Меню пользователя Написать статью Добавить видео Регистрация Войти

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

В гостях у сказки, или страна непуганых ленков

5213 просмотров

Начались неприятности с того момента, когда за неделю до старта пришлось по независящим от нас причинам кардинально менять маршрут. Обзвон знакомых, имеющих хоть какое то отношение к Якутии, обзвон знакомых знакомых, и всё это тогда, когда уже билеты на руках, и счёт до старта идёт на часы и минуты — нервные клетки убиваются на раз. Но вроде всё решено, оговорено, и мы 29.08 заблаговременно с рюкзаками и тубусами стартуем в аэропорт, где нас ждёт ещё одна неприятность — рейс задерживается на неопределённое время… Сидим в кафе, поглощаем кофе, смотрим на часы, волнуемся. Звоним в Якутск Нюргуну — человеку, который должен нас встретить и познакомить с проводником — абонент недоступен. Начинаем седеть раньше времени… Диктор по матюгальнику объявляет — пассажиры рейса Новосибирск-Якутск, вас ожидает на выходе из аэропорта автобус до гостиницы Новосибирск. Состояние шоковое, нервы на пределе. Едем обратно в город, заходим в гостиницу, где на ресепшен узнаём, что самолёт наконец-то прибыл, и до вылета три часа.

Успеваем принять душ в халявном номере, и снова в аэропорт — рейс задержали на 8 часов… Зато проводник с Якутии наконец то вышел на связь. Хоть что-то хорошее… Регистрация, ещё полчаса томительного ожидания, и мы в самолёте. Разгон по бетонке, отрыв, лайнер начинает набор высоты. Поехали… Откидываю голову на подголовник, закрываю глаза, вспоминаю, как всё начиналось…

Ещё пару лет назад, сидя на берегу ленивой Оби после очередной рыбалки, мы мечтали о какой-нибудь поездке на неизведанные и новые места, будь то Монголия, Якутия, или Сахалин… Север Томской области нас уже на тот момент не прельщал обилием надоевших в НСО щук. Горный Алтай так же не рассматривался из-за обилия туристов. С выбором региона для экспедиции нам очень помог небезызвестный на нашем сайте Николай Анатолич «Якут». Начитавшись его рассказов, мы просто «заболели» идеей посетить сказочные места Якутии, где девственные леса, непуганые мифические ленки и таймени…

— Наш самолёт набрал высоту 11000 метров, за бортом -50 градусов, экипаж желает вам приятного полёта! — голос бортпроводника вернул меня в сегодняшний день. Расстегнул ремень безопасности, вставил в уши наушники… — It’s the Final Countdoun — голос Джоуи Темпеста звучал жизнеутверждающе… Снова закрываю глаза.

Почти год назад мы с Гриней решили, что просто сидеть и мечтать — мало, надо действовать. Начали активно собирать информацию, обрастать знакомствами, рассматривать различные варианты, изучать карты, историю, мифологию Якутии… Весной твёрдо решили — экспедиции быть. Загодя, в конце июня, взяли билеты, на которых было красиво выведено — 29.08.2014г 22-00 рейс Новосибирск-Якутск. Это была точка невозврата…

Шасси коснулись бетонки. Мы в Якутске!!! В аэропорту нас встретил наш новый знакомый Нюргун — неунывающий улыбчивый и располагающий к себе человек. Потихоньку начинаем успокаиваться, напасти вроде миновали, едем на рынок, закупаем провиант и недостающие мелочи для автономного путешествия, и вот 80й крузак Нюргуна мчит нас на север по намскому тракту к великой и могучей Лене… Дорога заканчивается, и появляется Она…

Тут же нас встречает наш проводник Петро — коренной эвенкиец, охотовед, человек леса, любящий и уважающий природу, бережно и чуточку религиозно к ней относящийся…

Петро нас маленько расстроил, сказав, что сегодня на запланированную реку с редким для этих мест русским названием Белянка мы не попадём — на Лене надвигается шторм, и нам надо торопиться, чтобы хотя бы успеть дойти до местной перевалочной базы охотников на правый берег реки. Надо сказать, что Лена в тех местах ничуть не меньше в ширину нашего водохранилища, и шторма там не шуточные, сам видел. Кстати, измеряются в баллах, как на море, и в прогнозах местных метеорологов указываются.

