Меню пользователя Написать статью Добавить видео Регистрация Войти

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Декоративно-прикладное искусство народов Севера.

5 декабря 2014
54175 просмотров

    Декоративно-прикладное искусство народов Севера.

    Эта статья о декоративно-прикладном искусстве народов, во многом сохранивших вековой традиционный образ жизни и культуру в условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики.

    Не утихают споры, оправдана ли такая жизнь, когда рядом современные города, бытовые удобства, быстрый транспорт и надежная связь. В поисках ответа особенно актуальным становится вопрос: почему многие народы, зачастую существуя в самых тяжелых природных условиях, смогли веками и тысячелетиями развивать свою культуру, не разрушая среды обитания? Не может ли человечество научиться так же жить в гармонии с окружающим миром, как это сумели сделать народы, не вовлеченные в гонку покорения и преобразования природы. Еще недавно иным представлялось будущее, в котором единое человечество, не разделенное на народы и культуры, ведет одинаковый образ жизни и, думая на одном языке, исповедует одни и те же мысли. Но, изучив многие сложные системы, мы убеждаемся, что залогом успеха их существования является как раз разнообразие. Продолжение человеческой культуры, ее разнообразие должно не уничтожаться, а бережно поддерживаться. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от того, велик или мал этот народ по численности.

    фигурка Оленья упряжка

    Г. Татро. «Оленья упряжка». 1969 год

    Изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветных тканей, с меховой мозаикой, шитье бисером, скульптурные миниатюры из кости, предметы из дерева и бересты еще в прошлые века привлекали внимание землепроходцев, путешественников и ученых. Эти работы восхищают и нас. Ценно, что мы имеем здесь дело не с прошлым, не с достоянием истории, а с живым искусством сегодняшнего дня. Десятки мастеров Крайнего Севера — наши современники — прекрасно владеют приемами обработки и художественного оформления различных материалов. Народная традиция живет, продолжая развиваться в современных условиях. Декоративно-прикладное искусство, созданное народами Крайнего Севера, неотделимо от природы края, которая сурова, но разнообразна. Особенно поражает богатство красок: яркая нежная зелень болотистых низин, темные массивы лесов, переливчатая игра света и теней на горных склонах, голубизна неба, синева рек, красная и синяя россыпь ягод, мхи — от зеленовато-желтоватого до бархатно-черного. Колористическое богатство природы и воплотилось в произведениях народного декоративного искусства. Территория Крайнего Севера простирается на тысячи километров.

    Чукотская резьба

    Чукотская резьба

    Приморские районы и тундра несколько месяцев в году погружены в темноту полярной ночи, лишь временами вспыхивают красочные сполохи северного сияния. С весной приходят белые ночи… Солнце подолгу стоит над горизонтом и затем снова пускается в свой дневной путь. Южнее начинается тайга, которая, как бескрайнее зеленое руно, покрывает сопки. Здесь текут полноводные реки, их величавый покой иногда по нескольку суток не нарушают ни рыбачьи лодки, ни суда; искрятся на солнце тысячи озер. Именно в этом краю, точно в сказке, „небо сходится с землей", день соединяется с ночью, солнце и ясный месяц вместе „гуляют по небу"; золотом, нефтью, углем, алмазами, рудой богаты недра, рыбой — реки и озера, птицей и зверьем — таежные леса. Разнообразие животного мира здесь удивительно: белый и голубой песец, рыжая и чернобурая лиса, соболь и горностай, выдра и бобр, белка и заяц. Среди птиц примечательна черная гагара. Немало мелких декоративных изделий северяне изготовляют из ее красивейших по рисунку перьев. Иногда встречается редкая по красоте оперения розовая чайка. Летом в северной тайге расцветает множество цветов. Они будто спешат захватить короткий период теплых солнечных дней. Бывает (особенно вблизи полярных морей), что цветы не успевают отцвести, как уже вновь падает снег. Осенью в лесах и на полянах россыпи ягод — малина, черника, ежевика, морошка, брусника, клюква. В старину огромные безлюдные пространства Севера преодолевались местными жителями верхом на олене, на оленьих или собачьих упряжках; теперь воздушные трассы связывают отдаленные города и поселки. Однако для поездки на небольшие расстояния по-прежнему служат легкие нарты, запряженные оленями или собаками. Нельзя представить Крайний Север без оленей.

