Меню пользователя Написать статью Добавить видео Регистрация Войти

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 4 часть

22 января 2015
2999 просмотров


    Экспедиция Лена-Таймыр 2014. 4 часть

    Кюсюр

    Последний населённый пункт на Лене, в который мы зашли, оказался Кюсюр. Это была пятница, день для знакомства с посёлками не очень удачный. Выходные грядут и обычно это чревато повышенной вероятностью встреч с отдельными представителями местного населения, которые уже успели принять и расслабиться. Вот и в этот раз пришлось буквально скоропостижно пробежаться по местным улочкам и ретироваться обратно на наше судно.

    Однако попали в обеденный перерыв, поэтому немного пришлось подождать открытия магазина. Нам и надо-то было всего ничего, хлеба купить, да чего-нибудь к чаю. Дозаправиться бензином мы здесь как-то уже и не рассчитывали. Хотя, наверное, надо было поискать такие возможности. Зато наш главный инженер Александр нашёл таки в посёлке замену сгоревшему диоду, который нужен был для немудрёной системы навигации судна.

    Кюсюр позиционируется как единственный населённый пункт, а также и центр Булунского эвенкийского национального наслега Булунского улуса. Для непосвящённых объясняю. Якутия административно делится на улусы. Это равнозначно районам. Но по размерам эти районы сопоставимы с областями в центральной части России. К тому же в улусах, особенно северных, очень мало населённых пунктов, да ещё на значительном удалении друг от друга. Поэтому улусы имеют административное деление ещё и на наслеги. Иногда в наслеге всего один посёлок, иногда несколько с центром в каком-то из них. Кюсюр образовался в 1924-м году. Это как раз были годы, когда советская власть решила все кочевые народы собрать в посёлки. Кстати, сам Булунский улус образовался в 1930-м году и именно Кюсюр до 1957-го года был улусным центром. Потом центр был переведён в Тикси. Между прочим, до Тикси по прямой отсюда всего лишь 120 км., так что море уже рядом, Арктика близко.

    В посёлке сейчас проживает до полутора тысяч человек. Можно признать довольно крупным населённым пунктом. А недавно даже мобильная связь появилась, Мегафон расстарался. Теперь у нас не скоро будет возможность позвонить близким по мобильнику. Чем занимается местное население? Ну а чем тут ещё можно заниматься — рыбалка, охота, оленеводство, народные промыслы, да и бивень, наверное, собирают, кормиться ведь чем-то надо. Есть тут и дом культуры, даже какой-то народный театр, средняя школа, музыкальная школа, интернат, больница, речная пристань. Так что, вполне себе цивилизация. В Кюсюре, ко всему прочему, довольно значительная русская диаспора, тут даже есть, так называемый, русский посёлок. А в истории есть одна особо трагическая страница. Подробностей не знаю, но суть в следующем. В 1942-м году сюда добровольно-принудительно переселили из Чурапчинского района Якутии, то есть южной Якутии, около пяти тысяч человек. Просто привезли на баржах людей, которые жили до этого совсем в других условиях и занимались животноводством и оставили приспосабливаться без всяких дополнительных условий. Говорят, около двух тысяч человек просто полегли, когда началась зима. Жаль не было времени более подробно познакомиться с посёлком, наверное, тут много интересного можно было узнать.

    Оказывается тут даже Гражданская война оставила свои следы. Памятник бойцам 273 Петропавлоского стрелкового полка, зазимовавших в 1922-23 годы в этих краях. Тогда красногвардейцы пережили страшную зиму, многие погибли от болезней.

    Памятник столетию народного образования в Булунском районе. Вот надо же, посёлку девяносто лет, а образованию уже больше ста, значит была уже какая-то школа тогда.

    В местном магазине. Удивили. Тортик стоит 1000 руб.

