Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Зазеркалье Сталинграда Федора Бондарчука

12 октября 2013
990 просмотров
     

    Зазеркалье  Сталинграда  Федора Бондарчука

    С сегодняшнего дня в российском кинопрокате стартовал показ эпической картины режиссеры Федора Бондарчука Сталинград. Кто-то ждал этого события почти три года, а кто-то не ждал вовсе. Кто-то верил, что из задумки сына великого отца что-то да должно получиться, а кто-то априори решил получится пропагандистский 3D-лубок, на который потратят дикие по величине денежные суммы

    Зазеркалье Сталинграда Федора Бондарчука

    . Именно поэтому корреспонденты Нового Региона решили сходить на закрытый премьерный показ Сталинграда втроем. Чтобы вынести из кинозала не субъективную оценку одного человека, а свести воедино мнение трех зрителей. В итоге все три рецензии получились разными. Кто-то остановился на анализе Сталинграда в сравнении с военными шедеврами мирового кинематографа, кто-то на развитии в сюжете любовной линии, а кто-то на противоречиях, которые не позволяют русским, американцам и европейцам относиться к той страшной войне с одинаковым чувством и степенью боли. Надеемся, что задумка с коллективной колонкой-рецензией удалась.

    Любовь в военных окопах от Федора Бондарчука

     


     Автор: Валентина Ярославцева
    Зазеркалье  Сталинграда  Федора БондарчукаНа фильм Сталинград я шла с некоторой опаской. Просмотренный заранее трейлер оставил смешанные чувства двухминутный ролик больше походил на рекламу новой компьютерной игры, чем на внятное кино о войне. После выхода из зала кинотеатра пришлось облегченно вздохнуть. Сталинград не разочаровал, и в чем-то даже удивил. Только кровавое сражение 1942 года здесь абсолютно ни при чем. Хотел этого Федор Бондарчук или нет, но его фильм рассказывает зрителям о совершенно другом.

    В этом кино войны как таковой нет. Грандиозные взрывы и полыхающий город в руинах здесь больше для эстетического восприятия картины. Оттого и некоторые сцены, будь то атака горящих советских солдат или сожжение нацистами еврейки с ребенком, выглядят бутафорскими, а потому и не вызывают должного чувства ужаса. Главные герои умирают тоже излишне театрально, успевая произнести страдальческий монолог. И где-то к середине просмотра понимаешь: битва за Сталинград здесь служит всего лишь декорацией для двух любовных историй, разворачивающихся одновременно по разные стороны баррикад.

    Первая история кажется нереальной: немецкий офицер влюбляется в белокурую красавицу Машу и спасает ее во время фашистских зачисток в городе. Подобное развитие сюжета в советских фильмах про Великую Отечественную войну даже невозможно было представить. Но в новейшем российском кино эта мелодраматическая линия несет почти сакральный смысл. Делая мучительный выбор между страстью к русской девушке и офицерской честью, капитан германской армии Петер Кан бросает в небо Сталинграда восклицание: Будь проклята война!.. В конце концов, даже начинаешь невольно сопереживать этому герою. В этом, конечно, большая заслуга актера Томаса Кречмера, убедительно сыгравшего свою роль. Как нетрудно догадаться, судьба Маши в фильме тоже незавидна: Либэ, либэ. Либо ваши меня к стенке приставят, либо наши .

    Вторая сюжетная линия рассказывает о 19-летней Кате и группе советских солдат из пяти человек. Красноармейцам отдан приказ во чтобы то ни стало отстоять полуразрушенный дом, где живет героиня. В каждом из бойцов осиротевшая девушка нашла поддержку: кто-то на короткое время заменил ей отца, кто-то брата, а один стал возлюбленным. Для своих защитников Катя сама стала олицетворением света и добра, за которое и стоит воевать. На мой взгляд, эта история получилась более трогательной она о том, как люди могут сохранить в себе способность любить даже в нечеловеческих условиях. Ведь погибают советские солдаты в фильме Бондарчука не за абстрактного Сталина, и даже не за Родину. Они погибают, чтобы спасти девушку Катю.

    Если же оценивать кино в целом, то за Сталинград я бы поставила твердую четверку. Все-таки мне не хватило ярких характеров: на весь фильм наберется от силы три запоминающихся персонажа. Этот недостаток в виду ограниченного экранного времени должен был сгладить закадровый текст, рассказывающий историю каждого героя. Но, увы, прием не сработал, а только добавил еще больше путаницы в сюжете.