    Фигурка Арканщик

    С. Пестерев. «Арканщик». 1966 год

    Оленеводство — одно из основных занятий местного населения. Оленчик, как ласково называют красивых животных оленеводы-эвенки, невысок, с тонкими ногами, выглядит изящным, даже кажется хрупким; большие темные глаза смотрят кротко и задумчиво. Стада северных оленей виртуозно рисуют школьники — чукчи, коряки, долганы, ненцы — в ученических тетрадках, изображения оленей встречаются и на берестяных туесках. В рисунках, резной скульптуре из дерева и кости северные мастера подчеркивают несколько удлиненное туловище животного, широкие раздвоенные копыта, рога, оттягивающие назад голову. Ежегодно олень теряет свои ветвистые рога, и они вновь отрастают. Вначале рога темные, бархатистые, покрытые нежным пушком, налитые живым соком; постепенно они твердеют, делаются светлее. И вот уже один рог отпал. Бегает оленчик по тропам, пока и второй рог не отпадет…

    Эвенкийская женская одежда

    Эвенкийская женская одежда

    На Крайнем Севере исстари шьют верхнюю зимнюю одежду из оленьих шкур, их также стелют и на нарты; в недавнем прошлом зимой оленьими шкурами покрывались переносные сборные жилища таежных охотников — юрты и чумы. Мастерицы Заполярья искусно выделывают из оленьих шкур замшу-ровдугу, подкрашивают ее ольховой корой, придают ей благородный красновато-коричневый тон.

    Эвенкийские унты

    Эвенкийские унты

    Особо ценятся оленьи камусы — шкурки с ног оленя. Узкие небольшие полоски золотистого, серебристо-серого или белого цвета действительно очень красивы и прочны. Из них обычно шьют зимнюю обувь, рукавицы и сумки, которые отличаются богатством отделки. Сшитая из оленьих шкур зимняя меховая одежда северянина нередко является подлинным произведением декоративного искусства.

    Детская шуба

    Е. Аммосова. Фрагмент отделки детской шубы

    Сколько народов на Крайнем Севере — столько разновидностей кроя, колорита, приемов отделки. Природный вкус, чувство прекрасного женщины-северянки прежде всего выражают в искусном подборе меха. Сшивая шкурки различных животных, они добиваются удачных сочетаний фактуры, мягкости или контрастности цветовых переходов.

    Ненецкая женская одежда

    Ненецкая женская одежда

    Рядом с беличьей спинкой, мехом выдры или колонка иногда можно увидеть и пеструю шкурку евражки — полевого зверька; ее выбрала мастерица исключительно ради цветового эффекта, ради впечатления целостности и красоты композиции. Для отделки ворота или нижнего края зимней одежды, кроме белого песца или серебристой лисы, используется густой мех сибирской лайки. Меховые вещи бывают украшены костью, металлом, ровдужными кистями и кантами, вставками и каймой из красного, синего и желтого сукна.

    Эвенкийская одежда

    Эвенкийская одежда

    Особенно декоративно в сочетании с мехом шитье бисером. Бисер приходится закреплять плотными, без просветов, рядами на полосках кожи или ткани, которые затем вшивают в мех. По народному преданию, разноцветный непрозрачный бисер в старину доставлялся в Сибирь из далекой Индии, где бисеринки вытачивались из океанских раковин. И это похоже на правду. Старинный бисер необычайно разнообразен по форме, размерам и оттенкам; в одном ряду вышивки не найти двух одинаковых бисеринок.

    Отделка женской шубы

    Е. Аммосова. Фрагмент отделки женской шубы. 1968 год

    Не случайно мастерицы чрезвычайно ценят этот бисер и терпеливо переносят его со старых изделий на новые. Северные народы по-разному использовали эффект шитья бисером. Эвены-ламуты щедро расшивали золотистые меховые шубы-парки полосами бисера, в которых преобладал светлый голубой тон.

