Меню пользователя Написать статью Добавить видео Регистрация Войти

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

101 день в Якутии. Река Индигирка. Мост

19 февраля 2015
3635 просмотров


    101 день в Якутии. Река Индигирка. Мост

    И хотя я назвал первый этап — река Индигирка от Томтора до Усть-Неры, на самом деле сплав по Индигирке начать от Томтора невозможно. Просто даже по той причине, что посёлок этот стоит не на Индигирке, а на её левом притоке Куйдусун. А чтобы попасть от Томтора на Индигирку, нужно проехать ещё около 20 километров дальше по старой Колымской трассе, при этом преодолев два полуразрушенных моста, один через Куйдусун, другой через Индигирку.

    Впрочем, мост через Индигирку можно и не переезжать, достаточно только доехать до него и здесь уже на берегу заветной реки начинать подготовку к сплаву. Но так уж сложилось, что воды в реке оказалось несколько многовато и съезд к берегу перед мостом совсем неудобен, поэтому пришлось ехать на правый берег Индигирки, где и нашли удобное место для лагеря и стапеля под строительство рамы для катамарана.

    Мост через Индигирку в районе Томтора. Ещё мост через эту реку есть только в Усть-Нере, но тот в гораздо лучшем состоянии, там ведь проходит действующая трасса на Магадан. А здесь уже всё в былом.

    В начале первого этапа у нас был хороший помощник, Семён Баишев из Томтора. Его контакты дал Юра, один из участников экспедиции, который должен был присоединиться на втором этапе. И того и другого я знал только по переписке. Семён вообще местный оленевод, но также пытается двигаться и в сторону развития коммерческого туризма в своём районе. Нам помогал просто так и его опека началась ещё с Якутска, упоминал об этом в предыдущем посте. Встретил он и в Томторе. В принципе, даже нашёл где остановиться, но резона останавливаться в посёлке особого не было, поэтому попросили его найти транспорт до берега Индигирки, в чём он и посодействовал.

    Вот мы и в месте старта, на берегу Индигирки. В середине Семён Баишев, слева его племянник, который на своей машине и доставил к месту назначения. Справа Валера, участник на первом этапе, прибывший со мной из Москвы и достаточно быстро осознавший, что попал сюда по личному недоразумению, но к его чести дошедший до конца, то есть до Усть-Неры. С первого же дня Валера натянул противомоскитную сетку и больше его лица я почти не видел.


    Мост через Индигирку в разных ракурсах.

    Индигирка выше моста.

    Здесь, на правом берегу Индигирки мы обосновались вечером 18-го июня. Наконец-то после мучительной дороги можно было уснуть в горизонтальном положении в своей палатке, а не сидя в неудобном кресле УАЗика. Ещё в процессе подготовки поставил условие всем участникам о наличии персональной палатки. Экспедиция долгая и какое-то личное пространство у человека обязательно должно быть, это немаловажный психологический фактор. И уже следующим днём, то есть 19-го июня собрали раму для катамарана и даже прошли первые километры реки. Кстати, местечко тут неплохое, особенно удивили размеры растущих здесь тополей. Ниже больше такие не встречались ни разу.

    Строю раму для катамарана. Жидковата получилась что-то, но в последствии усилил её.

    А вот и много уже прошедшие гондолы от катамарана. Длина примерно 4,5 метра, расчитан на четверых человек, но обычно хожу на нём вдвоём.

    Ну вот и готовы.

    В этот же день ещё успел поупражняться с новым макро объективом, который купил накануне начала экспедиции. Canon macro 100mm/2,8.

    Как и обещал рассказ буду сопровождать картографическим материалом. Томтор вы видите, а красной точкой обозначил место старта на Индигирке.

    Индигирка. Первые шаги, первые гребки, первые кадры.

    Итак, 19-го июня уже вечером нам удалось встать на воду и пройти первые километры реки на нашем катамаране. Сразу обозначу, что эта часть Индигирки далеко не самая интересная и по этому поводу у меня не было никаких иллюзий. Однако в этой части съёмку провести также требовалось и показать эту часть реки тоже как-то надо. И с самого начала было понятно, что реку фотографически придётся осваивать с активным использованием верхних точек. То есть по горушкам ближайшим надо побегать, чтобы найти удачные ракурсы сверху. Именно сверху и можно, скорее всего, как-то наиболее представительно показать реку. Но в этой части реки с горушками как раз проблема. Нет, они есть в окрестностях и не мало, но все как-то далеко от реки. Тем не менее, уже на первую стоянку присмотрел одно местечко, где река подходит к невысокой возвышенности и даже слегка режет её по правому берегу, примерно в 15-20 километрах ниже моста. Это чуть не доходя устья Куйдусуна. Вот уже ночью 20-го июня и прибыли туда, благо что ночи в это время года здесь нет. Надо сказать в этой части реки, ко всему прочему ещё и место хорошее для стоянки трудно найти. Мало того, даже зачалиться не так просто оказалось. Возможно, просто потому что воды в реке многовато.

