Написать статью Добавить видео Регистрация

Авторский календарь 2017 - Пейзажи Якутии
Все новости Якутии
ИНВЕСТИЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КИТАЯ

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Фоторепортаж о поездке в Терють

Рейтинг: 0 Голосов: 0 653 просмотра



    Фоторепортаж о поездке в Терють

    Есть в Оймяконском улусе небольшое село, которое называется Терють. Хотя оно и расположено относительно недалеко от районного центра (по прямой 70 км), добраться летом до него непросто, разве только по Индигирке.

    Недавно в этом селе, впрочем, как и по всей Якутии, отпраздновали якутский национальный праздник Ысыах. Посвящено было данное мероприятие столетию известного якутского поэта, уроженца этих мест, Пантелеймона Яковлевича Туласынова (1916-1949).

    Из Усть-Неры на праздник выехала небольшая делегация, где, кроме главы улуса Михаила Михайловича Захарова и начальника управления культуры района Аксинии Семеновны Сивцевой, было несколько почетных гостей из Якутска. Например, писатели Николай Егорович Винокуров-Урсун, Варвара Григорьевна Белолюбская-Аркук, а также представители СМИ. Так как в это время я находился в Усть-Нере, нашлось место и для меня.

    Отправились на четырех моторных лодках.

    Наш гид и один из перевозчиков, глава Терютского наслега Семен Иннокентьевич Босиков.

    По пути остановились в местности Тарын-Юрях. Данное урочище имеет свою глубокую, интересную и местами даже драматическую историю. Дело в том, что до 70-х годов здесь было село, но с развитием золотодобычи в районе, всех жителей (а это около 600 человек) переселили. Большинство обосновалось у устья Эльги (где сейчас и расположено село Терють), некоторые вынуждены были уехать в другие поселки района, а также в село Тебюлях Момского района. Людей тогда не спрашивали, хотят они этого или нет – было дано указание сверху, на этом все и решилось, а все земли Тарын-Юряха были изъяты под промышленное освоение.

    В урочище нас радушно встретили терютцы, большей частью старшее поколение. Они приехали сюда незадолго до нас, чтобы наглядно рассказать нам о тех годах, когда тут кипела жизнь. Первым делом, мы подкрепились, без официоза и пафоса, в очень доброй семейной обстановке, а затем пошли на экскурсию.

    Верхушка старинного сэргэ.

    Вплоть до строительства колымской трассы Тарын-Юрях являлся основными воротами в Оймякон. Здесь родился и жил небезызвестный купец-меценат Николай Осипович Кривошапкин, неоднократно бывал в этих местах Алексей Елисеевич Кулаковский.

    Правда, сейчас от села почти ничего не осталось. Все добротные дома были разобраны и увезены в Терють. Среди перевезенных зданий был и дом вышеупомянутого Кривошапкина, который переделали под первую школу села. В настоящее время, в Тарын-Юряхе построек, можно сказать, уже нет.

    Примерно так выглядел Тарын-Юрях в первой половине ХХ века.

    Писатель Николай Егорович Винокуров-Урсун и краевед из Терюти Гермогенов Афанасий Степанович (справа)

    Это родные брат и сестра – Ким Прокопьевич и Светлана Прокопьевна. Их детство прошло в этом доме. Сейчас они живут в Томторе.

    Вернувшись сюда спустя несколько десятков лет, они, конечно же, были очень взволнованы. Думаю, невозможно описать словами те чувства, которые испытывали эти люди, попав в Тарын-Юрях снова...

    Ким и Светлана поведали о том, что дом их детства первоначально использовался как свинарник, поэтому всех проживающих там детишек местные шутя называли поросятами (як. — сибиинньэ оҕолоро). Также рассказали, что они по очереди, через отверстие в стене, караулили свой хотон, когда до Тарын-Юряха доходили слухи, что где-то неподалеку бродят сбежавшие ЗК. А беглецы были почти всегда, ведь исправительно-трудовых лагерей вокруг Тарын-Юряха было немало. Зачастую они приходили к селянам, уводили скот, крали продукты и т.д.

    Но, все-таки, наиболее ярким воспоминанием их детства была встреча со стерхами — все жители «свинарника», а их было немало, взобрались на крышу, чтобы поглядеть, как над сопкой О5онньор-Хайата долго-долго кружились две большие белые птицы…

    Эта бабушка приехала в Тарын-Юрях из Якутска. Она тоже родилась в этих местах…

    У каждого из стариков были близкие сердцу воспоминания и они охотно делились с ними как с нами, так и с журналистами…

    Пробыв в Тарын-Юряхе почти до вечера, отправились дальше в Терють.

    Село Терють понравилось мне сразу. Оно очень уютное, очень к себе располагающее, хотя, как мне показалось, улиц, как таковых практически нет – дома расположены довольно хаотично.

    Кстати о том, что жители ликвидированного Тарын-Юряха не просто существовали, а жили полной жизнью, доказывает этот мемориальный памятник. Одних только ветеранов трудового фронта и тех, кто получил медаль за доблестный труд в годы ВОВ – более двухсот человек. Согласитесь, это очень много, учитывая, что общее население Тарын-Юряха даже в самые лучшие годы не превышало 600 человек. Необходимо указать, что Терють – многонациональный поселок, ведь в свое время здесь осело немало людей из "материка", в том числе и узников Индлага. Так, в списке фамилий на этом памятнике кроме привычных нам Атласовых, Кондаковых, Кривошапкиных и др., фигурируют такие фамилии как Грон, Чачуа, Давлюд, Вензель и другие.

    Кстати, об истории. На следующий день после приезда мы посетили Терютский краеведческий музей. Правда, музей официально пока еще не зарегистрирован, но то, что интереснейших экспонатов там немало, можно убедиться из снимков ниже.

