Написать статью Добавить видео Регистрация

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Ленская труба - 2016. 3часть

Рейтинг: 0 Голосов: 0 356 просмотров

За вчерашнее отставание от графика нужно было теперь как-то отыгрываться, и мы решили поставить будильник на 4 часа утра, чтобы побольше за сегодня проплыть. И ставки оправдались: выйдя из палатки, мы увидели, что Лена успокоилась, а над нами небо расчистилось. Планы нужно было сегодня ставить амбициозные, чтобы успеть пройти как можно большее расстояние. Практика предыдущих дней показала, что погода здесь не всегда стабильная и меняется со дня на день, поэтому при хорошей погоде надо плыть и плыть, и, конечно, фотографировать все наиболее заслуживающие внимания места.

Самый длинный переход

Эдик вчера после встречи с нами исчез в стороне своего рыболовного участка, и теперь мы двигались в ту же сторону, так что новой встрече, рано или поздно, суждено было быть. Водная гладь была настолько спокойной, что Лена сегодня была, словно, не сама собой, особенно после вчерашнего шторма. Но тем и интереснее было по ней путешествовать, узнавая эту грандиозную и великую реку с разных сторон. Не успели мы проплыть и пары сотен метров, как увидели за скалой очередной ручеёк, показавшийся интересным. Вылазка была недолгой, и вскоре мы поплыли дальше. Хороший свет нельзя было упускать.

И вновь Лена продолжала поражать своими необычными скальными берегами. Были здесь и гроты, и красноватые гребёнки, и локальные массивы леса с зелёными травяными участками. Впереди поперёк курса двигались большие кучевые облака, вскоре появившиеся уже над нашими головами. Теперь горы уже не так хорошо освещались, и пришлось вновь переключиться на ловлю «зайчиков» и просветов. Так удачно совпало, что в этот момент начался довольно протяжённый участок скал с почти одинаковым ритмическим характером, поэтому не было особой разницы, какой участок фотографировать. Она, конечно, всё равно была, и были как более выгодные ракурсы, так и менее, но всё же на душе было какое-то спокойствие, что мы своих «зайчиков» не упустим и снимем момент, когда они окажутся аккурат на интересном участке скалы. Ох уж эти мечты…

Грот в верхней части скалы чем-то манил к себе...

Некоторое время над головой было чистое синее небо, но недолго

Зато река сегодня была удивительно спокойной, а вдоль берега начался ритмичный рельеф, так что, если даже проплывёшь кадр мимо, будет возможность снять в другом месте

Впереди было русло реки Буотар, и это значило, что пора было сделать остановку для исследования местности. Как и почти всегда, мы решили, что сверху вид будет лучше и можно будет рассмотреть множество деталей вокруг, поэтому полезли на гору, не раздумывая. В нижней и средней части склона лезть было довольно просто. Проблемы начались уже в конце подъёма – скала решила там круто взять вверх и поставить на нашем пути труднопроходимые вертикальные камни. Передвигаться приходилось почти ползком, держась за эти камни обеими руками, а за спиной был крутой склон, с которого легко можно было скатиться вниз, и это закончилось бы печально. Но наша аккуратность была и здесь помощником, поэтому мы, преодолев каменную преграду, успешно справились со сложным подъёмом. Вид, правда, сверху немного разочаровал. Во всяком случае, не совсем он стоил затраченных усилий. От идеи пойти верхом через лес до места впадения следующей реки Ниерпелях мы отказались, и слава богу: лес был труднопроходимым, а расстояние там приличное. Казавшаяся с берега и по картам близость следующего русла – не более, чем обман.

Долина реки Буотар, вид с опасной скалы, в верхней части которой был трудный участок. Можно было сюда и не лезть вообще

Спуск был ещё более экстремальным, чем подъём, хотя подводные камни мы уже знали. И всё-таки он был тоже успешно преодолён. В самом низу были какие-то следы, которые я поначалу принял за медвежьи, и лишь потом, присмотревшись, разглядел парные копыта. Видать, был олень тут. Безветренная погода привела к появлению большого числа комаров, которые сопровождали нас теперь не только до байдарки, а уже и прямо вместе с байдаркой даже после отчаливания. Каким-то образом они «соображали», что сидеть нужно на деке – так ни я, ни Серёга, не могли до них дотянуться. Уловив очередной момент для нападения, они взлетали с деки и начинали нас окучивать со всех сторон. И всё же в безветренной погоде было много прекрасного. Зеркальная водная гладь давала отражения, и конечно, нельзя было не воспользоваться таким подарком судьбы. Когда ещё на Лене такое будет. А может, и не будет уже никогда. Так, за съёмкой отражений, разговорами и битвой с комарами, мы незаметно достигли русла реки Ниерпелях.