    Тримаран "Финвал"

    Весь наш долгий путь в недавно прошедшей экспедиции мы проделали на парусно-моторном тримаране "Финвал". Это детище нашего капитана Андрея Семёнова. Думаю, у многих есть вопросы по поводу этого судна. Поэтому попросил Андрея написать пару слов о тримаране. Текст под катом. Вероятно, после этого вопросов будет ещё больше, поэтому даю контакты капитана. Ищите их тоже под катом в конце текста. Можете также спрашивать прямо в комментариях, Андрей не имеет аккаунта в ЖЖ, но ответит под своей подписью. Текст даю полностью авторский.

    Многие годы меня, как зоолога, морского зоолога, влекла мечта иметь небольшое судно, которое могло использоваться как научная плавучая лаборатория и соответственно было способно выдержать длительное автономное плавание в достаточно суровых условиях. Оно должно было быть с одной стороны разборным, с другой стороны достаточно комфортным и мореходным; иметь небольшой вес и малую осадку и в то же время большую грузоподъёмность; быть недорогим и несложным в изготовлении и эксплуатации. Эти, на первый взгляд, противоречивые требования, и ставили меня в тупик… Изучая все сложности ответвлений отечественной инженерно-туристической мысли – постепенно я остановил свой выбор на моделях разборных парусно-моторных судов на основе баллонов ПВХ. Сначала мной был изготовлен и опробован вариант катамарана (баллоны изготовлены фирмой Сплав, Нижний Новгород) – на основе двух семиметровых баллонов. Полужёсткая конструкция из продольных и поперечных дюралевых труб с палубой из ПВХ и достаточно большой разборной рубкой (2.5х4.5 метра). Длительная его эксплуатация в Арктике и др. регионах показали много слабых сторон. При постоянном морском волнении и ветре соединения труб местами ломались, рубка при низких температурах в собранном виде обильно источала конденсат…Днём, когда рубка разбиралась – приходилось оставаться наедине с безжалостным арктическим ветром, дождём и прочими прелестями… Поэтому судно пришлось видоизменить – в центре поставили третий баллон (9 метров), силовую конструкцию усилили, сделали жёсткую рубку из фанеры с пвх-покрытием. Длительная экспедиция Лена-Таймыр. когда было пройдено более 5,5 тысяч километров, показала, что судно идеально отвечает поставленным задачам. Есть, конечно, и недостатки: большой вес, сложность сборки и разборки, невысокая скорость. Но, в целом, конструкция удалась: серьёзных поломок, несмотря на штормы и другие прелести, не было. Форма рубки максимально позволяет снизить её парусность… В рубке, размером 5х2,5х1,3 метра. есть две небольшие изолированные каютки на два человека плюс два места в «кают-компании» (всего, с относительным комфортом, в каюте размещаются шесть человек). Рубка позволяет спокойно отдыхать при любой погоде, в том числе на плаву в штормовых условиях. Усилиями пяти мужчин при помощи катков и «внутреннего пара» тримаран вытаскивается на берег. Имея осадку при полной загрузке (с поднятыми швертами) не более 40см. судно легко укрывается почти в любой речке или микробухточке. На судне есть гальюн и маленькая туристическая печь, которые мы в сезон 2014 года использовали мало (печь коптит парус и опасна из-за наличия на борту большого количества бензина). Движитель – мотор «судзуки-15» и парус (нами используется только как аварийное средство). Автономность судна без дозаправок – до полутора месяцев или более 2000 км.

    В тексте говорится о наличии гальюна. Вот видите справа дверка за Андреем, это оно и есть. Но на самом деле что-то не припомню, чтобы кто-то им воспользовался, этот закуток больше использовался как кладовка. И ещё Андрей не упомянул, что у нас был газ, который при экономном использовании мы растянули почти на всю экспедицию, не хватило только на последнюю неделю. Обычно воду кипятили на костре, а затем уже в горячей воде готовили пищу на газу.

    Вот я почему-то внутренности катамарана снимал только на свою беззеркалку и эти файлы пока не могу распаковать, потому что нужен более свежий фотошоп. Но у меня есть подходящее видео на котором можно увидеть как там у нас внутри. На заднем плане вы видите две маленьких каюты вместимостью на двух человек каждая. Ещё два спальных места на боковых рундуках кают-компании, в которых лежит масса всего необходимого. На видео на этих рундуках сидят люди. Посередине труба мачты. На время покушать на рундуки укладывалась широкая фанера и это у нас был стол вокруг которого садилась команда.

