Яндекс.Метрика
Меню пользователя
Написать статью Добавить видео Регистрация

Заказать баннер

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

О Якутских названиях

15 марта 2016
7454 просмотра
     

    О Якутских названиях

     Большинство ойконимов в Якутии якутского происхождения, встречаются они и за пределами республики.

    О Якутских названиях

    О Якутских названияхРасселение якутов в разные времена было различным. Если на карте И.И. Майнов, относящейся к концу XVII века, якуты жили компактно лишь по среднему течению Лены, да по Алдану, то на карте того же Майнова XIX в. "Расселение народностей в Якутии по переписи 1897 г. видно, что тунгусы и ламуты остались лишь по Фоне (притоку Вилюя), Оленьку, в устье Яны, и на юге Якутии (по Олекме, Алдану, Майе, Амге), якуты же расшили сферу своего местожительства, расселившись по всем просторам края, густо по Вилюю, Олекме, Амге, Лене. их поселения появились по всем северным рекам. Из этого ясно, что энергичный, жизнеспособный якутский народ на своей новой родине быстро приспособился к трудным северным условиям, занимаясь скотоводством, рыбной ловлей, а позже и земледелием, обжил весь северо-восток Российской империи. Поэтому-то так много топонимов, следовательно, и ойконимов якутского происхождения.

    Принцип номинации у якутов тот же, что у тунгусо-маньчжурцев, обживших этот край раньше якутов. Якуты при названии местности также исходили из какого-то наиболее заметного признака, присущего тому или иному природному объекту. Например, место, где бросался в глаза высокий холм (бугор, горка) называли Булгунньахтахом (Булгунньах (якут.) — холм, сопка) или Томтором (томтор (якут. — пригорок). Таких названий населенных пунктов много. Место весенней кочевки якуты называли Сасыр (саас — весна), если же ставили балаган (балаганах). На озере, чтобы легче было ловить карасей, поставили плотину, и это место стали называть Бысыттах (имеющий плотину). Название поселка Чокурдах переводится с якутского как кремнистый (чокур — кремень). Поселок стоит на юру. Далеко видны отсюда окрестности — изогнутая дуга реки, за ней долина без четких границ. Лишь на горизонте видна каменная гряда, где Индигирка поворачивает на северо-запад и встречает преграду на своем пути — гору со старинным русским названием Камень. Таким образом, слово Чокурдах соответствует своему названию.

    О Якутских названиях

    Попутно следует сказать, что топоним Камень в значении скала, утес, гора известен еще в древнерусском языке. В Сибирь этот топоним попал из речи первопроходцев — выходцев из северных русских областей. Название поселка Хотой (якут. орел) свидетельствует о том, что поблизости гнездились орлы. Орел испокон веков считался тотемом многих якутских родов, поэтому всегда пользовался всеобщим почитанием. Множество ойконимов аборигенного происхождения обязаны своим названием рекам и реже горам, они, так сказать, вторичны по образованию. Первоначально местные жители так называли реки, озера, острова, болота, долины и горы. Значительно позже на этих местах близ водоемов, у подножия rop вырастали населенные пункты, поселения, на которые и переносилось название. Например, название села Жиганск. Первоначально словом эдьигээн называли обширную область низовий Лены (эвенк. Эдиген — житель низовья реки). Когда же пришли русские и в 1632 г. в низовьях Лены поставили ясачное зимовье, назвали его Жиганским. Или позднейшим образованием является название поселка Тит-Ары (якут.тит-лиственница и ары-остров) — лиственничный остров. Остров этот находится на реке Лене, недалеко от впадения ее в Северный Ледовитый океан. Когда-то здесь был цветущий оазис, где, кроме лиственниц, росли различные кустарники, водилось много дичи и животных полярной зоны. Уже в наше время на этом каменистом острове вырос поселок с тем же названием. Приютился он на низкой части острова, на песке — поближе к реке. Это поселок рыбаков. Давно уже нет на острове лиственничных лесов, да и поселок-то небольшой, а название осталось.

    О Якутских названиях

    И еще один пример. В ХVII веке верховья Индигирки назывались Оймяконом, там проживали юкагиры и эвены. Слово Оймякон (эвен. Хэйум-полынья, незамерзающий ключ) якутским языком освоен полностью с тем же значением. Однако это имя впоследствии было перенесено на окружающую местность. Теперь село Оймякон знают как полюс холода Северного полушария, где температура опускается до -68 градусов. Крестях вошёл в историю республики как одно из мест зарождения православия в западно-вилюйском регионе. Название поселка возникла от слова "крест". Испокон веков здесь дружно жили якуты — скотоводы и русские крестьяне православного и языческого вероисповедания, поэтому в этих краях старинные могилы с крестами, и часовни соседствуют с сэргэ -священными деревьями, унизанными дарами людей.

