Написать статью Добавить видео Регистрация

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Хани - Олёкма - Лена - Амгунь. Часть_1

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1534 просмотра

Мы никогда не были в Якутии и на Дальнем Востоке. В этом году жизнь предоставила нам шанс посетить эти края.

Для знакомства с Якутией была выбрана река Олёкма, приток Лены. В Олёкму мы попадаем через реку Хани, которая течет вдоль БАМа. После прохождения наиболее красивого (и сложного) участка Олёкмы мы планировали перейти в бассейн Алдана (маршрут Нелюка — Чуга — Алдан). В качестве запасного варианта – сплав по Олёкме и затем по Лене до пос. Качикатцы. После Якутии мы планировали переехать в Приамурье на реку Амгунь, приток Амура, чтобы познакомиться с этим районом Дальнего Востока и, если повезёт, самим увидеть ход красной рыбы.

Участники: Вера и Владимир Китаевы (Ульяновск)

Подъезд

Подъезд к началу маршрута простой: станция Хани (БАМ) стоит на одноимённой реке. Поезд: Москва-Нерюнгри.

На перевале между Чарой и Хани выпал обильный снег, который скрыл всё: и деревья, и листву, и рельсы. И наш поезд крадучись, ползком, потихонечку разгребал сугробы перед собой, чтобы заползти на перевал.

В этом походе мы стартовали из зимы в лето.

Река Хани

Хани – левый приток Олёкмы. Это ярко выраженная горная река. Для рельефа в долине Хани характерны альпийские формы: скалистые гребни, остроконечные вершины, цирки. Склоны покрыты лесом (в основном даурской лиственницей), а вершины кедровым стлаником.

На реке Хани на участке от пос. Хани до устья длиной 88 км более 90 шивер и порогов. Эта цифра условна, т.к. характер препятствий на Хани сильно зависит от уровня воды, часто препятствия следует один за другим вплотную. Падение реки на этом участке составляет 304 м (среднее 3,5 м/км, местами до 10-12).

9 июня

Станция Хани

На станцию Хани мы прибыли в шесть утра местного времени. Мелкий моросящий дождь, холодно. Отправили СМС о начале маршрута. Хотя Хани протекает по окраине посёлка, мы, чтобы без проблем сделать раму катамарана, прошли вперёд 2-3 км сначала вдоль железнодорожных путей, а потом по грунтовой дороге до ж/д моста через реку Хани. Место для сбора катамарана есть, но здесь мощная шивера и масса камней у берега, стартовать трудно. Удалились от моста метров на 200 вниз по течению. Нашли полянку (мт 01), которая является местом пикников. Здесь имеется стол, две стационарных скамейки, но кругом всё замусорено: бутылки, банки и т.д. Зато хороший выход к воде и много березок, из которых мы делаем раму катамарана.

Строительство катамарана происходило под бесконечным дождём, временами переходящим в ледяную крупу. Из-за того, что вокруг всё было сильно промочено, возникли определённые трудности с костром. Потом, чтобы ещё раз не возится с разжиганием, мы его поддерживали в течение всего дня.

Уровень воды в Хани, на наш взгляд, был выше среднего. Большинство камней закрыто, скорость течения реки высокая. Сразу после прибытия на берег, мы поставили метку уровня воды, чтобы отслеживать состояние реки. К вечеру заметили, что, не смотря на непрекращающийся дождь, уровень воды немного понизился, некоторые камни начали выступать над водой. Сделали вывод, что накануне были, наверно, сильнейшие осадки, которые и подняли уровень.

Порог у первого поворота

10 июня

Бесконечный дождь

Всю ночь – дождь, утро – в дожде. Низкие облака закрывают обзор, всё вокруг серо и уныло. Ждём. Ближе к обеду облака начали чуть-чуть подниматься, открылись заснеженные верхушки сопок, дождь стал накрапывающим. Больше ждать мы не захотели, загрузили катамаран и стартовали.

