 53, 58, 64, 72, 80 килограммов и свыше 80 килограммов. У юношей и ветеранов разделение на категории другое.

    Производные хапсагая

    Кроме описанного хапсагая, как спортивной борьбы, существуют другие варианты хапсагая.

    Так, в последнее время развивается известное с древности групповое направление борьбы, или хомуур хапсагай. В команде должно быть не менее пяти борцов в различных весовых категориях (например, двое до 70 килограммов и трое — свыше 70 килограммов). Соревнование начинают по одному борцу от каждой команды (по жребию). Затем борются по 2 борца от каждой весовой категории, следующим этапом борются по 3 борца от каждой команды, и наконец, в финальной схватке выходят все борцы противоборствующих команд — «стенка на стенку».

    Ещё одним видом «хапсагая» является разработанный недавно хабыр хапсагай. Правила здесь не отличаются от ушу-саньда.

    Хапсагай и вольная борьба

    ХапсагайМногие известные якутские борцы вольного стиля с детства занимались хапсагаем, что наложило отпечаток на их стиль борьбы. Так, Роман Дмитриев, чемпион и призёр Олимпийских игр и Павел Пинигин, чемпион Олимпийских игр, обучались хапсагаю. Роман Дмитриев в основу своего атакующего стиля положил чисто национальные приёмы и своей первой победе над иранским борцом Джавади на престижном международном турнире в Тбилиси он был обязан приёмам хапсагая.

    Борогонском улусе (теперь Усть-Алданский улус) в начале ХХ века жил знаменитый человек Мас Мэхээлэ (Михаил Карамзин), который свободно поднимал тяжести до полтонны весом. Участвуя в схватках в борьбе «хапсагай», он остался великим борцом Якутского края, непобежденным никем до самой смерти.
    Самая легендарная схватка Мас Мэхээлэ — это его встреча с русским богатырем из Санкт-Петербурга. Однажды из столицы России приехал в Якутск важный сенатор, и с ним был его человек — рыжий детина огромного роста и телосложения. И вот, губернатор Якутска и высокие гости, решили свести обоих силачей померяться силой. Был ясный солнечный день, и под Малым базаром на Зеленом лугу собрались посмотреть на схватку почти все жители города. Местные (якуты и русские) болели за своего земляка Мас Мэхээлэ. Сделали ставки на победителя. И вот, увидев гостя-великана, человека выше себя на целую голову, Мас Мэхээлэ смутился, но виду не показал. Великан как свирепый медведь набросился на противника, в пылу даже порвал на нем борцовский пояс, потом, выругиваясь, захапал якута огромными ручищами. Но Мас Мэхээлэ не испугался напора, и, улучив нужный момент, ловко подсек его, нажал на подколенки — и рыжий богатырь, как библейский голиаф, грузно рухнул на землю. Победа!

    Горожане радостно закричали, стали бурно хвалить своего земляка-непобедимого Мас Мэхээлэ. Уру-у-уй! Да, это было поистине яркое событие в истории всех дореволюционных спортивных схваток в Якутии.

    ХапсагайВ 60-х годах прошлого века на спортивных аренах Советского Союза появились и сразу же громко заявили о себе якутские борцы-вольники. Следом за ними высших достижений по боксу, тяжелой атлетике, а позднее по самым разным видам единоборств – кикбоксингу, муай-таю и другим, неоднократно добивались выходцы из северной республики. Первым олимпийцем из народа саха, насчитывающего всего около 400 тысяч человек и проживающего в самом холодном месте планеты, стал (как ни странно для уроженца Севера) яхтсмен Тимир Пинегин, завоевавший золотую медаль на Римской Олимпиаде в 1960 году.

    С 1972 года началась новая эра якутского спорта, когда на высшую ступень олимпийского пьедестала поднялся якутский борец Роман Дмитриев. Затем было триумфальное выступление сразу трех представителей народа саха на Монреальской Олимпиаде – золото Павла Пинигина и серебряные медали Романа Дмитриева и Александра Иванова. Все они были воспитанниками и учениками гениального тренера Дмитрия Петровича Коркина, положившего в основу якутской школы вольной борьбы элементы национальной борьбы – хапсагая.

    Фундаментом этих прорывов на высоты спортивного Олимпа, безусловно, были национальные виды спорта и народные игры, которые бережно сохранялись нашим народом в течение столетий, передавались из поколения в поколение и служили основным средством сохранения здоровья населения в экстремальных условиях, средством выживания целого этноса.

    Источники: ru.wikipedia.orgforum.ykt.ru

    наши друзья

    Округ-ТВ

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019