Впереди такие скалы ещё долго будут идти. А небо затянуло уже окончательно

Ниерпелях – особая река, с интересным руслом. Здешняя долина богата полярными маками, причём именно здесь росло некоторое количество редких белых маков. Жёлтые маки попадались гораздо чаще. На самый верх, в отличие от Серёги, я решил здесь не лазить, и углубляться в долину реки тоже не стал – маки увлекли меня настолько, что про всё остальное я просто забыл. Но время не ждало и надо было плыть дальше, ведь на сегодня программа максимум ещё не была выполнена.

Пожалуй, нигде больше не было такой спокойной воды, как здесь

Полярные маки, в том числе редкий белый вид

После отчаливания от берега и взятия очередной партии комаров к себе на борт, начался интересный участок берега с водопадами. По размерам это были совсем небольшие водопады, формируемые, скорее, ручьями, нежели реками, но их значимость от этого ничуть не становилась меньше. Один из водопадов, самый крупный, я снял. А потом пошли ритмичные зубчатые верхушки скал, переходящие в равномерный зелёный ковёр из кустарников и травы, заканчивающийся каменистым обрывом. Пока мы плыли вдоль этого склона, послышался звук мотора сзади. Поскольку эта ситуация здесь, на Лене, уже была рядовой, мы не придали этому значения и ждали, когда лодка проплывёт мимо нас. Но тут звук мотора становился всё громче, а лодка всё не проплывала. Мы обернулись и увидели рыбака на катере, который подплывал к нам всё ближе. Курс он выдерживал прямо на нас, и стало понятно, что встречи не избежать.

Один из наиболее крупных водопадов на этой стороне. Остальные выходы воды имели форму лишь небольших подтёков

Серёга, пользуясь принципом «лучшая защита – нападение», первым поприветствовал нашего нового знакомого. Как и большинство якутов, этот оказался дружелюбно настроенным. Перекинувшись парой фраз о красоте здешних краёв и наших странствиях, мы разошлись как в море корабли, почти в прямом смысле слова. А что, чем вам Лена – не море? Чуть позже, уже в обратную сторону, проплыла другая лодка. Она уже не останавливалась рядом с нами. Рыбаки в ней ограничились лишь фотографированием нас издалека. Видать, туристы здесь – настолько редкое явление, что их нужно снимать. Мы снимаем их природу, а они – нас. Вот такой вот бартер.

Те самые зубчатые скалы, где произошла встреча с рыбаком, догнавшим нас на катере

Между тем, мы всё ближе и ближе подходили к устью реки Атырыкан, крайней на сегодня из крупных речек на левом берегу. В конце концов, облака со стороны Кюсюра нас догнали, и пришлось вновь довольствоваться «зайчиками» и ждать появления очередного из них, чтобы сделать снимок хоть с каким-нибудь нормальным светом. Долина Атырыкана была весьма симпатичной: закруглённые формы входа в устье как на песчаной береговой линии, так и на самих скалах, уютный лес из плотных низкорослых лиственниц. Кто-то себе здесь построил зимовье – домик с печкой, за которым явно следят, и хозяйственная часть рядом. Сейчас же он пустовал. Здесь каждый из нас выбрал себе ракурс и ждал подолгу того заветного «зайчика», который осветил бы пейзаж в нужном месте.

Тут мы долго ждали солнечного света, в итоге полноценного выхода солнца так и не состоялось, но даже в пасмурную погоду эти скальные валуны выглядят впечатляюще

После отчаливания мы проплыли ещё немного, и пришвартовались уже к последнему устью на левом берегу на сегодня – это была река Керетин-Агата, в долине которой росло множество маленьких жёлтых цветов и много хвоща. Надолго мы здесь задерживаться не стали из-за нависших многочисленных облаков, грозившихся сбросить на нас водяные массы. Путь вдоль берега на байдарке продолжился примерно в том же ключе, что и обычно, как вдруг на берегу возникло какое-то движение. Я обернулся и воскликнул: «олень!». В смысле, это было не обзывательство, а указание на настоящего животного, которое у нас не водится. Живого оленя в природных условиях мне раньше не приходилось видеть.