    Эвенская женская одежда

    Эвенская женская одежда. 19 век

    На одежде эвенов в широких голубых бисерных оторочках основная лента узора движется мягко, волнообразно, иногда образуя замкнутые круговые фигуры. Бисер, нашитый концентрическими кругами, покрывает дополняющие эвенский костюм замшевые сумочки, украшает кисеты, игольницы. Совсем иная отделка у долган, живущих на севере Красноярского края в Эвенкийском и Таймырском национальных округах.

    Отделка долганской мужской одежды

    Фрагмент отделки долганской мужской одежды

    Широкая пришивная кайма женской долганской шубы-парки перемежается вставками меховой мозаики, полосами цветного бисера. Издали на этой кайме читается яркая (красная с синим) зубчатая лента с острыми углами орнамента, направленными в разные стороны. Как говорят сами долганские вышивальщицы, — это изображение северного сияния. Нередко мастерицы обращаются к оригинальной технике вшивания в мех отдельных красных и синих шерстинок, образующих тот же узор „северного сияния".

    Фрагмент отделки долганской женской одежды

    Фрагмент отделки долганской женской одежды. 1960 год

    Наряду с шитьем бисером, на Крайнем Севере распространено удивительное искусство — меховая мозаика. Это композиции из кусков меха, контрастных по цвету, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом — темным на светлом и светлым на темном фоне. Например, на плечах и нижнем крае верхней зимней одежды ненцев по темному фону вырисовываются белые зигзагообразные фигуры, сильно вытянутые по вертикали, с тонкими линиями и утолщениями в углах. Несомненно, перед нами тот же образ северного сияния, что и на долганской вышивке бисером или шерстью.

    ненецкая женская праздничная одежда

    Фрагмент отделки ненецкой женской праздничной одежды

    Искусной и сложной меховой мозаикой украшались старинные изделия коряков. Кайма на корякской верхней зимней одежде состоит из стройных орнаментальных композиций, где ритмично чередуются крохотные треугольники, квадраты, ромбы из меха двух цветов. Иногда мозаика дополнена вышивкой: гладьевый настил цветным шелком.

    Корякская женская праздничная одежда

    Фрагмент отделки корякской женской праздничной одежды 1960 год

    Искусство меховой мозаики в наши дни применяется при изготовлении меховых ковров, распространенных на Крайнем Севере. Форма этих изделий очень разнообразна. Она зависит от материала, изобретательности и вкуса мастерицы. В последние годы широкое распространение получили круглые ковры из оленьего камуса.

    Ковер из оленьего камуса

    Ковер из оленьего камуса

    В центр часто помещают небольшой (10-12 см в диаметре) кружок темного меха, от которого расходятся светлые и темные „лучи"; ковер оторочен белым камусом. Круглые ковры делались и в старину, их называли „солнышком". Образ солнца — редкого гостя в тех краях — издавна дорог северным мастерам. Полярная ночь, которая длится три-четыре месяца, заставляет жителей Заполярья с нетерпением ожидать появления солнца. В народе о солнце складывались легенды, сказки. Герой одной из таких сказок, Ворон, в прошлом побратим Солнца, не захотел уступить брату красавицу, дочь Севера, за которой он ездил за тридевять земель, преодолевая опасности. Обидевшись, Солнце решило покинуть небо и предоставить тундру вечной ночи. „Увидела дочь Севера, что нет близко Солнца, что жители тундры мерзнут и недовольны Вороном, а он бессилен вернуть Солнце тундре. Посмеялась она над Вороном и ушла к своему отцу Северу. А Солнце с тех пор больше живет за морем и в тундру посылает только самые холодные лучи", — говорится в сказке.

    Ворон. Резьба по кости

    Ворон. Резьба по кости

    Но не только камусные коврики в декоративной форме воссоздают образ солнца. Круглый серебряный диск — „грудное солнце" — нередко украшал старинные ровдужные нагрудники юкагиров. Когда-то юкагиры, потомки которых сейчас живут на реке Ясачной, притоке Колымы, были более многочисленным народом. Множество огней от их кочевий освещало безлунное небо в полярную ночь; по народному преданию, это и было северное сияние. Со временем юкагиры слились с эвенами. Поэтому юкагирские и эвенские одежда и украшения очень похожи, в частности нагрудники, поражающие тонкостью, изяществом и подлинно ювелирным мастерством исполнения.

