Написать статью Добавить видео Регистрация

Культурно-этнографический центр Нерюнгринского района
Авторский календарь 2017 - Пейзажи Якутии
поддержите наш сайт на конкурсе «Рейтинг Рунета»

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Операция Индигирка 2011. Часть первая

Рейтинг: 0 Голосов: 0 227 просмотров

    Заказать баннер 120х90



    Операция Индигирка 2011. Часть первая

    Разбирая документы, мне попалась моя тетрадь, в которой я вел дневник навигации, Северный завоз 2011.
    Перечитал, решил опубликовать понравившиеся записи

    31 августа 2011 года, подошли на бар реки Индигирка. К сожалению работа на 71.38,7 N 151.04,8 Е произвела на меня крайне грустные впечатления.
    Лето 2011 года. Арктика. Восточно-Сибирское море, бар реки Индигирка.

    Со времен освоения Северного Морского Пути по Индигирке завозятся генеральные грузы для нужд Чокурдаха, Белой Горы и в поселки Верхней Индигирки. Особенность данной северной реки состоит в том, что глубины на морском участке ниже минимума, для беспрепятственного прохождения судов класса река-море. Во времена процветания Севера, на барах рек Яна и Индигирка были организованы круглосуточные дноуглубительные работы земснарядов, работа велась постоянно, в наши дни техника стареет, многие землесосы уже порезаны на металл или проданы, в прошлую же навигацию земснаряд "Анабар" потерпел крушение у берегов Сахалина. Север несет, непоправимые убытки.

    Когда то здесь, по словам старожилов кипела работа, объемы грузов не сопоставимы с объемами 2011 года.

    31 августа "Ленанефть-2060" не дойдя до прорези 2-3 мили — села на мель лагом волне, бросив оба якоря в грязную воду от поднятого волнами ила. По левому борту благодаря нашей грамотной постановке на якорь образовалась тихая заводь без волн, к борту спокойно могли подойти суда СПН и ТР "Ерофей Хабаров". Но не тут то было, юго-восточные ветра согнали воды до отметки метр двадцать, ни одно речное судно не могло пройти "кривое море". Началось томительное ожидание.

    На следующее утро погода улучшилась — северный ветер, нагнал целых 40 сантиметров воды, танкер "Ерофей Хабаров" подошел к нашему левому борту, жизненно важный для Севера груз Арктическое дизельное топливо по шлангам и трубам понеслось в пустые цистерны "Ерофея Хабарова".

    Вечерело. Закат почти угас, только маленькая розовая лента, с каждой секундой, все более бледная, чуть окрашивала край лукавого облака.

    Под утро "Ерофей Хабаров" отошел от борта "Шестидесятки". Ветер поменялся на южный, юго-восточный, дойдя до "кривого моря" "Ерофей Хабаров" сел на мель в ожидании северного ветра и воды.
    К 10 утра передо мной открылась картина. "Флот Индигирки на мели", да да чуть ли не половина флота приписки Белогорского порта находилось в прорезе.
    Буксир "Севан" постройки 1959 года беспомощно "носился по прорези" пока сам не поимал кочку и не сел на мель.

    Началось "радио совещание", нецензурная речь пестрила в эфире во всей красе. После того, как все поняли, что кроме как ждать ничего сделать нельзя, ком состав судов стал рассуждать о проблемах Северного завоза, об отсутствии у земснаряда "Индигирка" топлива, о затонувшем в прошлую навигацию земснаряде "Анабар" у берегов Сахалина, о бурных 70-х — 80-х годах двадцатого столетия, о пузырьке, о русском застолье и выплясывание под гармонь.

    Другие были времена, другая была жизнь, другие были ценности и приоритеты у Государства, с горестью сетовали участники "радио совещания", наговорившись вдоволь, все разошлись по вахтам и каютам.

    За кормой нашей "Ленанефти" уходит вдаль — на Северный полюс, море изрытое стаями волн, убранных пышной белой пеной. На траверзе в дистанции около двух кабельтовых плавкран "ПК-170" перегружал Колымский уголь с сухогруза "Капитан Богатырев".

    Спустя сутки, долгожданный ветер сменил направление, к 12 часам ночи, на прорези началось движение, все проснулись, нужно ловить момент, стащили с мели "СПН-712", "СПН-699" своим ходом добралась до нулевого километра, приемного буя. С рассветом закончилась паузка "Капитана Богатырева", ветер опять сменился на юго-восточный, буксир "Севан" взял на буксир баржу с Колымским углем и пошел в прорезь не пройдя и двух миль баржа села в илистое дно. Глубина метр шестьдесят, осадка баржи метр восемьдесят — двадцать сантиметров воды ушло буквально за считанные часы. Экипаж "Севана" не терял надежду, ведь буквально через десять метров глубина уже метр девяносто, ошвартовавшись по левому борту начали вымывать ил. Снова швартовы за нос и вперед, только вперед, Индигирке нужен уголь, как воздух. Илистое дно, то мертвой хваткой поглощала баржу, то равнодушно ее отпускала на радость шкиперам баржи и экипажу "Севана". 20 километров прорези, "Севан" шел почти 15 часов, но задача выполнена, не просто задача, а адская задача, экипаж и шкиперы вымотаны, но дни становятся все короче и короче, осень на носу, нельзя опускать руки.
    Доставив баржу на реку, "Севан" вернулся с баржой порожней, плавкран в синем тумане, напоминающий динозавра принялся за работу.