Хоть и торопимся успеть дойти до базы до шторма, но в устье Алдана делаем обязательную остановку — Петро просит нас положить на воду по бутерброду с маслом. Это приношение Байонаю, местному покровителю рыбаков и охотников.

На базе заселяемся в уютный домик, ужинаем, и ложимся спать — после всех перипетий и почти суток без сна вырубаемся довольно быстро.

С утра, пока Гриша с Леной спят, готовлю нехитрый завтрак, попутно обсуждая с местными охотниками варианты заброски на Белянку. Охотники качают головами, сильный шторм, ветер, а до устья Белянки по Лене 40км, даже баржи стоят на якоре в такую погоду… Как запасной вариант, рассматриваем небольшой приток Лены в 200м от базы, там по рассказам успешно ловится хариус и некрупный ленок… Гриня после завтрака схватил спиннинг, и побежал туда на разведку, откуда вернулся довольный — словил таки щуку на двушку… Местный охотник взахлёб рассказывает друзьям — я думал, он её помыть в воду опустил, а он просто её отпустил, представляете? Отпустил!!!

Приходит Петро, и даёт команду собираться — по одному ему известным приметам ветер вот вот должен ослабеть, и сегодня наша задача дойти до Белянки, и начать подъём в горы. Нам повторять не надо, грузимся в огромный 555й солар с водомётным тохой50 (движки с меньшим объёмом на Лене не котируются), и вперёд! Как говорит Леночка Безменова, навстречу приключениям опаздывать нельзя!!!

Сквозь бури и грозы летит наш фрегат, раздвигая опавшие листья… Спустя два часа мы у устья Белянки, там встречаемся еще с одной лодкой и двумя сопровождающими — серьёзные якутские дядьки с ружьями и охотничьей лайкой сопровождали нас весь сплав, везли канистры с бензином, занимались мелкой работой по лагерю…

Идём вверх. Петро рассказывает нам про реку, показывает выходы вечной мерзлоты, рассказывает, что давным давно, при СССР, он был стоматологом, а потом с развалом союза ушёл в лес, выбил себе охотничий участок, и на данный момент работает охотинспектором, заодно подрабатывает гидом у туристов…

Так за разговорами, минуя перекаты, мы прибыли к месту первой стоянки. В планах была дозаправка, чай, и дальнейший подъём в горы, но с нами же был Гриня… Который тут же схватил ультролайтовый спиннинг, и возбуждённо ускакал к перекату, откуда скоро вернулся страшно довольный, гордо размахивая добытым хариусом. Петро тут же сделал малосол, хариуса схомячили в момент, и двинулись дальше.

Первая ночёвка на реке подарила нам и первых ленков, причём счёт по ним открыла Лена. Получился каламбур — Лена поймала ленка на притоке Лены…

Утро нас встречает солнечной погодой. Завтракаем остатками ухи из ленка, и продолжаем подъём по реке, входим в предгорье, становятся видны вершины верхоянского кряжа… К вечеру добираемся до самой высокой точки нашего путешествия — начало Белянки, тут сливаются две речки, Мунья и Тагынжа. Встаём на днёвку.

Место лагеря с двух сторон определено перекатами, с противоположного берега скала и прижим с ямкой, тут гуляют ленки, что и доказывает Гриня, а чуть позже я… С сумерками клёв сходит на нет. Вскрытие показало, что брюхо ленков забито ручейником. Гриня опять берёт в руки ультролайт. Теряет пару мормышек, но всё-таки после очередного заброса побеждает ленка. Проводники смеются — кто же на такую удочку тут рыбачит...

На следующий день на лодке обследуем близлежащие перспективные места. Везде клюёт разнокалиберный ленок, клюёт на всё, блюфовские колебалки и блёсны на ура, к вечеру охотно берёт на мыша… Когда и мышь перестаёт работать, в ход идут воблеры. Пригодился 85й мираж, который неоднократно выручал меня на «домашних» речках, тут он тоже оказался актуален.