Оттолкнулись от берега, впрыгнули на свои посадочные места. Через какое-то время понимаем, что, не смотря на интенсивную греблю, стоим на месте. На камень сели. Мы этот камень видели с берега, он был далековато от места старта. И никак не ожидали, что за те секунды, пока берём вёсла в руки, нас снесёт к нему. Мы ещё не понимали, насколько велика скорость течения реки. Начали грести ещё сильнее, чтобы сдернуть катамаран. Ни в какую. Заглянули под тент в просветы шнуровки. Так и есть: здоровущий камень точно по центру катамарана, от этого катамаран встал, в свою очередь, точно поперёк течения, которое одну гондолу так сильно прижало к камню, что катамаран никак не реагировал на вёсла. И оттолкнуться ногой от камня нельзя – он под туго натянутым тентом, через тент его не достать. Сначала я (мою гондолу прижало) попробовала отжаться от подводных камней, до которых смогла дотянуться, бесполезно. Потом поменялись местами с Володей, он стал отжиматься. Дело закончилось тем, что металлическую лопасть своего весла он согнул под 90º, а катамаран всё равно стоит как вкопанный. (С этим погнутым веслом Володя проплавал весь поход, боясь его выравнивать – вдруг треснет и отломается, исправили уже дома). Возникало желание выпрыгнуть в речку и перетащить катамаран через камень. Удерживало одно: близко расположенных надводных камней не было, а с подводных – поток собьёт.

Снег на сопках, а внизу дождь

Положение наиглупейшее. Река ревёт, несётся, а мы в двух метрах от берега ничего не можем сделать. Вдруг заметили, что наши усилия не прошли даром: катамаран чуть-чуть отошёл от перпендикулярности к потоку. Это шанс. По еле заметному изменению угла мы поняли, что надо грести назад, а там и течение поможет. Так оно и вышло. С камня сползли, но в основной поток попали кормой вперёд. Пока разворачивали катамаран носом (это всего пара секунд), нас уже принесло к повороту, где гремел первый на нашем пути порог.

На этот порог мы любовались полтора дня, пока строили катамаран и пережидали дождь. Порог на повороте, там слева прижим к скале с большими косыми валами. А вдоль правого берега чуть тише, и камни выступают из воды. Нас вынесло в самую кашу под левый берег. Некоторые валы под 1,5 м. Сразу получили боевое крещение и понеслись вперёд.

Место стапеля

Дальше мы всё расцениваем шиверами и перекатами, хотя некоторые препятствия можно отнести к порогам. Местами встречались валы до полутора метров, эти валы мы всегда объезжали. Хоть краешком, но объедем. Все булыганы объехать тоже удавалось. В принципе, валы для нашего пятиметрового четырехместного катамарана нестрашны. Высокий уровень упростил проход по реке.

Через несколько километров после старта попался интересный участок берега. На протяжении десятков метров красовался зимний лед. С воды смотрелось так: голубой до метра толщины лёд, на нём тонкая корочка опавшей прошлогодней листвы, на которой стоят лиственницы с яркой молодой хвоей. А вот запечатлеть всю эту красоту было невозможно: шла шивера с выступающими большими камнями, которые надо объезжать, валы, от которых хочется увернуться, и дождь в лицо. Всё вместе не позволило фотографировать и вести видео съемку.

Железная дорога идёт справа, иногда почти по самому берегу. Но составы редки и они не напрягают. Нам иногда хотелось, как детям, чтобы в то время, пока мы летим по шивере вдоль насыпи, прошёл пассажирский поезд, и нас увидели. Один раз тепловоз нам всё же подудел, поприветствовал. Насыпь постоянно укрепляют, часто видна кладка из булыжников, ровненькая такая. Камни, наверно, берут и из реки, т.к. в этих местах создается впечатление, что река расчищена. Но течение Хани быстрое, а при высоком уровне воды и мощное. Слабые участки берега она размывает.

Шивера на старте

Вот пример (от 25 июля 2012 г.): ampravda.ru Сильнейшие дожди на севере Приамурья размыли Байкало-Амурскую магистраль. Из-за подмыва насыпи вчера утром было закрыто движение на перегоне 1945 км — Олекма однопутного участка Тында — Хани. Вышедшая из берегов горная река Хани повредила путь на протяжении 100 метров.…Хани, разлилась настолько, что дошла до насыпи земляного полотна железной дороги, которая находится достаточно высоко от реки.