Остановка на последней за сегодняшний день реке Керетин-Агата

Он чесал от нас вдоль берега как ошпаренный, убегая всё дальше и дальше, пока, наконец, не слился окончательно с пейзажем. Мы ещё долго спорили на предмет того, являлась ли очередная точка вдалеке лежащим оленем, и на предмет того, куда он мог спрятаться, ведь берег хорошо просматривался на много километров – видать, животное всё-таки нашло способ свернуть в очередную укромную долину и забраться по ней наверх, окончательно скрывшись от нас в высотных тундровых полях.

Где-то тут ещё совсем недавно пробегал олень, а теперь сидит лишь одинокая чайка

А Лена, тем временем, начала уже в очередной раз поворачивать, менялся пейзаж, и это означало, что пора было нам вновь переплывать с одного берега на другой. На этом берегу скалы продолжались всё в том же духе, почти одинаковые, и снимать было уже не так интересно. «Зажрались», — подумали мы оба, — «Уже и скалы им другие подавай!». Но новые места звали к себе. Бинокль был у меня недалеко, и в этот раз я решил его всё-таки вытащить прямо во время переплывания, не зря же рядом его положил, а на горизонте было какое-то большое судно. Встретиться с судном типа баржи или танкера совсем не хотелось, ибо сразу было понятно, кто победит. Но, пока мы плыли, судно к нам не приблизилось ни на метр. Оно двигалось, меняло курс, но никак не приближалось, и мы плюнули уже на затею разойтись с ним.

Правый берег стал принимать всё более отчётливые очертания. Мы держали курс нашей байдарки прямо в долину очередной горной речки, лишённой названия. Долина обещала быть интересной, поскольку находилась среди довольно крутых гор, каждая из которых имела свой индивидуальный характер. К тому же, она сулила нам повтор встречи с красными скалами, но с другими формами. Через речку другая скала, более покатая и гладкая по форме, но с ярко выраженными ритмичными маленькими вытянутыми объектами в верхней её части. Что бы это могло быть?

На середине Лены в этот раз всё было спокойно относительно волн, и мы переплыли без каких-либо трудностей. Впервые я достал бинокль прямо «с воды», хотя всё время возил его в байдарке, что называется, «под боком», и посмотрел на потенциально опасное судно. За время нашего передвижения оно несколько раз меняло направление по отношению к нам, но в целом оставалось на том же месте. Когда мы, наконец, причалили и вылезли на берег, я ещё раз глянул в бинокль и догадки подтвердились: судно стоит на якоре. В любом случае, Лену мы уже переплыли, и опасность столкновения давным-давно миновала. Теперь пора было подумать о насущном – о расстановки лагеря.

На байдарке мы зашли прямо в устье горной речки, где вода сразу из мутно-коричневой резко превратилась в кристально-прозрачную и холодную. Из устья нужно было поднять все вещи и саму байдарку на ровную площадку на склоне, ибо нигде больше подходящего места для палатки не нашлось. Сверху был и вид лучше, и склон сзади закрывал от ветра, и точка съёмки потенциально хорошая. Одна только проблема – через единственный ровный три на три метра клочок земли проходила оленья тропа. Мы решили закрыть глаза на этот риск и поставили палатку в выбранном месте. Оставалось теперь ловить последние подходящие для съёмки солнечные лучи, так что перед костром я основательно полазил по окрестностям и пофотографировал, ведь вскоре солнце уйдёт совсем или за горы, или скроется за тучами.

Только приплыли на другой берег, разгружаемся. Свет под вечер был очень удачным

Миниатюрная версия Ленских столбов

Если хорошо посмотреть, можно найти зелёную палатку и красный гермомешок

А потом был огромный костёр. На тот момент поездки он был самым большим по сравнению с предыдущими – плавника рядом было хоть отбавляй. Сегодня у нас рыбы никакой с собой не было, но всё равно сделать большой костёр было приятно. Перед сном я решил даже «принять душ» прямо в Лене, попробовав температуру воды. Оказалось, что вода довольно тёплая, градусов четырнадцать, так что при желании можно было совсем полноценно искупаться.