    Работы местной мастерицы А.А. Егоровой.

    Сундуки, принадлежавшие купцу-меценату Кривошапкину. Николай Осипович был очень верующим — даже на крышках сундуков наклеены изображения святых.

    Старинная икона

    Глава Оймяконского района Михаил Михайлович и Урсун.

    Увлекательную экскурсию для нас провела краевед и педагог Зоя Петровна Оконешникова.

    После осмотра этого уголка памяти мы поехали на место празднования ысыаха. В то утро многих беспокоила погода – всю ночь моросил дождик, продолжавшийся с небольшими перерывами часов до 11 утра. Но ко всеобщей радости, к началу праздника тучи куда-то рассеялись.

    Местное тюсюлгэ находится совсем рядом с поселком. Подошли мы туда немного раньше назначенного времени, но народ уже начинал собираться. Приятно удивило, что почти у всех присутствующих была национальная одежда. Это вдвойне делало праздник красочней.

    Это наш оператор Артур — прототип героя фильма "Муммуттар" ("Заблудившиеся"). Артур — один из двух юношей, заблудившихся в суровой якутской тайге в 2002 году. Плутали парни более 50-ти дней, у них не было ни ружья, ни продуктов, ни спичек. Выжить смогли эти ребята благодаря огромной силе воли… А ведь было им в то время всего-то по 16-18 лет.

    После церемонии открытия Ысыаха начался праздничный концерт, в котором было много песен, танцев, стихов, постановок.

    Установка памятного сэргэ в честь П.Я. Туласынова

    Одна из долгожителей села, Крылова Ульяна Кононовна — большой знаток прошлого Терюти.

    Глава улуса Михаил Михайлович Захаров показывает официальный документ, в котором говорится, что отныне дом культуры села будет носить имя Пантелеймона Яковлевича.

    Зоя Петровна демонстрирует старинное якутское платье (начало XX века)

    В завершение праздника решили сделать групповое фото. Здесь все участники и зрители этого замечательного мероприятия.

    И, конечно же, осуохай...

    Несмотря на небольшое количество людей, в программе праздника было все — начиная от выставки народно-прикладного искусства, заканчивая спортивными состязаниями. На последних побывать не смог, необходимо было посетить круглый стол, посвященный жизни и творчеству Пантелеймона Туласынова .

    Вечером состоялось открытие мемориальной доски в честь Туласынова в здании дома культуры.

    А затем был праздничный концерт и награждение ветеранов труда.

    Пока в ДК шло мероприятие, вышел подышать свежим воздухом. На улице было полно ребятни.

    На следующее утро мы уехали, но не сразу в Усть-Неру, а сделали небольшой крюк, чтобы побывать в одном не менее интересном месте, но об этом, может быть, в следующий раз...

    P.S. Автор благодарит главу Терютского наслега Семена Иннокентьевича Босикова и всех жителей Терюти за радушный прием и за великолепную организацию праздника, который уверен, надолго останется в памяти у всех, кто там побывал...

    Автор: Спиридон Слепцов

    Источник

    Похожие статьи:

    Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры

    Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры
    Теоретические исследования по праздничной культуре у разных народов мира показывают, что живым механизмом передачи культурной традиции из поколения в поколение являются именно праздники. Национальный праздник Ысыах – это уникальное духовное богатство якутского народа. Он был и пока остается главенствующим фактором сплочения якутского этноса, самовыражения его как нации. Ысыах – это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха. Культурная традиция народа саха никогда не теряла...

    Якутия отмечает Ысыах олонхо

    Якутия отмечает Ысыах олонхо
    В эти дни жители Якутии празднуют восьмой Ысыах олонхо. Праздник открылся 20 июня церемонией в священной для якутского народа долине Эркээни. Гости съехались из 30 улусов, а непосредственно в церемонии было задействовано более тысячи человек и ста всадников....

    Якутский праздник Ысыах

    Якутский праздник Ысыах
     В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ...

    Улитка-путешественница. Якутия-5

    Улитка-путешественница. Якутия-5
     В общем, мы подошли к кульминации — к рассказу о том, что на меня в славной Якутии произвело наибольшее впечатление.Это, разумеется, праздник — т.н. якутский Новый Год, он же Праздник лета, он же день летнего солнцестояния (хотя в настоящее время праздник с летним солнцестоянием совпадает только приблизительно, его проводят где-то во второй половине июня). Он же Ысыах....

    Вслед за солнцем и луной. Главные шаманские праздники

    Вслед за солнцем и луной. Главные шаманские праздники
     По данным последней переписи, около 2% населения России исповедуют шаманизм. Официальных последователей шаманских культов у нас больше, чем католиков, буддистов и протестантов, вместе взятых. Народы, верящие в то, что судьбу человека определяют добрые и злые духи, в основном живут в азиатской части страны: от Алтая и Сибири до Дальнего Востока. И, если судить по разнообразию и количеству праздников, в чем-то они счастливее, чем остальные россияне....

    101 день в Якутии. Ысыах

    101 день в Якутии. Ысыах
     Удалось таки мне побывать на Ысыахе. Обосновавшись на берегу Индигирки, чуть ниже посёлка Оймякон, оставил Валеру со всем хозяйством, а сам утром 23-го июня отправился в посёлок с надеждой найти какую-то возможность уехать в Томтор. Оказалось, что чуть ли не половина Оймякона также намерена побывать на празднике....
    Зарегистрируйтесь на сайте, и Ваши комментарии будут добавляться сразу, без модерации. Также вы сможете выставлять оценку другим комментариям.
    Комментарии (0)

    наши друзья

    Округ-ТВ


    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    Счетчики

    Яндекс.Метрика
    ЗАКАЗАТЬ РЕКЛАМУ ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2017