За полдня нам удалось только два раза выйти на берег, всё подтоплено, галечники и кусты в воде. На участке от пос. Хани до притока Эвонокит, где мы остановились на бивак (мт 02), на наш взгляд, было порогов пять с валами до полутора метров, остальные шиверы, тоже с валами до полутора метров. Но были и более простые.

В устье Эвонокита хорошее место для стоянки. Поднявшись на высокую сухую относительно ровную террасу, увидели парковый лес, полно дров, видны следы прошлых биваков. Перед сумерками облака разошлись, стало видно голубое небо. Неужели лето наступает? Мы уже как-то привыкли в зиме жить.

Вечером случился прикол. Только начала засыпать, вдруг из моего рюкзака раздалось жужжание. Несколько мгновений я прислушивалась, потом разбудила заснувшего Володю и пожаловалась, что в моём рюкзаке кто-то жужжит. Шмель? Но откуда? Другой зверь? Залез, пока рюкзак лежал на берегу?…Мы со всеми предосторожностями выбросили рюкзак из палатки, исследовали его. Оказалось, жужжание доносится из маленького плотно закрытого карманчика внутри рюкзака. Открыли, а это жужжит мой бедный телефон, хотя он был отключён. Волны, когда захлестывали наш катамаран, пробили всю герметизацию и замкнули контакты. Ну, разобрали мы телефон, вынули аккумулятор. Внутри телефона хлюпает вода. На солнышке, когда оно появится, попытаемся высушить. Но будет ли он работать, одному Богу известно. И что теперь? Никому не позвонить?

В устье притока Эвонокит

11 июня

С утра обнаружили, что вода за ночь поднялась на 15-20 см. Поток усилился, волны стали ещё приличнее. Зато мы видим солнышко и местами голубое небо. Уже на порядок теплее, чем там, в районе посёлка Хани.

На первой ходке опять плыли мимо остатков зимнего льда с северной стороны реки. Правда, толщина его была раза в три меньше, чем мы видели накануне, но всё равно впечатление какое-то осталось.

Остатки зимнего льда

Мост через реку Хани

В шиверах и перекатах по-прежнему было мало камней, но вал стоял хороший – 1,5-2 м даже там, где, казалось бы, простейший перекат, причем длина этих участков до двух км и шли они друг за другом, разделенные небольшим быстротоком. До обеда ни разу не удалось высадиться на берег. Несёт, не остановиться. На обед (мт 03) еле-еле успели приткнуться на первом встреченном галечнике, увидев его в последний момент, выскочив из-за поворота. Высокая вода залила все возможные места чалки, идёт впритык к кустам.

С дровами в этом месте было плохо, собирали по крохам. Зато тепло, солнечно, сушили телефон.

Сразу с места обеда началась шивера. Нам казалось, что она длиной 2-3 км, но бесстрастный навигатор показал, что она длилась 11-12 км, причём она была очень серьёзная. Местами валы, наверно, доходили до 2-2,5 м. Мы старались их, конечно, объехать, но 2-3 раза влипли в них. Катамаран ведёт себя в валах хорошо, лишь бы удержать его носом. На сужениях идут косые валы, и не знаешь, к каким валам держаться перпендикулярно: к левым или правым. Где-то в центре шиверы был участок с большим количеством камней. Нам повезло в том, что воды много. Все эти огромные камни, в основном, под водой, бочки после них серьёзные и вал на них стоит высокий. Практически все камни мы объехали, в один вписались, но мощный поток не позволил нам на нём задержаться. Удалось пристать только в 3 км перед деревней Олёкма (мт 04).