Итоги дня были воодушевляющими, тем более день почти закончился, и пора было их подвести. За сегодня мы прошли примерно сорок пять километров, так что теперь отставание от графика мы нагнали и даже немного стали опережать. На случай шторма и непогоды, нам такое опережение было бы очень кстати. Ведь никогда не подгадаешь, какая погода тебя будет ожидать завтра. Спать сегодня будем прямо под склонами красной горы. Перед сном я ещё раз поглядел в бинокль в сторону севера – судно так и стояло на середине реки, не сдвинувшись с места ни на метр. Серёга решил оставить основную съёмку окрестностей на утро. Очень хотелось лечь спать под слегка приглушённый свет низких лучшей солнца, едва касавшихся горных вершин, но мы легли под тенями от закрывших всё небо туч.

Полуднёвка

В любых длительных путешествиях обычно не получается обойтись без днёвок и полуднёвок. И, если днёвок в этот раз избежать нам удалось, то без полуднёвок поездка была бы неполноценной. А коррективы в наши планы, как это часто бывает, в очередной раз внесла погода. Но днёвки нельзя рассматривать исключительно с позиции чего-то негативного, бесполезного и скучного – это прекрасная возможность восстановить силы, оглянуться назад, подумать о прошедших днях и пересмотреть стратегию, если требуется, исправить какие-нибудь ошибки, если они имели место.

За эту ночь как следует выспаться не удалось. Спина находилась постоянно в наклонном положении, и при поворачивании с боку на бок каждый из нас скатывался вниз. Сквозь урывки сна донёсся звук пролетающего вертолёта Ми-8, который шёл на Кюсюр. Пилоты, видимо, специально выбрали ночное время суток, когда погода обычно ненадолго улучшается. Утром я вновь проснулся от того же гула двигателей и шума вращающихся винтов – вертолёт возвращался с Кюсюра обратно. Это был первый вертолёт, который мы здесь видели. В общем, правильно, что в Тикси не стали дожидаться его, иначе путешествие началось бы только сейчас.

Когда мы уже вылезли из палатки и занимались утренними приготовлениями, мимо проплыл теплоход «Демьян Бедный». Это круизный теплоход, рассчитанный на 210 пассажиров, мог бы стать альтернативным способом заброски нас до Кюсюра из Якутска, но по времени идёт слишком долго, а нам терять пять лишних дней было жалко. Сейчас, глядя на стоимость билетов, я понимаю, что решение в пользу байдарки было более чем верным. А тогда мы смотрели на это большое судно с вертолётом на верхней палубе, с безжизненно выглядевшими окнами и спящими в них богатыми пассажирами, будто из какого-то потустороннего мира денег, жизни уровня премиум и вип-обслуживания. И ведь даже жалко немного их стало. Ведь мы были свободными людьми, могли высаживаться где угодно и когда угодно, ночевать тоже где угодно. А они – только там, где им разрешат. И мы ещё раз мысленно порадовались за себя. Между тем, вода в котелке уже вскипела, и пора было начать наполнение наших желудков.

После вкусного завтрака, мы отправились на утреннюю съёмку, благо появлялись просветы, а облака на небе могли стать частью сцены, показывающей бурную стихию. К моему удивлению, вскоре такая сцена и случилась. Пока я упорно лез всё выше по склону в направлении местных миниатюрных «Ленских столбов», с северо-запада к нам всё ближе подходила большая чёрная туча. Я оглянулся назад и вниз, и вижу: Серёга тоже лезет сюда. К моменту прихода тучи мы уже оба стояли на изготовке. И как раз в этот момент к нам пошёл солнечный зайчик. Мы всё время отслеживали его передвижение: вот он ещё далеко, теперь он уже где-то на середине водной глади Лены, вон там, теперь уже почти у подножья нашего склона – вот-вот должен осветить «гребень» столбов. Когда он, наконец, осветил их, над средней частью Лены уже пошёл ливень. Момент был что надо. Сделав кадры, мы поспешно убрали камеры код одежду и спешно стали спускаться обратно к лагерю – с минуты на минуту нас накроет дождём.

