Написать статью Добавить видео Регистрация

Культурно-этнографический центр Нерюнгринского района
Заказать баннер 125х125
Авторский календарь 2017 - Пейзажи Якутии

Подписаться
Для добавления новости на сайт, нажмите "написать статью" в главном меню. В списке разделов выберите "Новости".
Принимаются материалы как либо относящиеся к Республике Саха Якутия. Статьи нарушающих законы РФ, реклама и спам публиковаться не будут.
Все статьи допускаются Администратором, поэтому публикуются не сразу, а несколько раз в сутки.
новости
Балерина из Якутии стала лауреатом престижного Международного балетного конкурса
Более того на гала-концерте девушка закрывала своим выступлением в партии Лауренсии весь 25 международный конкурс артистов балета. Большую роль в успех якутской балерины вложила ее педагог Мария...
новости
В Якутске начинаются субботники по санитарной очистке
Субботники проводятся в рамках трехмесячника по санитарной очистке, где участие принимают коллективы управляющих компаний, товарищества собственников жилья, трудовые коллективы предприятий и...
новости
Съемки документального фильма о возникновении Евразии начались в Якутии
"В Эвено-Бытантайском районе Якутии начинаются съемки документального фильма "Россия. Пути времени", который будет интересен не только россиянам, но и всему миру, так как показывает...
новости
В Якутии стадо бизонов выпустят на волю в начале ноября 2017 года
По словам министра охраны природы Якутии Сахамина Афанасьева, в данный момент идет подготовительная работа. Мероприятие произойдет в рамках года экологии и особо охраняемых территорий....
Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Беспокойный экспонат №2104

Рейтинг: 0 Голосов: 0 252 просмотра

    Заказать баннер 120х90

    Беспокойный экспонат №2104

    В Якутске существует легенда о шумном духе шаманки, которая не давала покоя вахтерам, охранявшим в ночное время Якутский объединенный музей истории и культуры народов Севера имени Емельяна Ярославского. Мумия шаманки выставлялась там с 1937 по 1998 год.

    Сообщения о музейном полтергейсте публиковались в местных газетах, невероятные подробности мистических событий передавались из уст в уста. Автор статьи услышал рассказ о беспокойном экспонате под номером 2104 от сотрудников Отдела вневедомственной охраны УВД...

    Требуется погребение!

    В ночное время вахтеры музея слышали в здании шаги, шум, стуки, вздохи и даже сетования древней покойницы из-за того, что ее тело «не хоронят, мучают душу, издеваются». Иногда в залах начинали погромыхивать шаманские бубны. Не на шутку перепуганные вахтеры категорически отказывались от работы в ночное время, и службу по охране музея передали в ведение органов милиции. Но даже бывалым милиционерам служба в музее не показалась сахаром.

    Мумия лежала под стеклом в деревянной витрине. На особо впечатлительных посетителей она действовала плохо: ввалившиеся глазницы и рот, иссохшие руки, почерневшие пальцы производили удручающее впечатление… А каково было одиноким вахтерам в ночное время, когда они слышали гулкие шаги и вопли в пустом здании! По словам одного из сторожей, он «запирался в своей комнатушке и лихорадочно вспоминал все молитвы Богу!»..

    Более того! Оказывается, она во снах являлась некоторым посетителям музея и требовала захоронить ее. Об этом есть записи в «Книге отзывов». В 1998 году по ходатайству искусствоведов и администрации села Суола Мегино-Кангаласско-го района Якутии была создана рабочая экспертная комиссия. Министерство культуры издало приказ о списании музейного экспоната «… в связи с физиотехническим устарением, участившимися случаями негативной реакции со стороны посетителей». Обряд погребения останков шаманки был совершен 14 апреля 1998 года.

    Молчание музейных работников

    Автор статьи затеял провести собственное расследование этой истории и отправился в музей. Кассир, узнав, что меня интересует, посоветовала обратиться к старшему научному сотруднику, та переправила к главному хранителю, затем к заместителю директора. Ощущался налет административного сопротивления: чувствовалось, что работники музеи не хотят делиться информацией. Меня попросили даже написать заявку на имя директора — мол, позвольте ознакомиться с материалами, касающимися загадочной мумии.