    Как обычно это бывает в пейзажной съёмке, недостаточно найти ракурс, нужен ещё хороший свет и состояние. Но ничего потрясающего за два дня на избранной точке не случилось, мало того и погода испортилась, её пришлось пережидать, а когда исправилась тоже ничего выдающегося не изобразила. Урожай получился скудным, поэтому пост сегодня будет коротким. Но я не ставлю себе задачу показать только красивые карточки из экспедиции, это можно собрать в один пост и всё на этом. Максимально представить реку, её облик, вот что я хочу. И как уже обещал, даю привязку точки съёмки в координатах — 63грд.с.ш.23,934-143грд.в.д.19,235, а под катом кусочек карты, где эту точку обозначил.

    Так выглядит река выше точки стоянки.

    Так выглядит река ниже точки стоянки. На фотографии трудно разглядеть, но под горами в правой верхней части кадра виден посёлок Томтор. И с этой точки на горе цепляет мобильная связь от посёлка. Дальше до самой Усть-Неры глухо.

    Оймякон

    Ещё когда только собирались в Якутию, пришла информация, что в Томторе затевается Ысыах, ежегодный и традиционный якутский праздник. До сего времени мне как-то не удавалось ни разу на него попасть, несмотря на то, что в Якутии далеко не впервые. А тут вроде всё удачно складывается и если мы приезжаем как планировали, то вполне можно было побывать и поснимать на этом празднике весны. Однако, как уже описывал ранее, случившееся наводнение и разрушенная Колымская трасса внесли коррективы не только в наши планы, но и в планы местной администрации. Ведь на этот раз планировался грандиозный молодёжный Ысыах и в Томтор должна была собраться молодёжь со всей Якутии. А как люди приедут, если дороги нет. Поэтому открытие праздника перенесли на 22-е июня. Мы в Томтор приехали 18-го июня и, понятное дело, дожидаться мероприятия так долго не могли себе позволить. Но упускать возможность получить интересный материал тоже не хотелось. Поэтому я придумал такой расклад...

    Пока начинаем сплав по Индигирке, о первых днях которого уже рассказал в предыдущем посте, но идём только до посёлка Оймякон, который расположен на левом берегу Индигирки, примерно в сорока километрах от начала сплава. Там тормозимся и оттуда я нахожу возможность съездить в Томтор на Ысыах, а Валера останется приглядывать за всем хозяйством. Между посёлками дорога есть, расстояние всего 40 километров, соответственно планы вполне осуществимы. И 21-го июня мы снялись с первой стоянки, о которой рассказывал в прошлый раз и пошли уже в Оймякон, где и оказались вечером того дня.

    Оймякон — полюс холода. Действительно этот регион с самыми холодными зимами во всё северном полушарии. И это основная местная достопримечательность.

    Надо сказать, в первые дни сплава всё никак не могли мы сработаться с напарником. Не клеился у нас сплав, откровенно говоря. Вернее, клеиться-то как раз пришлось. Много километров уже прошёл мой катамаран прежде, но вот гондолу пробил впервые. На подходе к посёлку стали искать удобное место, где бы так встать на окраине, чтобы и не на глазах и в то же время, чтобы недалеко от посёлка. Потом ведь надо будет искать возможность уехать в Томтор. В результате сунулись в узкую протоку прямо уже на окраине посёлка и где-то на отмели, из которой торчало множество стёкол, но это мы увидели потом, и нашли своё очень острое стёклышко. Вода под правой гондолой забурлила и нам срочно пришлось выбрасываться на берег. И чтобы не торчать с этой бедой прямо в посёлке, выбросились на другой берег протоки. В результате оказались на острове, где потом пришлось провести целый день, ремонтируя гондолу. И уже только следующим днём, то есть 22-го июня снова встали на воду, ушли чуть ниже посёлка, где нашли удобное место для стоянки. И на Ысыахе мне побывать всё же удалось, но об этом расскажу в следующий раз. А пока несколько фотографий из посёлка Оймякон, чтобы вы имели представление как там всё выглядит.