    Отделка эвенского мужского нагрудника

    Отделка эвенского мужского нагрудника. 19 век

    В кайме и орнаментальных вставках шитье оленьим подшейным волосом сочетается с переплетающимися цветными ровдужными ремешками, иногда продернутыми через прорези фона; окантовка выполнена цветной тканью, бисером, меховыми выпушками. Блестящий и упругий белый олений подшейный волос применяется мастерицами-северянками для того, чтобы усилить основную цветовую гамму, в особенности на изделиях из ровдуги. Олений волос идет на довольно плотный окаймляющий шов, на еще более плотный настил из широких полос белых геометрических фигур. Такая отделка выглядит очень красиво на естественном или подкрашенном фоне ровдуги, орнаментальные вставки и кайма кажутся вычерченными или отпечатанными — настолько безукоризненна и тонка работа мастериц-северянок.

    Фрагмент отделки эвенской женской одежды

    Фрагмент отделки эвенской женской одежды. 19 в

    „Космическая" тематика — солнце, луна, звезды — занимала большое место и в декоративно-орнаментальном искусстве эскимосов. На настенных декоративных ковриках из шкуры нерпы, расшитых оленьим волосом и цветным шелком, часто встречаются условные изображения небесных светил. Эффектно и декоративно шитье оленьим волосом на нерпичьей шкуре и на замше-ровдуге. Реже украшены „космическим" орнаментом близкие к эскимосским чукотские настенные коврики с карманами для хранения мелких хозяйственных предметов.

    Чукотский фигурный коврик

    Чукотский фигурный коврик. 1950 год

    Аппликационные нашивки из ровдуги или особо выделанной кожи нерпы — мандарки — чукотские мастерицы чаще делают в виде многоцветных розеток, побегов с листьями и бутонами: непродолжительный, но очень яркий летний период получил в чукотской народной вышивке убедительное образное истолкование. В начале весны на Крайнем Севере отмечают национальные праздники, связанные с окончанием зимнего охотничьего сезона, с перегоном оленей на летние пастбища. На торжествах вручаются награды знатным оленеводам, победителям соревнования, проводятся спортивные состязания, участники художественной самодеятельности выступают с концертами.

    Ысыах. Резьба по кости

    Ысыах. Резьба по кости

    Из дальних сел, поселков, оленеводческих бригад на праздник приезжают целыми семьями в нарядной одежде, на собачьих или оленьих упряжках. В красный, синий, зеленый и желтый цвета расписаны нарты. Упряжь расшита бисером, декорирована костяными гравированными пластинами, красными и синими шерстяными кисточками, металлическими бляхами, меховыми помпонами. Центром праздника являются традиционные оленьи бега — гонки на оленьих упряжках. Красочности этого зрелища в значительной степени способствуют расшитые бисером парадные костюмы, унты, пояса с накладными гравированными серебряными бляхами и пластинами, сверкающие на весеннем солнце.

    Якутский черпак для кумыса

    Якутский черпак для кумыса. 19 век

    У якутов национальный весенний праздник Ысыах бывает в конце июля. Ысыах обычно проводится в поле, где сооружается специальная площадка: ставятся деревянные резные столбы — коновязи — сэргё, в землю втыкаются ветки только что распустившихся березок. Участники праздника исполняют хороводный танец йохор, пьют кумыс.

    Якутские чороны

    Якутские чороны. 19 век

    В прошлом для кумыса существовала специальная посуда. Замечательны чороны — деревянные сосуды в виде огромных бокалов, покрытые тонкой геометрической резьбой. Чороны выдалбливались из куска дерева с помощью простейших инструментов. Их пропитывали животным жиром, сушили на открытом воздухе, благодаря чему они приобретали темно-коричневый или красновато-коричневый цвет. Чороны напоминают изделия из бронзы. Употреблялась и другая кумысная посуда: широкие чаши с резными бортами, большие ложки с резными черенками, оригинальной формы воронки.

    Якутская чаша

    Якутская чаша. Деталь. 19 век

    Теперь деревянная кумысная посуда выходит из употребления, заменяется стеклянной, фарфоровой, пластмассовой. Однако чороны вырезают специально к празднику и ставят в качестве украшения на сэргё или на столбы, ограждающие площадку, где проводится Ысыах. Большой популярностью пользуются деревянные чороны-сувениры, изготовление которых ведется теперь не вручную, а на токарных станках. Старинные чороны, передаваемые из поколения в поколение, в современном жилище городского типа используются как кашпо или декоративные предметы, украшающие интерьер.