    В конце концов, я оказался у директора музея — Егора Спиридоновича Шишигина — краеведа и музееведа, исследователя истории Русской православной церкви, а также духовной культуры народов Якутии. К моему удивлению, Егор Спиридонович встретил меня приветливо. В беседе с ним выяснилось, что тревожащая людей по ночам беспокойная мумия — «экспонат №2104» — это вовсе не шаманка!

    Забегая вперед, отмечу: несмотря на распоряжение директора, сотрудники администрации музея нашли различные предлоги, чтобы не дать мне ознакомиться с материалами, касающимися таинственного экспоната! Ни фотографий, ни документов, ни файлов! Просто посоветовали мне самостоятельно поискать в библиотеках соответствующую литературу по истории края. И все же из административного корпуса я вышел с солидным багажом информации — сказался опыт работы в органах МВД. Теперь все по порядку...

    Женщина была язычницей, но не шаманкой

    В 1937 году Якутский областной музей им. Емельяна Ярославского на гребне волны борьбы с религией в Стране Советов организовал археологическую атеистическую экспедицию. Целью экспедиции были раскопки трех могил XVIII века, находившихся на территории Первого Моюрукского (ныне Мегино-Кангаласский улус) и Чалгинского наслегов, в местности Кисьтербит. Там в незапамятные времена были захоронены родоначальник моюрукских якутов Ага Уос Дьорхо, его невестка, его дед Иделыи и дядя Акатта.

    Неподалеку от захоронения археологи раскопали массивное надмогильное сооружение, под которым были обнаружены два погребения — сына Дьорхо Муруку и его супруги. Всего экспедиция вскрыла девять могил. Хорошо сохранившиеся вещи и мумия невестки Ага Уос Дьорхо — инвентарный номер 2104 — и стали экспонатами якутского музея.

    Надмогильное сооружение было выполнено в виде памятника типа чардаат. Само название «чардаат» означает «чердак», или «ограда вокруг могилы». Получается, погребенная женщина не являлась шаманкой. Шаманов хоронили не в земле, а в подвешенной над землей колоде -арангасе. Она была язычницей — ее руки вытянуты вдоль туловища. В могиле находились чорон (якутская посуда), седло, украшения, бытовая утварь — женщина была из богатой семьи. По древним якутским языческим верованиям, покойным «по ту сторону бытия» требовались еда и питье, ведь они продолжали жить в «иных сферах».

    Надо отметить, что традиционно якутские захоронения представляли собой только арангасы, но Екатерина Вторая запретила надземные погребения, и якутов стали хоронить в земле. Значит, найденные погребения были созданы уже после 1763 года.

    А шаманов народ продолжал хоронить в арангасах.

    Родовое проклятие

    Директор музея Егор Спиридонович рассказал также следующее. «С попустительства Министерства культуры», несмотря на энергичные протесты музея, мумию этой женщины и весь погребальный комплекс в конце концов передали родственникам, которые и совершили перезахоронение в 1998 году. Родственники утверждали: «Тело нашей прародительницы лежит на всеобщем обозрении в музее. Потому в нашем клане спивается молодежь, люди рано умирают. Мы требуем вернуть мумию нам, чтобы предать ее земле. Мы желаем достойно захоронить останки нашей прародительницы, чтобы снять родовое проклятие»...

    При перезахоронении семья постаралась соблюсти все традиции: на месте бывшей могилы сделали новый бревенчатый сруб традиционного языческого памятника — чардаат, провели соответствующий обряд.

    Позже другие источники сообщили автору статьи, что родственники поначалу выкрали мумию из музея. И только после этого республиканские власти, не предавая дело широкой огласке, документально оформили официальную передачу останков. Скандальное разбирательство старинного клана с правительством тянулось примерно полгода и было засекречено. Возможно, это тоже являлось причиной отказа мне в ознакомлении с музейной документацией.

    Не миновать беды!

    При захоронении мощей в апреле 1998 года, по приглашению родственников потомков погребаемой, присутствовала Эдьиий Дора — известная якутская ясновидящая и целительница — Федора (Дора) Иннокентьевна Кобякова.

    Она сообщила присутствующим, что дух прародительницы говорит ей: «Этой весной на ближних речках и озерах нельзя охотиться на дичь, на уток, ибо в них будет находиться часть моей души. Если кто нарушит мое требование, тому не миновать беды!»

    На похоронах присутствовал прибывший из села Табага некто Василий Языков. Он по какой-то причине не предупредил своих детей о запрете на охоту, и той весной его сын все же подстрелил утку. И трагедия не замедлила последовать: его дочь — школьница — вскоре покончила жизнь самоубийством. Древнее проклятие рода продолжало действовать!