     

     Аборигенные ойконимы на территории Якутии можно условно поделить на несколько тематических групп

    1) Названия, прямо указывающие на происхождение от гидронимов, водных объектов (Таас-Юрях);

    2) Названия, данные по рельефу местности (их большинство), например, Чокурдах — от якутского чокур — кремень;

    О Якутских названиях

    3) Фитоойконимы — названия, данные по видам растительного вида (Бестях — от якутского бэс — сосна);

     4) Зооойконимы названия, отражающие животный мир данной местности (Нерюнгри от эвенкийского хариус, богатая хариусом);

    5) Этноойконимы названия по этнической принадлежности, по национальному признаку (Нюрба — по эвенкийскому роду нюрбакан );

    6) Названия, передающие какой-то признак, называющие определенные предметы, чаще с метафорическим смыслом (Саскылах — от якутского саас-весна);

    7) Названия, передающие занятость населения в прошлом и настоящем, полезные ископаемые местности (беркакит — от эвенкийского — бэркэн самострел, места где охотились самострелами).

    Немного о истории

    О Якутских названиях

    Кто и когда заселял огромные пространства северо-востока страны, Ленский край? Самыми древними обитателями этой земли считаются палеоазиатские племена — юкагиры чукчи, занимавшиеся охотой и рыболовством. В первые века нашей эры на северо-восток Азии явились маньчжурские племена, предки эвенков и эвенов. С их приходом связано утверждение оленеводческой культуры, культуры более прогрессивной, возвестившей начало перехода народов северо-востока Азии к хозяйству производящему. Затем следует новая волна этнических передвижений, в итоге которых в течение ХII — ХVII вв. центральные районы края заселяются предками якутов, принесших сюда скотоводческую культуру. Река Лена была открыта енисейскими казаками в 1628 г.

    Открытие это послужило началом интенсивного движения казаков, торговых, промышленных людей на север и восток. Основными деятелями освоения Сибири, а следовательно и Якутии, были русские крестьяне из северных областей России. Основной силой продвижения новой культуры в глубь Азии выступили не только служилые люди и купцы, сколько промышленники и крестьяне, стремившиеся уйти от крепостной неволи. Русские здесь застали уже сложившуюся систему географических наименований.

    О Якутских названиях

    Местные жители, охотясь и кочуя по огромной территории, прекрасно ориентируясь, давали свои названия рекам, озерам, ключам, горам и отдельным местностям. Названия возникали постепенно по мере надобности в выделении необходимых ориентиров. Всю местность эвенки и эвены делили на небольшие территории, прилегающие к районам кочевания, мысленно разбивали на участки, относящиеся к бассейнам рек, и таким образом без труда находили нужный район. На самой первой стадии называния роль топонимов выполняли имена нарицательные, такие как "река", "озеро", а также словосочетания описательного характера: "где медведя убили", "где сохатого встретили", "где освободили оленей от упряжки", "где делали луки", которые со временем становились наиболее устойчивыми.

    Названия рек у всех народов обычно самые древние.Река, как правило,- это удобный путь сообщения, она кормит и поит, а порой и защищает. Старые географические названия рек Лена, Амга, Хандыга, Олекма, Марха тунгусского и якутского происхождения. Река Лена получила свое название от эвенкийского Елюенэ, что означает "большая река", Олекма -от эвенкийского Олоохунай (беличья, богатая белкой). Название реки Алдан произошло, по всей вероятности, от общего тюркского и монгольского алтын — "золото" (в бассейне этой реки находятся месторождения золота). Название Вилюй восходит к корякскому корню вил, который по значению связан с рыболовством и обменом. Названия закреплялись за определенными местами, становились устойчивыми. Все зависело от степени значимости данного топонима для создавшего его человеческого коллектива. У местных жителей не было сколько-нибудь значительных поселений, т. к. скотоводы-якуты селились разрозненно, по две-три семьи близ пастбищ, вели полуоседлый образ жизни, а другие аборигены-эвенки, эвены и другие кочевали. Поэтому больших скоплений жителей в одном каком-то месте не было.

    О Якутских названиях

    Каждое якутское хозяйство имело несколько жилищ: зимнюю юрту (кыстык), летний дом (сайылык), еще один, осенний дом (отор), иногда и четвертый — все они связаны с пастьбой скота. Якуты к моменту прихода русских жили по волостям. В ясачной книге Петра Бекетова (1632 г.) перечисляются такие волости, как Мастяцкая, Намская, Маганская, Батулинская и др. Поэтому, как считает профессор н.г. Самсонов, первые места поселений якутов давались по названию племен, которые как-то закреплялись на этих территориях. Интересно, что названия волостей (племен и родов) ХVII века совпадают с личными именами аборигенных князцов, что наводит на мысль о патронимическом происхождении первых (патронимия — именование по предкам отцовской линии) Якутские имена Боотур, Бетун, Нам, Нахара дали названия соответственно Батуринской, Бетунской, Намской, Накаринской волостям. А само понятие "волость" имело двойственный смысл: оно было и родом (или племенем) и в то же время территориальной общностью.