    Ранним утром проснулся от звонкого лаяния собаки.

    — И кто это уже залаял на судне?

    Действительно еще немного времени и можно завыть от скуки и бессилии от "Операции Индигирка". Но люди Севера, железные, воля к труду, любовь к делу не позволят не завыть и не залаять, как тоскливо бы не было. Представьте неделями без телевидения, радио, мобильной связи, Интернета… и всего лишь 120 метров жизни на бескрайних водах Северного ледовитого Океана.

    Открываю иллюминатор в каюте, к борту подходил "СПН-712", маленькая собачонка, на правах хозяйки руководила швартовой операцией. День выдался солнечным, безветренным и довольно теплым по местным меркам. К обеду "СПН-712" отошла от нашего борта. Суда приписки поселка Белая Гора в плачевном состоянии, это не флот, а наши слезы. Пароходы, один хуже другого. О Боже, что это? Послышалось с кормы? "Корабль призрак". Капитан "СПН-699" аккуратно подходит к нашему левому борту.

    Судно почти подошло, матросы готовы были принимать легость. Неожиданно для всех "СПН-699" перестала издавать звуки, нос порывом ветра развернуло вправо, главные двигатели заглохли, неуправляемая кастрюля понеслась в морское пространство.

    Экипаж "шестидесятки" с недоумением наблюдал за происходящим, клубок черного дыма оживил ржавое судно, выполнив повторный заход

    — судно ошвартовалось к "Ленанефти".

    На мостики появились улыбающиеся капитан и механик.

    — Х**ня, обычное явление, нам не привыкать...

    С капитаном и механиком "СПН-699" было очень интересно пообщаться.

    Поднялся на борт "СПН-699", обошел в сопровождении механика машинное отделение, механик любезно пригласил меня к себе в каюту. Пришел и капитан.

    Механик родом из Воронежа, но по стечению обстоятельств, оказался на Севере. Просторы Севера полностью поглотили парня с Черноземья. Более двадцати лет механик "СПН-699" живет в поселке Белая Гора, зимой вкалывает на судоремонте, летом трудится на "эспээнке". Капитан с Магнитогорска, но душа его здесь — на Севере, люди влюблены в Индигирку, в свое дело, дело Государственной важности.

    — А дети у Вас есть? Спросил я.

    — Да, конечно же есть, взрослые уже. У капитана дочь учится в Магнитогорске, у механика в Новосибирске.

    — По стопам родителей, у нас, на Белой Горе, мало кто идет, все рвутся на Большую землю, цивилизацию.

    — Молодежь, не теряя времени по возможности уезжает из бесперспективного Севера, сказал капитан "СПН-699"

    — И как Вам работается на Вашем уникальном судне?

    — О****но. Вот весной сдаемся регистру, он спрашивает: "Для выхода на морской участок, гидрокостюмы есть?

    — А, что это такое, хором ответили члены экипажа.

    — Ломается, какая нибудь часть от двигателя, на заводе почистят, покрасят — держи, новая, ставь себе на судно и работай, как хочешь.
    Перед проверкой судна пожарным инспектором, полетел пожарный насос, так мы с капитаном, искали нужную запчасть на местной свалке кораблей и самое интересное — нашли, механик показывает промасленные руки, вот именно ими и восстановили работу пожарной системы, все таки мы перевозим топливо — это наша безопасность, хотя какая тут безопасность? Нашему судну, уже давно ставят прогулы на кладбище. Грустно никому мы и северный завоз, кроме нас самих и не нужен.

    На "Ленанефте" заработал грузовой насос. Арктическое дизельное топливо равномерно заполняло танки "эспээнки", через 5,5 часов дело шло к завершению.
    Крики с палубы "эспээнки": "Стоп, стоп, стоп, солярка просачивается в сквозь негерметичную палубу на поверхность. Стоп насос. Тишина. Лишь мелкие ручейки побежали на палубе "эспээнки", ветошь, через мгновение матросы эспээнки ликвидировали течь.

    Откачиваем 50 тонн назад — насос пуск. Через час грузовые операции завершились.

    Бункербаза на Индигирке порожняя, пришлось выдать 10 тонн дизельного топлива и 150 килограмм масла.

    — Вам масло в танк?

    — Какой танк, Вы, что он уже года три течет, весь гнилой, давай в бочку.

    Мама родная, кругом нанотехнологии, как хорошо, что на баре Индигирки не показывает телевидение.
    Глухая ночь, барашки бегут к Северному полюсу, значит снова не будет воды в море, у нас заканчивается пресная вода, об этом Капитан доложил в Якутск, попросили "Ленанефть-2003" захватить нам хотя бы тонн 15 пресной Ленской воды.