    Зато с технической точки зрения к фильму нет никаких претензий вообще. Видно, что создатели не пожалели денег на достойные спецэффекты, а бюджет Сталинграда, на секундочку, немаленький 30 миллионов долларов. Масштабность, зрелищность, эпичность все к месту и правильно. Только повторюсь, фильм никоим образом не претендует на историческую правду. Кино оказалось вовсе не про войну, а про любовь.

    Гламурный комикс о Сталинградской битве

    Зазеркалье  Сталинграда  Федора Бондарчука

    Автор: Максим Бородин
    Один мой знакомый, воевавший во Вторую Чеченскую, рассказывая о войне, вспоминал историю своего прибытия в республику. Осень. Грязь. Срочники ехали на трех грузовиках. Попали под свои же Грады. Два накрыло. Весь день выжившие новоприбывшие собирали по грязи останки солдатских тел в целлофановые пакеты, чтобы родственникам было что хоронить. Для него обыденность. Для меня шок. Романтический ореол войны сдулся, как мыльный пузырь. Грязь и оторванные конечности. В Сталинграде Бондарчук гламуризировал то, во что, с моей точки зрения, привносить эстетику нельзя. Кощунственно. Подкрашенное при помощи спецэффектов алеющее небо вызывает ассоциации со снайдеровскими 300 спартанцами, чернеющие на фоне багровых раскатов, развалины города с Мордором Питера Джексона. Непонятно для чего использованные при съемках 3D-технологии только дополняют красиво исполненную, но абсолютно неуместную ирреальность происходящего. Бушующее пламя при сожжении фашистами евреев, великолепно смотрится при объемной картинке и плавающей камере, но остается открытым вопрос зачем преступление палачей для большей смотрибельности приукрашивать спецэффектами? И так весь фильм.

    Переправа через Волгу советских солдат сопровождается взрывом немецких топливных цистерн и мы видим охваченных огнем чудо-богатырей, рвущихся к немецким окопам. Современные технологии съемки торжествуют. Снаряд, летящий в дом, который обороняют главные герои, мы наблюдаем посредством компьютерной графики. Отбитую атаку немцев мы видим в стиле героики советской пропаганды, апгрейдированную голливудским стилем съемки замедленная съемка. Летящие в окуляры 3D-очков комья грязи под музыку автора саундтрека к Твин Пикс Анджело Бадаламенти.

    Все это еще больше дает зрителю понять как красива война. Как эстетично насилие. Концовка фильма, сопровождаемая зрелищным артналетом в стиле Перл Харбора Майкла Бэя, еще больше погружает в параллельную кинореальность. Туда, где нет оторванных ног и конечностей, где грязь только красиво дополняет картинку багрового неба, где герои умирают, успев произнести что-нибудь пафосное напоследок. Туда, где, охваченные огнем, солдаты не вопят от боли, катаясь по берегу. Туда, где нет страха, голода, боли и болезней, истерик и сумасшествия, а только пафос и бесконечный героизм. Именно эту ирреальность в 1998-м порушил своим гипернатурализмом Спилберг в Спасении рядового Райана сценой высадки союзников на пляжах Омахи в Нормандии без использования нелепых спецэффектов. У Спилберга смерть чудовищна и нелепа. У Бондарчука, каждый герой погибает в соответствии со сценарием, развязка которого легко читается с самого начала. Погибает, просто упав и закрыв глаза, без хрипов и стонов как персонаж компьютерной игры. Перед этим он обязательно добьет врага, или совершит подвиг, выполнив художественный замысел, еще больше отрывая зрителя от страшной обыденности войны. В Сталинграде появление каждого центрального персонажа в кадре, приправлено пафосным закадровыми комментариями о его истории, которые по задумке должны были только подчеркнуть трагедию войны. На деле же они внесли еще больший диссонанс с картинкой гламурного голливудского блокбастера, по непонятной причине внесенного Бондарчуком в изображение величайшего сражения в истории человечества.

    В Сталинграде нет места случайно погибшим солдатам, как в современной Чечне и любой другой реальной войне. Нет места нелепости смерти, выбирающей себе жертв без какой-либо логики. Зато есть место красивым спецэффектам, хорошей режиссуре и операторской работе. Тем не менее, сходить на фильм стоит если Вы эстет и воспринимаете войну через призму героики и красоты кадра. Если для Вас это в первую очередь трагедия, то лучше пересмотреть Они сражались за Родину Бондарчука-старшего, который ничего не пытался приукрасить. Или того же Спилберга.