Острые пики миниатюрных столбов похожи на хвост дракона, будто чудовище спит себе среди гор, и грозная туча вдали идёт прямо на нас и не пощадит никого, будто дракон сейчас проснётся и спалит всё в округе

Поскольку мы спешили сюда изначально, пришли в том, в чём были одеты, не подумав заранее о дожде. Палатка тоже была расторопно оставлена неприкрытой, благо дождь был всё-таки кратковременным. В итоге промокли мы совсем не сильно, в палатку почти ничего не залилось, а большая часть вещей была в водонепроницаемых гермомешках. Лишний раз мы убедились в том, насколько часто и быстро может здесь меняться погода, вплоть до того, что меняться она может каждый час. Теперь, когда эта долина более-менее отснята, пора было собираться и двигаться к новым местам, ведь впереди нас ожидало много интересных новых впадающих речек, распадков, скал, лесов и гор. Вопреки предыдущим дням, трафик на Лене сегодня утром был большим, так что, нам нужно было это учесть при наших водных передвижениях. Вынеся байдарку вновь в устье безымянной речки, мы погрузились, сдали назад, и поплыли, удаляясь всё больше и больше в направлении севера.

По рекордам расстояний сегодняшний день был полным антиподом вчерашнему дню. Если за вчера мы умудрились пройти наибольшее расстояние, то сегодня, наоборот – сплав был самым коротким за всё путешествие. Поначалу мы зашли в устье следующей безымянной речки, которая была всего в трёх километрах отсюда. В нижней части распадка были интересные слоистые породы закруглённой формы. Лес встречался здесь уже совсем изредка, всё шло к тому, что скоро даже отдельных деревьев не будет, ибо высота и крутизна гор сильно возрастали. Но изначально на эту долину мы не планировали тратить много времени, поэтому вернулись к байдарке довольно быстро.

Ничто не предвещает скорого появления бури

Закругления на камнях были только в этом месте. Странно, что нигде больше подобного не видели

За какое-то короткое время, пока мы лазили наверх, возвращались обратно и отчаливали, погода вновь успела поменяться. Поднялся ветер, здорово усилились волны. Как раз напротив этого места на соседнем берегу уже было рыболовное хозяйство Эдика, и мы намеревались сегодня к нему сплавать на обед. Однако из-за усилившихся волн пришлось поменять решение и продолжить плыть вдоль этого берега дальше, сколько сможем. Следующая долина была всего в паре километров от этой, и мы вновь здесь вылезли и основательно всё облазили. Когда пришло время отчаливать и плыть дальше, мы поняли, что много за сегодня не проплывём. Все попытки удержать байдарку на месте ради удачного кадра терпели фиаско, управляемость резко ухудшилась.

Мы ещё не знаем, что скоро вернёмся к этой речке и встанем тут на полуднёвку до завтрашнего утра

Начинаются длинные участки гор без леса, но внизу пока что уютно: повсюду хвощ, ивовые кусты, цветы

Видно, как ветер гуляет по волнам и гонит их к самому берегу. Выйти в море в таких условиях на байдарке не так просто, как может показаться

Безымянная речка, ставшая нам уже почти родной

Впереди было ещё много интересных мест, достойных фотографирования при хорошем свете и хорошей погоде, поэтому мы приняли решение вернуться немного назад, пока не успели ещё далеко отплыть от крайней долины. Это оказалось не так-то просто: байдарка ни в какую не хотела плыть против течения. И тут мы впервые воспользовались техникой волочения байдарки проводкой. Эта техника очень проста: к носу байдарке привязывается верёвка, благо «швартовы» у нас были всегда с собой. Находится длинная негнущаяся палка, чем длиннее, тем лучше. Один человек тянет байдарку за верёвку и идёт по берегу, а другой отталкивает заднюю часть байдарки от берега, чтобы удерживать её в воде на постоянном удалении. Там мы прошли несколько сотен метров назад, и встали в предыдущей долине на полуднёвку. Был расставлен лагерь, и мы начали ждать погоду. До вечера лучше не стало, и мы решили подождать до завтрашнего дня в надежде на то, что чудо всё-таки случится.