    Я сидел один на капитанском мостике, на капитанском высоком кресле, темнота, по ошвартованной СПНке, бегали волны, все таки данное судно речное, но работает в море, глубина которого менее 2-х метров, в эту ночь я долго думал о смысле жизни, да, в Москве уставший офисный планктон, готовится штурмовать ночные клубы, а на Индигирке, менее 800 км от Северного полюса нас штурмуют грязные волны, поднявшие ил со дна.

    Утро, ничего нового, кроме блинов на завтрак, давненько не было блинов, сходил на камбуз, эх, как дома у бабушки побывал.
    Ветер стих, тучи разбежались за горизонт, "СПН-699" продолжал стоять около нашего левого борта, ужин, я вышел на палубу, вдохнул фантастически чистый воздух Северного Ледовитого океана, этот день подарил незабываемый закат. Холодное арктическое солнце скрылось за горизонтом, оставив за собой полосу света, похожий на свет морского прожектора.

    — Ну, что рискнем?

    — Рискнем.

    — Отдать швартовы, скомандовал капитан СПН, матросы отдали концы, СПН медленно пошла в прорезь, "Севан" за ним… Стемнело топовые огни судов, неподвижно покачивались на разыгрывающейся волне.

    Ночь выдалась темная — словно душа человечья. Я молчал и смотрел на море, похожее на громадную грудь, ровно и глубоко дышавшую в ночной мгле...

    Продолжение следует! Ведь еще чуть больше недели нам предстояло торчать в море, на якорях...

    Автор: Лёха Горячев

    источник

    Похожие статьи:

    Река Индигирка - дорога жизни

    Река Индигирка - дорога жизни
     Да, огромна территория Северо-Востока России, но дорогами не богата и построят их там, видимо, не скоро. Зато природа щедро наградила эту часть земли реками. Их тут несметное количество, целая речная сеть, покрывающая эту огромную территорию. Вот этим подарком и пользуются люди в разных аспектах, в том числе и для транспортных потребностей. Там, где возможна навигация, реки используются и летом, но всё же по большей части в качестве дорог реки используются зимой, когда становится лёд достаточной толщины, чтобы выдержать технику, сначала...

    101 день в Якутии. Индигирка 2

    101 день в Якутии. Индигирка 2
     Утром 30-го июля наступило время покинуть долгую стоянку на устье Ытабыта. Вода к тому моменту упала метра на два относительно того уровня, который обнаружили когда вернулись из похода. Индигирка хотя и оставалась грязной и переполненной, но уже не настолько стремилась перепрыгнуть сама через себя, пытаясь сбросить лишнюю воду....

    101 день в Якутии. К заветному озеру

    101 день в Якутии. К заветному озеру
     Те из вас, кто следил за прошлогодним "Якутским дневником", в курсе, что на Индигирке я уже бывал, но несколько ниже. От Ытабыта осталось совсем немного до правого притока Кюэллях-Мустах по которому мы с Мишей Черёмкиным ходили в хребет Черского. Ещё тогда были мысли после этого небольшого похода подняться на байдарке вверх по Индигирке до Ытабыта, а потом пешком вверх по долине этой реки....

    101 день в Якутии. Индигирка

    101 день в Якутии. Индигирка
     Вот уже месяц июнь подошёл к последним своим дням. Экспедиция ещё только в первом, разминочном этапе, хотя уже продолжается две недели. Все уже втянулись в рабочий процесс, мелочи не занимают столько времени, как вначале....

    Река Индигирка и семь её замечательных мест.

    Река Индигирка и семь её замечательных мест.
     Пожалуй, большинство жителей России, хоть как-то знакомых с географией родной страны, про Индигирку слышали. И для этого большинства представляется она очень далёкой, дикой и необжитой рекой. На самом деле, если с Индигиркой познакомиться в реальности, то окажется, что эти представления недалеки от истины. Хотя, как и на всех других реках, на берегах Индигирки издревле селились люди. Когда-то юкагиры, эвены и другие народы, позднее якуты и русские. Но и до сих пор здесь не так много населённых пунктов, да и те не очень крупные....

    101 день в Якутии. Этап второй. Начнём понемногу

    101 день в Якутии. Этап второй. Начнём понемногу
     Вечером пятого июля покинули Усть-Неру. Выход в цивилизацию, хотя и относительную цивилизацию, выбил таки из колеи. Сразу войти в привычный уже до того режим не получалось, быстрая река вновь казалась чужой и опасной средой. Тем более, что воды здорово прибавилось, видно где-то вверху прошли дожди, да и в самой Усть-Нере тоже было не очень сухо....
    Зарегистрируйтесь на сайте, и Ваши комментарии будут добавляться сразу, без модерации. Также вы сможете выставлять оценку другим комментариям.
    Комментарии (0)
     

    наши друзья

    Округ-ТВ


    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    Счетчики

    Яндекс.Метрика