    Сталинград Великая война в 3D зазеркалье или кино про человека на войне?

     

    Зазеркалье  Сталинграда  Федора Бондарчука

    Автор: Александр Родионов
    Фильм Сталинград давно обещанная режиссером Федором Бондарчуком эпопея об одном из самых масштабных сражений Второй Мировой войны. Ну, или Великой Отечественной войны кому как больше нравится. Я намеренно разделяю два этих понятия ВМВ и ВОВ потому что в разнице между ними как раз и кроется нарастающее состязание двух идеологий и ментальностей западноевропейской и советско-русской. Собственно говоря, то же самое хотел показать и Федор Бондарчук. В силу ли госзаказа и госфинансирования (в титрах много благодарственных слов министрам Мединскому и Шойгу) хотя опять-таки если помогли как не отметить? Или же в силу того, что война на Западном и Восточном фронтах была слишком разной. И главной разницей были вовсе не идеология и политический строй, а куда более банальные, страшные и роковые вещи жизнь и смерть. Ведь даже они были разными на Западе и Востоке. Достаточно вспомнить Зою Космодемьянскую, ее задание и (давайте называть без пафоса вещи своими именами) мученическую смерть. Потому что то, что сделали с этой молодой девушкой нацисты здравому смыслу и пониманию не поддается. Впрочем, некоторые мои современные соотечественники сейчас не могут понять задания самой Космодемьянской они должна была сжечь в одной из деревень немецкие конюшни, и жилые дома (с немцами и русскими) хорошо осознавая, что это будет смертью для обитателей населенного пункта. Вот об этом-то и спорят мол, шла убивать фашистов, зная, что те убьют в ответ десятки русских. И мы понимаем, что ни правых, ни виноватых в этом споре мы не найдем просто потому, что нам досконально не понять мотивов и целей участников тех событий.

    Я не случайно привел в пример именно Зою Космодемьянскую. Потому что ее жизнь и смерть тот лакмус, который позволяет понять, отчего ВМВ и ВОВ слишком разные понятия для британцев, американцев, немцев и французов с одной стороны и русских с другой. Мне, человеку мирного времени (как сказала жена, которая пыталась меня предостеречь от максималистских суждений о фильме Сталинград не нюхавшему пороха ) действительно трудно судить об ужасах той войны. Но я точно знаю из кино, художественной литературы и настоящих военных архивных документов если на Западе нацисты убивали, то в России они уничтожали. По-моему разница в этом есть и большая.

    На мой взгляд, в определенной степени это удалось показать Михалкову в Утомленных солнцем 2. Предстояние. В том эпизоде, где немцы (почти случайно), но жестоко убивают цыганскую семью, а потом сжигают всех жителей деревни. Но я не очень уверен, что это удалось показать Бондарчуку в эпизоде с ритуальным сожжением на улице Сталинграда двух евреек молодой женщины и ее маленькой дочки. Я до сих пор не могу определиться нужно ли это было фильму, и насколько такое вообще вероятно? Помня о комсомольцах из шахтерского города Краснодона Олеге Кошевом, Любови Шевцовой и Ульяне Громовой (их гибель была схожа с концом Космодемьянской, но несравненно ужасней), я умом понимаю все что угодно могло произойти осенью 1942 года в замерзающем и снесенном авиабомбами Сталинграде. Но видя эту сцену сквозь 3D очки в кинотеатре, не могу избавиться от вопроса зачем хотел показать это Бондарчук? Чтобы напугать зрителя ужасами войны? Сцена ужасна, но не кажется настоящей. Впрочем, несколько рассудив, лично для себя я нашел ответ на этот вопрос это было нужно, чтобы вызвать у главных героев (пятерки советских бойцов) невероятную ненависть к сделавшим это фашистам. Настолько сильную, что они ринулись в рукопашную схватку с сотней вооруженных немцев на открытом пространстве. Однако достоверность этого эпизода я оценивать уже не возьмусь. Скажу лишь, что персонажи остались живы и прописанный для них сюжет фильма продолжился.