    Река Лена чуть ниже Кюсюра

    В Кюсюр мы зашли 11-го июля и в этот день не ушли далеко от посёлка. День уже подходил к концу, да и ветер что-то задул и мы решили найти пристанище в устье небольшой речушки по левому берегу Лены, примерно в 25-ти километрах ниже Кюсюра и немного не доходя Чекуровки. Под катом это место показано на карте. Сразу и даже несколько забегая вперёд, хочется сказать, что сразу от Кюсюра начинается другая Лена, не похожая сама на себя. Здесь река входит в горы Туора-Сис и это значительно меняет её облик. Теперь это не такая как раньше безбрежность, теперь Лена стала узкой и оба берега её всё больше гористые или даже скалистые. Скажу даже больше… Никуда не денешься, но когда говорят о Лене у большинства сразу же возникает ассоциация с Ленскими столбами. Не умаляя достоинства этого бренда, всё же позволю себе утверждать, что самая красивая и удивительная часть Лены находится именно в её низовьях. Это так называемая "Ленская труба", которая как раз и начинается практически от Кюсюра и тянется до самой дельты. Просто эта часть реки известна на порядки меньше и очень-очень слабо отснята. Это я осознал спустя пару дней после сегодняшней стоянки и не изменил этому мнению до сегодняшнего момента. Этому участку реки вполне можно было бы посвятить целый съёмочный сезон. Но у нас очень длинный маршрут, поэтому проскочить "Ленскую трубу" придётся быстро. Так что, и дальше эти места останутся толком не отснятыми, но может быть кто-то ещё доберётся. Однако даже при таком формате путешествия что-то я успел сделать и сегодня несколько фотографий со стоянки в устье небольшой речушки от вечера 11-го июля. Но ещё будет что показать с нижней Лены и в следующих публикациях.

    Устье речушки, в котором мы укрылись, было такое узкое, что мы едва влезли туда на своём тримаране. Зато никакой ветер здесь нам был не страшен. Можно было бы сказать идеальная стоянка, если бы не грязные и топкие берега на самом устье. Но сам берег вполне удобный. Пока шли по Лене я ещё ежедневно ставил персональную палатку на берегу, чтобы не ютиться в рубке. Да и режим у меня отличался от общего, мои ранние подъёмы мешали населению судна. Но в этот раз мой ранний подъём случился не по поводу съёмки, а потому что рано утром задул сильный ветер, который стал набивать в мою палатку сквозь вентиляционные окна тонкую песчаную пыль и я поднимался в этот раз чертыхаясь и смахивая с лица пыльный налёт. Пришлось просто сворачивать палатку. А позднее, когда уже поднялась вся команда, ветер надул то что хотел надуть, погода всерьёх испортилась, пошёл дождь, разыгрался серьёзный шторм. Это было уже 12-е июля и в этот день мы до его середины пережидали впервые за экспедицию настолько серьёзно испртившуюся погоду. Правда, потом нам надоело и мы всё же вышли. А что там было дальше покажу в следующий раз.

    Устье легко было перегородить сеткой, в которую набились одни только окуни.