Непогода

За километр до самой деревни, увидели на берегу рыбаков. Они жестами пригласили нас причалить, что мы и сделали. Они сказали, что напротив деревни «дурной перекат», по их словам самый сложный на Хани (правда, мы в этом сомневаемся), большой перепад уровня, большие косые валы, особенно справа. «Имейте глаза для того, чтобы его пройти». В общем, пугали нас. Мы отнеслись с должным вниманием и прошли его без проблем, хотя валы там местами доходили до 2-х метров, но мы их объехали по валам высотой до 1,5 м. Неслабые «качели»…

Перед первым мостом через Хани тоже есть шивера или перекат, кто его знает, что это такое, с одной единственной «бочкой», в которую мы влетели, потому что расслабились и всё рассуждали, с какой стороны её лучше объехать. Когда приняли решение, было уже поздно. Катамаран подлетел боком, долбанулся о большущий камень и грохнулся в водяную яму. С ног до головы… Катамарану хоть бы что, плывём дальше.

Загрузка перед отплытием

Рыбаки рекомендовали нам заночевать в рыбацкой избушке, которая находится напротив последнего прижима у красивых скал (мт 05), недалеко перед устьем Хани. Остановились. Хорошая причалка, маленький домик с навесом, нары, печка, стол с лавками и стульями, кругом ровные площадки. Можно при желании палатку поставить. Мы сначала нацелились здесь ночевать, но… Одно маленькое «но» все перевернуло. Буквально в 10-ти метрах от этого домика могила трагически погибшего парня, давно, в 88 году, 30 мая в возрасте 32-х лет. Володя сказал: «А тебе хочется у могилы спать?» Я ответила: «Иди и поддувай катамаран».

Больше на Хани не было мест для бивака, всё затоплено. И мы пошли в Олёкму. Стоит заметить, что в Хани, не смотря на высокий уровень, вода была исключительно чистая.

Река Хани впадает в Олёкму под прямым углом, последний участок в несколько километров прямой, Олёкма видна издали.

Итак, 88 км по реке Хани пролетели за 1,5 дня вместо запланированных трех.

Река Хани у притока Эвонокит

От Хани до Тунгурчакана

11 июня

Берега Олёкмы перед порогом Сырытыр

Ещё издали, находясь на Хани, мы видели на Олёкме движение. Что-то быстро плыло друг за другом. Сначала не могли понять, что это. И только вплыв в Олёкму, мы поняли, что это наводнение. Вода коричневого цвета, вся грязная, мутная, несутся брёвна, ветки, коряги. Вода подступила под скалы, а там, где скал нет, затоплены на большое расстояние внутрь кусты и деревья, мест для чалок нет. Мы быстро неслись вперёд, с надеждой вглядываясь в берега. Уже вечер, а впереди пороги. С большим трудом на мысу в километре от первого порога смогли остановиться и то лишь потому, что плыли впритык к кустам, где скорость течения на порядок меньше. В лесу на террасе уютная полянка (мт 06), а на берегу много дров, берег песчаный.

Вечером сушили на себе ту одежду, которую промочила нам бурная Хани. Ещё была проблема с водой, которая была до такой степени грязная, что мы не представляли себе, как на ней готовить пищу. Пытались отстаивать, взвесь не оседала. Пытались кипятить – бесполезно.

12 июня

Первый бивак на Олёкме

За ночь вода упала на 50 см, но от этого чище не стала.

Река Олёкма – один из крупнейших притоков реки Лена. После впадения реки Хани, она течет с юга на север и прорывается между Становым хребтом и Становым нагорьем, образуя на участке в 100 км около 20 порогов. Сложность реки сильно зависит от уровня воды. На большой воде пороги превращаются в мощные шиверы и характеризуются высоким (до 3 м), но пологим и не опасным валом. Большая ширина реки позволяет выбирать оптимальный путь движения. Характерные для низкого и среднего уровня многочисленные камни порогов, скрыты под водой.