Обрыв над Хатыстахом

Шёл уже девятый день нашей экспедиции по Ленской трубе, которую мы всё продолжали и продолжали исследовать, почти каждую интересную долину впадающей речки не обделяли вниманием, фиксируя наиболее понравившиеся пейзажи на камеру и познавая мир, открывая каждый раз в нём что-то новое. И утро этого дня началось с хороших новостей. Пока мы лежали в палатке, послышался звук мотора со стороны реки. Слышать подобные звуки время от времени было привычным делом – Лена оказалась не настолько уж безлюдная, как мы думали. Дальше всё банально и как обычно, я уже рассказывал — ну, вы поняли, звук мотора становился всё громче, и так далее. Это могло означать лишь одно – к нам причалили. И это мог быть не кто иной, как Эдик. Так и вышло.

Честно говоря, мы были очень рады его приезду, может быть полуднёвка дала эффект падения боевого духа, а приезд Эдика принёс с собой какую-то новую надежду на то, что всё будет хорошо. И эта мысль подкрепилась поступком широкой души – нам опять подарили рыбу, да ещё и какую, – настоящего Ленского осетра! Получить осетра в несколько килограммов и за просто так не везде можно, так что, это был настоящий подарок для нас. С тех пор мы возили этого осетра весь день в байдарке на дне, даже не подозревая, что если он вдруг умрёт, то моментально начнёт портиться и выделять яд. Нам просто повезло, что он до конца дня остался жив. Но не будем забегать вперёд раньше времени.

У Эдика, как всегда, всё было хорошо. В этих местах по-другому и не может быть, когда ты вдали от суетной городской жизни, бешеного ритма и рутины. Он, конечно, расстроился, что мы к нему на обед не заехали, но причины всем были понятны. Узнали мы от Эдика и про рыболовецкий корабль, который на самом деле не ловил рыбу, а собирал сети для хранения пойманного рыбаками улова в рефрижераторе на борту. Настала пора прощаться нам с Эдиком, он уплывал дальше по своим делам, а мы оставались наедине со своими делами. Мы тогда ещё не знали, что это была наша последняя встреча в этой поездке. Но больше мы уже не виделись: плыть ниже по течению ему резона не было никакого, а наш путь лежал именно туда, в сторону дельты. Так мы и расстались. Эдик сделал для нас в этой экспедиции очень много, поддерживал нас морально, активно помогал, во всём участвовал, искренне интересовался нашими проблемами и предлагал решения. Теперь, когда лодка отчалила и скрылась в направлении противоположного берега, мы остались опять наедине с самими с собой.

Пора было уже и нам снова выйти в море. Теперь уже неважно, какая сегодня погода будет, по графику мы не имели права больше здесь оставаться. Серёга спрятал осетра в какой-то яме с водой, соорудив подобие плотины, чтобы рыба не перепрыгнула из ямы в горную речку, протекавшую рядом, потом нашёл длинную палку, которая могла бы нам помочь в волочении байдарки проводкой в случае плохой погоды. Палку надо было как-то на байдарке закрепить, чтобы мы могли её взять с собой, а для этого надо было соответствующим образом палку подготовить. Одним из этапов такой подготовки было спиливание сучков, во время которого я порезал себе палец. Аптечка была уже убрана в гермомешок, поэтому воспользовался способом держания пальца руки вертикально – помогло. Вскоре мы спустили наше транспортное средство на воду, не забыв прихватить осетра с собой и расположив его прямо за моей спиной рядом с нашей палаткой, и тронулись в путь в лёгкое волнение навстречу новым приключениям.

Высокая "стена" с большими трещинами. Редкие лиственницы растут здесь уже лишь по краям, скоро даже их уже не будет

Пошли голые скалы без леса и травы, суровые, с большими столбами, напоминающими колонны

Интереснее всего пока было плыть вдоль правого берега, на котором была наша стоянка, ибо скалы начали принимать интересные формы и это был высокий берег в противоположность соседнему, низкому, который был не так интересен. Конечно, на том берегу было уютнее, там сплошняком рос лес, где-то неподалёку было рыболовное хозяйство Эдика с его тёплым домом и вкусными дымящимися макаронами с олениной, но зато здесь был сгусток всей той суровости, которую могла предложить Лена. Здесь были самые высокие скалы, имевшие структуру зубчатой гребёнки в верхней части. Следующие скалы с гребёнкой нас ожидали лишь в районе острова Тас-Ары, но до него плыть ещё было далеко. Здесь же, пока мы плыли, всё время ловили «зайчиков», чтобы хотя бы несколько из них попали на гребёнки и осветили их солнцем. На наше счастье, на пути нарисовалось устье очередной безымянной речки, которая впадала в Лену прямо у начала таких «гребёночных» скал. Тут-то мы и высадились, и довольно надолго. Ибо потенциал у этого места был просто громадный.