    Для начала несколько пейзажей с берега на окраине посёлка, где остановились, чтобы дальнейшее не казалось таким уж грустным.

    В Оймяконе проживает около 500 человек и это животноводческий посёлок. Основным же посёлком Оймяконья считается всё же Томтор, несмотря на то, что административный центр Оймяконского улуса — Усть-Нера.

    Новое здание администрации.

    Местный супермаркет. Вроде бы здесь всего пара магазинов, режим работы которых очень ограничен по времени. С ассортиментом ознакомиться не удалось, но догадаться можно.

    А вот сметанки местной отведать удалось, очень даже хороша. Тут что-то даже вроде молокозавода имеется.

    Говорят, за зиму один дом потребляет несколько грузовиков дров.

    А вот мобильной связи в посёлке до сих пор нет, хотя в ближайшее время вроде планируют. Есть только в Томторе. Помнится, в 2010-м не было и там.

    продолжение

    Автор СЕРГЕЙ КАРПУХИН

    Якутэтноэксп. Часть II

    Якутэтноэксп. Часть II

    Экспедиция не случайно была назначена на зиму. Дело в том, что зимой в Якутии все замерзает, включая реки. А реки являются единственным способом проехать между основными пунктами назначения. Реки зимой превращаются в дороги. Их чистят, на них ставят дорожные знаки. Зимой происходит «северный завоз» — доставка всех необходимых товаров, топлива, материалов на целый год.Весной дороги тают, а летом их просто нет. В некоторых местах летом работают понтонные переправы. Но наш маршрут летом был бы неосуществим. ...

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 1.

    Кратер Попигай — метеоритный кратер в Сибири, в бассейне реки Попигай, делит четвёртое место в мире по размеру с кратером Маникуаган в Канаде.Диаметр кратера — около 100 км, расположен он на севере Сибири, частично в Красноярском крае, частично — в Якутии. Территория кратера практически не заселена, единственный населённый пункт — посёлок Попигай — находится в северо-западной части кратера на расстоянии около 30 км от его центра....

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть пятая.

    Следующим днём первичные эмоции улеглись. Окружающий мир теперь воспринимался более взвешенно. Каждый из нас занимался своим делом. Виктор устраивал хозяйственные дела, а также изучал близлежащее пространство на предмет флоры и фауны. С фауной здесь оказалось не так богато. Всего одна утка на небольшом озерке, да и та близко не подпустила. Свежих следов крупного зверя не видно, наверное, все ушли ниже. Неподалёку в лесу есть следы стоянки оленеводов....

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.

    Попигайский кратер - по следам катастрофы. Часть 2.

    Рассоха. В окрестностях нашего первого лагеря оказалось несколько озер, которые мы решили осмотреть на наличие гольца. В частности озеро Угун-Кюель, имеющее сток в Рассоху, давало все шансы стать гольцовым. На следующий день после нашего прибытия первым делом собрали лодки и опробовали моторы. Японская техника не подвела. В середине дня отправились на ближайшее озеро в 3,5 км от лагеря. На севере Анабарского плато древесной растительности значительно меньше чем южнее — в бассейне Котуйкана. Лиственничники в основном тянутся вдоль русла...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть четвёртая

    А вот от места ночёвки в кустах дальше совершенно открытое пространство. И погода, кажется, испортилась навсегда. Идём сквозь дождь со снегом. К середине дня дошли до поворота реки, напротив перевала на Тыры. Следы двух поляков постоянно встречались до этого места. Здесь ещё удалось нащипать веточек с кустов полярной берёзки и карликовой ивы. Благодаря заготовленным заранее сухим щепкам, получилось сотворить костёр. Дальше придётся обходиться без живого огня. Впереди кажущееся безжизненным пространство в каменном коридоре неглубокого...

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.

    Хребет Сунтар-Хаята. Фотоэкспедиция. Часть третья.

    После Угамыта следующим значимым, и очень ожидаемым пунктом на пути, были указанные на карте избы. На карте их местоположение обозначено на нашем, левом берегу Сунтара, в двух километрах ниже устья левого его притока – Колтоко. Мы с вожделением шли к этим избам. Не делали днёвок, в надежде, что там есть баня и там можно полноценно отдохнуть. Похоже на ожидание большого праздника....

    Комментарии (0)
    Информация

    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2024