Именно по этой реке в середине XVII века прошёл от устья до верховьев отряд Ерофея Хабарова. Результатом того тяжелейшего похода стало присоединение к России Приамурья и низовьев Уссури.
    Только отчалили, сразу же первый порог – Сырылыр. В нашу воду он смотрелся грядой волн от берега к берегу наискосок от нашего правого берега к левому. И там, у левого берега, волны смешивались с отбойными валами, образуя небольшой по длине язык слива. Мы плыли вдоль этой гряды, всё высматривая место, где пересечь, всё казалось, что там, подальше, проще будет. Так и попали в самую толчею волн. Вот тут и поняли высоту и силу валов Олёкмы. Катамаран – молодец, на вал взлетал хорошо и прекрасно чувствовал себя в яме. Покидала нас Олёкма, дала первый урок.
    Ещё через десять километров, которые мы не заметили, как пролетели (замер скорости на участке между порогами – 17 км/час), порог Балбукта. Считается на реке одним из серьёзных. У нас камней никаких нет, всё скрыто под водой, прошли вдоль выпуклого левого берега, покатались на валах.

После порога причалили на левом низком берегу (мт 07). Правый – высокие горы.

Олёкма после порога Балбукта

На месте первого бивака

Очень тепло, хорошо, летают бабочки, мухи всякие. И даже не верится, что буквально два дня назад мы были в снегу, в дожде, было холодно и сыро. Мы переоделись в летнюю одежду и пошли гулять по большому пляжу, где прямо на песке расцвели разнообразные цветы.

В это время мимо нас вверх по течению прошла моторка, 8-9 человек. Мы поприветствовали друг друга. Позже узнали, что это Владимир Капралов с термальных источников повёз своих гостей к железной дороге. Мы видели, с какого участка следующего после Балбукты порога, вышла моторка. Официальное название порога Ус-Эрилигэ. Позже во всяких разговорах упоминался порог Весёлый. Возможно, именно Ус-Эрилигэ и переименовали для простоты.

Цветы Якутии

Для нас этот порог стал самым серьёзным препятствием на Олёкме. Порог образован на сужении русла на небольшом правом повороте, валы идут по всей ширине. В порог мы вошли там, откуда вышла моторка, и сразу оказались среди огромных валов. Какая высота вала, не представляю, может, 3 м, может, больше, между ними огромные ямы. Хаотичная толчея великанов. Валы слева, справа, спереди, везде. Нас течением ещё стало поджимать к левому берегу, где вообще всё клокотало. Мы старались уйти слегка правее, но течение было сильнее. К тому же порог нам показался очень длинным. Возможно, в нашу воду он образовал единое целое со следующим, рядом расположенным порогом. Мы изо всех сил держали катамаран носом к волне, часто не понимая, к какой именно надо, они окружали нас со всех сторон. И временами не видели берега: перед глазами то водяная гора, то глубочайшая яма… Ну, слава Богу, пронесло… вынесло.

Следующий участок вроде как без порогов (на карте), но валы до метра в купе с бешеным течением, мощные многометровые «поганки» и водовороты, которые вертят катамаран, как хотят. Порог Хадар мы не заметили, он, наверно, не отличался от обычных участков реки с валами. И домик после Хадара мы тоже не увидели, возможно, потому, что всё внимание реке.

Высадились перед устьем Тумуллура, увидев среди подтопленных кустов просвет с выходом на песчаный берег (мт 08). Высадиться не просто, вода держит цепко, пришлось метров за 200-300 до места предполагаемой чалки изо всех сил грести к берегу, чтобы не пронесло мимо. Привязав катамаран, поднялись вверх и обнаружили хорошую тропу среди огромных покрытых лишайником валунов. Огляделись и увидели, что местность здесь очень красивая: противоположный берег высокий, местами поросший лесом, на более крутых участках – осыпи и скалы. Все грандиозно. С тропы видно огромное улово, идущее от устья Тумуллура, длина его около километра. Как две реки текут навстречу друг другу в пенных берегах. Чувствуется большая глубина в этом улове. Таймени должны стоять… как раз для них такие места, если их до сих пор не переловили…

Улово перед притоком Тумуллур

Зимовье на притоке Тумуллур

Тропа прямо приглашала прогуляться по ней. Да ещё погода к этому располагала: тепло, безветренно, тишина кругом, умиротворение. Шагая неспешно по тропе, вышли к домику в устье. Никого не видно, только огромные сети кучами лежат. Походили по поляне перед домиком, никому до нас дела нет, даже собаки забились в тень, спрятавшись от обеденного зноя. Пришлось дать о себе знать: «Люди!»