    Зазеркалье  Сталинграда  Федора БондарчукаС другой стороны мы же говорим все-таки о художественном фильме о войне. А это значит, что у режиссера и сценариста есть право на свое видение событий и на личную хронологию исторических фактов. И, возможно, как раз это оправдывает ход с уже давно надоевшими летающими по экранам снарядами и ядрами. Один из таких пролетает между героями капитаном Громовым и Катей. Сначала режет глаз, потом понимаешь снаряд это аллегория войны, посредством которой Бондарчук показывает: двум этим людям, несмотря на любовь не суждено быть вместе.

    Вообще, с художественной точки зрения фильм хорош современные технологии позволили впечатлить зрителя. И кадрами со сбитым немецким бомбардировщиком Xe-111 (туша которого занимает весь экран во время его эффектного падения на некогда жилые кварталы) и, лично по мне, очень человеческой сценой с импровизированным в условиях гитлеровской блокады отмечанием дня рождения героини Кати. Все это понравилось потому, что в погоне за спецэффектами и тягой к показу невероятно детализированной боевой техники тех лет (опять же нарисованной на компьютерах, что никак не добавляет эффекта реализма), режиссеры часто стали забывать о главном теме человека на войне. Вот потому-то слепленное для Кати из буханок хлеба и сгущенки подобие торта со свечами несмотря на отрисованную в 3D ненастоящесть самого разрушенного Сталинграда (эффект какого-то зазеркалья ) как раз и выглядит самым что ни на есть реальным. За это Бондарчуку лично я хочу сказать спасибо.

    Есть и другие несуразности в кино. Первая (и насторожившая меня еще при просмотре трейлера) пылающие, но все-таки бегущие советские воины. Мой коллега Бородин назвал их богатырями и не случайно: задумка у Бондарчука была именно такой показать волю и несгибаемость советского солдата. Но как раз в случае с бегущими факелами появляется чувство ненастоящести. К счастью, оно компенсируется характером и поведением одного из героев молодого снайпера из группы капитана Громова. Почти не справившись с задачей как следует сформировать художественные образы героев, Бондарчук все-таки пытается это сделать. И объясняет: 7-летнего брата этого парня немцы убили только за то, что звали того Владимир Ильич… Лично я такому объяснению верю и веру мою лишь укрепил все тот же Бородин, рассказавший, что его бабушка вплоть до своей смерти боялась звука мотоцикла. Очевидно, что он напоминал ей об оккупантах, въехавших когда-то в их деревню.

    В общем, вот такой он Сталинград от Федора Бондарчука многогранный, противоречивый, местами сильно ненастоящий, а где-то реалистичный. Я не буду рассуждать о качестве (и нужности) спецэффектов в этом фильме. Зная, что народные критики любят считать бюджеты и кричать, что деньги попилили, предположу 30 $ млн. не ушли в трубу. В отечественном кинематографе еще не было постановки такого качества. Во-первых, это первое русское кино в формате IMAX 3D (и поэтому его нужно смотреть на большом экране в телевизоре все будет смотреться иначе). Во-вторых, Бондарчук-старший брал размахом и ввиду отсутствия компьютерных технологий масштабностью и объемом привлеченных ресурсов, Юрий Озеров практически тем же (но с множеством огрехов и сильной пропагандой), Никита Михалков (у которого эффекты хуже и дешевле, чем в Сталинграде ) доводил картинку ужасами войны.

    Зазеркалье  Сталинграда  Федора Бондарчука

    Ничего такого в Сталинграде нет. И это хорошо. Но самое главное, там нет несусветной пропаганды, зато есть отличная и настоящая в реализме фраза: В Советской стране нет придурков, есть душевнобольные. И здесь я тоже верю: именно так думал и рассуждал среднестатистический советский человек. Но главное: может быть, впервые за много лет в кино такого масштаба появился человек на войне со своими чувствами и страхами. Сталинград это не фильм ради красивой стрельбы и взрывов (хотя и не без этого). Все-таки это фильм о людях и о том, что даже на войне, в ненависти и крови можно о ком-то заботиться. Не чтобы выжить (герои знают, что обречены), а чтобы остаться человеком. Это касается русских, это касается и немецкого капитана Петера Кана также центральной фигуры фильма.

    Пусть все эти люди недопоказаны (как и размах самой битвы за Сталинград масштабности киношным военным действиям явно не хватает), но все-таки придуманы режиссером. Ради этого я готов простить Бондарчуку, достоверные, но все-таки нарисованные немецкие самолеты, и вполне осязаемые, но никак не немецкие танки. Тут он пошел старой проторенной дорожкой отцов. Но ведь фильм не об этом, и это надо помнить.

    Партнеры
    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019