    В Ленской трубе

    Двенадцатого июля мы прошли Чекуровку. До середины этого дня пережидали штормовую погоду в укромном месте в устье реки, по левом берегу Лены. Так и не дождавшись спокойной погоды вышли на открытую воду. Нужно было всего лишь пересечь реку и уйти под восточный, подветренный берег. И там действительно можно было идти вполне спокойно, не прыгая с волны на волну, хотя ветер всё время пытался развернуть тримаран как-то совсем не по курсу. Так как шли под правым берегом, а Чекуровка находится на левом, в деревню не зашли. Зато полюбовались пейзажами напротив Чекуровки, на ходу снимать не стал, но могу сказать, что это прекраснейшее место, пожалуй, одно из лучших на Лене. Однако на ночёвку мы встали тоже в неплохом местечке, не так уж далеко уйдя от Чекуровки. А именно на устье правого притока Нелегер. Здесь уже настоящая "Ленская труба". Река узкая, берега гористые, русло прямое, вода течёт строго на север. Даже не верится, что это та же самая Лена, которую мы видели много сотен километров выше. По правому берегу здесь протягиваются горы хребта Туора-Сис, одного из отрогов Верхоянской горной системы, а по левому фактурно смотрятся скалы кряжа Чекановского, являющегося водоразделом между Леной и Оленьком.

    Кажется, действительно совсем узкая река, однако пара километров тут всё же есть.

    А это сам Нелегер, на устье которого стоим и горы Туора-Сис.

    Река Лена у Тит-Ары

    Труба она на то и труба, чтобы ветру в ней дуть, даже если это просто Ленская труба. Вчера весь день ехали как-то боком, ветер был сильный и попутный, казалось бы самое то, но когда дует такой ветер, судно становится мало управляемым, тримаран всё время пытается развернуться боком. Стоянку для ночлега нашли в устье правого притока уже почти достигнув острова Тит-Ары. И всю ночь здесь хлестал дождь, первый раз такой сильный за всю экспедицию и я впервые не стал ставить палатку, а заночевал вместе со всеми в рубке, на давно отведённом мне месте. Утром дождь вроде прекратился, но иногда всё же побрызгивал, а главное ветер никак не хотел успокоиться. Выйти-то мы вышли в реку после завтрака, но далеко вот так сразу не ушли, сильно штормило и теперь уже встречный ветер не давал разогнаться, бензин только зря тратили. Поэтому немного погодя решили встать в устье небольшого ручья по правому берегу почти напротив небольшого посёлка Тит-Ары, который стоит на одноимённом острове. Это последний населённый пункт на реке, да и то, кажется, населения тут постоянного нет, так только на летний сезон съезжаются. Вот кто бы может быть и переживал по поводу вынужденной остановки, но только не я. У меня наконец-то появилась возможность поснимать в очередном красивом месте, массу которых мы уже просто так проехали. Да, не было возможности уделить нижней Лене достойное внимание, но хоть что-то я успел и пусть это что-то будет побудительным поводом для кого-то приехать сюда специально за этим. Тут ещё много всего интересного осталось за кадром.

    Кстати, Тит-Ары считается крайней точкой, где ещё растут лиственницы, дальше деревьев нет. И на самом деле, чуть ниже этого распадка лиственницы есть ещё в нескольких таких же, а дальше уже нет совсем.

    Горы здесь полосатые. Песчаники слоями чередуются с более тонкими формациями осадочных терригенных пород аргиллитами и алевролитами.

    Остров Столб

    Безусловно, из множества интересных мест на Лене, наиболее олицетворяющим её являются Ленские столбы. Не поспоришь, этот ландшафтный объект заслуживает того. Хотя не только природа, но и люди здесь немало постарались, раскрутили бренд. Однако есть на Лене ещё как минимум один ландшафтный объект, который никак не обойти, представляя эту реку. Можно сказать, это последняя точка в большом романе под названием "Река Лена". Где-то очень-очень далеко на юге, рядом с Байкалом, начинает свой путь эта одна из самых глобальных водных артерий планеты. Неимоверно долгий путь преодолевает она, собирая с огромных территорий воду и жизненную энергию. И заканчивает свой путь именно здесь, на далёком севере, где каменным изваянием посреди реки стоит небольшой скалистый островок, который так и называют Столб. Нет, здесь ещё не выход реки в море, но здесь река уже переходит в другое качество, здесь начинается огромная ленская дельта, состоящая из многочисленных островов и проток, своеобразный ландшафт на стыке реки и моря со своей уникальной жизнью, настолько уникальной, что здесь даже создан заповедник Усть-Ленский. Есть в этой точке на Земле нечто сакральное, что-то трудно уловимое, едва заметное сквозь обыденность бытия.