Начинаем светиться от количества поедаемой нами рыбы. Каких только рецептов мы за время сплава не напридумывали, варили, жарили, делали малосол… Петро угостил нас малосольной икрой-пятиминуткой из сига — впечатлило…

Но нас не оставляет надежда поймать мифическую рыбу — тайменя…

В среду решено начать спускаться вниз, по пути пробивая сплавом понравившиеся места.

К вечеру встаём на устье небольшого притока, отличная яма с обраткой, затишки в обе стороны — классика жанра… Пока я прокидываю ближайшую протоку, слышу сопение Грини за спиной, тащит хорошего ленка вроде… Хотя какой к чёрту ленок с таким белым брюхом и отливающей синевой спиной… Таймень!!! Вернее, таймешонок. Поздравляю друга с поимкой мифической рыбы, целуем, отпускаем… Эх, такого же бы, но чтоб раз в 10 (хотя бы) потолще!!!

До ночи хлестаем воду, но лишь вездесущие ленки изредка нарушают покой…

Стою по колено в воде, и ловлю себя на мысли, что вот уже пол часа я просто так, без всяких мыслей, смотрю на звёздное небо над головой… Полный отрыв от цивилизации. В голове вакуум. На душе покой. Счастье.

В 5 утра проснулся от того, что замёрзли уши. Кое как открыл замёрзший замок на палатке, вылез… На улице оказывается нешуточный мороз. На деревьях иней, катушки на спиннингах колом… Пришлось отогревать их на костре.

В Якутии очень хорошо чувствуется дыхание севера, в конце сентября по рассказам местных на реках уже образуются забереги, начинает выпадать снег. Надо сказать, что за всё время нашего путешествия мы увидели капризы якутской погоды во всей красе — каждый день она менялась… То дул сильный ветер, то шёл дождь, то как ни в чём не бывало светило всё ещё по летнему тёплое солнце… В один из вечеров, кажется во вторник, когда весь день лил сильный дождь, нам даже пришлось заночевать в охотничьей избушке, укрытой под пологом леса, которую нашли, возвращаясь с охоты, наши проводники. Просушили вещи и спальники.

Продолжаем спуск. Вдруг Петро резко бросает руль, хватает сайгу и с двух выстрелов укладывает двух крохалей влёт. Это произошло быстрее, чем мы вообще что то поняли — настоящий якутский охотник-профессионал.

Это был четверг. В пятницу мы должны были по плану выйти из тайги. Уже подкатывала к горлу грусть от предстоящего расставания с Белянкой, якутской тайгой, с суровыми северными людьми… Решено было организовать небольшой, но праздничный ужин. Петро сварил наваристую шурпу из крохалей, мы пожарили ленков в муке, разрезали последнюю булку хлеба… Один из наших проводников, тот, который с ушами, лапами, и хвостом, тоже не остался обделённым — головы ленка, кости от утки, потроха — под конец Талбон (так звали лайку) уже не мог твёрдо стоять на ногах, и лениво развалился чуть поодаль, грустно поглядывая на нас умными собачьими глазами…

Последний день спуска. Идём до Лены. Прокидываем спиннингами реку в надежде поймать хотя бы ещё одного тайменя. Это отчасти удаётся, на одном из перекатов опять же Гриня достаёт таймешонка, ещё мельче предыдущего, стряхивает его с крючка с добрым напутствием… Я же на следующей ямке достаю диво дивное — на не мелкую колебалку позарился самый настоящий сиг!

И тут Байанай решил продлить наше с ним общение ещё на пару часов — Петро маленько не рассчитал с бензином, и он кончился. До следующей заначки с канистрами нужно было пройти по прямой 6км, но это не учитывая извилистого русла реки) Сплавлялись по течению, любовались красотами тайги, грустили…

Заправились. Ещё пол часа, и мы идём вверх по Лене. Ещё пару часов, и мы видим 80й крузак на берегу, и по привычному довольное лицо Нюргуна… Сказка заканчивалась.

Заботливый Нюргун снял нам квартиру в Якутске, посвятил нам всю субботу, показывая город и достопримечательности, и в 5 утра в воскресенье посадил нас в самолёт.