Вылезая на берег, мы переобули болотные сапоги в кроссовки, взяли камеры и начали творческий процесс. Я начал съёмку с нижних ракурсов, Серёга полез наверх и скрылся из виду. Мы несколько раз пересекались на склоне, потом он поднялся гораздо выше, и так довольно долго мы ходили порознь, когда каждый искал своё собственное видение этих мест и мог долгое время побыть наедине только со своими мыслями. По количеству фотографий, сделанных за день, этот пройденный участок был явным лидером во всей поездке. А снимать было что. Это и живописный столб, выглядевший, будто колонна, это и свисающие плоские выступы, отсылающие мысленно в долину красных скал в США, это и полярные кактусы, и криволесье, росшее в условиях дикого сурового ветра, не оставляющего шанса деревьям закрепиться в этих местах пышно и надолго. Многие лиственницы уже были карликовыми по размерам, остальные высохшие и кривые. Суровый пейзаж разбавлялся множественными цветами, которые хоть как-то смягчали суровость картины.

Наконец-то мы нашли большой Ленский столб, который довольно доступный для вылазок к нему и фотографирования

Снять этот столб нужно было с разных сторон… Кстати, вдалеке виден "Демьян Бедный", который шёл уже в обратном направлении. В данный момент он встал на якорь: наверное, не смог причалить

Карликовые лиственницы. Это одни из последних деревьев, которые удержались в суровых климатических условиях близлежащих гор

Деревья отчаянно борются за жизнь. Ветер уже их искривил и основательно подсушил, а они всё стоят и стоят

Многоплановые красные скалы в долине реки

На переднем плане — полярный кактус

На самый верх к гребёнкам я уже не полез – испортилась погода. Зайчики почти перестали приходить, да и от большого количества сделанных в одном месте кадров начал проявляться эффект замыливания глаза, когда вдохновения от съёмки уже не получаешь и кадры начинают делаться почти на автомате. Очень важно отследить этот момент и вовремя остановиться, дабы избежать траты плёнок впустую. С цифровыми камерами такой номер пройдёт, но в моём случае было решено сэкономить место для будущих вылазок в других уже местах. Поэтому я стал спускаться вниз и ожидать друга уже там за чашечкой тёплого чая из термоса, который мы всегда с собой возили в ближней доступности.

Когда Серёга вернулся, мы загрузились обратно в байдарку и отчалили в последующее плавание. Здесь по правому берегу крутизна скал резко возрастала. По сути эта долина была одной из последних, где можно было нормально причалить и прогуляться по берегу. Последующие долины были уже круто выходившими оврагами, многие из которых оставались висеть «в воздухе» обрывами, так и не доходя до берега. Само собой, пришвартоваться к таким уже не представлялось возможным. Так что, теперь путь наш лежал на противоположный лесистый берег.

Буквально несколько секунд, и солнца в этом месте больше не было, а гребёнки остались далеко позади нас — мы уже плыли на противоположный берег

От «гребёнок» путь наш через Лену лежал прямиком к долине одной из самых крупных впадающих во всей Ленской трубе рек – Хатыстаху. Эта извилистая река берёт своё начало где-то в далёких тундровых горах западного берега, спускается меж крутых скал, единственных в этом районе и на этом лесистом берегу, и заканчивается красивым S-образным поворотом и расширением в финальной части устья. При изучении Ленской трубы Серёга нашёл фотографию в Интернете с вершины обрыва и видом на Хатыстах, с гребёночными горами на заднем плане. Таким образом, с этой точки должно было быть видно оба разнородных берега Лены, саму красивую форму реки Хатыстах, характер лесотундрового перехода и много чего ещё интересного. Точка сулила богатство ракурсов. Была лишь одна проблема – она находилась на высоте и достаточном удалении от берега, так что нужно было немного попотеть в прямом смысле слова, чтобы до неё добраться.