    Якутское женское седло

    Якутское женское седло. Деталь. 19 век

    В праздничной церемонии Ысыаха много внимания уделяется убранству коня, в которое входят седло (серебряная передняя лука украшена гравировкой), чепрак, кычымы. По всему Крайнему Северу славятся работы якутских ювелиров. Основу этих ювелирных изделий составляют серебряные (или посеребренные) пластины различной формы. Из прямоугольных и круглых пластин делают наборные пояса, которые являются частью национального костюма и других северян, например долган.

    Якутский наборный пояс

    Якутский наборный пояс. 19 век

    Трапециевидные пластинки используются при изготовлении женских нагрудных и поясных украшений, серег. Поверхность пластин покрывается тонким гравированным растительным орнаментом. Как произведение народного декоративного искусства интересен праздничный конский чепрак.

    Якутские серьги

    Якутские серьги. 1960 год

    Выполненные в конце XIX — начале XX века чепраки из сукна и бархата расшиты бисером и штампованными фигурными металлическими бляшками. В центре чепрака из бляшек и бисера выкладывается традиционная фигура якутского орнамента, напоминающая однострунную лиру. Тем же рисунком украшены и два дополняющих чепрак кычыма. Несомненно, это — символика, связанная с весенним праздником Ысыах, с представлениями о весне, солнце, оживающей природе.

    Якутский конский чепрак

    Якутский конский чепрак

    Лировидная форма, возможно, является символическим образом пробивающегося из земли растения. Иногда расходящиеся вправо и влево симметричные спиралевидные побеги заканчиваются условным изображением конских голов. Большой декоративностью отличается и парадная зимняя одежда якутской женщины: меховая шуба, отделанная красным сукном, серебряный наборный пояс, нагрудные и поясные украшения, глубокая шапка из бобрового и медвежьего меха с вышивкой — „дьабака".

    Якутские женские головные уборы

    Якутские женские праздничные головные уборы. 19 век

    Сказали свое слово и мастера изделий из бересты. Этот вид народного декоративного искусства известен в Якутии давно. Вот как об этом рассказывается в якутском эпосе „Олонхо": „Набрал Эллей березовой коры, поставил палки, связал их вверху, обшил корой, украшенной узорами, зубчиками, вырезками, образовалась ураса, жилой дом". Полотнища для покрытия урасы — старинного якутского летнего жилища — в настоящее время хранятся во многих музеях.

    Фрагмент берестяного полотнища урасы

    Фрагмент берестяного полотнища урасы

    Помимо украшений в виде зубчиков и орнаментально скомпонованных прорезей, они расшиты конским волосом, бисером, увешаны бусами, металлическими пластинками. Сказочно красиво выглядела новая ураса: сверкающий золотистый конус на фоне зелени поднимался где-нибудь на берегу реки, гармонируя с окружающей природой. Бытовые берестяные изделия — ведерки, коробки, туеса — скрепляют обручами из прутьев тальника и оплетают шнурами из конского волоса.

    Якутский берестяной короб

    Якутский берестяной короб. Деталь

    Цветная фольга в фигурных прорезях, подвески из металла и бус делают эти предметы удивительно нарядными. Нового расцвета достигла широко распространенная на Крайнем Севере резьба по кости. Прежде всего из кости изготовляются хозяйственные предметы — детали оленьей упряжки, околощечные пластины с резьбой, всевозможные уздечные и седельные подвески с геометрическим орнаментом. На севере Якутии в слоях вечной мерзлоты до сих пор находят бивни мамонтов. Желтоватая плотная кость давно вымерших гигантов является драгоценным материалом, который хорошо поддается обработке и полировке. Изготовление из мамонтовой кости декоративных предметов, в том числе мелкой скульптуры, стало в Якутии традиционной отраслью народного творчества.