Сухой СуперДжет заложил крен на правое крыло. В иллюминаторе мелькнули трубы ТЭЦ, знакомые очертания улиц… Толчок от приземления, самолёт покатился по бетонке. Грустные глаза Грини, и слова — ребята, а ведь мы всё-таки это сделали…

Тайга не может просто так вот взять и отпустить. Если ты там был, то она навсегда поселится в твоей душе и в сердце, и будет без конца манить тебя своей девственной красотой, простотой, и характером… Вот и я чувствую, что ещё не раз вернусь туда. Не зря же мы, выходя из Белянки, кинули по монетке в воду.

Всем хороших рыбалок, интересных приключений, и до встреч на водоёмах!

Источник: fish-hook.ru

Рыболовство у якутов

Наравне с земледелием, следует поставить у якутов рыболовство. Центры тяжести того и другого диаметрально противоположны: если первое быстро развивается на юге, подтачивая там безвозвратно устои древнего быта, то второе то же самое делает на берегу Ледовитого океана, в низовьях больших якутских рек, во влажной, богатой озерами северной части края, за горной стеной, что разделяет Якутскую область на две разные по климату половины....

ОХОТА И РЫБАЛКА В ЯКУТИИ САХА: ГДЕ И КАК ОХОТИТЬСЯ В ЯКУТИИ - ПРАВИЛА ОХОТЫ

ОХОТА И РЫБАЛКА В ЯКУТИИ САХА: ГДЕ И КАК ОХОТИТЬСЯ В ЯКУТИИ  - ПРАВИЛА ОХОТЫ

Охота и рыбалка в Якутии, пожалуй одно из самых экзотических охотничье-рыболовных направлений аутфита. Конечно, есть еще и Камчатка, но там все достаточно понятно и не так протяженно. А вот Якутия это некий безбрежный объем первозданной Природы с весьма суровым нравом, в котором порядки и расстояния этой охоты и рыбалки порой преодолеваются с великим трудом. Но тем, наверное, она и интересна эта первозданная охота и рыбалка, приправленная национальным колоритом. ...

Фестиваль подледной рыбалки в Оймяконе

С 22-24 марта в Оймяконском улусе прошел рыболовный фестиваль по подледной рыбалке на окуня. Главный организатор праздника — Сордоннохская СОШ, проводит подобное мероприятие уже не первый год. Обычно такое событие шло в рамках улуса, но учитывая, что нынче участие здесь приняли команды из Якутска и Сунтарского улуса, можно в какой-то мере сказать, что оно имело статус республиканского....

МУНХА. Зимняя рыбалка в Якутии!!! (Ловля карася зимой.)

На дворе середина ноября и сегодня я расскажу тебе о традиционной якутской рыбалке — мунха. Это, пожалуй, вторая по массовости якутская традиция, в которой принимают участие целыми деревнями. Погнали, покажу!  ...

Таймень

Таймень (якут. Бил, тиистээх(Олекма), Молодой таймень – Тиистээх уола(Олекма)) — род крупных лососёвых рыб. У мелких экземпляров на боках тела 8—10 темных поперечных полос, обычны мелкие х-образные и полулунные темные пятнышки. Во время нереста тело медно-красное. Распространен широко, почти во всех крупных реках и озерах Сибири и Дальнего Востока, также на Алтае, напр.: в реках Бухтарма, Курчум. Как и другие лососевые, таймень хищник, достигает 1 м и более длины и 60 кг веса. Сообщается, что в 1943 году в сеть на Котуе попался таймень весом в 105 кг и...

Традиционные занятия северных народностей

Охота  Народы Севера имели тысячелетний опыт добычи диких зверей и птиц, прекрасно знали биологию животных и особенности территории, на которой промышляли. Охота имела различные направления, способы и зависела от природно-климатических условий, сложившегося хозяйствено-культурного типа народа, его традиций, а позже — от спроса на некоторые виды охотничьей продукции. Как правило, на охоту выходили мужчины, а у эвенков, селькупов, хантов и некоторых других народов — женщины и дети.  ...