    Черти на ферме

    Директор музея предположил, что в постсоветское время якуты стали чересчур суеверными, появилось множество экстрасенсов, возродились языческие обряды, поклонение различным духам, преподношение даров языческим божкам, и многое другое. Но лично он, будучи христианином, воспринимает все эти обряды не как проявление религии, а больше как якутскую народную традицию. Даже русские охотники, бывает, не гнушаются привязать в тайге лоскуток материи к ветке так называемого шаман-дерева.

    Тем не менее Егор Спиридонович признает: нечистая сила, бывает, может себя каким-то образом показать. К примеру, жители местности Бырама Мегино-Кангаласского района принялись утверждать, что на ферме у них орудуют черти. Для очистки фермы из Якутска были вызваны священники. Поначалу священнослужители были настроены весьма скептически, но после проведения обряда были вынуждены признать, что деревенские правы — в коровнике присутствовали абаасы — черти. После молитвенных обрядов очищения нечисть покинула это место.

    Однако в конце беседы относительно музейного шумного «экспоната №2104» Егор Спиридонович совершенно серьезно сослался на «избыточную впечатлительность» ночной охраны музея. Возможно, он что-то скрывал; вспомним откровенное нежелание администрации ознакомить меня с материалами относительно «шумной мумии». Но и рассказанное впечатляет!

    Андрей ЕФРЕМОВ

    источник: paranormal-news.ru

     

    Похожие статьи:

    Шаманы, духи и божества народов севера

    Шаманы, духи и божества народов севера
     Коренные якуты издревле верят в Айыы, в духов Огня, Воды, Земли, Охоты, Дома. Во время моей поездки мы не раз спрашивали о религии, встречаясь с разными людьми, многие рассказывали очень интересные и новые вещи, что стало стимулом прозондировать вопрос чуть глубже по возвращении домой. Конечно мы интересовались, кто же такие настоящие якутские шаманы, существуют ли они на самом деле и какими способностями обладают.Также мы побывали в этно-усадьбе семьи Атласовых, где хозяйка Валентина Иннокентьевна показала нам несколько традиционных...

    Якутская мифология и шаманы

    Якутская мифология и шаманы
     Миф. Это слово, вкладывая в него различное значение, используют ученые многих специальностей — фольклористы, этнографы, историки, философы и т.п., а также политики разных времен. Общее, пожалуй, в этих определениях то, что миф символизирует вымысел, ошибочное объяснение. Для тех, кто создал миф, он является истиной, частью знаний об окружающем человека мире, о жизни человеческих общностей различных уровней. Так, миф о первопредках, о знаменитых героях и др. были для каждого этноса частью исторических преданий и рассказов. Именно поэтому...

    Религиозные представления и верования народов Сибири и Дальнего Востока: шаманизм, буддизм, христианство

    Религиозные представления и верования народов Сибири и Дальнего Востока: шаманизм, буддизм, христианство
     На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы...

    Костюм шамана

    Костюм шамана
     Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия.  ...

    Сэргэ-коновязи

    Сэргэ-коновязи
     Сэргэ или коновязь – одно из довольно широко распространенных культовых сооружений на святых местах Трансбайкалься. При этом однозначно можно сказать, что этот вид маркировки сакрального объекта относится к шаманской традиции. У Манжигеева они описаны как боогэй сэргэ (т.е. шаманская коновязь) – «деревянные или каменные столбы у дороги, мимо которых следовал кортеж, едущий хоронить шамана. У них путники делали возлияния вином умершему шаману» [Манжигеев, 1978: 25], Конопатский, исследовавший памятники древности на о.Ольхон на 70-е гг. XX в.,...

    ОСТОРОЖНО: ШАМАНСКИЕ МОГИЛЫ

    ОСТОРОЖНО: ШАМАНСКИЕ МОГИЛЫ
     Леденящая кровь тема – шаманские захоронения. Сколько легенд о них ходит по Якутии, сколько мистики в этой теме, которая даже в ХХ1 веке, теперь уже при помощи новых технологий распространяется по миру и не перестает волновать любого, в ком есть хоть капля древней крови саха....
    Теги: шаман

    наши друзья

    Округ-ТВ


    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    Счетчики

    Яндекс.Метрика