Вытащив в очередной раз байдарку на берег подальше от шальных волн, мы взяли всё самое необходимое – термос, средство от комаров, фотокамеры, перчатки, непромокайки, и двинулись штурмовать подъём. Поначалу шли через лес, который, впрочем, был здесь достаточно хилым и редким – север всё-таки уже. Под ногами было много топких болотистых участков, которые мы, пока что, с успехом обходили. Количество комаров было зашкаливающим, пришлось даже останавливаться, чтобы закрыть лица сетками и одеть на руки перчатки, пропитанные насквозь средством. И даже после этого идти было тяжело: после такого закупоривания стало жарко и трудновато дышать, ведь идёшь в горку и по труднопроходимой тундре. Этот подъём заставил меня задуматься о нашей обратной дороге в сторону Тикси, ведь мы собирались пройти пешком по такой тундре без малого километров шестьдесят пешком за два дня. Я тогда сказал другу, что «смотри, мы не сможем так идти, за нашими спинами будут ещё тяжёлые рюкзаки с располовиненной на двоих байдаркой», но Серёга тогда решил пока не задумываться об обратной дороге, предложив наслаждаться настоящими видами.

Обратите внимание на серые точки в левой части кадра на фоне неба — это комары. Винзу растёт пушица, тундровое растение

Когда мы достигли первой точки, я понял, что он был чертовски прав. Более красивых мест на Лене я ещё не видел, эта точка и вправду стоила того, чтобы потерять много времени на подъём наверх. И мы стали ждать подходящий свет, благо его задатки были. Ожидание было скрашено вкусным чаем, который после подъёма был желанным, как никогда. И комары уже так не доставали, ведь наверху их немного сдувало ветром. На горизонте промелькнул движущийся объект, сначала один, потом их стало два. Это были олени, свободно бегавшие по тундре и ничего не подозревавшие о нашем существовании. Завидев нас, они пустились в разные стороны. «Несладко им», — подумали мы. Вспомнились ужасающие истории от Эдика о том, как олени дохнут от укусов комаров, ведь, и вправду, им можно спастись от них только бегством.

Мы шли сюда долго, но за это были вознаграждены живописными видами

Какой-то неизвестный северный цветок. Кто подскажет?

Между тем, на сцену природного амфитеатра вышло его величество солнце, которого мы так долго ждали. Конечно, оно уже было низким, и часть сцены была в тени, но благодаря этому появилась интересная игра света и тени на общей картине. Так и останется эта сцена в нашей памяти. Утром мы сюда уже не полезем и не переснимем по другому свету, да и смысла не будет снимать против солнца. Когда мы уходили с самой верхней точки на более нижнюю, я наверху оставил орешки, наш ценный перекус. Это был сигнал того, что день пора было завершать и вставать на ночлег. Орешки мы всё же спасли, но в целом уже пошли вниз и больше сюда не возвращались. Теперь оставалось лишь разбить лагерь на берегу Хатыстаха, прямо рядом с устьем.

Игра света и тени продолжается

Уютное место сразу нашлось – пригорок на одном из берегов Хатыстаха почти у самого места впадения реки. На противоположном берегу стоял чей-то обитаемый домик. Во время нашего хождения за дровами, сбора палатки и прочих приготовлений, на нас с той стороны лаяла собака, привлекая внимание хозяев. На следующий день они действительно решили приплыть к нам в гости, но это немного забегая вперёд. А пока мы видели рыбаков только издали. Они периодически отплывали куда-то и приплывали обратно к себе домой, выгружая, видимо, пойманную рыбу.

Ближе к ночи собака успокоилась и больше не лаяла. Костёр получился знатным, поскольку с дровами вновь не было никаких проблем. Можно было сюда даже не брать цепную пилу – брёвна находились на любой манер. Внизу под нашим пригорком чуть дальше по течению Лены был лёд, не таявший здесь круглый год. Он просто не успевал физически растаять. Съёмку льда мы перенесли на утро, когда солнце будет светить с восточного берега. Сейчас же самое время было вернуться в уютную палатку, укутаться в тёплый спальник, и погрузиться в грёзы снов. И пусть завтра нам повезёт с погодой.