    Остров заметен ещё издалека, до него ещё идти и идти, а он уже будто плывёт навстречу миражом по реке.

    Ветреный был тот день четырнадцатого июля, когда мы всё же дошли до Столба и встать на ночёвку решили прямо за ним, в узкой протоке. К тому времени и ветер затих.

    А утром, конечно, не покинули сразу это место, надо же было уделить внимание острову, залезть на его вершину. Высота острова, кстати, 113 метров над уровнем моря.

    Понятное дело, всяк проходящий мимо норовит сюда забраться, а кто-то и туры сложил.

    Это вид вверх по Лене, оттуда мы и пришли.

    А куда-то туда нам теперь идти.

    Остров Столб теперь позади, впереди новые места, новая страница в экспедиции.

    Автор: СЕРГЕЙ КАРПУХИН

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.

    Следующим днём первичные эмоции улеглись. Окружающий мир теперь воспринимался более взвешенно. Каждый из нас занимался своим делом. Виктор устраивал хозяйственные дела, а также изучал близлежащее пространство на предмет флоры и фауны. С фауной здесь оказалось не так богато. Всего одна утка на небольшом озерке, да и та близко не подпустила. Свежих следов крупного зверя не видно, наверное, все ушли ниже. Неподалёку в лесу есть следы стоянки оленеводов....

    Якутэтноэксп. Часть II

    Якутэтноэксп. Часть II

    Экспедиция не случайно была назначена на зиму. Дело в том, что зимой в Якутии все замерзает, включая реки. А реки являются единственным способом проехать между основными пунктами назначения. Реки зимой превращаются в дороги. Их чистят, на них ставят дорожные знаки. Зимой происходит «северный завоз» — доставка всех необходимых товаров, топлива, материалов на целый год.Весной дороги тают, а летом их просто нет. В некоторых местах летом работают понтонные переправы. Но наш маршрут летом был бы неосуществим. ...

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.

    Рассоха. В окрестностях нашего первого лагеря оказалось несколько озер, которые мы решили осмотреть на наличие гольца. В частности озеро Угун-Кюель, имеющее сток в Рассоху, давало все шансы стать гольцовым. На следующий день после нашего прибытия первым делом собрали лодки и опробовали моторы. Японская техника не подвела. В середине дня отправились на ближайшее озеро в 3,5 км от лагеря. На севере Анабарского плато древесной растительности значительно меньше чем южнее — в бассейне Котуйкана. Лиственничники в основном тянутся вдоль русла...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая

    А вот от места ночёвки в кустах дальше совершенно открытое пространство. И погода, кажется, испортилась навсегда. Идём сквозь дождь со снегом. К середине дня дошли до поворота реки, напротив перевала на Тыры. Следы двух поляков постоянно встречались до этого места. Здесь ещё удалось нащипать веточек с кустов полярной берёзки и карликовой ивы. Благодаря заготовленным заранее сухим щепкам, получилось сотворить костёр. Дальше придётся обходиться без живого огня. Впереди кажущееся безжизненным пространство в каменном коридоре неглубокого...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.

    После Угамыта следующим значимым, и очень ожидаемым пунктом на пути, были указанные на карте избы. На карте их местоположение обозначено на нашем, левом берегу Сунтара, в двух километрах ниже устья левого его притока – Колтоко. Мы с вожделением шли к этим избам. Не делали днёвок, в надежде, что там есть баня и там можно полноценно отдохнуть. Похоже на ожидание большого праздника....

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.

    Кратер Попигай — метеоритный кратер в Сибири, в бассейне реки Попигай, делит четвёртое место в мире по размеру с кратером Маникуаган в Канаде.Диаметр кратера — около 100 км, расположен он на севере Сибири, частично в Красноярском крае, частично — в Якутии. Территория кратера практически не заселена, единственный населённый пункт — посёлок Попигай — находится в северо-западной части кратера на расстоянии около 30 км от его центра....

    Комментарии (0)
    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2024