Встреча с обитателями зимовья на Тумуллуре

Так мы познакомились с обитателями этого уголка Николаем и Евгением, которые добровольно отказались от городских благ, сбежали от проблем и поселились в тайге. Живут тут круглый год, занимаются рыбалкой и охотой, развели небольшой огород.

Потом мы перегнали свой катамаран прямо к домику, и началось общение. Нам рассказали об особенностях реки, какой высоты тут бывают наводнения, как однажды Олёкма поднялась так высоко, что смыла их огород, затопила все постройки. Пришлось уходить вверх по Тумуллуру к хребту. Долина Тумуллура – их охотничьи угодья, там есть ещё домики, бани, запас продовольствия. Разговор зашёл о клещах – нет их, сезон их активности закончился. Кстати, этот вопрос о клещах мы поднимали со всеми, с кем довелось пообщаться на Олёкме. Ответы были противоположные: от «вообще нет» до «кругом полно», но случаев заболевания от них нет. Медведи – бояться не надо, опасны только шатуны поздней осенью, которые почему-то не залегли в спячку.

Хозяева нас накормили копченым салом, соленым хариусом, и, конечно, хлеб, чай. А мы им, увидев большую для тайги библиотеку, подарили одну из книжек, которую брали почитать в поезде.

Николай вспоминал, как в прошлом году здесь прошли отец с сыном (Сибирцевы), «по колено в воде в своей байдарке». Рассказывал, что их навестил Валентин Чугай с Ириной Опанчук. Всех они помнят.

Сразу после устья порог Тумуллурский. Для нас – просто валы, покатались на них. Течение на реке всё такое же быстрое, навигатор показывал скорость от 15 до 17 км/час. Мы пользовались этим, почти не гребли, река сама несла нас, а мы любовались открывающимися пейзажами. На правом повороте недалеко от Тумуллура очень красивые береговые скалы. Где-то на этом участке увидели первого медведя, но до него было далеко.

Скалы после порога Тумуллурский

Николай советовал нам переночевать в устье Олдонго, там очень хорошие стоянки на левом высоком берегу. Но стоянка оказалась занятой. Из-под берега мы слышали голоса, смех, виднелись палатки, тенты. Позже узнали, что в устье Олдонго отдыхали гости с термальных источников.

Ночёвка на притоке Тунгурчакан

Поплыли дальше. Течение несло нас вдоль левого берега реки, а впереди уже ревел один из сложных порогов – порог Олдонго. Пролетели с курьерской скоростью вдоль выпуклого левого берега со ставшими уже привычными двухметровыми валами, оставляя все более высокие ревущие валы справа от себя. А в конце этого порога с левого берега (там, где мы плыли) в реку вдаются то ли гряды камней, то ли плиты. Они образуют перепад уровней, река водопадом падает вниз, образуя ниже локальные струи валов. Таких участка два, следуют друг за другом. Мы успели увидеть всё это хозяйство во время, хотя поворот продолжался, быстро отгребли к середине реки и благополучно миновали. Много позже, когда разговаривали с инспектором на кордоне Бедердях, он спросил нас: «В ловушку для туристов на Олдонго не попали? Мы-то, местные, об этой особенности порога знаем, заранее объезжаем, а туристы многие попадаются. Там и перевернуть может, и судно повредить…»

Переночевать хотели в устье Токура (мт 09), там хорошо, дров полно, площадка есть, вода в Токуре чистейшая по сравнению с коричневой водой Олёкмы. Но и тут место оказалось занятым, на этот раз местными обитателями – полно разнокалиберных медвежьих следов. Они хозяева, мы гости, нельзя вторгаться на чужую территорию. Поплыли дальше.

И только в устье Тунгурчакана, наконец-то, остановились окончательно (мт 10). Здесь большая свалка крупного плавника, но место под палатку и чистая вода есть. Хотелось попробовать половить рыбу, но нет удобного подхода к воде, сплошные кусты.