    Резьба по кости

    Резьба по кости

    Косторезы Якутии народный художник Т. В. Аммосов, заслуженный деятель искусств С. Н. Пестерев, С. Н. Петров, Д. И. Ильин и другие создают жанровые группы, анималистическую скульптуру, декоративные бытовые предметы с резьбой и инкрустацией. Якутские косторезы посвящают свои произведения историческим событиям, воспроизводят сцены праздника Ысыах, изображают северных оленей, оленьи упряжки, сцены охоты на волков и медведей. Типичное изделие якутских резчиков — нож наподобие кинжала или кортика с рукоятью и ножнами из мамонтовой кости. Ножны и рукоятка обычно покрываются тонким растительным орнаментом, сюжетными изображениями (сцены охоты, фигурки оленей), выполненными в плоском рельефе.

    Якутский нож с ножнами

    Якутский нож с ножнами. Д. Ильин. 1967 год

    Мировую славу снискали замечательные косторезы Чукотки из поселка Уэлен, где в 1931 году создана мастерская, ставшая одним из центров косторезного искусства. На Чукотском полуострове археологи нашли немало косторезных изделий, в том числе и декоративную скульптуру — изображения животных, которые водятся в этих краях. Эти мелкие фигурки играли в прошлом роль оберегов и применялись местными жителями как амулеты, которые якобы охраняли от злых духов и помогали бороться с враждебными силами природы

    Пеликен

    Пеликен

    Для чукотских косторезов материалом служат клыки моржей; после полировки плотная красивая кость приобретает холодноватый оттенок. Чукотские косторезы — прославленные мастера настольной декоративной скульптуры. В их работах воспроизводятся бытовые и охотничьи сцены, образы народных сказок и песен, изображаются животные. Наряду с мелкой пластикой, на Чукотке распространена цветная гравировка на моржовых клыках. Подцвеченные гравированные изображения работы художников чукчей и сибирских эскимосов посвящены важным событиям, имеющим общественное значение, и тому, что окружает и волнует мастера. Несмотря на точность передачи, морские волны, льдины, плавающие киты, фигурки людей в национальных одеждах трактуются декоративно и орнаментально.

    Рисунок на кости

    Рисунок на кости

    По рисункам на моржовых клыках можно составить представление о прошлом и настоящем чукчей, об изменениях в их жизни и быте. Рубленые дома нового Уэлена, радио и телевизионные антенны, самолет, прилетевший из областного центра. Высоко оценены известные гравюры на моржовых клыках „Челюскинская эпопея", работы талантливого уэленского костореза Вуквола, погибшего во время Великой Отечественной войны. Далеко за пределами Чукотки знают произведения художников Вуквутагина, Хухутана, Туккая, В. Эмкуль, И. Сейгутэгина, а также мастеров Е. Янку, Н. Килилоя, Г.Тынатваль, Г.Татро, Т. Печетегиной и других. Работы чукотских граверов и резчиков по кости экспонировались на всемирных и международных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале, Осаке. Мастера художественной обработки меха, вышивальщицы, резчики, косторезы окружены вниманием и уважением.

    Металлические подвески якутской работы

    Металлические подвески якутской работы на долганской детской одежде. Деталь. 1960 год.

    Всеобщий интерес вызывают конкурсы на лучшее национальное художественное изделие, выставки новых произведений. С годами увеличивается число предприятий народных художественных промыслов, выпускающих изделия национального декоративно-прикладного искусства: унты, расшитые бисером и отделанные мозаикой из меха, меховые ковры, женские украшения из кости, меха и металла, куклы в национальных одеждах.

    Чукотские куклы из оленьего меха

    Чукотские куклы из оленьего меха

    В Нарьян-Маре, Магадане, Туре, Якутске и других городах и поселках созданы такие предприятия, где каждый мастер по-своему использует художественные традиции своего народа. Если взрослые предпочитают одеваться по журнальным моделям, то дети по-прежнему носят красочные меховые шубки с капюшонами, отделанные бисером, цветными кисточками, яркой аппликацией. Нередко на малыше из далекого северного поселка можно увидеть оригинальную шапочку-капор с ушками, рожками, с подвесками из оленьих копытцев. Широкую известность получили работы Н.В.Касаткиной, в течение ряда лет возглавлявшей мастерскую национальных художественных изделий в Красноярске. Под ее руководством было организовано изготовление круглых ковриков из оленьего меха и камуса. Работы молодых мастериц не были простым подражанием, копированием. Традиционные „оленьи следы", „оленьи рожки", „копытца", „северное сияние", образ животворящего солнца в произведениях обретали новую жизнь, „оживали" в предметах, предназначенных для современного городского быта.