    О Якутских названиях

    Однако сами населенные пункты и их названия появились в Якутии только после прихода русских в эти места в связи с утверждением русской государственности в крае, потому что устойчивость географических названий обеспечивается оседлым образом жизни. Об отсутствии поселений на территории северо-востока Азиатского материка до прихода русских свидетельствуют и языковые факты. В языках местных народностей нет родовых названий населенных пунктов. Все они заимствованы из русского языка: якут. дэриэбинэ (русск. деревня), кыра дэриэбинэ(русск. деревушка); якут. бэьуэлэк (русск. поселок), якут. сэлиэнньэ (русск. селение), якут. куорат (русск. город) и другие названия. Русские казаки и промышленные люди, призванные обеспечить интересы феодально-крепостнического государства, в 1630-1640 гг. ставили остроги, острожки и ясачные зимовья по берегам крупных рек, во всех наиболее удобных местах огромного северного края.

    Это неудержимое движение "встреч солнцу" началось сразу же после вхождения Сибири и Якутии в состав России. Пришельцы застали в Ленском крае кочевое местное население, экономически связанное с водой, пастбищами, горами. Почти все водоемы, долины, горы были уже названы. Первые острожки были поставлены на водных магистралях — это Олекминский и Ленский, а также зимовья Янское, Майское, Алданское и др. Все они получили свое название от рек, на которых были построены. Служилые, промышленные, торговые люди за какие-то десять-пятнадцать лет открыли устья всех великих сибирских рек Северо-востока страны — Анабара, Оленька, Яны, Индигирки, Колымы, Алазеи. Вслед за острожками, поставленными русскими людьми, стали появляться заимки пашенных крестьян, превратившиеся со временем в деревни Витимская, Олекминская, Пеледуйская, Амгинская и др., названные опять-таки по рекам. Таким образом, первые названия населенных пунктов появились на территории Якутии в XVII веке и представляли слова тунгусского происхождения, адаптированные русским языком.

    Авторы: Засосов Роман и Харитонова Анна

    Источник: okonim.narod.ru

     

    Похожие статьи:

    СБЕРЕГАЯ ПАМЯТЬ О ПЕРВОСТРОИТЕЛЯХ И УЛИЦАХ ГОРОДА НЕРЮНГРИ

    СБЕРЕГАЯ ПАМЯТЬ О ПЕРВОСТРОИТЕЛЯХ И УЛИЦАХ ГОРОДА НЕРЮНГРИ
     В нашем городе ценные в историческом и культурном отношении микротопонимы не имеют статуса памятников и не охраняются государством. Писать историю строительства города и нерюнгринских улиц нужно сегодня, пока жива память о событиях 38-летней давности, и еще можно воспроизвести забытые страницы истории со слов очевидцев, первостроителей и строителей города. Первостроители Нерюнгри создали достойное будущее для своих детей и внуков, оставили богатейшую историю целого поколения – историю поколения первопроходцев великой стройки....

    Из топонимики Южной Якутии

    Из топонимики Южной Якутии
    Топонимия Южной Якутии характеризуется тем, что она состоит почти что исключительно из топонимов эвенкийского происхождения, а топонимы якутского происхождения здесь единичны. Это объясняется характером природных условий.В Южной Якутии нет земель, пригодных для скотоводства — лугов и пастбищ. И якуты-скотоводы туда в массовом порядке не смогли проникнуть и обосноваться...

    БАМ: новая надежда

    БАМ: новая надежда
     Железнодорожная магистраль – это не только рельсы, поезда, мосты, тоннели и вокзалы. Как и любая дорога, она не жива без людей, которые ее строили, которые живут рядом с нею и ездят по ней. Этот репортаж – итог встреч с десятками людей БАМа....

    Фотографии старого г. Нерюнгри

    Фотографии старого г. Нерюнгри
      ...

    Осень на Вилюйском кольце. Якутия, город Мирный

    Осень на Вилюйском кольце. Якутия, город Мирный
     Сегодня перелетели из лета в осень. В Якутске всё зеленое, а здесь уже осень в разгаре. А на севере Якутии уже снег на днях выпал. Обширна и разнообразна Республика Саха ...

    Как я работал на севере

    Как я работал на севере
    Вообщем поехал я за длинным рублем на севера нашей родины, а если точнее в республику Саха-Якутия. Это был год 2008. В это время вся страна строила трубопровод для перекачки нефти на восток, который так и назывался ВСТО (Восточная Сибирь-Тихий Океан). Один из участков проходил по непролазным участкам якутской тайги в районе Талаканского месторождения. Вот туда я и поехал....
    Партнеры
    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2019