Вечером наблюдали ледоход. По Олёкме плыли небольшие льдинки, наверно, из притока Олдонго, где мы видели голубой лёд по берегам.

Цветёт курильский чай

Цветы Якутии

Прострел даурский (Сон-трава даурская)

Олёкма перед притоком Тунгурчакан

Берега напротив притока Тунгурчакан

Цветы на берегу

От Тунгурчакана до Енюка

13 июля

База "Термальный"

А утром познакомились с интересным маленьким зверьком – лесной лемминг, проживал в свалке брёвен. Вообще-то, зверёк скрытен и малозаметен, но наш лемминг об этом не знал, поэтому он разгуливал недалеко от нас, а потом так освоился, что залез на сапог. Мы его покормили гречневой кашей, отделив от своей порции чайную ложку. Кушал он интересно. Брал в лапки по крупинке и аккуратно отправлял в рот. Наевшись, сбежал под завал. Больше мы ему были не нужны.

За ночь уровень воды упал на 60-70 см, река отступила от берега где-то на 1, 5 м.

Встреча с Мариной Капраловой

Доплыли до источников, и пошли в гости. На базе «Термальный» (мт 11) 8 больших домиков, взлётно-посадочная полоса, много техники. Здесь постоянно проживают, обслуживают её и принимают гостей супруги Капраловы Владимир и Марина. Владимира не было, он всё ещё занимался перевозкой гостей. Нас встретила Марина. С ней был кореец, живущий в Китае, по кличке «Японец» с русским именем Сережа, неплохо говорящий по-русски и получивший высшее образование в нашей стране. Он ежегодно приезжает на источники и стал уже своим. Владимир Капралов, когда уезжал, отключил генератор потому, что однажды в его отсутствие при неумелом обращении с генератором случилось ЧП. Температура воды Олёкминских термальных источников составляет около +50°С и не понижается в самые суровые зимние месяцы, но без генератора, насос воду с глубины, естественно, не поднимает, вода в ваннах остыла, но 30º, что там осталось, нам вполне хватило, чтобы больше часа наслаждаться купанием. Природные ванны на берегу Олёкмы были затоплены высоким уровнем. Нас накормили вкусным борщом, потом кофе. Марина, как и ранее Николай, рассказывала о последнем серьёзном пороге Махочен, говорила о необходимой осторожности при прохождении.

Пока мы гостили на источниках, уровень воды в реке ещё упал. Мы оставляли катамаран в бухточке, привязав его к камню, а при отплытии пришлось перетаскивать его через полосу обнажившихся камней.

Берега после переката Махочен

Погода хорошая, по ощущениям – очень жарко, но термометр на базе показывал только 19º. Но это в тени, а на солнце, на котором мы постоянно находимся, наверно, около тридцати. Тот снег, который нас встретил перед Хани, кажется страшным сном, и это было не в этой жизни.

Порог-перекат Махочен не произвёл на нас впечатления. Порог был, но он был где-то там, с правой стороны с мощной струёй и приличными валами. А мы спокойно проехались вдоль левого берега.
    После порога совсем обленились, расслабились и легли в дрейф. Зачем вёслами махать, когда река и так несёт нас, правда, скорость упала до 11 км/час, но нам хватает. Солнце припекает, ничего не хочется, пейзажи плывут мимо как в кино. Из леса вырастают небольшие скалы, но в целом хребты стали ниже. Постоянное падение уровня стало заметно на глаз: то вода доходила до кустов, а сейчас начали обнажаться галечники, на которые можно пристать, погулять на берегу.

На ручье Тарын с левой стороны огромная наледь (мт 12), уходящая вдоль Тарына в бесконечность, вся долина забита льдом. Наледь очень красивая. С неё водопадами бегут ручейки, она на глазах с треском ломается. Лед светло-бирюзового цвета. А Володя в спешке заснять всю эту красоту на видеокамеру окунул видеокамеру в воду. Я сделала кучу снимков, а он всё сидит и сушит. Пришлось видео снимать на фотоаппарат. Камеру удалось высушить только через сутки.