    Эвенкийский мужской капор

    Эвенкийский мужской капор

    В среде талантливых потомственных народных умельцев формировалось творчество художницы Е.Е. Аммосовой. Она искусный мастер художественных изделий из меха. В основном это одежда и дополняющие зимний наряд унты, рукавицы, шапки, сумки, украшения. Большинство работ отличается ярко выраженным национальным колоритом. Сегодняшний Крайний Север — это не только суровая природа, полярный день, полярная ночь, лоси в тайге или встреча охотника с медведем. Это также линии электропередач, проложенные через топи, снега и горные хребты; это ледоколы, самолеты и плотины электростанций; это геологические партии и нефтяные вышки, новые города и поселки, электрический свет, клубы, кинотеатры, школы-интернаты

    Якутское женское нагрудное украшение

    Якутское женское нагрудное украшение. Деталь. 1960 год

    И это новые люди: врачи, учителя, летчики, писатели, художники и ученые — эвенки, долганы, чукчи, якуты. Но если спросить любого из них — от университетского профессора до пастуха-оленевода — о национальном декоративном искусстве его края, услышишь увлекательный рассказ о древнем и вечно юном народном мастерстве, а то и увидишь выполненные собеседником декоративную скульптуру из кости, вышивку или гравировку на металлическом браслете. И все это потому, что, как говорилось выше, живая народная традиция продолжает развиваться в благоприятных современных условиях, привлекая все новых талантливых самобытных мастеров.

    По материалам статьи Н.И. Каплан.

    Источник

    Сувенирные бренды. Подарки, которые нужно везти из Якутии

    Сувенирные бренды. Подарки, которые нужно везти из Якутии

    У туристов Якутия неизменно ассоциируется с холодом, алмазами и мамонтами. Поэтому и увезти оттуда стараются сувениры, напоминающие о морозах, драгоценностях и древних животных. Например, консервы «Мамонтятина тушеная» или флешку в медвежьем когте. И, конечно, якутские ножи, унты и рыбу из якутских рек....

    Национальная одежда коренных малочисленных народов Севера

    Национальная одежда коренных малочисленных народов Севера

    Предлагаю посмотреть небольшую подборку фотографий национальной одежды некоторых малочисленных народностей Якутии....

    Якутское народное искусство по шитью и рукоделию

    Якутское народное искусство по шитью и рукоделию

    Во время своей поездки в РС(Я), в городе Мирный совершенно случайно познакомился с мастером по шитью национальной одежды Верой Атасыковой. Потомственная мастерица работает сторожем в детском саду, растит дочь, а в свободное время изготавливает народную якутскую одежду у себя дома....

    Китайские торговцы лишают работы якутских мастеров

    Китайские торговцы лишают работы якутских мастеров

    Продукция фабрик северного Китая вытесняет с якутского рынка изделия местных мастеров, которые всегда брали качеством, хоть и просили за свою работу немало. Речь больше не идет о качестве или штучности товара: люди покупают китайское из-за значительной разницы в цене. А местные мастера начинают халтурить – лишь бы догнать конкурентов....

    ТРАДИЦИОННАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

    ТРАДИЦИОННАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

    Народный костюм — это яркий, самобытный элемент культуры, eё достояние, накопленное веками. В него вкладывали традиции, обычаи, историю поколений. Использование различных видов декоративного творчества обусловлено географической средой, климатом и хозяйственным укладом. Изготовление костюмов было своего рода таинством, когда в узоры вкладывали смысл оберегов или приворотов, а цветовая гамма указывала на конкретный район жизни этого народа. У многих народов традиционный костюм до сих пор сохраняется в качестве праздничного или...

    Унты

    Унты

    Унты – теплые зимние сапоги с мехом наружу. Первоначально появились у народов Севера и Сибири, а позже распространились во всех регионах, где есть холодная зима. Сегодня унты можно увидеть в коллекциях самых разных домов мод. В переводе с эвенкийского языка слово «унты» означает «обувь»...

    Комментарии (1)
    Партнеры

     

    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2024