Наледь

Голубой лёд

К вечеру, пройдя несколько простых перекатов, вышли к притоку Белян, на который мы возлагали особые надежды в смысле рыбалки. Все говорили – на Беляне вы поймаете. Причалили, скорость течения здесь – 15 км/час. Удалось приткнуться за камешком. Где люди раньше ставили палатки, непонятно, потому что берег сплошь покрыт булыганами, ровных площадок нет. Возможно, при низкой воде они и обнажаются. У нас всё ещё высокая, хотя продолжает падать и падать, но до того уровня, который мы видели на прошлогодних фотографиях у Сибирцева В., реке ещё очень и очень далеко.

Осколки зимы

Устроили свой бивак в берёзовом лесу (мт 13). Должна быть днёвка, заслуженный отдых после прохождения порогов Олёкмы.

14 июня

С утра солнышко, на небе ни облачка. Ночь прошла спокойно, а мы помнили, что именно здесь Сибирцева доставали медведи, которые кучами бродили по берегу. У нас их нет и следов нет.
    Днёвка. День – бездельник. Дома хотели по Беляну разведку вверх сделать, посмотреть, есть ли проход по долине, как написано у Глушкова в книге «100 рек Якутии», но густая растительность и жара все добрые намерения свела к нулю. Лениво собрали спиннинги и побрели на устье Беляна, течение которого стремительное. Олёкма в этом месте тоже бежит очень стремительно. Пробные забросы показали, что блесна часто цепляется за камни и вообще её быстро сносит. Прошли вниз по Олёкме, на глаз там она течёт медленнее. Забрасывали спиннинг с больших камней, которых тут полно. Здесь поджидала удача: на мою блесну у самого берега подцепился ленок – первая рыба в этом походе. Леночек – большой, килограмма на два, наверно. Но какого-то ажиотажа не было. Велел мне Володя его поводить, я его поводила, вытащила потом. Наверно, в прошлом году на Бахте наловились, очень уж спокойное отношение.

Удача рыболова

Рыбалка на притоке Белян

Ленка отварили, т.к. жарить лень. На бульоне сварили пачку харчо. Супчик получился невероятно жирным. Съели по три здоровых куска ленка и, оказывается, то ли желудки не разработаны… Короче, и суп остался на раз, и по два куска ленка осталось. Вообще, конечно, нас разморило, делать ничего не хочется.

Бывшая метеостанция на притоке Енюк

Пекло, которое донимало нас с утра, закончилось естественным образом: собралась гроза. А т.к. и отдыхать мы устали, то решили доплыть до притока Енюк. Поэтому пока сухо, пока дождя нет, собрали палатку и рюкзаки, оставив натянутым только тент, подготовились к плаванию, доели ту еду, что осталась после второго завтрака. Туча шла долго, больше трёх часов. А во время грозы мы предпочитаем не плавать, а быть на берегу, на всякий случай. Потом поднялся сильный ветер и вскоре начался дождь, который мы переждали под тентом. Только под наш тент, кроме нас, собрались все комары окрестности. И они, видно, не обедали.

Кстати, когда мы сидели под тентом, очень приятно коротали время. Мы включили диктофон и слушали песни, время пролетело незаметно.

Примерно в 17-30 после того, как закончился дождь, мы отплыли. Первые километры плавания были не совсем простыми. Дул сильный ветер в направлении вмордувинд. Причем, он всё время старался выбросить наш катамаран на правый берег, и наших скромных сил хватало только на то, чтобы не допустить этого. Попытки выехать на середину или под левый берег, где скалы прикрывали бы нас от ветра, были безуспешными. Замеряли скорость течения в этот момент – несмотря на ветер, катамаран плыл со скоростью 8 км/час. Постепенно ветер стих. Скорость увеличилась, стала где-то 10,5 – 10,7 км/час. Потеплело. Прошли пару каких-то перекатов.

Пока плыли до Енюка, видели по левому берегу марала, а несколько ниже на другом берегу гулял медведь.